Мазаччо «Раздача милостыни « (1426 -1427) Площадь – воплощенная мечта гуманистов эпохи Возрождения о городе просторном и чистом, без духоты и зловония – являлась символом города идеального.
Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. К счастью, в 1988 году фрески были восстановлены в первоначальном виде. Композиция линейна и действие кажется непрерывным. Луки – организации флорентийских художников.
После этого он стал старшим мужчиной в семье, то есть фактически её кормильцем. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней. Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески. На следующей доске пределлы изображены два разных сюжета – св. В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано. Этот год отличен началом сотрудничества с Мазолино.
Иеронима и Иоанна Крестителя. Картина была создана около 1424 года для церкви Сант-Амброджо.
Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) — изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти. Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин. Все фигуры написаны так, словно свет на них падает из одного источника. В 1422 Мазаччо вступил во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей (к которой причислялись и художники), но неизвестно, у кого он учился и когда приехал во Флоренцию. «Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи.
Петром – разгневанным могучим старцем – приобретает жизненную убедительность. мученицы Екатерины. Большинство исследователей согласно с тем, что Мазолино и Мазаччо приступили к работе в конце 1424 года (Мазолино был занят заказом в Эмполи до ноября 1424 года) и работа продолжалась с перерывами до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, оставив фрески незавершёнными. В 1426 Мазаччо создал полиптих для церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе.
По одной версии это был обычный многочастный алтарь. Жизнь Мазаччо оказалась весьма непродолжительной. Большинство критиков считает, что она была написана сразу вслед за Пизанским полиптихом. Мазаччо написал еще воскрешение царского сына святыми Петром и Павлом, но вследствие смерти художника эта работа осталась незавершенной, ее потом закончил Филиппино. Деревянный поднос диаметром 56см расписан с двух сторон: на одной Рождество, на другой— путто с маленькой собачкой.
Юлиана.
К раннему периоду его творчества относят самые разные произведения, в том числе алтарный образ «Мадонна с Младенцем и святыми» из маленькой церкви Сан Джовенале в Каша ди Реджелло. Николай). Размеры панели 51х31 см. Через пять лет после рождения Томмазо отец, которому было всего 27 лет, внезапно умер.
В 1424 году Мазаччо становится членом гильдии Св. Томаззо стал старшим мужчиной в семье, её кормильцем. Очевидно, что из-за высоты паруса разглядеть, что изображено на рельефе, будь он монохромным, было бы невозможно. Исследователи считают, что в этой конструкции воплощена идея движения человеческого духа к вечному спасению: произрастая из земной жизни (тленного тела) через молитву (двое предстоящих) и заступничество Богоматери и святых (Богоматерь и Иоанн Креститель) дух устремляется к Троице— высшему воплощению божественной сути. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511 — 1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни. Его центральная часть, «Мадонна с Младенцем и ангелами», находится в Национальной галерее в Лондоне.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди вошел в историю искусств под уменьшительным именем Донателло (1386—1466). Четыре небольших панели, каждая размером 38х12 см., были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон). Другие исследователи — Сальми (1948) и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура святой Анны, поскольку её левая рука, простёртая над головой младенца Христа, написана в сильном ракурсе, необходимом для передачи пространственной глубины. Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя работа — фреска «Троица» (ок. Пётр, которого мученически казнили, распяв на перевёрнутом кресте (у Мазаччо он не висит, но упирается головой в землю— повторение сюжета из капеллы Бранкаччи) и обезглавливание Иоанна Крестителя, казнённого по приказу царя Ирода. У Донателло Мазаччо позаимствовал новое осознание человеческой личности, характерное для статуй, выполненных этим скульптором для церкви Орсанмикеле.
Посередине находится Мадонна, св. Уроженец Флоренции Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). В 1905 году их приобрёл Берлинский музей. Полные величия и достоинства, они являют нам целую галерею крупных и ярких характеров. 1427.
Знание анатомии человеческого тела Мазаччо приобрел, работая с натурой и изучая произведения классической скульптуры он отказался в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству. Мазаччо родился в провинциальном тосканском городке Кастель-Сан-Джованни 21 декабря 1401. В узкой фреске «Святой Петр исцеляющий своей тенью»,, Петр, погруженный в свои мысли, в сопровождении святого Иоанна проходит через квартал бедняков и тень его исцеляет больных, расположившихся у стены дома. Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью.
Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. Основным трудом и вершиной творчества художника были фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (1427-1428). Фреска, 667317 см.
Сюда собрались бедняки, чтобы получить от святых скромные дары. Сюжет одной из самых знаменитых композиций — «Чудо со статиром» — взят из Евангелия от Матфея (17:24-27). В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Большинство исследователей согласно с тем, что Мазолино и Мазаччо приступили к работе в конце 1424 года (Мазолино был занят заказом в Эмполи до ноября 1424 года) и работа продолжалась с перерывами до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, оставив фрески незавершёнными. Классическая гармония, присущая этой работе, будет продолжена во фресках Фра Анджелико. Состояние существующих ныне фрагментов не даёт возможности ощутить всё великолепие первоначального замысла. «Мазаччо» в переводе с итальянского означает «Мазила».
Затем две фигуры заказчиков на коленях. Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его размеры: центральная панель 108 х 65см, боковые — 88 х 44 см). В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо – его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто. Грубоватыми формами масс и «прочной, лишённой грации посадкой» Мария напоминает «Мадонну смирения» из вашингтонской Национальной галереи, которую некоторые исследователи небесспорно приписывают юному Мазаччо (очень плохая сохранность не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, что Бернсон в своё время считал её работой Мазаччо). Однако Бальдини (1986) утверждает, что голова Адама и голова Христа выполнены в разной живописной технике.
Триптих был двусторонним, вот таким образом так же как в случае со знаменитой «Маэста» Дуччо, он был продольно распилен так, чтобы отделить лицевую и оборотную поверхность. Сколько месяцев Мазаччо провёл в Риме, не ясно. Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Недавняя реставрация выявила, что розоватый плащ Иоанна и руки Анании были переписаны Филиппино Липпи поверх фрески Мазаччо (Бальдини, 1986). Анной» из галереи Уффици9.
Одна из ранних картин Мазаччо «Мадонна с младенцем и ангелами», была задумана как центральная часть большого алтаря для церкви Санта-Мария дель Кармине. В XVIII веке полипих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям.
