«меланхолия» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Аллегорическая фигура Меланхолии. По Вальтеру Беньямину именно аллегория, получившая значительное распространение в барокко и особенно в Trauerspiel (буквально: игра траура игра с горем в обычном переводе: немецкая трагическая барочная драма), которая в наилучшей форме реализует меланхолическое напряжение. Характерно, что аллегорический образ Меланхолии в гравюре Дюрера содержит ряд символов. Это животное представляло аллегорию меланхолии из-за своего развитого интеллекта и склонности к бешенству, которое тогда полагали душевным заболеванием.
По Вальтеру Беньямину именно аллегория, получившая значительное распространение в барокко и особенно в Trauerspiel (буквально: игра траура игра с горем в обычном переводе: немецкая трагическая барочная драма), которая в наилучшей форме реализует меланхолическое напряжение.
Она откликается только на чувства звуко-зрительного сына Клер. Фильмы Ларса фон Триера в смыслах — «грохнуть» весь мир. Он дал понять, что спасения, в смысле, физического сохранения, в конце не будет. «Представьте перед своим взором персону Сократа.
Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Жест меланхолика, это еще и жест философа и художника.
Вот таким образом полотно удивляет и привлекает чрезвычайно красивым колоритом и тонким психологизмом, присущим более Дюреру, чем мастерам Италии. Подобное мироощущение в смыслах — это проклятие миру.
Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. В свою очередь, Меланхолию нередко называют дочерью Сатурна. Генрих Корнелий Агриппа, автор знаменитого трактата «Оккультная философия», утверждал: «Воспламенившись и воссияв, меланхолический гумор (hunor melancholicus) порождает то неистовство (furor), которое ведет нас к мудрости и откровениям, особенно если сочетается с подобающими небесными влияниями – прежде всего исходящими от Сатурна Далее Агриппа выделяет три стадии и разновидности меланхолии, относящиеся, соответственно, к сферам воображения (imaginatio), рассудка (ratio) и разума (mens). Наиболее же выдающимся фактом того внимания, которым культура Возрождения удостоила меланхолические стороны человеческой природы, стала гравюра великого немецкого художника Альбрехта Дюрера «Меланхолия» («MelencoliaI», 1514). На указанной гравюре Меланхолия в облике крылатого духа восседает в позе, характерной для тех, кто поражен ее проклятьем или удостоился ее даров: голова ее опирается на левую руку, взгляд – напряжен и сосредоточен, лик темен (facies nigra), как и подобает меланхоликам с присущим им избытком черной желчи. Ей ничто не интересно.
Он предложил устно сообщать родственникам реальные обстоятельства смерти репрессированных и ставить на свидетельстве о смерти реальную дату, но оставлять пустой графу «причина смерти». Этот низ картины мог бы быть отличным натюрморт ом сам по себе. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Исследователи советского террора должны стремиться к тому же.
На этой стадии «балы жертв» становятся текстуальными: другими словами, коммуникативная память об ужасном прошлом перетекает в культурную память, где и остается. Другой интересный сюжет — «Геркулес на распутье».
У нее плотницкие инструменты, тайная таблица на стене, весы, маленький ангел с крыльями. Аскетическое понимание меланхолии как темперамента злополучного и несчастного, болезненного средоточия неблагообразия и пороков изменится только в эпоху Возрождения, начиная с этого времени понятие, по наблюдениям современного исследователя, «переводится на язык светской культуры, где, не лишаясь своего нрав-ственного значения, приобретает философский оттенок и эстетизируется». 9 Подобно Марсилио Фичино, мыслители Ренессанса вновь обогащают свои сочинения ссылками на античные толкования феномена меланхолии, а равно и указаниями на ее творческие возможности. Что вообще такое меланхолия. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Скорее по демографическим, чем по психологическим причинам, концепцию «постпамяти» Марианны Хирш легче понять в терминах горя, чем травмы или категории посттравматического. В картине же Рогожина о красоте и слова нет это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом и наконец крестную муку в продолжение шести часов (так, по крайней мере, по моему расчету).
Это с абсолютной определенностью подтверждают эстетические трактаты самого Дюрера, от более ранних «Книги о живописи» (1507—1513) и набросков трактата о пропорциях (1512—1513) до поздних «Руководства к измерению с помощью циркуля и линейки в линиях, плоскостях и целых телах» (1525) и «Четырех книг о пропорциях человеческого тела» (1528). Такие понятия, как «сталинизм», «культ личности», «политические репрессии» используются в политической риторике столь же часто, как и современные правовые или экономические термины. Это представление в позднейшем трехчастном сочинении Фичино «О жизни» («Devitatriplici», 1489) было развито до масштабов своеобразной теории, в рамках которой оказалось преобразовано платоновское учение о «божественной исступленности» и появилось на свет учение о «меланхолической исступленности» («furormelancholicus») как состоянии, свойственном интеллектуальному и творческому процессу. Вот таким образом философ должен быть «меланхоликом из-за переизбытка человечности».
Да, я нацист, – брякнул в конце концов заговорившийся режиссер. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Выплеск энергии может повлечь засобой упадок сил, аможет повлечь полнейшее безумие. Обсуждение текущих политических вопросов редко обходится без исторических аллюзий. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Кто-тоспособен преодолеть свою трезвую пугливость. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Эта гравюра – сложная аллегория, состоящая из символов, которые понятны отнюдь не каждому.
Как заметил Беньямин: «Комизм – вернее, чистая шутка – является обязательной изнанкой скорби, время от времени оказывающейся снаружи, как изнанка в одежде показывается на отвороте или кайме». И из Геркулеса мы сделаем Самсона и то же самое мы сделаем со всеми прочими». Это слово происходит отглагола, означающего смешивание вина сводой. Кольридж считал, что «ужасное, по закону человеческой природы, всегда стоит близко к смехотворному». Намек на елизаветинский культ богини Меланхолии встречается еще в одной шекспировской комедии – «Бесплодные усилия любви».
Борясь со своими травмами, выжившие уступают место потомкам, скорбящим по жертвам катастрофы. Это позволяло художнику развиваться ещё быстрее и расширять круг своих интересов. Непрозрачность вещей, как и непрозрачность тела, которое было покинуто значением, т. е. Для него больше не существует времени. Возможность зла как извращения и смерти как предельной бессмыслицы. Правда, это лицо человека только что снятого со креста, то есть сохранившее в себе очень много живого, теплого ничего еще не успело закостенеть, так что на лице умершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом) но зато лицо не пощажено нисколько тут одна природа и воистину таков и должен быть труп человека, кто бы он ни был, после таких мук. на эту картину.
Здесь видно то, что лишь намеком встречается уТеофраста. Таким образом, эта гравюра – образ богини Меланхолии. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Художник через человека идет к вещам, а не наоборот. Ностальгия не просто модное слово, но и важный элемент постсоветской культуры.
