«меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации.
Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году. Артхив, сознавая безбрежность накопленной искусствоведением информации о «Меланхолии» Дюрера, попытался систематизировать ответы на те элементарные вопросы, которые первыми приходят в голову при её созерцании. Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия. Дюрер создал эту гравюру в 1514 году для эрцгерцога Максимилиана I, который всю свою жизнь панически боялся зловещего влияния Сатурна, покровителя сельского хозяйства, геометрии и меланхолии.
Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Смею Вам порекомендовать замечательную передачу из проекта Паолы Волковой и канала «Культура», посвященную этой гравюре Мост над бездной: Дюрер «Меланхолия». И любой инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, подчеркивал присутствие каждого из этих знаний.
Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия. «меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
Каждый инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, находящийся на этом уровне, относится к предметам ремесла: рубанок, щипцы, угольник, молоток и гвозди. «меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Последняя фигура, которую показал Дюрер – меланхолия.
«меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Если не следует быть слишком рассудительным, то не менее опасно и усыплять рассудок, так как тогда монстры, являвшиеся Гойе, подкрадываются к задремавшему человеку. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). Лестница в небо, как символ постижимости божественного.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик. Вместо буквы А – конечной буквы, он начал писать букву М. И чтобы исправить свою ошибку, он решил таким образом выйти из сложившейся ситуации. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации.
Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Крылатый гений лишен возраста.
Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». «Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь». Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок.
В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера). Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. Холерик (от греч.
Сидящий на жернове что-то усердно рисующий мальчуган, может быть, олицетворяет практическую деятельность, лишенную знания и мысли. Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. Свернувшаяся калачиком собака выглядит устрашающе худой, сквозь кожу проглядывают мускулатура и кости. Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. 2. Геометрия – одно из «7 свободных искусств».
2. Я молился за нее. К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды. Что же означает название гравюры Дюрера. Формы которой пышут здоровьем и достатком.
MELENCOLIA I. В 1531г. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня.
Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия». Дюрер не боялся меланхолии. Никто не избежит своей судьбы. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. sanguis — кровь. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.
Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии». На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. Но, возможно, за этим и не скрывается никаких глубинных смыслов, помимо стремления Дюрера показать собственную графическую виртуозность в изображении живого существа, застывшего в сложнейшей для изображения позе, в умении тонко и точно проработать анатомию.
«Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология.
Кроме того, другой причиной волнений и грусти художника, склонного к меланхолии, были события, всколыхнувшие Европу. Третий ярус — непознаваемого и божественного. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток.
Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. Его составил сам Дюрер. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально. Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный.
Почему песок в песочных часах просыпался на половину. Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Песочные часы Меланхолии подвешены рядом с колокольчиком, который неизвестно когда зазвонит и картиной с магическими цифрами, дающими одну и ту же сумму по всем направлениям.
MELENCOLIA I. В 1531г. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной.
Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. Отже вгор – шлях.
«Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники.
Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. Существует несколько версий почему эта работа так названа. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии».
Никто этого не знает, кроме Бога». Этот древний бог воплощает высший интеллект ибо он создал все то, чем овладели и что только поняли другие. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна.
Второй ярус – интеллектуальное познание. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника.
Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. А собака – воплощение истощения. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». На земле в беспорядке разбросаны разнообразные столярные инструменты и измерительные приборы: рубанок, пила, клещи, молоток, гвозди, небольшой тигель для плавки свинца, линейка, угольник, чернильница с пеналом Под складками юбки прячутся на полу кузнечные меха, от которых виден только мундштук. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии».
Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол.
Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат.
Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. В середине 1490-х гг. «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название.
Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник. Так как поднимаемые проблемы были не только религиозными, но и политическими, то различные слои населения были охвачены идеями Реформации. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Это был первый шаг к барокко. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами».
Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог. Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I». Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений.
Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Что для нас эта гравюра. Отсюда – инструменты. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне.
Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать». Распространенные сюжеты картин про меланхоликов: пахарь, спящий рядом с пашней, пряха, заснувшая с веретеном в руке, молившийся человек, который положил голову на молитвенник и тоже забылся сном.
Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Мне видится именно это. говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры.
Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии.
А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально. Для него больше не существует времени. В руке остановился циркуль. На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия».
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. Все достигнуто. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту.
Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». Дюрер приезжает в Италию. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре. Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии.
Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер. Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью.
Если меланхолия — это болезнь, то творческая активность художника, по меньшей мере, защищает от нее, так как этой активности сопутствуют постоянно обновляемая радость и неугасающий творческий порыв. Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. Во времена Дюрера эта система была хорошо известна. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство.
Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов. Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. Третий ярус – непознаваемого и божественного. Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю.
Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна.
Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Мир казался уже не таким прочным. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»).
Это интересно. Ему нравился не только сам образ рыцаря как воплощение деятельной и героической личности, но также все, что касалось его облачения, — латы, оружие, каски, мечи.
Что означают окружающие ее предметы. В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости.
Книга закрыта. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. Средневековое рыцарство возбуждало его воображение, склонное к драматизму, его ощущение героического в жизни, которое столь патетически проявляется как в творчестве художника, так и в солдатской жизни.
Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу). Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания.
Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Почему Дюрер изобразил Меланхолию. trivial — то же из лат.
Ц. Г. Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Вот такой древнейший возраст у магического квадрата. При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете.
Отсюда – инструменты. В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение. Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Гуманисты восславили и Сатурн. 3. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I».
Лукас Кранах Старший был реформатором. Никто этого не знает, кроме Бога». Его взор печален. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». 3. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой».
В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно.
«Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Сухощавый, с темным цветом лица, он, как правило, жадный, неловкий, злой, трусливый, ненадежный, ленивый. Недаром его часто изображали с книгой. Вдалин – сонце, видимий образ Бога.
Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. Да что говорить. Дневники. Через нем.
Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Книга прочитана, все взвешено и измерено. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней.
Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии. На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. Уже не осталось ничего непостижимого. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч.
Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). Кстати изредка высказывалось мнение, что фигура меланхолии – мужского пола: в подтверждением приводились её атлетичное телосложение и грубые мужские кисти. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи.
Меланхолик для него практически равняется гению. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Он даже не замечает ни скелета, увенчанного змеями, который протягивает ему песочные часы, ни монстра со свиным рылом, вероятно, посланца преисподней, ожидающего, когда песочные часы отсчитают мгновение, чтобы схватить жертву, — Рыцарь готов к ожидающим его испытаниям. Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. «Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. Давайте пройдёмся по некоторым из них. Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии.
Ангел на картине и есть Дюрер. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
Вот таким образом Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I. По третьей версии: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики».
Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям. Тотчас же после этого глаза ее закрылись.
Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом.
За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Или они брошены и попраны. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь.
А в совокупности с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия». И последняя, самая более вероятная. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других.
Но почему: 1. Письма. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны.
Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Сумрачное холодное небо, озаренное фосфорическим светом кометы и радуги, взлетающая над бухтой летучая мышь — это предвестники сумерек и большого одиночества — только лишь усиливают трагичность данного образа. По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии.
Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой». Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость).
Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Но почему: 1. «Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г.
Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз.
Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. События, жизнь проходят без её участия. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
trivial или франц. Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. «Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность. По ком он звонит. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией.
Хотя во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто – «Меланхолия». Гуманисты восславили и Сатурн. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует».
Это была династия, установившая новые правила в искусстве. Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический.
Внимание творца не привлекают ни магический шар, ни многогранник, ни загадочный математический квадрат. 2. В. Клеваев. Сумма цифр на нем по вертикали, горизонтали, диагонали, а также по углам квадрата всегда одинакова – 34. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю).
Было установлено, что «греческий философ Плотин также высоко ставил бога Сатурна, как Аристотель меланхолический темперамент. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника).
В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. «В 132Меланхолии147 он (Дюрер.
Второй ярус — интеллектуальное познание. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер. chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью.
Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века. Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер.
Она выполнялась резцом по металлической доске. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. 1. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное.
Рыцарь не чувствует времени, так как он движется и динамизм его существования — это своего рода способ подняться над временем, если не возвыситься над ним. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений. Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода.
«Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье». Были открыты новые, неведомые ранее земли. Зато путь их пролегает выше уровня посредственности: своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных». Который сотканный из множества смысловых оттенков из всех сложнейших символов и намеков, данная гровьюра пробуждает все возможные тревожные мысли, ассоциации и так же переживания. В равновесии остановились чаши весов.
Чего бы еще можно было пожелать. Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514.
И книга и циркуль сейчас не при деле. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. Ну да, что хорошего в меланхолии. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. Загадка в названии гравюрыНа фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером – «Меланхолия I».
Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений.