Мазаччо (1401-1428) — человек, одержимый искусством, безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный и за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо, что в переводе с итальянского означает мазила. Вариант — Мазаччьо, собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди 21 декабря 1401, Тоскана — осень 1428, Рим) — знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто. Одним из самых крупных художников начала XV века по праву считается Мазаччо (1401-1428). Мазаччо (1401-1428).
Расписанная им в 1427-1428 г. г. Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Меллер (1961) предположил, что сам евангельский сюжет со статиром, возможно, скрывает в себе идею, что Церковь всегда должна платить дань не из собственного кармана, но используя какие-то внешние источники. Прокаччи (1951), Мисс (1963) и Берти (1964) согласны с тем, что включение сюжета было вызвано спорами вокруг налоговой реформы, которые велись во Флоренции в 1420-х годах и завершились в 1427 году принятием Catasto (итал. К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро.
Анной», которые, судя по всему, были ему совершенно чужды. Смысл произведения раскрывает надпись на цоколе над саркофагом со скелетом: «Я был, как вы, вы будете, как я». Другая монументальная композиция«Чудо с динарием» передает евангелиевскую легенду, в которой рассказывается о том, что сборщик податей, остановив Христа идущего с учениками, потребовал у него подать.
Брунелески строит в 1419 г. "Дом детского приюта" (Оспедале дельи Инноченти) – сооружение нового стиля.
Пройдя выучку во Флоренции, он, однако, выработал собственную творческую манеру. Вероятно, фрески были заказаны Мазолино в 1423 и он успел расписать своды (эти росписи не сохранились) в середине 1420-х годов Мазолино уехал в Венгрию и возобновил работу в капелле только в 1427, уже вместе с Мазаччо. Согласно средневековой иконографии сюжета, обычно именуемого «Святая Анна втроём», на коленях Анны сидела Мария, а на коленях последней — младенец Христос. 33. Становление нового искусства в Нидерландах граничит с творчеством Яна ван Эйка (1390 -1441). Главные создания Яна ван Эйка – грандиозный Гентский алтарь (1422-1432) – полиптих (сложенный много раз) – программное произведение нидерландского Возрождения, в котором выражено представление о человеческой Вселенной и первое живописное произведение «Портрет четы Арнольфини» (ок.
Крупнейшие художники венецианского Возрождения: Джованни Беллини (1430 -1516), "Мадонна со святыми" и Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, 1477/78 – 1510). Джованни Беллини был учителем великих мастеров Джорджоне и Тициана. Тем не менее, в мастерской Биччи ди Лоренцо с 1421 года работал младший брат Мазаччо— Джованни (Скеджа). Картина наполнена декоративной красотой – характерной особенностью его работ. Напротив, Мазаччо изобразил участников шествия в очень простой одежде.
Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части). Собственно говоря, ему и прожить-то удалось очень мало лет.
В своём «Жизнеописании Мазаччо» Вазари упоминает три портрета. Над собором Микеланджело работал до конца жизни. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески (1337-1446) и Донателло (1386-1466).
По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз.
Вазари приписывал Мазаччо авторство всей картины. Все фигуры написаны так, словно свет на них падает из одного источника. Статир — это ровно две стоимости вот этой подати.
Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Здесь это тело совершенно ощущается. Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). Мазаччо стал придавать фигурам вес и объем, помещал их в трехмерное пространство. Большинство критиков считает, что она была написана сразу вслед за Пизанским полиптихом. По сравнению со Средневековьем изменился внутренний вид соборов.
И, конечно, мы видим такую неподдельную психологическую реакцию: плач, ужас, отчаяние Адама и Евы, которых изгоняют. Его супруга на тот момент была беременной, вскоре она родила второго сына, которого назвала в честь отца— Джованни (впоследствии он тоже стал художником известным под прозвищем Скеджа). (23 апреля 1422 года от Рождества Христова). Это была знаменитая семья. Человеческие фигуры кажутся крепкими и устойчивыми, а раскинувшаяся вокруг них арка с колоннами создает впечатление, что люди специально разместились перед зрителями в интерьере величественного храма. В произведениях Мазаччо появился естественный горизонт, проходящий на уровне глаз изображенных людей, активно использовалась линейная перспектива.