Первая книга называется «Оздоровой жизни» иучит, какэтого добиться припомощи диететики— вантичном смысле этого слова, тоесть придерживаясь определенного образа жизни. Аутофаг-оставленный богами изгнанный божественным постановлением, этот отчаявшийся был обречен не на безумие, а на отчуждение, на отсутствие, на пустоту У Аристотеля меланхолия, уравновешиваемая гением, становится равнообъемной тревоге человека, заброшенного в Бытие.
Если «Святой Иероним в келье» действительно составляет часть триптиха, посвященного стадиям меланхолии, то он должен изображать третью стадию. Soviet History in the Yeltsin Era.
Официально «реабилитированным» жертвам репрессий выплатили лишь незначительную компенсацию. Меланхолия Дюрера могуча и крылата, вся сложность характера самого художника изображена в этой женщине, которая, кажется, вводит зрителя в своё тяжкое раздумье. Воспроизводство прошлого делает его настоящим, хоть и в обезвреженной, сравнительно безопасной для субъекта форме: предки погибли на гильотине, а потомки, танцуя и дергаясь, лишь воспроизводят ослабленные, обезвреженные следы их участи. Пока в Европе и США говорят о «мнемоническом веке», «празднике памяти» и растущей «одержимости прошлым», российские авторы жалуются на «историческую амнезию». Жертвы не знали, конечно, что за них отомстит та же система, что убивает их не вполне удается понять эту бессмысленную ситуацию и потомкам. Отсюда – инструменты.
Отсюда берется общая меланхолическая болезненность. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). Черный цвет есть цвет / Темницы, преисподней, ночи темной». Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Меланхолия ведет субъекта к изоляции горе может и часто должно быть, разделено с другими. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996. Эта белая смесь воздуха (рпеита) и жидкости заставляет пениться море, вино, а также мужскую сперму.
Она называется «Saturn i Мelancholia» исодержит всебе интерпретации этой гравюры трех крупнейших деятелей Института Варбурга. Язык травмы размывает ключевое различие между ее агентом (Танкредом) и субъектом (Клориндой). Художники выражали эти идеи, бессознательно или нет, в своих произведениях, гуманисты — в книгах, деловые люди — в своих действиях. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Подражательство герою действует подобно тому, какдействует рвота наотравившегося человека.
Странным образом поэзия, юмор и удовольствие важны для «балов жертв» и других траурных игрищ. Поэма начинается с описания «сока (гумора) ночи» ночь печалится и плачет, но всецело погружена в свои эзотерические штудии. Это странное соседство, но тесная связь юмора, воображения и горя становится ясна каждый раз, когда скорбящие встречаются на поминках, пишут некрологи или рассказывают истории о призраках.
В работе «По ту строну принципа удовольствия» Фрейд заимствует поразительный пример этого процесса у итальянского поэта XVI века Торквато Тассо. Дюрер создал гравюру «Немезида») и «весах судьбы» и в технической функции измерительного прибора. Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Процесс переоценки начался с псевдо-Аристотелевского трактата «Физические проблемы» и был подхвачен неоплатониками эпохи Возрождения. Я полагаюсь на понятие горя в большей степени, чем на другие предложенные в этом контексте концепции, особенно понятие травмы.
Да и мудрено ли. В одних и тех же семьях и этнических группах преступники оказались перемешаны с жертвами. Она разрушает все, что у нее было. Хотя в каждом отдельном акте пытки или убийства, палач и жертва были разделены огромной дистанцией (наибольшей из всех, что разделяют людей), через несколько месяцев или лет палач сам мог оказаться в положении жертвы.
Гуманисты восславили и Сатурн. Хотя сути этого «плохо» она не понимает, Клер просто сочувствует сестре. Как это случилось. Хотя Танкред вновь и вновь воображает себе волшебный лес, каждый раз он предстает перед ним странным и непохожим на прежний. В состоянии травмы нет такого знания.
Он не забыл слов Клоринды, но передает их, как услышал – в кавычках. Осваивая идею Платона и платоновский способ мышления в одном из виднейших своих трактатов — «Комментарии на «Пир» Платона, о любви» («Commentarium Marsilii Ficini Florentini in Convivium Platonis de Amore», 1468—1469), Фичино осветил умышленно подобранным двусмысленным понятием существовавший в его сознании образ Сократа. Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело».
Кэти Кэрут в своем классическим исследовании травмы добавляет к фрейдовскому прочтению Тассо некоторые важные детали, например, греческую этимологию слова «травма» – «рана». Это не та меланхолия, которая поражает первого греческого меланхолика, Беллерофонта, о котором нам рассказывает «Илиада» (VI, 200–203): «Став напоследок и сам небожителям всем ненавистен, / Он по Алейскому полю скитался кругом, одинокий, / Сердце глодая себе, убегая следов человека». Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Латинская калька отслова — это temperament, отглагола temperare, что также значит «смешивать вино сводой». В этой среде коллекционировали античные монеты, переписывали древние надписи, стремясь преодолеть пренебрежительное отношение к «варварам-немцам», которое было распространено в Италии со времен Петрарки. Самым известным из этих деятелей был доктор Джон Ди.
Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. На этой гравюре святой, погруженный в свои занятия, сидит в келье, которую Панофский описывает как «безупречно выверенную с математической точки зрения Третьей гравюры из этой серии Дюрер не создал, но, как предполагает Фрэнсис Йейтс, если бы таковая существовала, она могла бы походить на «Меланхолию» Маттиаса Герунга (1558). Откуда исторически взялось это учение. А дальше каждому будет по вере его.
Трактат состоит изтрех книг. Это продуктивное чувство и его должен поддерживать любой учебник советской истории. Иероним в келье» («Der hl. Сатурн считался покровителем сельскохозяйственных работ и «геометрии – науки, выросшей, как явствует из ее названия из землемерных работ.
Мог ли я что-то сделать, чтобы предотвратить потерю. Точное количество их жертв можно выразить на статистическом языке демографических потерь, но во всем остальном «репрессии» трудно описать на общепонятном языке. Мы невстречаем никаких следов учения очетырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается вранних трудах «Гиппократовского корпуса», авоврачебных контекстах— нарубеже V–IV веков дон. Впрочем и переклички с последователями ренессансной Школы Ночи тоже очевидны: Мильтон вписывает свою революционную философию (включавшую в себя, в частности, положение о праве на развод) в контекст магических традиций эпохи Возрождения.
Сведения о темной богине Меланхолии Мильтон мог почерпнуть из самых разных источников. Она не ценит то, что имеет. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. К числу такого рода понятий — наделенных смысловой изменчивостью и множественностью концептов — следует, несомненно, отнести меланхолию.
