Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой, сразу же после их возникновения. Таким произведением и является картина Менины. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года.
«менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, – результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо.
Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.
«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел именуемый Портрет семьи Филлипа IV, впоследствии названного Менины, а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.
Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. — «Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной». Эта техника известна также как «эффект Дросте».
К нему мастер обращался и ранее. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Его новая слава давала ему больше работы по заказам.
Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. Всякое нарушение границы в этом случае ощущается зрителем как вторжение в его собственный мир и, одновременно, как включение созерцающего в мир живописного изображения.
Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Отсюда не только их малочисленность, но также их особый характер – многие картины следует рассматривать как этюды, часто даже не завершенные.
Ни один из предыдущих портретов не источал еще таких переливов серебра, такого сияния золота, такого слепящего глаз мерцания алмазных звезд, стрел, эгретов, ожерелий, подвесок. От нестерпимого блеска взор зрителя буквально спасается в ту тень, которая окутывает фон портрета он отдыхает на картинах, уходящих куда-то ввысь позади королевского семейства, а затем концентрируется на прежде почти неприметном лице художника, глядящего прямо на нас поверх голов венценосных моделей. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины.
Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).
В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. светотенью, красками. Все зависит от точки зрения.
Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. А почему в мастерской находится инфанта. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Короля и королевы не видно.
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник.
Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».
Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
4. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов.
В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. Я себе, – пишет он другу в том же году, – действительно налаженную жизнь. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой.
Гойя делает шаг в продолжение стратегии Веласкеса: если Веласкес констатировал смерть Предмета, то Гойя констатировал смерть Героя, а вслед за этим и смерть Автора. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Но он по-прежнему одинок. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов.
Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Ей одной предоставлено здесь достаточно свободного места, остальные подчас просто теснятся. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Его новая слава давала ему больше работы по заказам.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. Куда больше распространены две другие точки зрения. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре».
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Стремление создать иллюзию единства мира реального и изображенного характерно для западноевропейского искусства XVII века.
Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного. Карликов писали в Испании и до Веласкеса.
Оба поворачивают культуру лицом к реальности. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. У Гойи нет героя, его герой – сама картина, то есть, сам визуальный язык. Зеркало, прежде всего представляет собой оборотную сторону большого полотна изображенного слева, скорее, даже не оборотную, а лицевую сторону, так как оно показывает в фас то, что скрыто положением этого полотна.
Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события. Гойя создал за свою долгую жизнь семьсот картин, пятьсот рисунков, двести пятьдесят офортов, в которых вечно живут революции, войны, дегенеративные и жестокие короли, лживые и жадные аристократы, зловещие молодящиеся старухи, храбрые тореро и прелестные махи — все самое героическое и все ничтожное и фальшивое в человеке.
Столица открыла ему новые возможности. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Он прекратил посещения собраний в Академии Сан-Фернандо и работал над Глупостями, своей последней большой серией гравюр, над теми самыми, в которых критика и сатира Лос Капричос достигла своей крайности, предлагая галлюцинаторное и кошмарное видение мира. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Испанская знать не жаловала новую королеву. Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43).
Ему 57 лет. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
«Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. «От глаз художника к объекту его созерцания, – пишет М. Фуко, – властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату.
Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. На это указывает отражение в зеркале. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания.
Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Дети, которые рождались в этом браке, быстро умирали и инфанта Маргарита была на тот момент их единственным ребенком. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик.
Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего. Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Целое образует систему взаимопроникающих друг друга миров или, словами философии XVII—XVIII веков, монад. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола.
Он столь удачно исполнил тут портрет короля, что был немедленно назначен королевским живописцем и очень скоро получил во дворце и мастерскую и жилье. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. СПб., 1994, с. 42).
Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. Нижняя половина картины занята фигурами. Я себе, — пишет он другу в том же году, — действительно налаженную жизнь. Оптика взгляда художника – вот что интересует Веласкеса больше всего. Однако это положение требует оговорок и поправок.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Оставаясь на месте, он повторяет реальными и темными объемами своего тела мгновенное движение фигур, пересекающих комнату, проникающих в зеркало, отраженных в тем и проецируемых обратно в облике видимых, новых, тождественных сущностей. Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. La carta del navegar pittoresco. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Каждая обладает своей правомерностью. Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. Король Испании и Португалии Филипп IV и его вторая жена королева Марианна Австрийская отражаются в зеркале на дальней стене. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ).
Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. 9. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Оба произведения выполнены в разных манерах. Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, – с его покровителем. Не сочтя возможным показать столь важных персон за столь незначительным занятием, Веласкес, в то же время превращает королевскую чету в простых зрителей картины, а на первом плане помещает фигуры шутов, которые как бы приравниваются к представителям знати степень внимания к ним художника.
Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра».
Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи.
(Колпинский Ю. Ф. Она вызвала на состязание Афину.
Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. — «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini.
Вы дали себе труд родиться, только и всего. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.
Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, — с его покровителем. С. 41).
«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире.
В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. К нему мастер обращался и ранее. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. Здесь отыскиваются корни поверья, что разбитое зеркало означает грядущее несчастье или даже смерть человека, который им пользовался. С. 39). На картине ей 5 лет.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.
«Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). 5. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. И все же оно нарушено. Живопись не копирует реальное пространство, объемы, а выражает отношение человека к этому пространству, которое зависит от его переживаний, настроений. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.
«Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Картина оказывается местом скрещения двух сфер. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот».
Но и у Веласкеса и у Рембрандта роль главных персонажей несколько обесценивается фигурами случайными. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы.
Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты.
Наконец, Веласкес открывал новые возможности в парадном портрете, прозревал в нем новые жизненные потенции. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я».
И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». В одном письме другу Гойя писал об аудиенции у короля, сообщая с удовольствием, что не смог скрыть всех почестей, которые благодаря Богу, он получил от короля, королевы и принцессы, показав им картины, добавляя: я поцеловал их руки, никогда не испытывал так много счастья. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров.
Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения.
Знатное происхождение, состояние, положение в свете, видные должности — от всего этого не мудрено возгордиться. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. 1.
Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Поскольку он был человеком, не любившим патетические жесты, очень молчаливым и сумел прожить жизнь без приключений и судорожных порывов, мы склонны забывать о сознательной революционности его таланта. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же.
«Свет мой, зеркальце, скажи». Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение.
Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. И это не потому, что Веласкес им прямо подражал, а потому, что в самой структуре их он находил нечто содействующее воплощению его замысла. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Вы дали себе труд родиться, только и всего. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой.
Это его единственный достоверный автопортрет. 2. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании.
Исключение открывает нам причину. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. А Гойя, утрировав все его признаки, превратил почти в пародию, сделал сам принцип парадности, поддерживаемый только самоуверенностью, показным богатством да привычкой властвовать, чем-то сугубо неестественным и даже нестерпимым, раздражающим, отталкивающим, устаревшим.
Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. 6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором.
Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. И творчество побеждает.
Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Знатное происхождение, состояние, положение в свете, видные должности — от всего этого не мудрено возгордиться. «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Оба поворачивают культуру лицом к реальности. С точки зрения каждой меняется значение целого.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего.
Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют.
Для посвященных получалось так, что князь мира незримо присутствовал в этом портрете членов испанского царствующего дома. Но делают они это с противоположным смыслом. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Его фрейлины могут содержать мотивы злобы и агрессии, гофмаршал предстает то зловещим черным силуэтом, то символом христианского страдания. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы.
Но не это главное в полотне. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут».
Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», – в самом произведении передать единство изображенного пространства. В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены.
Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века. 3. Но делают они это с противоположным смыслом.
Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Слева на переднем плане инфант Фердинанд.
Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
" – "Если вы хотите знать правду, то Рафаэль мне не нравится". Итак, время действия – 1656 год. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. А с другой – сам бросает вызов богам. Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». То есть король вступил в инцестуозные отношения. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев.
Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
Нац. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Искусство вечно. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов.
Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе.
Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин».
Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу.
У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Разумеется, нет. В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Загадка заключается в другом.
Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. Находится в музее Прадо в Мадриде. За пределами холста или внутри него.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Художник в различные исторические эпохи отражает действительность, жизнь людей в соответствии со своим отношением к ней. Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье.
Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. С. 34).
«Он — гений неучтивости» (Там же. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
Картина «Менины» явным образом построена. 13 и 14. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты.
В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», – огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же.
Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Всякое отражение, по поверьям древних, есть прямой аналог того, что отражено и воздействие на отраженное эквивалентно воздействию на отражаемое. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. Наконец таинственная игра его волн вызывает уже отмеченные метаморфозы главных персонажей картины — превращение короля в огромное ракообразное, королевы в жабу, старшей инфанты Марии Хосефы в подслеповатую птицу и т. д. Лондон. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию.
Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. Было ему тогда двадцать три года. Афина и Арахна.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов.
В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.
Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Инфанта являемся функцией короля.
Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года.
В выражении лица художника, в его несколько отрешенном взгляде отмечено то особое состояние самоуглубленности, которое наступает в момент творчества. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине.
СПб., 1994. В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето.
Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». С. 219). Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна. Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието.
La carta del navegar pittoresco.
СПб., 1994, с. 42). Гойя — сложный и очень неровный художник. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку, при дворе заводили шутов и карликов. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Гойя развенчивал величие, будто повторяя едкие слова знаменитого монолога Фигаро:. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.
Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV.
Задачу его можно определить как создание образа, способного на одном холсте объединить различные сферы бытия: образы искусства, классический миф, светскую сцену и смиренную прозу из трудовой жизни человека. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют.
Жизнь во дворце король упорядочил до мелочей настолько, что правила дворцового этикета больше походили на воинский устав внутренней службы. Подобно тому, как Декарт сводит мышление к рациональному, Веласкес сводит живопись к визуальному. Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). С. 330).
И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо.
Но даже королевская чета не абсолютна. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах».
Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины».
Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Попытка толкования картины Веласкеса как чистой мифологии с тенденцией прославления искусства, так же мало убедительна, как и обратная попытка толковать ее как чисто документальный жанровый, трудовой мотив с социально-демократической тенденцией в духе Курбе или Милле.
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции.
Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука.
Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм.
Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара.
Я никому не прислуживаюсь. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. У Гойи нет героя, его герой — сама картина, то есть, сам визуальный язык. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Но смотрит и художник.
СПб., 1994. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. Я никому не прислуживаюсь. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут».
Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Это сцены из жизни простых людей. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен».
Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета.
В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Venezia, 1660, p. 58). Та послала за водой Николасито.
Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки.
Ее головка приходится строго в середине огромного полотна, в перспективной точке схода и все это выделяет ее фигуру из ее пестрой свиты. Есть и философские интерпретации.
Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. думаете, что вы сильные мира сего, так уж, значит и разумом тоже сильны.
В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Venezia, 1660, p. 58).
С. 329), но здесь и зритель. Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы.
М., 1995. Исключение открывает нам причину. Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события.