Из откликов на его смерть, сохранились лишь слова Брунеллески «Какую большую потерю мы понесли». Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции – в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». Петр и св. Игнатия, а по сторонам – Мадонну и св. Исследователи предполагают, что переезд произошёл до 1418 года. В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568г. ) Вазари даёт ему такую характеристику: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах имеющих отношение к искусству и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других.
Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже. Согласно сообщению Вазари, Мазаччо обрёл в Риме «величайшую славу» достаточную для того, чтобы получить заказ от кардинала Сан-Клементе на роспись капеллы Св. Таковы фрески «Изгнание Адама и Евы из рая» (1427--1428) и «Чудо со статиром» (1427--1428) в церкви Санта-Мария дель Кармине.
Картина наполнена декоративной красотой – характерной особенностью его работ. Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря. Средневековая иконография сюжета обычно именуемого «Св.
Доля авторства каждого художника до сих пор вызывает споры. Брунелесски не порывал с традициями, о придавал сооружениям новый художественный облик. Свет падает из правого верхнего угла.
Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение. Матфей» оказались в Лондонской Национальной галерее, центральная панель «Основание храма Санта Мария Маджоре» и «Вознесение Марии» в музее Каподимонте, Неаполь, «Св. Ранняя постройка Брунеллески купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции – это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части). Мазаччо (21. 12. 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, — осень 1428, Рим) итальянский художник. Многие части этого алтаря утрачены, но сохранившиеся с достаточной ясностью показывают, что художника занимали проблемы применения законов перспективы, достижения единства композиции с помощью света и изображения человеческой фигуры.
В нижней части композиции изображен скелет, лежащий на саркофаге под надписью: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете». Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Иероним и Иоанн Креститель» и «Св. Во фреске «Троица» (около 1426—27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) М., очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создаёт центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Меллер (1961) считал, что бородатый мужчина, сложивший руки в молитве, — портрет Донателло, а Берти (1966) полагал, что Донателло— это пожилой человек с седой бородой, который изображён между Петром и Иоанном.
В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Санта Мария Новелла, Флоренция. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным.
Молитва для них является спасением. Благодаря этому обе сцены разыгрываются в неком едином пространстве.
К бесспорным шедеврам художника относятся «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Св.
Таким образом была выстроена линейная перспектива. Георгия с драконом». Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. Использован материал: Энциклопедия КругосветНекоторые впечатления и легенды. Уже самые ранние из достоверных работ М. («Мадонна со святой Анной», совместно с Мазолино, около 1424, Галерея Уффици, Флоренция полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части — в Национальной галерее, Лондон и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм.
О детстве и юности художника почти ничего не известно. Учёные никогда не сомневались, что фреска целиком принадлежит кисти Мазаччо. Между 1425 и 1428 М. исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих М., — «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Святой Петр исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню») помещая персонажи в пространственно развёрнутую среду, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита, М. вдохновляется искусством Джотто, порывая со средневековой художественной культурой. Изображение апостола Павла – единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). Юлиан и св.
«кадастр»)— свода законов, установившего более справедливое налогообложение. По одному очень яркому высказыванию, в работе продемонстрирован «маленький Геракл», тем самым наблюдается связь творчества Мазаччо с античными образцами.
На небольшой доске размером 24х43 см написана история из жизни св. Его отец умер совсем молодым в возрасте 27 лет (его знаменитому сыну было отпущено прожить столько же). Но это обособление выражается еще и в композиционной роли отдельных фигур. В 1428 году Мазаччо оставив незаконченными фрески в капелле Бранкаччи, отправился в Рим.
Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды. Это произведение датируют примерно тем же временем, что и Пизанский полиптих. Сохранились документы, согласно которым мать Мазаччо снимала жилое помещение в районе Сан Никколо.
Однако трактовка этой темы у Мазаччо необычна. (23 апреля 1422 года от Рождества Христова). Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, а всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Лючано Берти считает, что Мазаччо использовал сюжет религиозной церемонии «для воплощения актуальных гражданских, республиканских, политико-патриотических идей». Петра, в основном совершенные им чудесные исцеления и дела милосердия.
Юлиан и св. Он умер в возрасте 26 лет. Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха. По всей вероятности Бранкаччи заказал роспись капеллы вскоре после приезда из Каира в 1423 году.
Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135 х 73 см) была центральной панелью полиптиха. По мнению искусствоведа Роберто Лонги, Мазолино создал большую часть картины. Историки искусства впоследствии отождествили их с тремя «портретами молодого человека»: из Музея Гарднер, Бостон из Музея изящных искусств, Шамбери и из Национальной галереи, Вашингтон. Деревянный поднос диаметром 56 см.
Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку. В качестве источника вдохновения для изображения Евы исследователи приводят также греко-римскую статую «Венеры Пудика». 83 х 63 см) с 1901 года хранится в музее Каподимонте в Неаполе. 1427—1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла).
Позднее он упоминается как посол в Луниджане, затем был послом в Каире. Капелла Бранкаччи была пристроена к южному трансепту кармелитской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года. И в то же время это и есть преодоление готики. Изображение пейзажного отрезка пространства стало более согласным с чувственным опытом. И, глядя на нее, тот, кто не знает св.
Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости. Мазаччо – это итальянский художник, который не прожил и 30 лет.
Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны. Это видно в разделении изображения на три сцены. Фигуры трёх апостолов справа своими очертаниями повторяют форму картины. С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон.
В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо. Кроме этого, в правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево)— Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Мазаччо и Мазолино.
Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. Большинство сегодняшних критиков согласно с точкой зрения, что это работа Мазаччо. На ней, согласно Вазари, Мазаччо изобразил приближающуюся к церкви процессию горожан идущих по площади в несколько рядов, развёрнутых под углом. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению.
Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. Фрески всегда были во Флоренции наиболее почитаемым видом искусства. Детство его было не слишком счастливым – мальчику было всего пять лет, когда его отец умер.
Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. Замечательно и решение алтарной стены, где Мазаччо объединяет единой перспективой с одной точкой схода две расположенные справа и слева от окна и небольшого алтаря композиции — «Святой Петр исцеляющий увечных своей тенью» и «Раздача имущества и смерть Анании». Мазаччо в этой фреске (разм. В 1389 году представитель другой ветви этого семейства Серотино Бранкаччи пожертвовал ещё 50 флоринов для того, чтобы «adornamento et picturas fiendo in dicta capella» («украсить и расписать указанную капеллу»). Это была живописная революция для того времени.