Она придает означающее удовольствие потерянному означающему, наделяет воскресительным ликованием самый ничтожный камень и труп, утверждаясь, таким образом, в качестве равнообъемной субъективному опыту именованной меланхолии, то есть меланхолического наслаждения. Отсюда возникло учение очетырех темпераментах. В созданных человеком катастрофах невероятны и страдания жертв и намерения преступников. Это греческое понятие меланхолии сегодня нам чуждо — оно предполагает «хорошо отмеренное уклонение» (eukraios anomalia), метафорически выражающееся в пене (aphros), эйфорическом контрапункте черной желчи. В«Евдемовой этике» утверждается, что они делают правильный выбор всостоянии своего рода божественного воодушевления.
Так как для итальянца – человек-творец, как и человек вообще еще не потеряли привлекательности и уважения. Почему все произошло именно так. Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет. Анализируя аллегорический мир Trauerspiel – «барочной драмы», «игры скорби», Вальтер Беньямин назвал «вдумчивость» их отличительной чертой. После ее погребения он оказывается в зачарованном лесу, внушающем рыцарю ужас. В отличие от травмы, горе миметично оно представляет собой репрезентацию особого рода.
Гравюра, вызывающая такое количество комментариев и толкований имеет название, в отличие от многих других, которые оставляют нас в неведении по поводу смысла, вложенного в них автором.
Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Возможно, впрочем, что «балы жертв» – позднейшая легенда, созданная романтическими писателями эпохи Реставрации потом многие авторы обращались к этой истории, как и я сейчас. Несмотря на то, что в начале 1990-х попытку начать такой спор предпринял переживший ГУЛАГ историк Дмитрий Лихачев, российские интеллектуалы не написали ничего подобного «Проблеме вины» Карла Ясперса. Но если для Дюрера – творчество это наслаждение ума, наслаждение головоломками, таинственным знанием, необычной мастерством, для итальянца это несколько иначе.
«Меланхолия» Герунга – вполне уместная аллегория стадии ratio: уединение философа и ученого на ней противопоставляется войне, охоте и повседневным развлечениям как занятиям несущественным и преходящим. Депрессия признает этот объект и приспосабливается жить в нем и для него, однако такое принятие возвышенного уже не является либидинальным. Вранних текстах чаще всего встречается упоминание омеланхолии каковиде сумасшествия.
Бесконечен список несчастий, гнетущих нас изо дня в день Все это внезапно наделяет меня другой жизнью. Различные в своем отношении к представлению (репрезентации) эти два состояния – горе и травма – схожи в том, что касается повторения (репетиции). э. Всочинении «Гиппократовского корпуса» «Овоздухах» «черножелчье» относится кболезням желчи.
Но она может быть временной и обратимой. Системы этих жидкостей ихбаланс именуется «смешением»— по-гречески. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Меланхолия находит отзыв, отклик у таких же потерянных звуковиков. Дюрер говорил, что на художника нисходит «вдохновение свыше», благодаря которому и возможны величайшие творческие озарения, но ему было знакомо также меланхолическое ощущение глубокой тоски и отчаяния.
Она имеет свои пределы по длительности и интенсивности переживания. О «благородной меланхолии» Дюрера вспоминал известный гуманист Филипп Меланхтон. Различия между утраченным прошлым и его миметической моделью не менее важны, чем их сходство. Но почему: 1. В правой руке Меланхолия держит циркуль.
На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Смещаясь между разоблаченным, но все еще наличным смыслом останков Античности (пример: Венера или королевская корона) и собственным смыслом, который придает каждой вещи христианский спиритуалистический контекст, аллегория оказывается напряжением значений, разрываемых между их депрессией/обесцениванием и их значащей экзальтацией (Венера становится аллегорией христианской любви). Только сублимация сопротивляется смерти.
P. 292 – 297 см. Если, по словам Фрейда, субъект теряет способность «любить и работать», эта одержимость прошлым становится патологической. В пятнадцатилетнем возрасте он поступил на обучение к нюбрбергскому художнику Михаэлю Вольгемуту, где и постиг первые азы гравирования по дереву.
Таким образом, моральный портрет Лютера можно рассматривать и как таковой портрет самого Дюрера в многочисленных проявлениях его индивидуальности, многочисленных устремлениях его натуры, которая толкала его одновременно и к созидательной деятельности и к умозрительным размышлениям и к созерцанию. Но почему: 1. Правду сказал, в общем. Непосредственно же в«Проблемах», отвечая навопрос, почему все необычные люди были меланхоликами, автор проводит умозрительный опыт свином, который напоминает о«Законах» Платона. Гравюра эта датируется 1514 годом, тогда как первое издание «Оккультной философии» Агриппы вышло в 1533-м.
Важным впечатлением для Дюрера стали работы Анреа Мантеньи (старинные гравюры на античные темы которого он копировал еще до поездки). Сохранились также рисунки Дюрера по мотивам Поллайоло, который, в свою очередь, ориентировался на рельефы античного саркофага. 150). Однако аллегорез (генезис аллегории)— в силу собственной судьбы, проходящей через Кальдерона, Шекспира и достигающей Гете и Гёльдерлина, в силу своей антитетической сущности, потенции двусмысленности и нестабильности смысла, устанавливаемой аллегорией вопреки собственной нацеленности на дарование означающего молчанию и немым вещам (античным или природным даймонам), — открывает, что простая фигура аллегории, быть может, является региональной фиксацией, фиксацией во времени и в пространстве гораздо более обширной динамики, то есть самой воображаемой динамики. Но как насчет ratio и mens. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Не вызывает сомнений, что темноликая богиня меланхолии – это одна из ипостасей Хелы.
Ссылки на прошлое составляют значительную часть политического настоящего России. Однако за пределами своего конкретного оформления эта риторическая фигура обнаруживает то, что в западном воображаемом по существу своему зависимо от потери (траура) и от ее обращения в рисковый, хрупкий, гиблый энтузиазм. Воображаемый универсум как означенная тревога (. и наоборот, как означивающее ностальгическое ликование по поводу фундаментальной и питательной бессмыслицы), хотя он и соотносим внутренне с дихотомическими категориями западной метафизики (природа/культура, тело/дух, высокое/низкое, пространство/время, количество/качество), является в то же время самим универсумом возможного. Если не следует быть слишком рассудительным, то не менее опасно и усыплять рассудок, так как тогда монстры, являвшиеся Гойе, подкрадываются к задремавшему человеку. Из«Поэтики» Аристотеля мы знаем, что подражание есть начало всякого познания.
Могло ли обернуться иначе. Альбрехт Дюрер (cын выходца из Венгрии, золотых дел мастера, осевшего в Нюрнберге) учился ремеслу отца, который, заметив одаренность сына и интерес к искусству, отдал его на выучку к лучшим живописцам города. Это указывает на то, что герой выберет путь добродетели. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения.
В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Вечный двойник горя – меланхолия, хотя граница между ними не всегда ясна. Человек, который роется в своем прошлом, одновременно и актер исполняющий свою роль перед обществом.
В языке горя это различие сохраняется. Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Но повторение становилось загадкой, когда этот процесс был для субъекта мучителен.
