«меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия. Это один из трёх графических листов, Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
«меланхолия» – резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия.
Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году.
Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты. В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер.
Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы 8212 меланхолики. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. У ног свернулась дремлющая собака. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Дневники.
Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Мне видится именно это. 3. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха.
trivial или франц. Ивсё это называется меланхолия, что понятно изнадписи, которую несёт летучая мышь (так еёназывают искусствоведы, хотя ялетучую мышь вэтом хвостатом существе мало узнаю). Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Отсюда – инструменты.
Дюрер не боялся меланхолии. Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество.
«Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. В 1513 году знаменитый художник и график из Нюрнберга Альбрехт Дюрер исполнил три гравюры, называемые «мастерскими»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия. Неподалёку лежит шар (возможно, ондеревянный, выструганный недавно).
Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». 1260), когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. Для него больше не существует времени. Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия».
Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других. Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Никто этого не знает, кроме Бога». Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью. Геометрия – одно из «7 свободных искусств».
При всей своей нерешительности (раздражающей многих) Гамлет восхищает и этих многих во все времена тем, что будит совесть и раскрывает глаза на тайны жизни: они не могли бы этого без него так остроумно-явственно узнать, понять, но зато теперь, поняв это, они могут действовать, делать то, что ему гораздо труднее, чем им. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. De viris illustribus), «Хронику» (события всемирной истории, начиная с сотворения мира), основанную на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака.
Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. Который сотканный из множества смысловых оттенков из всех сложнейших символов и намеков, данная гровьюра пробуждает все возможные тревожные мысли, ассоциации и так же переживания. Достаточно вдуматься в значение жизни для человечества таких сомневающихся, внешне не деятельных людей, как Руссо, Дарвин, Чехов, чтобы ощутить героизм в их инертности («косности», «консерватизме» – в смысле отсутствия активной внешней решительности-деятельности). Почему Дюрер изобразил Меланхолию.
Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Художественные искания Дюрера завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете.
Это был первый шаг к барокко. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов.
«Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Совестливая, нравственно-аналитическая натура, он не способен презирать гамлетовскую слабость, чует в ней большое, заключает, что эта слабость – есть «распадение», то есть свойство уже не младенчески-бессознательной гармонии, а свойство дисгармонии, предшествующей новой более зрелой, мужественно-сознательной гармонии. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок. Давайте пройдёмся понекоторым изних. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення.
Таким образом, эти три гравюры, хотя, возможно, Дюрер и не осознавал этого, представляют три лица человека судьбы, которого воплотил в себе Лютер. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира.
2. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Письма. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Лестница в небо, как символ постижимости божественного.
«Волшебный квадрат» — термин чисто математический. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Многие в те времена отдавались под покровительство этой планеты, одновременно стараясь обезопасить себя от ее вредного действия ношением специальных амулетов». «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер».
Ну да, что хорошего в меланхолии. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Лукас Кранах Старший был реформатором.
Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально. Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии. Да и как вести, когда не знаешь, есть ли земля под ногами. » «. «Здесь дуб, – пишет Гете (1795), – посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы корни растут и разрушают сосуд». Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии – одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса.
Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной. Ц. Г. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Никто этого не знает, кроме Бога». «Людям этой категории, – пишет Ц. Г.
Albrecht Durer Melencolia-I (1514) 171Меланхолия187 8212 самая загадочная из 171Мастерских гравюр187 и одна из любимых работ самого Дюрера. Но Кюллер хотя бы не имеет к Гамлету претензий. «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте».
Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Для этого немецкого мистика меланхолия – это нечто большее, чем состояние подавленности, удрученности и уныния. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I». Это интересно.
Его взор печален. Все остальное безжизненно.
Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера). Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера.
Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. Принц Гамлет проникнут щепетильно-нравственным, болезненно-тревожным анализом в ущерб решительным действиям при ясном самобичующем понимании этой своей «практической» слабости, несвободы. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. Гравюра 171Меланхолия187 8212 ключ к разгадке общего смысла 171Мастерских гравюр187: все они содержат откровенный рассказ художника о себе 8212 о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь (171Всадник, Смерть и Дьявол187) о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью 8212 единственное в мире место, где он может стать самим собой (171Святой Иероним187).
Меланхолия160 гравюра Альбрехта Дюрера. Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). «Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина.
MELENCOLIA I. В 1531г. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. От него требуют невозможного, не такого, что невозможно вообще, а только лишь для него. Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов. Существует несколько версий почему эта работа так названа. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. Это была династия, установившая новые правила в искусстве.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь.
Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе.
В руке остановился циркуль. Меланхолию можно преодолеть или творческой активностью, как в случае художника или активностью в действиях, как у рыцаря или молитвой и созерцанием, что воплощено в образе святого Иеронима. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века. Ну, а третьим и высшим уровнем является познание сверхрациональное интуитивное, связывающее человека с Богом.
Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. Почему песок в песочных часах просыпался на половину.
Гравюра, вызывающая такое количество комментариев и толкований имеет название, в отличие от многих других, которые оставляют нас в неведении по поводу смысла, вложенного в них автором. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Это интересно.
Особо интересный, но и противоречивый предмет – таблица с цифрами, выгравированная на стене башни. Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель. Все достигнуто. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии.
Меланхолик для него практически равняется гению. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора. Вконце декабря 1513 года онувидел комету, которая двигалась кместу созвездия Весов (награвюре висят настене), где тогда находилась планета Сатурн.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий, проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода.
Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа. Хотя во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто – «Меланхолия». Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток.
Убежден, что А. П. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Что же означает название гравюры Дюрера. Второй ярус – интеллектуальное познание. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы.
Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой». А собака – воплощение истощения. Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно.
Образ «Святого Иеронима» — его мирный духовный труд и смирение монаха, «Всадник» 8211 собирательный образ человека действия, активного противостояния невзгодам, а «Меланхолия» – это вселенная науки и искусств, постижения тайн мироустройства. 3. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре.
И зрелая, «мужественно-сознательная гармония», о которой пишет Белинский, есть умудренное понимание законности, необходимости этой своей «дисгармонии», убежденность в том, что для каждого свое, с умением заставить себя действовать (когда это нравственно-необходимо), в том числе и физически решительно. Первый — уровень ремесленный, к которому относятся такие предметы ремесла, как рубанки инструменты идеально выточенный шар. Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой.
Только в результате полного самопогружения он способен увидеть этот свет и в себе, который восходит в основе души (по Экхарту) и Дюрер понимает это погружение как интеллектуальный акт (Иероним не пассивно отдается своему состоянию, как мы видим у Босха, а занят переводом Библии). Давайте пройдёмся по некоторым из них. В. Г.
Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии».
Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Эти три образа, столь редко объединяющиеся в одной личности, Дюрер воплощает в своем триптихе на уровне подсознания, подтолкнувшего его взяться за резец и создать эти гравюры. Циркуль, равно как треугольник с линейкой, служат атрибутами Геометрии — одного из семи «свободных искусств» Средневековья и первого из божественных искусств Ренессанса. Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии.
Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. Чего бы еще можно было пожелать. Меланхолия — это один из четырех типов темперамента человека по градации Гиппократа и Аристотеля. Через нем. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. Она выполнялась резцом по металлической доске. А в совокупности с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия». И последняя, самая более вероятная.
На голове у женщины венок из каких-то растений, в которых знатоки-ботаники узнают цветы, живущие в воде, типа водяного лютика. Обилие деталей неотвлекает внимание открылатой фигуры. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Именно тукомету изобразил Дюрер накартине. Нуда, что хорошего вмеланхолии.
В равновесии остановились чаши весов. Каждый успех открывает перед ним новые горизонты и вместе с тем заставляет все снова и снова убеждаться в неизмеримости неизведанного. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах.
Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический.
Да что говорить. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Это символ Сатурна. Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. Крылатый гений лишен возраста. Так вквадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) иможно найти много других.
Во-первых, многое награвюре граничит спланетой Сатурн— покровительницей меланхоликов. Есть также трактовка, согласно которой серия представляет собой темпераменты: «Всадник» изображает «сангвинический», а «Иероним» — «флегматический», а центральный и наиболее загадочный лист, его гравюра 1514 года «Меланхолия» — «меланхолический». Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Исследователь творчества Дюрера Вильгельм Ветцольдт задает этот вопрос и сам на него отвечает: «Почему, однако Дюрер выхватил из множества различных сатурнианских профессий и видов деятельности именно искусство измерений. По ком он звонит. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Среди понятий, проносящихся чередой в сознании Меланхолии, время — один из важнейших факторов тревоги, причем тем более мощный, что она окружена инструментами, позволяющими оценить его быстротечность. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью. Гамлет «в порыве взволнованного чувства (. ) клянется и небом и землею лететь на мщение как на свидание любви – и вслед за этим сознает свое бессилие выполнить и долг и клятву.
Уже не осталось ничего непостижимого. Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. Тургенев в публичной речи «Гамлет и Дон Кихот» (1860) не может не отметить, что Гамлет образован, тонко размышляет, скептически анализирует, отличается «почти непогрешительным» вкусом. На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар.
Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена). Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. Гуманисты восславили и Сатурн.
Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Никто не избежит своей судьбы. А легонько подуть на них – пузырей как не бывало».
«Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь». Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Тургеневу больше по душе Дон Кихот, действующий, жертвуя собой ради Добра.
Вот таким образом Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I. По третьей версии: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». Ангел на картине и есть Дюрер. MELENCOLIA I. В 1531г. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Ноделать это мы будем на другом квадрате, в группу которого входит квадратДюрера.
Как мы видим среди многочисленных предметов в самом кабинете ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить.
Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. К тому же он занудлив, забывчив, уныл, вял, неуклюж избегает общества своих близких и презирает противоположный пол. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Таким образом, кульминационным центром изображения является голова святого, где сливаются природный свет, падающий из окон и свечение исходящее от самого Иеронима, образуя единый «божественный свет». На переднем плане спят лев и маленькая собачка.
Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. Нету и намёка на воздушную перспективу, дымку, флёр. В искусствоведении есть специальная область экспертизы – иконография (в отличие от иконографии, как системы в иконописи), это исследование и анализ сюжетной стороны произведений и истолкование символики, аллегорий и атрибутов, а также иконология 8211 методика прочтения символического смысла картины.
Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии. Чего бы еще можно было пожелать. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать». «В Меланхолии он (Дюрер. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог.
Бердников, отмечая особый интерес молодого Чехова к указанной выше публичной речи Тургенева, считает, что Платонов (из ранней пьесы без названия) и Иванов (пьеса «Иванов») созданы по «тургеневской схеме Гамлета», что Чехову «явно импонировал тургеневский Дон Кихот и в то же время Чехов был холоден к его нетрезвой философии, выразив его честную, горячую прямолинейность в образе доктора Львова («Иванов»). Но, думается, сильнее всего говорит об отношении Чехова к Гамлету следующий момент: Чехова пугало, что Львова могут воспринять как положительного героя, а Иванова посчитают «подлецом». Гамлет нужен людям своими углубленными сомнениями и нравственными исканиями (речь идет не только о науке искусстве, но и о его повседневном общении с людьми, раскрывающем людям то, что они без него не открыли бы вокруг себя). Так как, возвращаясь к прозорливому предположению Белинского, «он рожден любить людей и делать их счастливыми, а не карать и губить их».
А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер. Но почему: 1. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. При всем этом остается в стороне смысл этой особенной «слабости».
Холерик (от греч. 8212 А самое удивительное, что Дюрер к тому же умудрился вписать в нижний ряд 15 и 14, обозначив год совершения этого невероятного подвига. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат.
События, жизнь проходят без её участия. У ног свернулась дремлющая собака. А собака – воплощение истощения.