В них – недоумение, позор, ужас. Георгия с драконом» Донателло – с ним он делился своими открытиями.
На фреске (разм. Классическая гармония, присущая этой работе, будет продолжена во фресках Фра Анджелико. Между 1425 и 1428 Мазаччо исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих Мазаччо, — «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Святой Петр исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню») помещая персонажи в пространственно развёрнутую среду, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита, Мазаччо вдохновляется искусством Джотто, порывая со средневековой художественной культурой. Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части).
Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха. При точке зрения сверху, что характерно для живописи треченто, композиционное и пространственное построение триптиха выполнено по законам перспективы, разработанной Брунеллески, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно (это естественно для ранних опытов в области перспективы). В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568) Вазари даёт ему такую характеристику: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах имеющих отношение к искусству и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других.
По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола. Как и у Джотто, фрески составляют основу художественного наследия Мазаччо. Ценность этого произведения и атрибуция Мазаччо были вновь подтверждены в работах Ортеля (1961), Берти (1964) и Парронки (1966), которые увидели в нём ярко выраженную оригинальность. На переднем плане – саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни.
В целом эта панель полиптиха выдержана в традициях живописи XIV века. Мартин Лоретский» в коллекции Джонсон, Филадельфия. Вазари считал, что в виде воскрешённого юноши Филиппино Липпи изобразил живописца Франческо Граначчи, хотя в то время Граначчи был уже далеко не юношей, «и равным образом мессера Томмазо Содерини, дворянина Пьетро Гвиччардини, отца мессера Франческо, писавшего историю, Пьеро дель Пульезе и Луиджи Пульчи, поэта» Изучив иконографию и возможные портреты фрески итальянский учёный Петер Меллер в своей работе «Капелла Бранкаччи: иконографические и портретные проблемы» (1961) подтвердил мнение Вазари и пришёл к выводу, что фреска, кроме прочего, содержит и политический подтекст: кармелитский монах (четвёртый слева)— портрет кардинала Бранда Кастильоне, сидящий на возвышающемся престоле Теофил— портрет миланского герцога Джан Галеаццо Висконти, а мужчина, устроившийся справа возле его ног— канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати, автор инвектив против миланского правительства.
Роберто Лонги, представивший публике это произведение в 1950 году и атрибутировавший его Мазаччо, приписал его ко времени создания Пизанского полиптиха, так как ему присущи хроматическая гармония и «чудесные пространственные эффекты». Вследствие этого возникает дуализм фигуры и пространства. Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. Наряду с пониманием сюжета фрески, как спасение через веру, существует другая интерпретация, предложенная Лучано Берти (1964).
Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. До сих пор ведутся споры о том, кто и за какую часть работы «отвечал», но в целом совместная работа художников увенчалась успехом. Он положил начало позам, движению, порыву в живописи, то есть изображению реальности. В росписях капеллы Бранкаччи представлены история грехопадения и эпизоды из жизни св. Из немногих архивных документов, касающихся жизни художника, сохранилась запись флорентийского налогового кадастра.
pala), то есть фигуры святых по сторонам от Мадонны были написаны не на отдельных досках, а на одной большой (согласно Вазари, это были апостол Пётр, Иоанн Креститель, св. В правой части он в потрясении видит свою жену живой. Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо). Анной и ангелами, написанный им совместно с Мазолино. Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды.
Ювеналия, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, в котором родился Мазаччо и показан на выставке «Ancient sacred Art» (Старинное священное искусство). Первые дошедшие до нас работы Мазаччо — алтарные картины, входившие в состав многостворчатого алтаря, написанного для церкви Кармине в Пизе, ныне хранящиеся в музеях ряда итальянских городов. Лицо матери Христа, лишенное привычной красоты, обращено к зрителю. Анной» из музея Уффици, Флоренция, «Мадонны» из Пизанского полиптиха и Полиптиха из Санта Мария Маджоре в Риме4. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца.
Анной» из музея Уффици, Флоренция, с «Мадонной» из Пизанского полиптиха и с Полиптихом Санта Мария Маджоре в Риме. Технология производства композиции, вероятно, была проста: Мазаччо вбил гвоздь в нижней части фрески, от которого натянул нити и прочертил по ним поверхность сланцевым карандашом (его следы просматриваются и сегодня). За основу картины взят сюжет «Св. Но все вместе они воспринимаются как столпы невидимого храма.
Настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Анна втроём». Позднее он упоминается как посол в Луниджане, затем был послом в Каире. Это произведение датируют примерно тем же временем, что и Пизанский полиптих. (23 апреля 1422 года от Рождества Христова). Николай).
Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету – статир. Он внимательно изучал искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство6. Они разделяли взгляды Мазаччо на идеи нового искусства. выше), Пётр, придя на могилу умершего 14 лет назад сына Теофила, префекта Антиохии, смог чудесным образом оживить его. Основным трудом и вершиной творчества художника были фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (1427-1428).
После создания картины «Мадонна с младенцем и св. По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола. На ней впервые было изображено человеческое тело с правильными анатомически деталями.
Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет. 1420, галерея Уффици, Флоренция), написанный им вместе с Мазолино. В образе маленького Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения. Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401 — 1428) — великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи Кватроченто.
Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый влево. Грубоватыми формами масс и прочной, лишённой грации посадкой Мария напоминает «Мадонну смирения» из Национальной галереи, Вашингтон, которую некоторые исследователи достаточно проблематично приписывают юному Мазаччо (очень плохая сохранность не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, что Бернсон в своё время считал её работой Мазаччо). По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу — об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества.
Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря. Юлиана в пизанской церкви Санта Мария дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Исследователи считают, что в этой конструкции воплощена идея движения человеческого духа к вечному спасению: произрастая из земной жизни (тленного тела) через молитву (двое предстоящих) и заступничество Богоматери и святых (Богоматерь и Иоанн Креститель) дух устремляется к Троице – высшему воплощению божественной сути. Петром – разгневанным могучим старцем – приобретает жизненную убедительность. Либерио и св. Еще двое апостолов изображены за спиной Христа.
Одна из сестёр Мазаччо впоследствии вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано1. «Троица» – одно из последних и совершенных творений Мазаччо, в котором была предложена совершенно новая трактовка сюжета ветхозаветной Троицы. Художественное единство Мазаччо, так же как и у великого Джотто, основателя новой итальянской живописи – было не тождеством с реальной действительностью, но представляло собой нечто стоящее выше нее, нечто долженствующее быть не копией этой действительности. В левой части св.
Луки – организации флорентийских художников. Юлиана. Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря и просуществовала примерно до 1600 года. Когда Томмазо было шестнадцать, умер и его отчим.
Некоторые из них (Вентури, Лонги и, с оговорками, Берти) считают, что Мазаччо могут принадлежать синопии (предварительные рисунки на штукатурке) в сцене Распятия, конкретно – в изображении рыцарей слева. Именно Феличе считают заказчиком росписей. Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи – ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Капелла Бранкаччи была пристроена к южному трансепту кармелитской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.
Иоанном. По одному яркому высказыванию, в работе изображён «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами. Он был обнаружен в 1961 году итальянским учёным Лючано Берти в небольшой церкви Св.
Небольшая панель (50 х 34 см) в форме маленького алтаря из музея Линденау, Альтенбург, содержит две сцены: «Моление о чаше» и «Причащение св. Время ее написания достоверно не установлено. Многие исследователи задавались вопросом, почему сюжет с уплатой налога был включён во фресковый цикл. Пизанский полиптих— единственное точно датированное произведение художника датировка всех остальных его работ приблизительна. Произведение представляет собой desco da parto – обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило – можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто). евангелиста Иоанна, созерцающих распятие Христа.
Он переполнен горечью и стыдом. pala), то есть фигуры святых по сторонам от Мадонны были написаны не на отдельных досках, а на одной большой (согласно Вазари, это были апостол Пётр, Иоанн Креститель, св.
Большинство критиков считает, что она была написана сразу вслед за Пизанским полиптихом. По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз. В центральной части изображены отец и мать св.
Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. Они были написаны позже или, возможно, скопированы с работ Мазаччо. Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27).
В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения. В своём «Жизнеописании Мазаччо» Вазари упоминает три портрета. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески (1337-1446) и Донателло (1386-1466). В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано.
Мазаччо (21. 12. 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, — осень 1428, Рим) итальянский художник. После этого он стал старшим мужчиной в семье, то есть фактически её кормильцем. Он был обнаружен в 1961 году итальянским учёным Лючано Берти в небольшой церкви Св. Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны.
Являясь связующим звеном между Богом и человеком, она сдержанным жестом руки указывает на распятого Сына. «Мадонна с младенцем и св. На фреске изображены сразу три эпизода. Художник принял во внимание, что реальный источник света расположен именно в правой части капеллы (окно в стене). Действительно, она очень интересна.
Георгия с драконом» Донателло – с ним он делился своими открытиями. Смысл произведения раскрывает надпись на цоколе над саркофагом со скелетом: «Я был, как вы, вы будете, как я». написана история из жизни св. Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый влево.
В XVIII веке полиптих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям. Четыре небольших панели, каждая размером 38 х 12см, были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон). Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку. Ценность этого произведения и атрибуция Мазаччо были вновь подтверждены в работах Ортеля (1961), Берти (1964) и Парронки (1966), которые увидели в нём ярко выраженную оригинальность.
Вазари приписывал Мазаччо авторство всей картины. Пётр, которого мученически казнили, распяв на перевёрнутом кресте (у Мазаччо он не висит, но упирается головой в землю – повторение сюжета из капеллы Бранкаччи) и обезглавливание Иоанна Крестителя, казнённого по приказу царя Ирода. Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции.
По всей вероятности Бранкаччи заказал роспись капеллы вскоре после приезда из Каира в 1423 году. Иеронима». Совсем иначе изобразил Еву и Адама Мазаччо. Джотто в «Крещении Христа» изобразил нагого Спасителя: фигуру стоящего изможденного человека во фреске же Мазаччо в искусство вновь введено прекрасное мужское тело, подобное античной статуе, введен классический идеал телесной красоты и совершенства.
Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его размеры: центральная панель 108 х 65см, боковые— 88 х 44 см). Донателло, развивая идеи Филиппо Брунеллески, создал так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, тщательного разграничения планов и постепенного понижения рельефности.
В картине поражает новизна художественного решения. Согласно наиболее распространённой интерпретации иконографии этой фрески, она отсылает нас к традиционным средневековым двойным капеллам Голгофы, в нижней части которых располагалась гробница Адама (мощи), а в верхней части распятие (подобные капеллы копировали храм Голгофы в Иерусалиме). Иеронима». Вазари утверждает, что его учителем был Мазолино, однако это ошибка.
Ювеналия, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, в котором родился Мазаччо и показан на выставке «Ancient sacred Art» (Старинное священное искусство). Другие исследователи— Сальми (1948) и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура св. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Скорее всего, его туда позвал Мазолино для работы над полиптихом для римской церкви Санта Мария Маджоре и другими престижными заказами. Позднее Мазаччо получил заказ на увековечение этой церемонии во фреске. В центральной части изображены отец и мать св.
Через пять лет после рождения Томмазо отец, которому было всего 27 лет, внезапно умер. Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды. Анной» (разм.
С этого престола он читал свои проповеди. Некоторые из них (Вентури, Лонги и, с оговорками, Берти) считают, что Мазаччо могут принадлежать синопии (предварительные рисунки на штукатурке) в сцене Распятия, конкретно – в изображении рыцарей слева. В нижней части написана гробница с мощами Адама. Анной» из галереи Уффици.
Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих. Его поддержал Ф. Болонья (1966). Центральным сюжетом фрески является изображение Святой Троицы. В 1905 году их приобрёл Берлинский музей.
Женой его была Монна Якопа ди Мартиноццо. Вероятно, фрески были заказаны Мазолино в 1423 и он успел расписать своды (эти росписи не сохранились) в середине 1420-х годов Мазолино уехал в Венгрию и возобновил работу в капелле только в 1427, уже вместе с Мазаччо. Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей. Страдания согнули его тело. В это время он много работает с Мазолино. В налоговых документах в ноябре 1429 года напротив имени Мазаччо рукой чиновника сделана приписка: «Говорят, что он умер в Риме».
Бернсон приписывает картину Андреа ди Джусто, а Лонги и Сальми считают работой Паоло Скьяво. В верхнем сюжете использован золотой фон, а в нижнем он полностью записан. Согласно наиболее распространённой интерпретации иконографии этой фрески, она отсылает нас к традиционным средневековым двойным капеллам Голгофы, в нижней части которых располагалась гробница Адама (мощи), а в верхней части распятие (подобные капеллы копировали храм Голгофы в Иерусалиме).