В «балах жертв», если они действительно были, участники сознательно участвовали в ритуале коллективного горя. Trad, franc. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Рубанок, пила (или напильник), линейки, гвозди, долото, шар, молоток, клещи, спиртовка, тигель алхимика, лестница, магический математический квадрат с цифрами, сумма которых по всем горизонталям и вертикалям равна 34-м, — все это составляет детализированный фон, на котором изображается героиня, держащая к тому же на колене книгу и в правой руке — циркуль.
Меланхолики способны кэтому вбольшей степени, чем остальные. Дюрер был по-настоящему светским человеком. Гравюра Дюрера «Меланхолия» всем своим образным составом, — и пейзажным фрагментом, охватывающим разные стихии мироздания («измерение земли, вод и звезд») и символической предметностью и многозначительной коллекцией орудий и инструментов, в равной степени принадлежащих к необходимостям простого ремесла и высокого искусства и, наконец и более всего, обликом аллегорической героини, этим лицом, в котором есть абсолютное по художественной выразительности сочетание красоты, духовной мощи, погруженности во внутреннее созерцание и психологической омраченности, — осуществляет идею меланхолического дара как духовно-творческой избранности и «вдохновения свыше». Именно в таком значении и даже несколько обнаженном, песочные часы фигурировали в дюреровской гравюре «Рыцарь, Смерть и Дьявол», где этот символический предмет держит в руке и предупреждающе показывает Рыцарю олицетворенная Смерть. В (псевдо)аристотелевском рассуждении рассматривается вопрос ethos-perriton исключительной личности, которой якобы свойственна меланхолия.
Немаловажно также, что Меланхолия считалась дочерью Сатурна, поскольку Сатурн (помимо своей связи с Нидхёггом в космологии Рёккатру) в скандинавской астрологии ассоциируется с Локи, что становится особенно наглядным, если вспомнить его древнеанглийское имя – Saetere. Отже вгор – шлях. Фрейд обнаружил уникальную способность прошлого заражать настоящее. Депрессивный человек оказывается сумрачным радикальным атеистом.
Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Смысл этого трактата втом, что всем нужно научиться пользоваться преимуществами собственного темперамента иизбегать его недостатков.
Спящая и, судя по всему изголодавшаяся собака олицетворяет глубину этого транса, заставляющего пренебречь всем мирским: меланхолия изображается как сладкий сон физических чувств. И создал шедевр. Где и когда. Существует особая экономия того воображаемого дискурса, что производился — в конститутивной близости с депрессией — внутри западной традиции (наследницы греко-латинской античности иудаизма и христианства) одновременно с необходимым смещением депрессии к возможному смыслу.
В Меланхолии Джастин не живет, она существует подобно живому трупу. Но в Джастин нет сочувствия, в ней жестокая (в зрительном понимании) уверенность, что Земля и люди достойны лишь надвигающейся катастрофы. Формируется учение, преобладавшее вевропейской медицинской мысли современ Галена.
Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Работа памяти и воображения обращается к вопросам, которые составляют сущность самого горя. К этому времени, он – уже гравер с мировой славой, «немецкий Апеллес» уже не подражающий древним, а, соревнующийся с ними, стремящийся к «вечной славе». Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». 116.
P. : Flammarion, 1985: «Грусть (Trauer)является душевной расположенностью, при которой чувство дает новую жизнь — словно маску — опустошенному миру, дабы при его виде получать таинственное удовольствие. В конце XV века флорентиец Марсилио Фичино дал объяснение меланхолическому темпераменту как свойству всех выдающихся людей, людей «божественно одержимых». В «Гамлете» искусство меланхолии достигает своих вершин.
Но и в этой старинной гравюре и в первой в немецком искусстве античной идиллии — «Семействе сатира» герои помещены в северный лес его голые стволы и сухие ветви указывают на иное понимание сюжета. Работа горя возвращает мертвых к жизни, но это особенная жизнь. Дюрер и его эпоха. Почему Дюрер изобразил Меланхолию.
Я думаю, что понятие горя бросает новый свет на этот спор. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, втрактате «Обэпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет осклонности кмеланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен копределенному типу заболеваний иопределяется полнокровием. У репрессий было много волн и большинство из них были хаотичными, неожиданными и бессмысленными. Нанем имеется слабый отпечаток черепа. Тогда не кажется абсурдным, что Дюрер пытается передать, с одной стороны, свое разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твердую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь.
Смерть – очень притягательная штука, тем более что говорить о ней не принято. Классическая стройность и величие присутствуют в больших композициях «Поклонение Троице» и «Геллеровский алтарь». В поэме Чапмена «Ночная тень», опубликованной в 1594 году, это тайное течение выходит на поверхность особенно наглядно. Самое знаменитое, что создано изподобных символических систем, — это «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера.
В этом отношении Чапмен вторит Эдмунду Спенсеру изобразившему Елизавету как легендарную королеву фей схожие ассоциации присутствуют и в шекспировском «Сне в летнюю ночь». Они обуты в сандалии Меркурия и подпоясаны «адамантовым мечом Сатурна». Среди представлений аристотелизма известный след в культуре оставило и то, согласно которому «все выдающиеся люди, прославившиеся в философии, политике, поэзии и искусстве, являются меланхоликами»5 (Problemata, XXX, I). «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Итак, «Меланхолия I» изображает первую стадию меланхолии.
Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Эта книга может считаться первым сочинением вистории, посвященным wellness (англ. Это наивная теория.
В ее душе — мучительная пустота. В традиционной западной магии выделялось четыре «гумора» или темперамента, соответствующих четырем стихиям и четырем планетам: сангвинический темперамент – Воздуху и Юпитеру, холерический – Огню и Марсу, флегматический – Воде и Луне, а меланхолический – Земле и Сатурну. Эрвин Панофский в своей биографии Альбрехта Дюрера предположил, что к той же серии относится гравюра «Святой Иероним в келье», созданная в один год с «Меланхолией I» и действительно, Дюрер впоследствии дарил своим друзьям оттиски двух этих гравюр как парные и только в одном случае «Меланхолия I» была вручена отдельно, без второй гравюры.
В данном примере фрейдовская идея «навязчивого повторения» работает, только если мы предположим, что Танкред выполняет «двойное действие» : он физически воспроизводит прошлое и одновременно магически дистанцируется от него, признает свою потерю и перевоплощает ее, превращая чувственную реальность Клоринды в жуткий образ монстра-человекодерева. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. Если юмор – обратная сторона горя, его внешняя сторона принимает форму памятника. Она не находит себя среди людей, не ощущает радости там, где все ее ощущают. Одно из самых знаменитых произведений этого художника – гравюра под названием «Меланхолия I» иллюстрирующая первую стадию меланхолии, связанную с воображением. Никто этого не знает, кроме Бога».
В ней можно увидеть предвестье хайдеггеровской тревоги как Stimmung мысли. Знаток астральной магии Марсилио Фичино в своем трактате «О тройственной жизни» советовал ученикам-меланхоликам, пребывающим под влиянием Сатурна, не сопротивляться природной склонности к погружению в учебу, но лишь смягчать ее влияниями Юпитера и Венеры. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Согласно римской мифологии, бог Сатурн является эквивалентом греческого бога (по другим данным, титана) Кроноса, покровителя Времени. Разговор о депрессии снова заведет нас в топкую страну нарциссического мифа.
Существует особая экономия того воображаемого дискурса, что производился — в конститутивной близости с депрессией — внутри западной традиции (наследницы греко-латинской античности иудаизма и христианства) одновременно с необходимым смещением депрессии к возможному смыслу. Развивавшееся в то время книгопечатание (многие гравюры впоследствии Дюрер будет делать именно для книг) позволило художнику быстро найти применение своему таланту. Непрозрачность вещей, как и непрозрачность тела, которое было покинуто значением, т. е. Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение.
Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Дюреровская аллегория имеет и другое значение. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. И внимание ее полностью сосредоточенно на внутренних переживаниях.
Ав«Никомаховой этике» говорится, что тело меланхоликов находится всостоянии возбуждения, вот таким образом они больше других нуждаются вмедицинских средствах. Высказывалось предположение, что эта «школа ночи» представляла собой общество ученых и художников елизаветинской эпохи, увлекавшихся герметизмом (и в особенности тем его направлением, на основе которого впоследствии возникло движение розенкрейцеров) и сыгравших важную роль в создании культа королевы Елизаветы и в расширении границ ее империи.
В космологии «Ночной тени» лунная богиня, тождественная Королеве-Девственнице, – серебряный образ, сияющий на фоне черной ночи Сатурна, – олицетворяет кульминацию меланхолического переживания. Дальнейшее обучение Дюрера продвигалось очень быстро и его известность росла. Многие исследователи творчества А. Дюрера неспроста называют эту работу "сатурновской". Свою роль в этом процессе играет и научная историография. Там, Дюрер увидел новый мир, о котором до этого знал лишь понаслышке.
Копается ли он в земле, в архиве или в популярной культуре – это практическая деятельность, работа горя. Оказывается, «черножелчник» способен, во-первых, кимитации других темпераментов, так как они все внем присутствуют. Тем не менее, находились такие поэты, художники и оккультисты, которые понимали и принимали черный юмор, типичный для меланхолического склада характера. Вэтом случае врачу нужно придумать манипуляции, чтобы восстановить баланс.
Были открыты новые, неведомые ранее земли. Вданном случае имеется ввиду «melancholia imaginativa»— художественная меланхолия, связанная своображением. Chicago: The University of Chicago Press, 2000.
2 vols. Например, втрактате «Опамяти» упоминается, что меланхолики могут видеть воображаемые картины, которые потом немогут вспомнить. На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Две едва совместимые метафоры – театра и кладоискательства – обнажают проблему горя.
Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Античная форма идеал красоты уже органично входят в его искусство и свободно используются при изображении и других сюжетов. Танкред, скорбящий преступник, действительно испытывает навязчивое стремление, но это не стремление повторить убийство.
При всем том прежде всего «меланхолическая кровь», полагал Фичино, является прирожденным условием мыслительной одаренности: «Как вы узнали из речи о Сократе, кровь эту всегда сопровождает упорное размышление». 4 Установление взаимосвязей между меланхолическим темпераментом и склонностью его носителя к деятельности мысли в большой мере означало признание меланхолического темперамента источником и основой мышления. Он создал понятие «меланхолической одержимости», переведя ее из разряда типов нервной организации в возвышенное состояние. Внимательная и чуткая Клер всегда рядом, когда сестре плохо.
Для того, чтобы хранить память о прошлом, не нужно идентифицироваться с его ценностями. Флегма подражает воде, возрастает зимой ицарствует встарости. «Платон утверждает, что меланхолики — люди, наиболее способные к наукам и выдающиеся», 10 — говорит в «Апологии Раймунда Сабундского», самой обширной и философски насыщенной главе «Опытов» (LesEssais, 1570—1580-е гг. ), Мишель Монтень возможно, это отзвук позднейших толкований платонизма. Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование.
Бирон, один из приближенных Фердинанда, короля Наварры, влюбляется в смуглую, черноликую даму по имени Розалина (1). Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Хотя это неописано нивкаких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным. На протяжении своей поэмы Чапмен исследует все три уровня меланхолии.
Когда Танкред нанес Клоринде новый удар, она уже претерпела свое посмертное – магическое и необратимое – преображение в дерево. Инаконец, последняя часть называется «Припомощи астрологической магии». Trauma, Narrative, and History.
В европейской традиции роза – устойчивый символ богини и эквивалент индийского лотоса и ближневосточной лилии (впрочем, лилия тоже использовалась в Европе как символ богини). Результатом его собственных философских размышлений стал образ «художественной меланхолии». Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. «Кулаков», «буржуазию», «социальных паразитов», «антисоветские элементы» и других «классовых врагов» истребляли за принадлежность к категориям, которые для нас уже не имеют смысла.
2. В Украине, на Балтике и в других владениях социалистической империи население чувствовало угнетение со стороны иностранной державы и пыталось сопротивляться ему. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Отсюда следует, что всякая потеря влечет потерю моего существа — и самого Бытия.
Ибо существуют четыре типа комплекций, как могут подтвердить тебе врачи все их ты можешь измерить теми способами, которые будут здесь дальше изложены», 17 — писал художник в незавершенной «Книге о живописи» и в этих его рассуждениях о четырех типах телосложения без труда угадываются намерения снять формализованные отпечатки с четырех темпераментальных разновидностей человеческой натуры. Но эта работа не заканчивается, когда останки прошлого выкопаны и показаны. Так это и в Меланхолии. Отшельничество такого рода намекает на третью стадию меланхолии – духовную.
Перед нами высшее существо, обладающее богатым интеллектом, окруженное инструментами творческого труда, но впавшее в мучительное раздумье. Гуманисты восславили и Сатурн. Вероятней всего, гравюра является парафразой сюжета «Суд Париса», популярного в немецком искусстве и понимаемого как предостережение против сладострастия, ведущего к адским мукам. Красота — это художественная проделка, она лишь воображаема.
Но о ее посмертном опыте мы узнаем именно от Танкреда. Imaginatio уступает место ratio в середине первой части поэмы – «Гимна Ночи», а вторая часть, «Гимн Цинтии», полностью посвящена духовной стадии mens. Почти все — гравюры на меди, лишь две выполнены в технике ксилографии. По словам историка Тони Джадта, если проблема Западной Европы – нехватка памяти, то в Восточной Европе и в России «слишком много памяти, слишком много прошлого, к которому обращаются люди». Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. Едва оправившись после побоев (которые сами по себе напоминали о том, как прежде обходились с диссидентами), популярный журналист Олег Кашин сказал, что Сталин «спит третьим в постели у каждого из нас Наполеон давно стал маркой коньяка, сталинским должен называться шашлык или сорт табака, а мы постоянно тащим его из могилы». Измерительные инструменты и орудия технических ремесел («от которых всякий, кто ими пользуется, становится меланхоликом», со значением обмолвился Дж. Вазари16) занимают в атрибутике «Меланхолии» исключительно важное место уже по своему множеству.
Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Свадьба зрительного Майкла и звуковой Джастин. Они вдохновлялись разными замыслами, но урок должны были усвоить один. Как феномен культуры меланхолия была проблематизирована в это время прежде всего английской литературой, в частности школой так называемых «августинских поэтов», для которых она была не просто подлежащим поэтизации психологическим состоянием и далеко не одной лишь эмоциональной атмосферой лирики.
Черная желчь подражает земле, возрастает летом ицарствует взрелости. Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Суть его прежде всего в том, что искусство — не игра и не развлечение, как все больше склоняется думать XXI век, но опыт обретения знаний о человеке, природе, космосе. Да от этой картиныу иного еще вера может пропасть. ».
Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью.
В отличие от позднейших идей – таких, как фрейдовское «навязчивое повторение» и связанных с ним концепций травмы и посттравматического, – рассказы о «балах жертв» подразумевают, что их участники вполне осознают и свою личную утрату и совместный траур. По предположению известного историка искусства, это кладбищенская стена и «колокол указывает на кладбище». 15 В круг кладбищенской символики вписываются также и песочные часы, образ текучего времени, напоминание о скоротечности жизни, временности бытия, смерти. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья.
Durer. Достоинства меланхолии восхваляли философы-герметисты эпохи Возрождения. Вы увидите человека «тощего, худосочного и бледного», то есть человека по природе меланхолического»3 — пояснял философ наружную, видимую, хотя и мнимую антропологическую ущербность героя своего философствования. В совокупности с двумя другими графическими листами одного хронологического периода и общей техники (резцовая гравировка на меди) — гравюрами «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (авторский титул: «Всадник» — «Der Reuter», 1513) и «Св.
Она именуется «дюреровым многогранником», хотя никто неможет сказать точно, что это такое, — возможно, усеченный ромбоэдр. Многочисленные рисунки, созданные Дюрером в начале века, стали ближе к античным образцам. В результате попыток построить идеальную мужскую и женскую фигуры возникла гравюра «Адам и Ева», где образцом для Адама был Аполлон Бельведерский, а для Евы — Венера Медичи. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем.
Оказывается, что для Теофраста черная желчь— тоже смесь. Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Звук не наполняется материальными благами, успехом, любовью.
Депрессия — это скрытое лицо Нарцисса, то, что увлечет его к смерти и которое неведомо ему в тот момент, когда он любуется собой в отражении. Этот фрейдовский анализ истории Танкреда стал важным элементом теории травмы. Иероним) и меланхолический (циклической завершенности и в этом случае, впрочем, препятствовало отсутствие одного необходимого звена — холерика). 13 Как бы то ни было, «трилистник» Дюрера более всего един в утверждении всемогущества человеческого духа, ренессансного духовного титанизма и эту его содержательность в наибольшей степени определяет лист «Меланхолия». Ученые могут подняться до второй стадии. Настоящее перенасыщено прошлым и этот раствор не отстаивается и не дает осадка.
P. 2 – 9 Leys R. Trauma: A Genealogy.
Получается, что катарсис— это что-товроде духовной клизмы. 3.
Любовь — это счастье Зрительного вектора и только. Вероятно, что Доменико Фетти, упорно учился, все-таки видел гравюру Дюрера (который тоже когда-то жил в Венеции). Средневековый ум приводит впорядок исоздает законченную теорию: человек устроен какВселенная. Надней оказывается эритроцитная масса, тоесть преимущественно красные кровяные тельца.
Круг этих людей был назван «гуманистами» из-за склонности к «studia humanitatis» (к светскому знанию), в противоположность средневековым «studia divina» (наукам о божественной мудрости).
См. : Caruth C. Unclaimed Experience. Планета же Сатурн покровитель меланхолии. Сатурнианский черный в сочетании с серебристо-белым лунным были и официальными цветами самой Елизаветы.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Кроме того, под управлением Сатурна находится Нифльхейм. Необходимо пить легкое вино инепереедать. Однако за пределами своего конкретного оформления эта риторическая фигура обнаруживает то, что в западном воображаемом по существу своему зависимо от потери (траура) и от ее обращения в рисковый, хрупкий, гиблый энтузиазм. Изображена одиноко сидящая крылатая женская фигура в венке, которая олицетворяет творческий гений.
Необходимо жить вхорошем климате, вкотором должно быть много солнца. Герой поставлен перед выбором жизненного пути: две женские фигуры перед ним — олицетворения Добродетели и Порока.
Это было чересчур. Вдалин – сонце, видимий образ Бога. 2. Тем не менее именно здесь нам следует искать наиболее существенные сведения о духовной эволюции Дюрера и его отношении к Реформации. Слишком много ли тут памяти или слишком мало, ясно одно: именно природа советского террора затрудняет его понимание, память о нем и увековечение его жертв.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Недаром на Каннском фестивале 2011 года он высказывал симпатии нацизму и Гитлеру. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Втаком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Рассматриваемая им меланхолия — это не болезнь философа, а сама его природа, его chos. Одна из них — «Геркулес», где, по-видимому изображен герой, убивающий сиамских близнецов Молионидов (по рассказу Павсания).
Античный мотив — лишь повод для осуждения суетности и греховности. MELENCOLIA I. В 1531г. Когда изможденную Джастин привозит такси и она не способна дойти до кровати (результат звуковой депрессии), Клер буквально несет ее на себе. Учение Платона о френезии, «божественной исступленности», выводящее положительные творческие результаты из отрицательных психологических предпосылок, получило далеко идущие применения в ренессансном неоплатонизме, в частности в сочинениях ментора флорентийской Платоновской Академии Марсилио Фичино. Наряду с магистральной линией психоаналитического исследования ей удается увязать в целостное концептуальное единство историко-философский анализ, символические, мистические и религиозные аллегории, подробный анализ живописи Гольбейна, богословско-теологические искания, поэзию Нерваля, мифические повествования, прозу Достоевского, особенности православного христианства, художественное творчество Дюрас.
Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. (1) Шекспир не случайно дает темной богине Меланхолии имя «Розалина».
«Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». Вместо того чтобы искать смысл отчаяния (он очевиден или метафизичен), признаем, что смысл есть только у отчаяния. Но здесь это не так. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Отсюда – инструменты. Фрейд в его исследовании работы горя (Trauerarbeit) и Беньямин в работе об «игре скорби» (Trauerspiel) соглашались в том, что мир горя культурно продуктивен.
Однако аллегорез (генезис аллегории) — в силу собственной судьбы, проходящей через Кальдерона, Шекспира и достигающей Гете и Гёльдерлина, в силу своей антитетической сущности, потенции двусмысленности и нестабильности смысла, устанавливаемой аллегорией вопреки собственной нацеленности на дарование означающего молчанию и немым вещам (античным или природным даймонам), — открывает, что простая фигура аллегории, быть может, является региональной фиксацией, фиксацией во времени и в пространстве гораздо более обширной динамики, то есть самой воображаемой динамики. Черная желчь может моментально переходить изхолодного состояния вочень горячее. См. : Benjamin, Walter. Origine du drame baroque allemand, 1916–1025.
Иногда они встречались в одной камере или бараке. Если есть черная желчь, топоопределению должна быть икакая-тодругая. Зрение и Звук. Светлая желчь подражает огню, возрастает осенью ицарствует вюношестве. Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. «Первой» она называется всоответствии сопределенной классификацией.
Р. 160 – 161). Мощное символическое поле, создаваемое тремя «поразившими весь мир»11, как свидетельствовал Дж.
Согласно трактовке Бернайса, вчеловеке, вего психике, накапливаются негативные эмоции, плохие переживания, которые благодаря созерцанию трагедии человек испытывает более интенсивно всилу способности кподражанию герою. Одно из самых загадочных и известных произведений Дюрера – «Меланхолия I», — одна из трёх «Мастерских гравюр». Это аллегория творчества, творческого темперамента воображением мастеров Возрождения, который связывали именно с меланхолическим состоянием человека. Художник, несомненно, был знаком с выдвинутой итальянскими философами-неоплатониками теорией «божественной меланхолии», связывающей выдающиеся способности людей с влиянием Сатурна.
В Средние века ремеслу учились не в школах, а у мастеров. Потомки тех, кто погиб в период террора, находили удовольствие в том, чтобы танцевать на «балах жертв», сочинять истории и о жертвах и о балах, рассказывать их своим ровесникам и потомкам. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века.
Согласно «Problemata» (30, 1), приписываемым Аристотелю, черная желчь (melaina kol) характеризует великих людей. Черная желчь— это продукт сгорания всего остального, это тот остаток, который бывает прифизиологических процессах ворганизме. Воображаемый универсум как означенная тревога (. и наоборот, как означивающее ностальгическое ликование по поводу фундаментальной и питательной бессмыслицы), хотя он и соотносим внутренне с дихотомическими категориями западной метафизики (природа/культура, тело/дух, высокое/низкое, пространство/время, количество/качество), является в то же время самим универсумом возможного. Возможность зла как извращения и смерти как предельной бессмыслицы. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный.
Однако аллегорез (генезис аллегории)— в силу собственной судьбы, проходящей через Кальдерона, Шекспира и достигающей Гете и Гёльдерлина, в силу своей антитетической сущности, потенции двусмысленности и нестабильности смысла, устанавливаемой аллегорией вопреки собственной нацеленности на дарование означающего молчанию и немым вещам (античным или природным даймонам), — открывает, что простая фигура аллегории, быть может, является региональной фиксацией, фиксацией во времени и в пространстве гораздо более обширной динамики, то есть самой воображаемой динамики. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. В соответствии с ними герои «мастерских гравюр» Дюрера олицетворяли человеческие темпераменты: сангвинический (Рыцарь), флегматический (св. Но это самое непонятное, что нас ждет. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени.
Не обязательно понимать мотивы убийцы, чтобы скорбеть о его жертве, хотя многим скорбящим свойственно желание понять, что произошло и почему и что это значит. Общей целью многих историков стало «приручить недоверие и избавиться от него с помощью объяснений» – исследователи Холокоста должны противостоять такому соблазну, считает Фридлендер. Дюрер не боялся меланхолии.
В ватиканской фреске Рафаэля «Афинская школа» («La scuola dAtene», 1509—1511), законченной на три года ранее «Меланхолии» Дюрера именно это положение определяет фигуру Гераклита, образу которого Рафаэль придал, как известно, портретное сходство с Микеланджело. Наш рыцарь жив он полон вины, ужаса и горя, но не похоже, чтобы он был травмирован. Действие происходит в «значащем» пейзаже: древо Добродетели покрыто листвой, а древо Порока засохло заросшая травой дорога ведет к замку Добродетели с заколоченными воротами.
Никто этого не знает, кроме Бога». Тень отчаяния. Откуда взялось такое представление. Да и сама женщина крылатая, как и человеческая мысль.
Что означают окружающие ее предметы. У скорби же – третьей посткатастрофической силы – нет границ. Странная по сюжету гравюра – на самом деле является аллегорией. Опираясь на подробные медицинские обоснования, неизвестный автор «Физических проблем» заявляет, что героическое неистовство, безумие или furor, которое Платон называл источником всякого вдохновения, в сочетании с черной желчью меланхолического темперамента порождает великих людей.
Вместе с тем песочные часы в предметном мире «Меланхолии» вполне могли выполнять и свою прямую инструментальную роль, роль хронометра, как и весы — одновременно выступать в мистическом качестве, напоминая о Немезиде (в начале 1500-х гг. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология. Писать о меланхолии для тех, кого меланхолия опустошает имеет смысл, только если это идет от самой меланхолии.
Однако меланхолия — явление не французское. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Фигура на заднем плане — Эрида, богиня раздора, а «три грации» — Венера, Минерва (с лавровым венком) и Юнона (покровительница замужних женщин и потому в чепце, как у немецкой матроны).
По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. Hyeronimus im Gehaus», 1514) — «Меланхолия» образует в зрелом творчестве Дюрера не вполне оформившийся графический цикл, получивший еще в окружении художника объединяющее название «мастерских гравюр» («Meisterstiche») и не раз интерпретированный в искусствознании в качестве единого замысла. В. Клеваев.
Триер дал возможность прочувствовать умирание до донышка. Жизнь предполагает движение. А Шеллинг сходным образом обнаружил в ней «сущность человеческой природы», знак «симпатии человека к природе». С. 75).
Кровь подражает воздуху, возрастает весной ицарствует вдетстве. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Существует особая экономия того воображаемого дискурса, что производился — в конститутивной близости с депрессией — внутри западной традиции (наследницы греко-латинской античности иудаизма и христианства) одновременно с необходимым смещением депрессии к возможному смыслу.
В похожем смысле Вальтер Беньямин говорил, что «память не инструмент для изучения прошлого, но его подмостки Тот, кто стремится приблизиться к своему погребенному прошлому, должен вести себя как кладоискатель». Стоит также обратить внимание на сходство имен Розалины и святой Розалии. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии.
Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений. Работа горя не в боли, которую приносит знание, но в желании знать, «что с ним там делают». Вторая книга— «Припомощи музыки ипоэзии».
2012. Не классическая античность, а античный пафос эпохи эллинизма оказался близким художнику. М., 1972. Эта ситуация представляет прототипический случай того, что я называю «миметическим горем» : повторяющейся реакцией, которая символически воспроизводит потерю. 3. У тех, кто читает сегодня документы и воспоминания о советском терроре, постоянно возникает недоверие к тому, что такое могло происходить «на самом деле».
