«менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Сегодня мы сделаем шаг навстречу познанию еще одного невероятного мира – мира великого испанского художника Диего Веласкеса и его работы «Менины» из музея Прадо в Мадриде.
Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году.
В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами.
Выпуклое фламандское зеркало неожиданно «всплывает» на полотне Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» (1598). Считается, что здесь оно выступает символом тщеславия держащей его Марфы. Есть и философские интерпретации. Вдали виднеется фигура гофмаршала. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Но это было обязанностью художника, поскольку каждые три года ее портреты отправлялись в Вену ее жениху – будущему императору Леопольду I, который приходился ей родным дядей и кузеном одновременно. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающее толкование символики этой чудесной картины. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом. Эта техника известна также как «эффект Дросте».
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Ему 57 лет. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. «Свет мой, зеркальце, скажи».
Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. И вот вырвалась наружу. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.
Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Это они отражены в далеком зеркале, к ним почтительно обращены взоры придворных им предназначен не лишенный детского кокетства взгляд маленькой инфанты, в них отступив от полотна, вглядывается художник.
Здесь этот оксюморон вполне уместен. Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении воскликнул: «Где же картина. ». Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Испанская знать не жаловала новую королеву. Лица обеих групп реальны. Гвардамучачас Марсела должна была встать рядом с инфантой и проследить за тем, правильно ли инфанта глотает воду, чтобы, к примеру, принцесса в спешке не поперхнулась. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Но вот зеркало В черном зеркале отражается одна свеча. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Арахна выткала свой самый лучший ковер, но разве сравнится земная нить с небесной нитью богини. Можно догадаться, как обыграли бы подобную ситуацию фламандцы. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам. У героини – руки в боки (левая рука, по крайней мере, точно), а в зеркале как. Только в одной Вене хранится 5 портретов девочки в разных платьях. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.
В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Почему они собрались вместе. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует.
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей. Само слово «менины» означает с испанского «фрейлины». Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. На это указывает отражение в зеркале. А в зеркале надо бы дать смазанное изображение, как у Веласкеса.
Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Их фигуры остались за границами картины, но практически все герои обращены в их сторону. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Итак, время действия – 1656 год.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. 13 и 14. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом.
Полотно Жоржа де Ла Тура «Кающаяся Магдалина со свечой» (1635) – прорыв в иную «зеркальную» реальность, реальность XIX – XX вв. Ей всего пять лет. Загадка заключается в другом. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног».
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Но что он рисует. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Находится в музее Прадо в Мадриде.
Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Неслучайно, творчество художника было открыто лишь в 1940-х гг.
В результате получилось (не нарочно, конечно) фатально-отрешенное выражение лица, придающее картине неуместно философский смысл: мол, не до зеркала мне. Размытые границы центра, нетвердый акцент игра противоположностей (черного и белого, красивого и уродливого, реального и призрачного) заставляют зрителя блуждать взглядом по картине, попадая в разные пространства и заходя прямо вовнутрь картины. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Но здесь возникают новые вопросы. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Короля и королевы не видно. Разумеется, нет. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. 3. 9. Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности.
– девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая.
На редкость курьезна картина «Женщина перед зеркалом» (1670) малоизвестного голландца Франса Миериса. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). А между тем, с позой-то полный конфуз вышел. На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Та послала за водой Николасито. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Картина стирает границы пространства и времени. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. 1. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Спрашивается, зачем художнику вообще понадобилось зеркало. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.
И его легко можно понять. Так нет же – автор полез в портретисты. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Но не это главное в полотне. Фигура карлицы. Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»).
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. Все это важные и необходимые персоны свиты испанского королевского двора, которых очень правдиво изобразил Веласкес. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
Так, Поль Лефорт считает, что полотно вообще лишено сюжета и представляет собой что-то вроде моментальной фотографии. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Веласкес раздвинул пространство своей картины за пределы картины, рекурсии, времени и самой реальности. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Рядом степенно выступает уродливая карлица. Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ).
Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. Что здесь происходит. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.
Но это спокойствие весьма обманчиво. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Их позы и жесты живые, естественные. Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы. Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались.
Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Это привело к инцесту внутри семьи. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой».
Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Она вызвала на состязание Афину.
Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Веласкес Диего, великий испанский художник. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Эту надежду разделяет и сам Веласкес. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
2. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Это Веласкес. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. А с другой – сам бросает вызов богам.
В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Насколько итальянский Ренессанс опережал время, демонстрирует картина Бернардо Строцци «Старая кокетка» (1615). И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко.
Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. 4. Так это их изображает Веласкес. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Остальные: карлицы на переднем плане, два человека за Маргаритой, остановившийся вдалеке на лестнице гофмастер (управляющий двором), — пришли проследить за точным исполнением церемонии.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Но художник испугался своей смелости. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем.
Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Одна из придворных девушек подает инфанте красный кувшин с водой. А как все начиналось. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену.
Именно тихо. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Загадок оно не загадывает.
Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине. Это сцены из жизни простых людей.
Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам.
Если Веласкес задумал написать групповой портрет инфанты с приближенными, то зачем, спрашивается, он так расширил пространство изображения. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. 5. Но, может быть, это «Менины».
Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Это одна из тех загадочных картин, споры о которой будут идти бесконечно. Это таинственное полотно реализует давно задуманную мечту человека о машине времени. Встав перед шедевром испанского искусства в музее Прадо, человек XXI века вдруг ясно и восторженно осознает, что он больше не обязан быть здесь и сейчас, а свободен быть где и когда угодно. Такое волшебство путешествия во времени доступно каждому и в любой момент.
Как же не до зеркала при такой-то позе. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Куда больше распространены две другие точки зрения.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В таком наряде, весящем несколько килограммов инфанта даже не может свободно вытянуть руки вдоль тела. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста.
Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Всё правильно. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства.
Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Мольберт развернут от нас и мы не видим, что рисует художник. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Это ребёнок, лишённый детства. То, что до сих пор не в состоянии сделать ученые, художники открыли сотни лет назад.
Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Но в то же время лицо Маргариты одухотворенное и живое, в отличие от болезненного лица короля, напоминающего маску. На картине «Менины» в центре также стоит светлая фигурка Маргариты. Скорее всего это портрет королевской четы.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Например, полотно Петера Пауля Рубенса «Венера перед зеркалом» (1615). Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. А почему в мастерской находится инфанта. В первую очередь в этом нас убеждает автопортрет самого Веласкеса.
Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Затем Николасито принёс поднос с кувшинчиком и отдал его одной из менин, в данном случае, а возможно и всякий раз, Агостине. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Рубенс только собирался писать свою Венеру, а юный Веласкес и помыслить такого не мог, у Строцци же налицо усталость от всех этих «венерических» красавиц с их зеркалами Обратите внимание, как зеркало облагораживает глуповатое лицо служанки с пером, скрывая ее улыбку за прической старухи. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Здесь великолепно выбран интерьер и детали – туфли, кресло, грустная собачка. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. За пределами холста или внутри него. Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца.
И творчество побеждает. Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Афина и Арахна. Осенью 1649 года по дороге в Испанию в каком-то городе будущей королеве преподнесли в дар пару вязаных шелковых чулок. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Именно вот таким образом в картине появляются еще два героя.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. На картине ей 5 лет. Но смотрит и художник. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе.
Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.