В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо— его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто15. Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Пётр и Павел» и «Иоанн Богослов и св. Палач Иоанна показан со спины, он крепко опирается ногами (эта постановка ног явно перекликается с ногами сборщика налогов в сцене «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи)— именно за это умение правильно передать постановку ног (чего никто до него не умел) Джорджо Вазари восхвалял Мазаччо.
Пётр на троне» в капелле Бранкаччи, где тот изображён справа от самого Мазаччо. Роберто Лонги в 1940 году пришёл к выводу, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо, голова Христа была написана Мазолино (голова Адама на фреске «Искушение» созданной Мазолино в этой же капелле крайне похожа на голову Христа). В 1424 году картины Мазаччо обрели настоящую популярность. Целый ряд исследователей считает достоверным только портрет из музея Изабеллы Гарднер, а Берти и Раггьянти утверждают, что на нём изображен молодой Леон Баттиста Альберти. Сюжет взят из «Деяний апостолов» (4:32-37 и 5:1-11).
Похожа она и на другую «Мадонну» — из часовни Монтемарчиано, что в районе Вальдарно11. Позднее Мазаччо получил заказ на увековечение этой церемонии во фреске. Его жена Лена принадлежала к другому видному флорентийскому семейству— Строцци. Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421 года работал младший брат Мазаччо— Джованни (Скеджа).
За невнимание к окружающей жизни и одежде тосканцы дали ему прозвище Мазаччо (Неуклюжий). Все фигуры написаны так, словно свет на них падает из одного источника. Анной» (Флоренция, галерея Уффици). Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих.
Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, а всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). На небольшой доске размером 24х43 см.
Штайнбарт (1948) считал, что сюжеты из деятельности Петра, основателя римской церкви, могли быть намёком на политику папы Мартина V, нацеленную на мировое господство Римской церкви, а монета из Генисаретского озера является намёком на прибыльные морские предприятия Флорентийской республики, проводившиеся под руководством Бранкаччи, который, кроме прочего, служил во Флоренции морским консулом. Аналогии среди скульптуры были найдены и для позы Адама— от «Лаокоона» и «Марсия» до более современных примеров, таких как «Распятие», созданное Донателло для флорентийской церкви Санта-Кроче. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Иоанн в историях из «Деяний апостолов» неотделим от Петра и потому находится рядом с ним, автономно по отношению к прочим ученикам.
Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария. Парронки (1989) утверждает, что два портрета слева от Петра написаны неизвестным ассистентом Мазаччо, а голова Петра выполнена так низкокачественно, что не может быть работой ни Мазаччо, ни Мазолино. Небольшая панель (50х34см) в форме маленького алтаря из музея Линденау, Альтенбург, содержит две сцены: «Моление о чаше» и «Причащение св.
Внутри капеллы у подножия креста стоят Дева Мария и апостол Иоанн. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен. Сцене раздачи придана некоторая эпическая торжественность. Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. После этого Мазаччо вернулся к работе над капеллой Бранкаччи, продолжая сцены из жизни св.
Напротив, Мазаччо изобразил участников шествия в очень простой одежде. Дописывать триптих пришлось Мазолино в одиночестве. Картины «Чудо со статиром» и «Мадонна, щекочущая младенца» тоже достаточно реалистично изображают людей их композиция наполнена динамикой и смотрится весьма убедительно. Николай – фигуры, полные движения и жизни. Юлиан во время охоты беседует с дьяволом в человеческом обличье, который предсказывает смерть отца и матери Юлиана от его руки. Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE DAP (PRILE).
Мазаччо была отведена роль помощника. Во фреске «Троица» (около 1426—27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) Мазаччо, очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создаёт центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Мазаччо приписываются композиции «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Крещение Петром неофитов», «Апостол Петр исцеляющий больных своей тенью», «Апостол Петр, распределяющий имущество общины между бедными», «Воскрешение сына антиохийского царя» и фрагменты фресок «Исцеление калеки» и «Воскрешение Теофила».
«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135 х 73 см) была центральной панелью полиптиха. Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа. В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо. Ювеналия, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, в котором родился Мазаччо и показан на выставке «Ancient sacred Art» (Старинное священное искусство). «Распятие» (разм.
Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон. В 1424 году Мазаччо становится членом гильдии Св. По своему темпераменту и мировидению это были достаточно разные художники. расписан с двух сторон: на одной Рождество, на другой – путто с маленькой собачкой.
Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см.
Однако его участие в росписях вызвало впоследствии среди учёных серьёзные сомнения. В глубине слева, у озера изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). Вазари утверждает, что его учителем был Мазолино, однако это ошибка. Фрески всегда были во Флоренции наиболее почитаемым видом искусства. Ещё в 1568 году фреской восторгался Вазари, однако через пару лет в храме был воздвигнут новый алтарь, который закрыл её от публики, причём, центральное панно этого алтаря— «Мадонну чёток», написал сам Вазари. Будущему художнику было всего пять лет, когда его отец отошёл в мир иной. По своему темпераменту и мировидению это были достаточно разные художники.
чтобы яснее охарактеризовать мотивы покоя и движения. Второй муж Якопы скончался 17 августа 1417 года, когда Мазаччо не исполнилось и 16 лет. Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин. Сюжет композиции традиционен: на ней изображены Бог Отец, распятый Христос и Святой Дух в виде голубя. «Изгнание из рая» может считаться одним из первых реалистических изображений обнаженного тела в искусстве XV века.
Как и у Джотто, фрески составляют основу художественного наследия Мазаччо. Прокаччи (1951), Мисс (1963) и Берти (1964) согласны с тем, что включение сюжета было вызвано спорами вокруг налоговой реформы, которые велись во Флоренции в 1420-х годах и завершились в 1427 году принятием Catasto (итал. Росписи капеллы Бранкаччи посвящены истории апостола Петра. Монограмму его имени— букву V исследователи видят в сложенных крыльях ангелов.
Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его размеры: центральная панель 108 х 65см, боковые— 88 х 44 см). Исследователи считают, что этот полукруг имеет древнее происхождение, поскольку в античную эпоху так изображался Сократ с учениками, затем этот паттерн был перенесён в раннехристианское искусство (Иисус с апостолами), а в эпоху раннего Ренессанса у таких художников как Брунеллески он обрёл новый смысл— круг символизирует геометрическое совершенство и законченность. На следующей доске пределлы изображены два разных сюжета— св. Однако до этого (исследователи обычно датируют Sagra 1424 годом) художник, вероятно, побывал в Риме на праздновании Юбилея 1423 года, так как только этой поездкой можно объяснить то, что изображённая на фреске процессия сильно напоминала античные римские рельефы. Так он стал главным кормильцем.
Этот человек был весьма заметной фигурой в жизни Флоренции. В сцене крещения св. Его недолгий, продолжавшийся всего около шести лет творческий путь приходится на 1420-е годы, когда в флорентийской живописи еще задавали тон позднеготические мастера и работало последнее поколение так называемых «джоттесков» — эпигонов, выхолостивших дух традиций Джотто. Находки Мазаччо прослеживаются в невероятной пространственной глубине и необычных положениях тел. Роберто Лонги, представивший публике это произведение в 1950 году и атрибутировавший его Мазаччо, приписал его ко времени создания Пизанского полиптиха, так как ему присущи хроматическая гармония и «чудесные пространственные эффекты».
«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135х73см) была центральной панелью полиптиха. Первая известная ныне их совместная работа— «Мадонна с младенцем и св.
Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря и просуществовала примерно до 1600 года. Иоанн Креститель, св. Его супруга на тот момент была беременной, вскоре она родила второго сына, которого назвала в честь отца— Джованни (впоследствии он тоже стал художником известным под прозвищем Скеджа). Главе семьи было лишь 27 лет.
В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо. Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи— ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). В искусстве Флоренции начала XV века доминировал такой стиль, как «международная готика». Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли) или Доменико ди Бартоло (Бранди) или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами (Питталуга, Прокаччи, Мисс). Святая Троица, около 1426. Она написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли.
Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо. Исследователи предполагают, что переезд произошёл до 1418 года. Юлиан и св. Юлиана в пизанской церкви Санта Мария дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов.
Вместо образа, показанного на золотом фоне, в котором подчеркивается вневременной аспект, он поместил изображение Троицы в маленькой сводчатой капелле при этом взгляд зрителя оказывается обращенным снизу вверх. Существуют и другие мнения. Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, а всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Произведение представляет собой desco da parto— обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило— можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто).
Изображение апостола Павла— единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). Искусствовед Роберто Лонги считал, что кисти Мазаччо принадлежит Мадонна с младенцем и правый ангел, который держит занавес, а всё остальное написано Мазолино, которому, вероятно и была заказана картина. Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Второй муж Якопы скончался 17 августа 1417 года, когда Мазаччо не исполнилось и 16 лет. Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин.
Плачущий Адам закрывает лицо рукой. На высоком троне, помещенном в глубокой нише, восседает Мария с младенцем на руках. Палач Иоанна показан со спины, он крепко опирается ногами (эта постановка ног явно перекликается с ногами сборщика налогов в сцене «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи) – именно за это умение правильно передать постановку ног (чего никто до него не умел) Джорджо Вазари восхвалял Мазаччо.
1425—1428). Томмазо ди сер Джованни ди Симоне Кассаи известный всему миру как Мазаччо, родился 21 декабря 1401 года в маленьком городе Сан Джованни, расположенном примерно в двадцати милях к югу от Флоренции. Мазаччо рано переехал во Флоренцию. Она отражала новое отношение к миру, делая центр картины точкой схода перспективных линий.
В картине сохранена средневековая иконографическая схема сюжета Св. Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря и просуществовала примерно до 1600 года. Грубоватыми формами масс и «прочной, лишённой грации посадкой» Мария напоминает «Мадонну смирения» из вашингтонской Национальной галереи, которую некоторые исследователи небесспорно приписывают юному Мазаччо (очень плохая сохранность не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, что Бернсон в своё время считал её работой Мазаччо). В нём сохраняется средневековая иконографическая традиция такого рода изображений: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит перед Анной. И, как Джотто, Мазаччо занимает выдающееся место в истории фресковой техники. Николай).
В этом кроется момент некоторого их обособления. Заказчиком был знаменитый флорентийский гражданин Феличе Бранкаччи. Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески. Все эпизоды изображены на одной фреске.
Он внимательно изучал искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство. Другие исследователи — Сальми (1948) и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура святой Анны, поскольку её левая рука, простёртая над головой младенца Христа, написана в сильном ракурсе, необходимом для передачи пространственной глубины10. Настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. По одной версии это был обычный многочастный алтарь.
В итоге «Св. Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции— в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину. Это совершенное единство, замыкающее собою все элементы композиции и создающее прочную структуру произведения, заменяется у Мазаччо (и еще более у его последователей) несколько условными связями. Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли) или Доменико ди Бартоло (Бранди) или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами (Питталуга, Прокаччи, Мисс).
7 января 1422 года Мазаччо был принят в гильдию Арте деи Медичи э дельи Специали (гильдия врачей и аптекарей, куда входили и художники), а 19 апреля того же года он вместе с Донателло, Брунеллески и Мазолино принимал участие в торжественной церемонии освящения церкви Санта-Мария-дель-Кармине, находившейся при кармелитском монастыре Флоренции. Согласно средневековой иконографии сюжета, обычно именуемого «Святая Анна втроём», на коленях Анны сидела Мария, а на коленях последней — младенец Христос. Все попытки отделить руку Мазаччо от руки Мазолино в этих фресках не выходят за рамки предположений.
Каждая на этих фигур кажется совершенно свободной в своем положении в пространстве и в своем пластическом объеме. Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской «Троица» (Флоренция, церковь Санта Мария Новелла), созданной, по-видимому, ок. Исследования современных реставраторов показали, что Мазаччо работал над каждой головой целый день, в то время как пейзажный фон в «Чуде со статиром» написан всего за три дня. Все исследователи согласны с тем, что она целиком выполнена Мазаччо.
По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз. К сожалению, состояние фресок капеллы Бранкаччи оставляет желать много лучшего. С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон. Напротив, Мазаччо изобразил процессию горожан в очень простой одежде.
На ней младенец Христос сидит на коленях Марии, которая расположилась у ног Анны. И, как Джотто, Мазаччо занимает выдающееся место в истории фресковой техники. Согласно средневековой иконографии сюжета, обычно именуемого «Святая Анна втроём», на коленях Анны сидела Мария, а на коленях последней — младенец Христос. Похожа она и на другую «Мадонну» — из часовни Монтемарчиано, что в районе Вальдарно.
Размеры панели 51 х 31см. В XVIII веке полиптих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям. Донателло принадлежит к числу самых смелых реформаторов итальянского искусства.
По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз. В правой части он в потрясении видит свою жену живой. Екатерины в церкви Сан-Клементе с историями из жизни этой святой (фрески сегодня считают работой Мазолино).
Его супруга на тот момент была беременной, вскоре она родила второго сына, которого назвала в честь отца— Джованни (впоследствии он тоже стал художником известным под прозвищем Скеджа). Мазаччо была отведена роль помощника.
Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Мазаччо блестяще решил проблемы воздушной и линейной перспективы. в конечном итоге символом крови Христовой, которая будет пролита на кресте. Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27).
Юлиана в пизанской церкви дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Анной» из музея Уффици, Флоренция, «Мадонны» из Пизанского полиптиха и Полиптиха из Санта Мария Маджоре в Риме. В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо— его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто. Он приехал во Флоренцию учиться живописи. Чтобы вступить в подобное состязание с равными силами, недоставало еще, правда, -- и об этом свидетельствует «Изгнание из рая» -- точных знаний живого организма.
Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен17. Гораздо позднее, в 1480-х годах, неоконченную работу завершил Филиппино Липпи. Фигуры трёх апостолов справа своими очертаниями повторяют форму картины. Прокаччи (1951) верил, что кроме этого Мазолино написал и голову самого Петра, однако после реставрации 1980-х у него не осталось сомнений, что фреска целиком выполнена Мазаччо. Большинство сегодняшних критиков согласно с точкой зрения, что это работа Мазаччо. Дед художника по отцу был мастером-краснодеревщиком, а отец, Джованни работал нотариусом. Настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло.
7 января 1422 года Мазаччо был принят в гильдию Арте деи Медичи э дельи Специали (гильдия врачей и аптекарей, куда входили и художники), а 19 апреля того же года он вместе с Донателло, Брунеллески и Мазолино принимал участие в торжественной церемонии освящения церкви Санта-Мария-дель-Кармине, находившейся при кармелитском монастыре Флоренции.
Мазаччо рано переехал во Флоренцию. Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE DAP (PRILE). Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность. Касацца (1986) вслед за Миллардом Миссом (1963) считал этот эпизод одним из элементов historia salutis («история спасения»), поскольку именно так интерпретировал этот сюжет Блаженный Августин, утверждавший, что религиозный смысл этой притчи— спасение через церковь. Пожалуй, ни один другой скульптор его поколения не соприкоснулся так тесно с духовным миром флорентийского «гражданского гуманизма», не воспринял столь глубоко его новых художественных идей. Сюда приходили Леонардо да Винчи, Ботичелли, Рафаэль, Микеланджело, чтобы познакомиться с работой основателя ренессансного реализма.
Этот год отличен началом сотрудничества с Мазолино. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен. С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги и Бернсон).
В 1389 году представитель другой ветви этого семейства Серотино Бранкаччи пожертвовал ещё 50 флоринов для того, чтобы «adornamento et picturas fiendo in dicta capella» («украсить и расписать указанную капеллу»). Напротив, Мазаччо изобразил участников шествия в очень простой одежде.
При точке зрения сверху, что характерно для живописи треченто, композиционное и пространственное построение триптиха выполнено по законам перспективы, разработанной Брунеллески, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно (это естественно для ранних опытов в области перспективы). К сожалению, состояние фресок капеллы Бранкаччи оставляет желать много лучшего. Родился 21 декабря 1401 г. в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего.
Мазаччо родился 21 декабря 1401 года в день св. Юлиан и св. Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421 года работал младший брат Мазаччо— Джованни (Скеджа). Особенно удалось ему сделать их как бы живыми, что вследствие соразмерности, которой он придерживался изображая не всех людей одного роста, но с большой наблюдательностью различая маленьких и толстых, высоких и худых. Умер Мазаччо в Риме в 1428.
Екатерины в церкви Сан-Клементе с историями из жизни этой святой (фрески сегодня считают работой Мазолино). Его жена Лена принадлежала к другому видному флорентийскому семейству— Строцци. (23 апреля 1422 года от Рождества Христова). Петр, св.
Иисус жестом отдает распоряжение Петру выловить рыбу и вынуть монету у нее изо рта. «Мадонна с младенцем и святой Анной» (разм. Раньше людей изображали со ступнями, не касающимися земли. Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески. Работа над фресками была поручена Мазаччо и Мазолино.
Оригинальной особенностью работы является новая композиция. Таково входившее в этот полиптих «Распятие» (1426, Неаполь, Музей Каподимонте) с мощно и обобщенно вылепленными контрастами света и тени фигурами распятого Христа, Марии, Иоанна и поразительно экспрессивной фигурой Магдалины в ярко-красном одеянии. Симон, дед будущего художника (со стороны отца), был мастером художественного ремесла изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. Обычно это различие определяется как иное ощущение формы. Именно Феличе считают заказчиком росписей12. Справа он отдает ее сборщику податей. Известно, что он родился в зажиточной семье.
Большинство исследователей согласились с этим заключением (Мисс, 1963 Берти, 1964—1968 Парронки и Болонья, 1966). В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи— ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо). При высокой точке зрения, обычной для треченто, композиционное и пространственное построение триптиха подчинено законам перспективы, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно (как это и должно быть в ранних опытах). Фрески украшали церкви и дворцы, домашние часовни и общественные здания не только внутри, но и снаружи. Фрески шли в три ряда над панелью, расписанной под мраморную облицовку.
Лишь около 1484 Филиппино Липпи завершил фресковую декорацию всей капеллы. Однако до этого (исследователи обычно датируют Sagra 1424 годом) художник, вероятно, побывал в Риме на праздновании Юбилея 1423 года, так как только этой поездкой можно объяснить то, что изображённая на фреске процессия сильно напоминала античные римские рельефы. В то время как другие художники по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что «ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках» (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость.
По одной версии это был обычный многочастный алтарь. Меллер (1961) предположил, что сам евангельский сюжет со статиром, возможно, скрывает в себе идею, что Церковь всегда должна платить дань не из собственного кармана, но используя какие-то внешние источники. Живопись вступает в состязание со скульптурой в искусстве передачи объёма, его бытия в реальном пространстве. Она написана с прекрасной рельефностью и в мягкой манере, что всегда почиталось и с восхищением ценилось художниками. В своих произведениях Мазаччо уделял немалое внимание анатомическим формам человека.
На фоне кораллово-розовой архитектуры, высветленная аркада которой увлекает взгляд вглубь к золотисто-серому пространству неба, группа людей, акцентированная молочно-кремовым цветом, суетится вокруг молочно-кремовой домины, откуда приподнимается монолитная черная фигура с воздетыми к Иоанну руками. Как раз в то время, когда он производил эту работу, была освящена церковь дель Кармине. Находящиеся на первом плане фигуры и объекты не только даны объемно, но и зрительно воспринимаются как находящиеся перед плоскостью рельефа, в реальном пространстве, в то время как фон решен как «сплющенный рельеф», с пространственными планами, переданными средствами перспективы.
Платье Мадонны было выполнено сияющей красной краской, наложенной на подоснову из листового серебра. Лонги (1940) считал, что две фигуры слева от Петра являются работой Филиппино. В глубине слева, у озера изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). Он стремился постичь природу человека и вещей. Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей. Петром высоко ценится обнаженная фигура одного из новокрещеных, который дрожит от холода.
Также Мазаччо первым понял необходимость передачи фигур «в сокращении», если смотреть на них снизу и преодолел прежнюю манеру письма, при которой все фигуры изображались на цыпочках. Помимо изображения одного из апостолов в глубине картины, которое предоставляет собою портрет самого Мазаччо, сделанный им с себя при помощи зеркала так хорошо, что он кажется прямо живым, – мы видим здесь гнев св. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. Лючано Берти считает, что Мазаччо использовал сюжет религиозной церемонии «для воплощения актуальных гражданских, республиканских, политико-патриотических идей». Заказчиком был знаменитый флорентийский гражданин Феличе Бранкаччи.
Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны16. Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE DAP (PRILE). Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха.
И фрески капеллы Бранкаччи в этом отношении более всего отражают новую эпоху. Гораздо позднее, в 1480-х годах, неоконченную работу завершил Филиппино Липпи12. Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря. Отдельного упоминания заслуживает картина Мазаччо «Изгнание из рая».
Петр исцеляющий больных своей тенью» и «Св. На фреске изображены сразу три эпизода. Они были его старшими товарищами и к моменту созревания художника уже сделали свои первые успехи. С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги и Бернсон).
Этот человек был весьма заметной фигурой в жизни Флоренции. Этот мир полон драматической энергии, наделен библейской первозданностью и приметами современного художнику сурового облика Флоренции. В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Адам изображён грешником, не утратившим своей духовной чистоты. Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо).
Капелла Бранкаччи небольшая по размеру. Одной из первых работ Мазаччо считается алтарный образ Мадонны с младенцем, св. В работе над «Троицей» Мазаччо впервые использовал картоны – подготовительные рисунки, при помощи сетки квадратов перенесенные на стены. Анной», он был погружен в поиски передачи пространства, материи. Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. Великим деянием Возрождения как раз было не «открытие мира и человека», а открытие материальных закономерностей.
Этот символизм усиливался сценой Распятия, которая находилась прямо над Мадонной с младенцем. Произведение сильно пострадало оно обрезано в нижней части, на поверхности утраты красочного слоя, обезображенные ретушью. Иногда эту фреску считают самой лучшей. Анна втроём (на коленях у Анны сидит Мария, а на коленях Марии – младенец Христос).
Композиция фрески с преклонившими колени у входа в капеллу Лоренцо Ленци и его супругой, распятым Христом и стоящими у подножия Распятия Марией и Иоанном, подобна ступенчатой пирамиде, вписанной в двойное — арочное и прямоугольное — обрамление увиденный в ракурсе снизу свод капеллы изображен в безупречном перспективном сокращении. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Например, полотно «Мадонна с младенцем и Святой Анной», о котором все еще не утихают споры – эксперты затрудняются установить, кто в большей мере является автором.
В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано. На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль. Фреска со сценой Распятия сильно пострадала и пребывает в таком состоянии, которое не даёт возможности сделать какие-то точные анализы и выводы. Первая известная ныне их совместная работа— «Мадонна с младенцем и св. Меллер (1961) считает, что фреска содержит напоминание о семействе заказчика: человек, стоящий на коленях в красном кардинальском одеянии и протягивающий руку Петру— возможно, кардинал Ринальдо Бранкаччи или кардинал Томмазо Бранкаччи.
Согласно сообщению Вазари, Мазаччо обрёл в Риме «величайшую славу» достаточную для того, чтобы получить заказ от кардинала Сан-Клементе на роспись капеллы Св. Его полное имя — Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Jiovanni di Simone Kassai). По мнению большинства учёных, Мазаччо успел начать левую створку алтаря с изображением св.
Но открывают этот цикл две расположенные на больших пилястрах у входа вертикальные композиции, посвященные истории Адама и Евы — «Грехопадение» Мазолино на правой стене и «Изгнание из рая» Мазаччо на левой стене. Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. Хотя тема фрескового цикла в капелле Бранкаччи – деяния апостола Петра, Мазаччо, чтобы акцентировать внимание зрителя на сотворившем чудо Иисусе избрал композицию в виде греческой буквы «омега».
Он был обнаружен в 1961 году итальянским учёным Лючано Берти в небольшой церкви Св. Однако его участие в росписях вызвало впоследствии среди учёных серьёзные сомнения. После реставрации вновь разгорелась дискуссия о кооперации Мазолино и Мазаччо: например, Берти (1989) утверждает, что Мазолино автор всего пейзажного фона в этой фреске.
Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. «Мадонна с младенцем и святой Анной» (разм. Все исследователи были согласны с тем, что фреска целиком принадлежит руке Мазаччо. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает». Одна из сестёр Мазаччо впоследствии вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано.
Несмотря на экспрессивный жест Магдалины, сцене присуща крайняя статичность. Уже самые ранние из достоверных работ Мазаччо («Мадонна со святой Анной», совместно с Мазолино, около 1424, Галерея Уффици, Флоренция полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части — в Национальной галерее, Лондон и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Иоанн, раздающие милостыню» – их будут изучать и на них учиться Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Мазаччо – это великий художник раннего Возрождения.
В верхнем сюжете использован золотой фон, а в нижнем он полностью записан. В левой части св. Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи.
Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески. Изгнание из раяКогда впервые видишь фреску Изгнание Адама и Евы из рая, создается впечатление, что перед нами творение не начала кватроченто, но 19-ого века, – настолько в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время.