Но Сатурн, не только Кронос, — бог времени – он и бог земледелия, земли, покровитель каменотесов и плотников. MELENCOLIA I. В 1531г. Чтобы описать этот анахроничный феномен, Фрейд пересмотрел всю свою систему, заглянув далеко (хотя и не так далеко, как хотелось бы) за пределы принципа удовольствия. При этом оказывались возможны и толкования «социологические», согласно которым Дюрер представил в трех своих произведениях образы таких социальных сил, как рыцарство, духовенство и бюргерство (полноту цикла нарушает, однако, отсутствие крестьянства, образы которого рассеяны в это время лишь в малых, до известной степени подготовительных графических работах мастера). 12 Однако с не меньшими основаниями утверждали себя и комментарии этико-философские.
Геометрическую фигуру награвюре— многогранник— интерпретировали искусствоведы иматематики. «Волю к аллегории» он рассматривал как особого рода первичное желание, которое заключено в структуре самой меланхолии: аллегория – единственное развлечение, доступное меланхолику, писал Беньямин. Мир казался уже не таким прочным.
Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит отслова «желтый», нопо-гречески слово — нарицательное имя для данной субстанции, неподразумевающее никакой желтизны. «Чистая шутка» защищает скорбящего от миметических излишеств, разрушающих его субъектность, а монумент отмечает это различие с церемониальной серьезностью. Что же касается подпирающей голову руки, то значение этого жеста проясняет дополнительная параллель. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. После Первой мировой войны и последовавших за ней революций Фрейд сформулировал свое новое открытие – «навязчивое повторение». она уверена, что ей больше нечего искать здесь, на Земле, вот таким образом ее приговор однозначен.
Решающий этап наступает всередине XV века, когда глава флорентийских платоников Марсилио Фичино, ознакомившись стекстом 30-й книги «Проблем», понял, что это имеет самое прямое отношение кего собственному труду иктруду его коллег. Меланхолия (единственный лист в творчестве художника, название которого он ввел в композицию) в народе рассматривалась как самый опасный из четырех темпераментов, приводящий к тяжелым заболеваниям и сумасшествию. По словам Иосифа Бродского, поэзия «тем и отличается от жизни, что всегда бежит повторения». Он сочинил один изсвоих важнейших трудов— трактат «Ожизни», посвященный непосредственно жизни ученых, тоесть философов. В Меланхолии I даже само название, размещенное под радугой на фоне взрывающегося метеорита, словно на первой странице книги, подводит итог всей совокупности знаний и верований, свойственных людям Средневековья и Ренессанса. Укого-топрипринятии вина нарастает мера безответственности ибесстрашия.
В Меланхолии Триера хорошо видно, что зрительный жених Джастин не дотягивает до своей звуковой невесты, что она больше, «крупнее» его по сути. В других эмоциях «притяжение нередко перемежается с отчуждением», горе же уникально, так как «способно на постоянное нарастание» без обычной для эмоций амбивалентности. Princeton, 1945), сообщает: «Это намек на учение Агриппы Неттесгеймского о трех магических стадиях «меланхолической одержимости».
Следователь Николай Шиваров, который заставил Осипа Мандельштама и еще нескольких поэтов и писателей признать их «преступный умысел» против советской власти, покончил с собой в 1940 году, оказавшись узником ГУЛАГа. Триеру удалось вызвать в зрителе очень глубокое переживание смерти. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. London: Macmillan, 1997.
Тамже упоминается иаффект, касающийся разумных способностей человека ипроистекающий отчерной желчи. Как развивается сюжет фильма Меланхолия 2011 года. После того, как миллионы оказались в ГУЛАГе, его создатель и руководитель Матвей Берман был осужден и расстрелян в 1939 году.
Никто не избежит своей судьбы. Это — сложные произведения с зашифрованным аллегорическим содержанием, понятным лишь знатокам. Одно из самых загадочных произведений этого времени — «Четыре ведьмы». Паскаль, Руссо и Нерваль составляют печальную фигуру и исключение. Продолжая опираться на понятия Гиппократа (четыре жизненных сока и четыре темперамента), Аристотель вводит кое-что новое, отделяя меланхолию от патологии, помещая ее в природу и — главное — утверждая, что она проистекает из теплоты, которая считается регулирующим принципом всего организма и из mesotes, управляемого взаимодействия двух противоположных энергий. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар.
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Не лишено значения, что таким понятием оказалась именно меланхолия. И любуется человеком больше, чем Дюрер. Еще вV веке дон. «благополучие»), так каквнем трактуются все стороны образа жизни, способствующие нивелировке негативных сторон природного склада определенного темперамента. Этот вопрос тоже невольно мерещится, когда смотришь на картину».
Если нацистский Холокост убивал Других, то советский террор был похож на самоубийство. Однако за пределами своего конкретного оформления эта риторическая фигура обнаруживает то, что в западном воображаемом по существу своему зависимо от потери (траура) и от ее обращения в рисковый, хрупкий, гиблый энтузиазм. «то считать лишь можно красотою, / Что по ее училося глазам, / И свет лишь там, где сходен с чернотою». Художники Западной Европы хорошо знали гравюру Альбрехта Дюрера Меланхолия. Как в шекспировском «Гамлете», эти три импульса – познание, скорбь и месть – состязаются за ограниченные ресурсы меланхолического сознания.
Рыцарь не чувствует времени, так как он движется и динамизм его существования — это своего рода способ подняться над временем, если не возвыситься над ним. В действительности Аристотель объединяет научное изложение с ссылками на мифы, связывая меланхолию с пенной спермой и эротизмом и открыто ссылаясь на Диониса и Афродиту (953b, 31–32). Рядом с Джастин — ее зрительная сестра Клер. Желание знать – это одновременно и желание разделить бремя этого знания, выразить его в ясных словах или символах, рассказать, что с ним «там» сделали, вначале закрытому сообществу равных, а потом и остальным. И это свойство чудесно. С их помощью он пытался познать искусство, однако не сумел и отбросил за ненадобностью.
О каком заработке можно говорить, когда зияющей пустотой болит душа. В то время как средневековое общество начало распадаться, тяга к культуре и желание добиться универсальности мышления и чувств были готовы заменить догматы католицизма, утвердить главенство разума, знания и здравого смысла, которому ничто человеческое не чуждо. Смещаясь между разоблаченным, но все еще наличным смысломостанков Античности (пример: Венераили королевская корона) и собственным смыслом, который придает каждой вещи христианский спиритуалистический контекст, аллегория оказывается напряжением значений, разрываемых между их депрессией/обесцениванием и их значащей экзальтацией (Венерастановится аллегорией христианской любви). Если сопоставить это струдами Гиппократа, становится понятно, что это неслучайность.
Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания.