«меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году.
«меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. Дюрер создал эту гравюру в 1514 году для эрцгерцога Максимилиана I, который всю свою жизнь панически боялся зловещего влияния Сатурна, покровителя сельского хозяйства, геометрии и меланхолии.
Были открыты новые, неведомые ранее земли. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Возрождение.
В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром. Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость).
«Волшебный квадрат» – термин чисто математический. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально.
За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Но почему: 1. Геометрия – одно из «7 свободных искусств». «В 132Меланхолии147 он (Дюрер.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. Как мы видим среди многочисленных предметов в самом кабинете ученого и столярной мастерской крылатая Меланхолия остается бездеятельной.
Недалеко от женщины на огромном точильном камне или мельничном жернове сидит печальный амурчик, усердно корябающий какие-то каракули на грифельной доске. Третий ярус — непознаваемого и божественного.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. Северное Возрождение не было бы таким, каким мы знаем его сегодня, если бы этот мастер не привнес свои идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов. Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология.
«Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Никакой мистики. Отсюда – инструменты. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат. В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I». А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер.
Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. Никто не избежит своей судьбы. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный.
Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Отсюда – инструменты. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях закрытая книга, в правой руке циркуль – символ геометрии Она в глубокой задумчивости смотрит вдаль. Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке.
Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Чего бы еще можно было пожелать. Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию».
Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. Это был первый шаг к барокко. В течение нескольких лет доктрина Лютера, которая еще не была окончательно сформулирована в его знаменитых Тезисах, уже будоражила умы соотечественников. Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Книга прочитана, все взвешено и измерено. На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». А также и потому, что он ощущал и в себе присутствие этих трех начал — интеллектуального, духовного и активно действующего. Хотя он не был военным, как его друг Вилибальд Пиркгеймер, командовавший войсками города во время Крестьянской войны, он любил все, что касалось военной жизни. Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Доктрина Предопределения, которую поддерживает и сам Дюрер, так как она уже витала в воздухе еще до того, как ее сформулировал Лютер, проявляется как в Рыцаре, так и в Меланхолии. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии.
Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення.
Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). К тому же он занудлив, забывчив, уныл, вял, неуклюж избегает общества своих близких и презирает противоположный пол.
Но Сатурн, не только Кронос, — бог времени – он и бог земледелия, земли, покровитель каменотесов и плотников. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений. Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой».
Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине.
К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». 57 x 45 см. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины».
Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология.
Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог. Для него больше не существует времени. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти).
Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии».
Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Фосфоресцирующая тревога, не покидающая трагический взор этой женщины, увенчанной цветами, — это осуждение бесплодных попыток узнать что-то чрезвычайно важное. «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна.
Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Первые такие квадраты были созданы четыре тысячи лет назад в Индии и Египте и кое-где по сей день верят в их магическую силу. Это животное — один из символов меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в келье святого Иеронима. Два предмета не являются инструментами в точном смысле слова, а представляют собой скорее символы прикладной математики используемой в строительстве и столярном деле.
Его составил сам Дюрер. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям.
Неподалеку расположено большое озеро или море, зловеще мерцающее в свете яркой кометы под радугой. Его взор печален. Дюрер приезжает в Италию.
Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. И книга и циркуль сейчас не при деле. Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». Гуманисты восславили и Сатурн. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством.
Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» – людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы.
Его перу принадлежат несколько математических трактатов, получивших признание профессионалов-математиков. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Уже не осталось ничего непостижимого.
Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар. Через нем. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. Почему песок в песочных часах просыпался на половину. Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. Лестница в небо, как символ постижимости божественного. В. Клеваев.
Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Но за глубокой задумчивостью самой Меланхолии скрывается так же напряженная творческая мысль, которая сама по себе проникает в тайны всей природы. То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. 3.
Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». По ком он звонит. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». В равновесии остановились чаши весов. Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии.
Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Гуманисты восславили и Сатурн. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Холст. Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ.
Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. Мир казался уже не таким прочным. Что же означает название гравюры Дюрера. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии.
2. Выдающийся триптих гравюр 1513–1514 годов представляет для тех, кто способен проникнуть в его тайный смысл, участие Дюрера, несомненно бессознательное, в этом движении пре-Реформации, которое завершится 95 тезисами. Magzum, Люцифер с малым Антихристом (сидящем на жерновах истории)в меланхолии: с приходом его сына Антихриста к власти у него не срослось. Второй ярус — интеллектуальное познание. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I». Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента. Это была династия, установившая новые правила в искусстве.
Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. trivial — то же из лат.
На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз. «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии.
«Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г. Дюрер избрал средневековый подход к воплощению очень сложной идеи, возможно, не совсем ясной для него самого. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии».
К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. В середине 1490-х гг. На голове у женщины венок из каких-то растений, в которых знатоки-ботаники узнают цветы, живущие в воде, типа водяного лютика. Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия». Отже вгор – шлях. Холерик (от греч.
Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха. Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания.
Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия».
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Вдалин – сонце, видимий образ Бога.
Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель.
Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. Формы которой пышут здоровьем и достатком. trivial или франц. Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело». В руке остановился циркуль. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью.
Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. Сатурн считался покровителем сельскохозяйственных работ и «геометрии – науки, выросшей, как явствует из ее названия из землемерных работ. Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. Тем не менее именно здесь нам следует искать наиболее существенные сведения о духовной эволюции Дюрера и его отношении к Реформации.
Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. MELENCOLIA I. В 1531г. Лувр. Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия».
Никто этого не знает, кроме Бога». До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. Германия. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Или они брошены и попраны. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками.
Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический.
Лукас Кранах Старший был реформатором. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Почему Дюрер изобразил Меланхолию.
Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами». 3.
Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии».
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Книга закрыта. Париж.
Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь.
При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете. И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. А собака – воплощение истощения. sanguis — кровь.
Что означают окружающие ее предметы. MELENCOLIA I. В 1531г. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.
Никто этого не знает, кроме Бога». Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Но почему: 1. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера.
Когда он был подмастерьем в ателье отца, ему приходилось иногда чеканить доспехи для состязаний на копьях и для сражений, украшать шлем сказочным грифоном, а щит гербом. Ц. Г. Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. Все достигнуто.
В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. «Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения.
Дюрер не боялся меланхолии. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Крылатый гений лишен возраста. Эти три яруса — проекция внутреннего мира художника, автора.
Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Недаром его часто изображали с книгой. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики».
2. Сухощавый, с темным цветом лица, он, как правило, жадный, неловкий, злой, трусливый, ненадежный, ленивый. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии. Ангел на картине и есть Дюрер.