Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия». В руке остановился циркуль. Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента из которых непредсказуемым считался именно меланхолический.
Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). MELENCOLIA I. В 1531г.
Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени.
К тому же он занудлив, забывчив, уныл, вял, неуклюж избегает общества своих близких и презирает противоположный пол. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Все достигнуто. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. 2.
Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом.
Почему песок в песочных часах просыпался на половину. В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». В течение нескольких лет доктрина Лютера, которая еще не была окончательно сформулирована в его знаменитых Тезисах, уже будоражила умы соотечественников.
В Меланхолии — это тщетность человеческого дерзания, неспособность разгадать скрытые истины. Давайте пройдёмся по некоторым из них. Чего бы еще можно было пожелать. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Книга прочитана, все взвешено и измерено.
Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Но почему: 1.
Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь — это предвестники сумерек и большого одиночества — только лишь усиливают трагичность данного образа. А собака – воплощение истощения. Гравюра «Меланхолия» остаётся одной из наиболее сложных художественных произведений по умению компоновать большое количество объектов, связывать их общим смыслом.
Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. Отже вгор – шлях. Это был первый шаг к барокко. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии.
Обсуждаемая нами гравюра Дюрера демонстрирует слияние двух классических тем — Меланхолии из народных календарей и медицинских трактатов и Геометрии из философских трудов и энциклопедий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. В. Клеваев. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I».
Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю.
Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Это интересно. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Его составил сам Дюрер.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Что же означает название гравюры Дюрера. Мир казался уже не таким прочным.
Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Да что говорить. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту.
На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Это была династия, установившая новые правила в искусстве.
Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Отсюда – инструменты. Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке.
«Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. На стене недостроенного строения висят рычажные весы, солнечные и песочные часы, колокол, под которым располагается знаменитый магический квадрат.
Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно. «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации.
Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. Среди понятий, проносящихся чередой в сознании Меланхолии, время — один из важнейших факторов тревоги, причем тем более мощный, что она окружена инструментами, позволяющими оценить его быстротечность.
Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность.
Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий.
Крылатый гений лишен возраста. Почему Дюрер изобразил Меланхолию. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Выдающийся триптих гравюр 1513–1514 годов представляет для тех, кто способен проникнуть в его тайный смысл, участие Дюрера, несомненно бессознательное, в этом движении пре-Реформации, которое завершится 95 тезисами. Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна.
Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Холерик (от греч. Формы которой пышут здоровьем и достатком. chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью.
В чем-то толкования сходятся — принято считать, что на гравюре изображены три уровня (или три яруса). Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. Magzum, Люцифер с малым Антихристом (сидящем на жерновах истории)в меланхолии: с приходом его сына Антихриста к власти у него не срослось. Никто не избежит своей судьбы. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток.
Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. Центральная фигура на гравюре (женщина. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти).
Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. Отсюда – инструменты. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер. А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально.
Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство.
Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения.
Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. Почему мастер так зашифровал своё произведение, хотел ли его понимания современниками. Из всех героических добродетелей Средневековья, которые сохранились у Дюрера как художника Возрождения, наиболее значимой была любовь к рыцарству. Незаконченность строения подчеркивает деревянная лестница, прислоненная к задней стене дома. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.
На широкое афиширование своих мыслей, в то время, он не рассчитывал. Незабываемые образы рыцарей воплощены в его гравюре святого Георгия, достойной украсить самые прекрасные эпические легенды в фигурах святого Евстафия и святого Георгия, являющихся соответственно портретами Лукаса и Стефана Паумгартнеров на створках алтаря, дарованного этой семьей знатных нюрнбержцев. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений.
Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Вдалин – сонце, видимий образ Бога. Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Об одном из таких произведений и пойдёт речь. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Или они брошены и попраны.
«Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». 3. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Она выполнялась резцом по металлической доске. Лестница в небо, как символ постижимости божественного.
Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар. Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование.
В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология.
MELENCOLIA I. В 1531г. Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака.
Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии.
Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. По крупицам складывается общий замысел произведения. trivial — то же из лат. Дюрер приезжает в Италию.
Меланхолия на гравюре Дюрера — это не романтически-барочная меланхолия и не меланхолия конца Средневековья, а состояние, подобное тому, какое испытывает человек после напряженного умственного или физического труда. Уже не осталось ничего непостижимого. В равновесии остановились чаши весов. Третий ярус – непознаваемого и божественного.
В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Дюрер не боялся меланхолии. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Его рисунки становились глубже, проникновенней.
По ком он звонит. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. 2. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней.
Как мы видим среди многочисленных предметов в самом кабинете ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. 3. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине.
Различные религиозные течения, так же как мощное движение гуманистов, подготовили почву для появления личности, которая должна была четко сформулировать их устремления и добиваться их воплощения. Что для нас эта гравюра. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз.
sanguis — кровь. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Гуманисты восславили и Сатурн. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно).
Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой». Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог. Для него больше не существует времени.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. Гуманисты восславили и Сатурн. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Были открыты новые, неведомые ранее земли. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени.
Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Эти три образа, столь редко объединяющиеся в одной личности, Дюрер воплощает в своем триптихе на уровне подсознания, подтолкнувшего его взяться за резец и создать эти гравюры.
Недаром его часто изображали с книгой. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. trivial или франц. Что означают окружающие ее предметы. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — нескладны, неуживчивы, неудачливы им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие.
Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши.
Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством.
Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». Его взор печален. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство.
Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Лукас Кранах Старший был реформатором. Ну да, что хорошего в меланхолии.
Книга закрыта. Наступает момент, когда старинная работа художника начинает казаться близкой и понятной. Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре. И книга и циркуль сейчас не при деле. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации.
Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. В одном трактате XV века утверждается, что «подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности меланхолики как будто балансируют все время между двумя пропастями. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия».
Дневники. Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью. Второй ярус – интеллектуальное познание. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира.
Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного.
Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры.
Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. Письма. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного. Через нем. События, жизнь проходят без её участия.
В середине 1490-х гг. На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Мне видится именно это. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». Никто этого не знает, кроме Бога».
В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания.
При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Никто этого не знает, кроме Бога». Но почему: 1.
Песочные часы Меланхолии подвешены рядом с колокольчиком, который неизвестно когда зазвонит и картиной с магическими цифрами, дающими одну и ту же сумму по всем направлениям. Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость).