Отельmeninas – Boutique Operal занимает элегантное здание XIX века в центре Мадрида, в 100 метрах от станции метро Opera. В отеле Meninas – Boutique Opera накрывают завтрак «шведский стол» в прелестной столовой со сводчатым потолком. Отель Meninas – Boutique Opera находится в 3 минутах ходьбы от красивой площади Мадрида Ориенте и Королевского театра. Картина написана в 1656 году, название Las Meninas стало более известно с ХIХ века, ранее называлось Семья Филипа IV (La familia de Felipe IV).
Лука Джордано, в Испании известный как Лука Иорданский (Lucas Jordn), вдохновившись в Мадриде картиной Las Meninas, написал картину В честь Веласкеса (Homenaje a Velzquez), которая хранится в Национальной галерее в Лондоне. Американский художник Джон Зингер Саргент (John Singer Sargent) в 1882 году создал полотно Дочери семьи Буа (Las hijas de la familia Bout) с интерьером подобно Las Meninas. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. Дин Карр, приглашенный режиссёр для съемок музыкального эпизода фильма «Las Meninas», является автором множества музыкальных видеоклипов.
«менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656 году. «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. Hotel Meninas – Boutique Opera принимает эти карты и оставляет за собой право предварительного блокирования средств на карте до вашего приезда.
Это замкнутое пространство настолько запутано, что превращается в неориентируемую поверхность наподобие «ленты Мебиуса». В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.
Это зеркальная драматургия, драматургия замкнутого круга. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Находится в музее Прадо в Мадриде.
К типу «бодегонов» приближаются и такие картины Веласкеса, как «Христос в Эмаусе» у Мануэля де Сото (не вполне достоверная) и мадридская «Los Borrachos». Не вполне за Веласкесом можно сохранить «бодегон» Лондонской галереи с плохо нарисованными фигурами кухарки и старухи на первом плане и Христа с сестрами Лазаря в фоне, а также картину «Мальчик с виноградом», бывшую у г. Knoedler в Лондоне. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. И действительно, самые восхитительные картины мастера те, в которых он абсолютно бесхитростно, но с присущим ему истинно божественным чувством прекрасного изображает натуру — будь то портреты или те натюрморты «кухонного порядка», которые он писал в юных годах согласно формулам Караваджо и Эрреры, будь то пейзажи или бытовые сцены2. Аналогичные игры с перспективами и точками зрения в фильме Игоря Подольчака оставляют зрителя одного в особняке с призраками, предоставляя ему возможность самому собирать «пазл смыслов» как в рамках фильма, так и за его рамками.
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». С января по август 2006 года проводилась его детальная разработка с привлечением различных специалистов: Яноша Саноцкого (невролог), Александра Королева (психиатр), Богдана Мотузенко (социолог), Владимира Верлоки (философ, литератор).
Отказываясь от нарративности и действия, режиссёр затягивает зрителя в свой фильм, предлагая ему роль «невидимого наблюдателя», лишённого защитных психологических механизмов. Именно в этой точке «стирания граней» становится очевидной связь фильма и одноимённой картины Диего Веласкеса, к которой апеллирует режиссёр.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Из-за этого временная ось также искривляется, следствием чего является переплетение прошлого и настоящего— в этом доме не существует различие между направлением «вперёд» и «назад» во времени, как не существует различия между смутными воспоминаниями и фактическими событиями. Съёмки показали избыточность этого подхода. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства, уродцы делали их красивыми. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. То, чем заняты эти фигуры, для нас почти не имеет значения важно только, чтобы они остались в тех же одеждах (до чего красива розовая повязка на черных латах Спинолы и коричнево-желтый костюм на Юстине. ), с тем же тоном лиц и волос, которые им придал Веласкес. В своем месте мы станем говорить во всех подробностях о портретах Веласкеса, но и сейчас мы можем остановиться на той картине, которая занимает среднее положение между исторической живописью и официальным портретом, — на картине «Las Meninas»1, этой чистейшей жемчужине Мадридского музея. Мишель Фуко писал, что картина Las Meninas стала поворотным моментом в формировании «со-временной» личности и её способа восприятия. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Жизнь семьи превращена в бесконечный ритуал удовлетворения его прихотей и тревожного ожидания очередного астматического кризиса.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Из произведений Веласкеса чисто караваджеского типа наиболее ранним, как кажется, следует считать картину в Эрмитаже «Завтрак», еще несколько жесткую по живописи, однако достигающую полной иллюзии в передаче расставленных по скатерти предметов. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Какомулибо художнику того же круга принадлежит картина в собрании О. Э. Бреза.
На Фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Именно в этом «семейном» аспекте, киноязык Подольчака ближе всего подходит к литературе, в частности к произведениям Милорада Павича, Бруно Шульца, Витольда Гомбровича. С этим просветом контрастируют сумерки первого плана, настолько сгущенные, что не различить черт лица средней женщины и целого ряда деталей. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Вот таким образом весь звуковой ряд фильма можно рассматривать как целостную звуковую инсталляция. И творчество побеждает.
Это о «Ткачихах» Менгс выразился, что они писаны мыслью (pensamiento) иначе говоря — скорее навеяны, нежели исполнены кистями и красками. Использовались кинокраны украинской компании Фильмотехник «Гармошка», «Pull-Push» и гиростабилизированная панорамная головка «Flight Head». Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. Это сцены из жизни простых людей.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Но не это главное в полотне. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Зеркала— ещё одна важная стилистическая примета барокко.
Амброз Бирс говорил, что в каждом диалоге принимают участие шестеро: «каждый как он есть (известный только Богу), каким он кажется себе и каким он кажется собеседнику». Для динамичности (или скорее, для динамичной статичности) в барочных интерьерах применяли смены ракурсов и разного рода оптические эффекты, в том числе и с помощью зеркал. В сочетании с флэшбеками, коими также полон фильм, мотив «двойников» достигает своего апогея— в фильме лишь четверо персонажей, а у зрителя возникает ощущение толпы. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Замечательно при этом, что даже в этом полумраке нет (так же, как и в «Менинах») ни одного мертвого, заглохшего места все живет, все вибрирует, всюду проникает живительная атмосфера и мягкий отраженный свет. Загадка заключается в другом. Однако и в этой картине чисто живописные стороны так превосходят все остальное, так она вся поет своими переливами мощных и нежных красок, так она вся состоит из красочных откровений, что, глядя на нее (не в воспроизведении, а в натуре) интерес к сюжету отступает абсолютно.
В «Las Meninas» можно обнаружить все так или иначе интерпретируемые характеристики этого лакановского понятия— здесь и «конфликтная природа дуальных отношений» и «иллюзии сходства» и «отношения между Воображаемым и Реальным» и «либидозное отношение к образу тела» и «фрагментированная реальность». Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Далее идут: «Стол с живностью» в лондонском собрании J. С. Robinson («Tablero de Mesa», упоминаемое Паломино), «Концерт» в Берлинском музее, «Завтракающие слуги» и «Водонос» (Aquador) в Apsley House герцога Веллингтона, «Старуха, готовящая яичницу» в собрании сэра Фр. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Для 15-минутной сцены фильма (воспоминания и бред Сына), которая не содержит ни одного слова, Александром Щетинским была создана Соната для виолончели и фортепиано— самостоятельная концертная композиция, которая может исполнятся отдельно от фильма. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. «Las Meninas» полон аллюзий на произведения живописи, но, в отличие от фильмов Питера Гринуэя эти аллюзии лишены конкретики. Съёмки производились на цифровую камеру Thomson Viper, материал записывался на кассеты HDCAM SR (4:4:4 RGB, FullHD, 25fps, 1080p). Само слово менины имеет португальское происхождение и в мужском роде звучит как menino, в женском роде как menina— как это озвучено в известном полотне Д. Веласкеса «Менины».
Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Самая центральная группа оказывается в своем построении очень нужной именно для красочной прелести картины — без нее «живописная композиция» развалилась бы, потеряла бы свою стройность. Самая отрасль «бодегонов» была полунидерландского-полувенецианского происхождения (Эртсен, Бёклар, Бассано), однако незадолго до появления Веласкеса новую жизнь ей придали опыты Караваджо, согласно формулам которого и писались все подобные картины в Испании. «Что скажем мы, — писал он в своем El Arte de la Pintura, — о натюрмортах. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Многие из этих характеристик получат новые интерпретации в следующем фильме Подольчака «Delirium». Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Первые менины во Франции появились не позднее 1680 года, при Великом Дофине (1661—1711).
Но смотрит и художник. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Любопытно, что на уровне фабулы (персонажи в замкнутом, практически «лабораторном», пространстве) и операторскими играми с бликами, отражениями и преломлениями, «Las Meninas» можно сравнить (с определённой долей условности) с фильмом Григория Кроманова Отель «У погибшего альпиниста». Одновременно происходил поиск локаций для съёмок и разработка декораций. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.
И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В написании диалогов принимал участие латвийско-русский писатель Андрей Левкин. Именовались также gentilshommes de la manche.
А главное— чьи это гримасы, жесты и взгляды. В «Las Meninas» зритель также сталкивается с оптическими обманками, двойными или тройными отражениями, ложной перспективой. Фильм строится без традиционной драматургии кульминаций.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Последней в ряду жанровых караваджескных картин являются знаменитые «Ткачихи шпалерной мануфактуры Santa Isabel» («Las Filanderas») в Прадо, писанные, вероятно, в один год с «Las Meninas».
Если у Гринуэя внимание акцентируется на конкретные произведения определённых художников (будь то Франц Хальс, Ян Вермеер или Аньоло Бронзино), то у Подольчака в фильме возникает, скорее, некое субъективное видение барокко. Радикальный отказ Игоря Подольчака от «сюжетности» и линейности повествования в фильме «Las Meninas» имеет, как это ни парадоксально, связь с семейной сагой «мыльных» опер: бесконечно запутан клубок родственников их отношений интриг, болезней и смертей. А с другой – сам бросает вызов богам.
Однако после возвращения к власти династии Бурбонов Людовик (1775—1844), дофин Франции с 1824 года в годы правления короля Карла X имел свиту из менин, среди которых был и Райнульф, маркиз дОсман. Это ещё и определённый психоаналитический символ, связанный с термином Жака Лакана «стадия зеркала». Возможно, что самого зрителя. Но у Подольчака зеркало— это не только инструмент для визуальных оптических находок.
Весь Веласкес в этой картине — и не только в том, как она написана (надо бы сказать «навеяна», — техника здесь совсем «растворилась»), не только в подборе ее зеленовато-черных, прозрачных, благороднейшего вкуса красок, не только в безупречности ее рисунка, но, главным образом, в самом замысле, в том, что все в столь громадном полотне принесено в жертву одной чисто-живописной идее. Тем самым, зритель как бы наблюдает момент рисования его самого. В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы – инфанта Маргарита. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.
Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью.
Не случайно Веласкес наделил на картине движением только карлика, который поставил свою ногу на лежащую собаку. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. 1 Картина, называвшаяся в старину «La Familia», получила то прозвище, под которым она известна всему миру — «Las Meninas», благодаря изображенным на ней двум фрейлинам (менинам) — Марии Аугустине Сармиенто и Изабелле де Веласко, сопровождающим, вместе с карлицей Марией-Барбола и карликом Николазито Партузато инфанту Маргариту-Марию в мастерской Веласкеса, пишущего портрет юной принцессы.
Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. Писана эта картина (судя по возрасту принцессы, родившейся 12 июля 1651 г. ), вероятно, в 1656 г. В начале работы как будто размер холста был меньший и уже во время писания Веласкес расширил композицию до ее настоящих пределов пришивкой новых полотнищ. 2 Тесть Веласкеса, Пачеко, осуждал тех художников, которые отдают свои силы на писание обыденных, тривиальных предметов и тем не менее известно, что он и сам писал «кухонные картины» («bodegones»), а также что он любовался подобными картинами Веласкеса. То есть король вступил в инцестуозные отношения. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Персонажи раздваиваются, повторяются, отражаются, превращая фильм в мангровые заросли генеалогических загадок.
Одна из сцен (5 минут) была снята одним кадром с операторской тележки при постоянном движении. Семья из четырёх человек (Отец, Мать, Дочь и Сын) обитает в почти полной социальной изоляции в загородном доме, который кажется лабиринтом из комнат и зеркальных отражений. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Барокко, естественно, был исключительно декоративным стилем.
В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. За пределами холста или внутри него. Непосредственными же предшественниками Веласкеса здесь являются: Алонсо Васкес (работы с 1590 г. умер до 1649 г. ), которого восхваляет Пачеко, Эррера-старший и возможно, что Леготе и Рибера (по признанию самого Пачеко, Веласкес «следовал по пути Риберы к славе»). Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Кука в Ричмонде. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.