Дон Кихот не занят собою и, уважая себя и других, не думает рисоваться а Гамлет, при всей своей изящной обстановке, нам кажется извините за французское выражение, avant des airs de parvenu (похож на выскочку) он тревожен иногда даже груб, позирует и глумится». Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик. А также необычные теории, эксперименты, научные и технические курьёзы и просто интересные факты «Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу).
То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. 1. А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально.
Сидит крылатая женщина в задумчивости, её окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. И книга и циркуль сейчас не при деле. Его составил сам Дюрер. Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Что означают окружающие ее предметы.
отчего в нем это бессилие. На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология.
Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус., 1525 Наставление к укреплению городов. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне.
Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. Вдалин – сонце, видимий образ Бога. Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики».
В. Клеваев. Что для нас эта гравюра. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Тургенев тем не менее диалектически чувствует природную необходимость гамлетовской «косности», «консерватизма» : «. По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством. 2.
Гамлет же в своем смятении хочет быть насквозь другим, подобно «дремучему» дефензивному юноше, который остро завидует своим агрессивно-стеничным приятелям и клянет себя, например, за то, что тоже не ввязался в драку. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. 8212 А ты знаешь, чем знаменит именно этот квадрат. Вот такой древнейший возраст у магического квадрата.
«Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность. Отсюда – инструменты. Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды. Она выделяется наобщем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Песочные часы настене усиливают это ощущение. Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Они вместе с весами, песочными часами, магическим квадратом и циркулем символизируют роль математики, которую в своей работе используют и ремесленник на Земле и архитектор Вселенной. говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение.
Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Были открыты новые, неведомые ранее земли. Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию.
Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. Иеронима» Босха), но как учёного, полностью погруженного с работу. Куда ведёт стремянка, что означает магический квадрат на стене. На столе ничего лишнего, кроме подставки для книг, чернильницы и распятия. Лишь сам Иероним излучает что-то наподобие света в виде сияния над его головой, это по сути единственный источник «естественного» света на гравюре.
Б-р (полную фамилию установить не удалось), очарованный «нравственной красотой» Гамлета, «не досчитывается» в его характере «многого из того, что есть, например, у Лассаля, Мюнцлера, Магомета и пр» : принц «ограничивается только (. ) колебаниями, не может подвести итог им, дабы уже действовать в твердой вере потому это неполный характер, лишь подтип». Третий ярус – непознаваемого и божественного.
Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I». По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним. Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного.
Монах Иероним Стридонский или Софроний Евсевий Иероним (лат. Сатурн, вообще, считался (может исейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние налюдей. Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. 2.
Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование.
События, жизнь проходят без еёучастия. Гете не может ясно выразить, в чем она, эта сила, состоит, однако восторгается ею. Это тот необходимый вклад, та насущная дефензивная работа не только великих, но и простых «чувствительных» людей – не только в науке искусстве, но и в обыденной человеческой жизни, которую в таком просветленно-тонком и кропотливом виде нередко не способны совершать «волевые» и «рассудочные» натуры. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. С особой интенсивностью и упорством Альбрехт Дюрер работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики.
Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. И. С. На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв.
Формы которой пышут здоровьем и достатком. Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Вот таким образом только меланхоликам доступна радость открытий. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов).
И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», аЮпитер подавлял негативное влияние Сатурна. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. Например, д-р В. М.
Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Книга прочитана, все взвешено и измерено. Второй ярус — интеллектуальное познание. Но Гете явно ощущает иную, непрактическую, но прекрасную, «драгоценную» силу Гамлета, которой назначена иная участь. Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. В детстве он любил посещать оружейные мастерские, а на закате жизни он проявил массу изобретательности, выполняя чертежи артиллерийских орудий и неприступных крепостей.
Загадка в названии гравюрыНа фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером – «Меланхолия I». Однако биографы подчёркивают, что гравюра появилась на свет под влиянием абсолютно конкретных жизненных обстоятельств художника. Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Третий ярус — непознаваемого и божественного. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно).
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». Книга закрыта. Святой Иероним изображён за работой, он пишет, скорее всего, переводит Священное Писание. Белинский (1837) соглашается с Гете в том, что идея «этого гигантского создания Шекспира» – «слабость воли при сознании долга». Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Гамлеты суть выражение коренной центростремительной силы природы, по которой все живущее считает себя центром творения и на все остальное взирает как на существующее только для него (так комар, севший на лоб Александра Македонского, с спокойной уверенностью в своем праве, питался его кровью, как следующей ему пищей так точно и Гамлет, хотя и презирает себя, чего комар не делает ибо он до этого не возвысился, так точно и Гамлет, говорим мы, постоянно все относит к самому себе).
Отже вгор – шлях. Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии.
Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. sanguis — кровь.
Гуманисты восславили и Сатурн. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии».
Это символ Сатурна. Есть, пожалуй, лишь одно изображение духа познания, в каком ученый не может себя не узнать, – «Меланхолия» Дюрера. – М. Б. ) воплотил лишь те хорошо знакомые ему самому сомнения, которые всегда стоят на пути творческого гения. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня. trivial — то же из лат.
Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. Без этой центростремительной силы (силы эгоизма) природа существовать бы не могла, точно так же как и без другой, центробежной силы, по закону которой все существующее существует только для другого (эту силу, этот принцип преданности и жертвы, освещенный, как мы уже сказали, комическим светом – чтобы гусей не раздразнить, – этот принцип представляют собою Дон Кихоты). Французский психиатр А. Кюллер полагает, что «истерический» Принц Датский отразил в характере своем тогдашнюю смутную, беспокойно-нерешительную эпоху. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует».
В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение. Г. П.
Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». Недаром его часто изображали с книгой. Какая уж тут меланхолия. Во времена Дюрера эта система была хорошо известна.
Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». Крылатый гений лишен возраста. В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. Мир казался уже не таким прочным. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней.
Зато способен едко издеваться над собой за то, что не такой, как многие другие и постигать не видимые этими многими другими (решительными) людьми скрытые сложности мира, чтоб открывать их людям. Летучая мышь связана с Меланхолией потому, что ее стихия – вечерний сумрак и ей сопутствуют одиночество и уныние, собака же потому, что из всех животных она одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем более других подвержена заболеванию бешенством, в чем усматривали родство со склонностью меланхоликов к психическим заболеваниям. Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Вот в чем, по-моему, эпохальность Гамлета.
Гамлет «не будет сражаться с ветряными мельницами, он не верит в великанов (. ) но он бы и не напал на них, если бы они точно существовали». Таковы все они, нынешние. Или они брошены и попраны. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений. Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Циркуль в его руке говорит, что, несмотря на безграничную свободу ангела, обладающего крыльями, всё должно быть ограничено, отмерено. Техника резцовой гравюры на меди уникальна и технически сложна.
Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное. «Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера. Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии.
Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Святой Евстафий», «Немезида»), Дюрер пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в Меланхолии (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Святой Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I». У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). «Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье». Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Мы вкратце рассмотрели два графических листа из серии: «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним в келье» их трактовку и объяснение.
Родился в семье нюрнберских ювелиров, выходец из Венгрии. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. Книга закрыта. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Песочные часы на стене усиливают это ощущение.
Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики».
Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. Однако, по Тургеневу, «Гамлет при случае коварен и даже жесток» – «вспомните устроенную им погибель двух посланных в Англию от короля придворных, вспомните его речь об убитом им Полонии». И взгляд такой, на который впору зонтик вешать. Но почему: 1. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника).
Напротив, в популярных книжках и народных календарях меланхолики изображались как обычные люди с типичными для этого темперамента недостатками. Он даже (понимая умом свою «трусливую» нерешительность) пытается растравливать свое чувство позора, мести. По ком он звонит.
Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких – «меланхоликами». Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Согласно Золотой Легенде (Жития святых ок. Дюрер приезжает в Италию.
Я молился за нее. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. И вот-таки явно пытается Белинский оправдать особым качеством гамлетовскую «слабость», страдает вместе с ним за его нерешительность и радуется, когда, наконец, принц действует оружием.