Вот эта вот смена парадигмы очень интересный дает эффект, так как именно люди, которые накапливали и давали в долг и в рост деньги, они становятся теперь властителями дум. Исследователи считают, что в этой конструкции воплощена идея движения человеческого духа к вечному спасению: произрастая из земной жизни (тленного тела) через молитву (двое предстоящих) и заступничество Богоматери и святых (Богоматерь и Иоанн Креститель) дух устремляется к Троице— высшему воплощению божественной сути. Первым он сделал реальные обнаженные фигуры, не условные он вводит людей своего города, делая их участниками этих священных событий. И, как Джотто, Мазаччо занимает выдающееся место в истории фресковой техники. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. Она была написана монохромно оттенками зеленой краски.
В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения. Существуют и другие мнения. Полные величия и достоинства, они являют нам целую галерею крупных и ярких характеров. В течение более столетия после его смерти капелла Бракаччи была местом паломничества и школы живописцев. «Все, кто стремился научиться этому искусству, постоянно ходили в эту капеллу, чтобы по фигурам Мазаччо усвоить наставления и правила для хорошей работы», — писал Вазари, приводя длинный список изучавших фрески Мазаччо, включая Леонардо, Рафаеля и Микеланджело.
Заказчиком был знаменитый флорентийский гражданин Феличе Бранкаччи. В живописи Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди, 1401 – 1428) принадлежит роль преобразователя, хотя художник прожил всего двадцать семь лет. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). Вот как раз обратная перспектива, которая сосредотачивает все линии на человеке, делая его неподвижным, а вокруг него это пространство вращается, но именно там время застывает, оно становится вечностью и этот круговорот практически равен этому застывшему, застывшей вечности. В описании города Пизы, которое было издано в 1787 году, о полиптихе Мазаччо говорится как об утраченном, но уже в 1796 году одна из панелей этого образа была найдена и подарена Пизе.
Идеалы Тициана земные, полнокровные, жизнерадостные, величавые, торжествующие. К сожалению, эта фреска не сохранилась. Мастер лепит формы свободными размашистыми мазками, моделирует объемы светом. Ювеналия, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, в котором родился Мазаччо и показан на выставке «Ancient sacred Art» (Старинное священное искусство). Иероним и Иоанн Креститель» и «Св. Брейгель жил в тяжелое для его родины время.
Интересно, что капелла не была закончена сразу. Еще Джотто будет говорить, что святые наконец-то стоят на земле у Мазаччо. Наиболее значительными из сохранившихся работ Мазаччо являются фрески. Это композиция «Троица».
Середина XVI столетия стала вершиной искусства Возрождения во Франции. В капелле Бранкаччи Мазаччо участвовал в исполнении шести фресок. И вот с одной стороны изгнание, с другой стороны грехопадение. В евангельских сюжетах преломлялась и одухотворялась мирская добропорядочная жизнь. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. Ценность этого произведения и атрибуция Мазаччо были вновь подтверждены в работах Ортеля (1961), Берти (1964) и Парронки (1966), которые увидели в нём ярко выраженную оригинальность.
Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени. Пётр на троне» в капелле Бранкаччи, где тот изображён справа от самого Мазаччо. Но для Мазаччо это было невозможно. В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо.
В центре его внимания – жизнь народа в не показном, а деятельном и повседневном состоянии. Позднее он упоминается как посол в Луниджане, затем был послом в Каире. По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Самый крупный художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503-1572). Искусство маньеризма было переходным: уходила в прошлое эпоха Возрождения, наступало время нового всеевропейского художественного стиля – барокко.
33. Дописывать триптих пришлось Мазолино в одиночестве. Миланский период творчества Леонардо (1482—1499) оказался самым плодотворным. Сюжет одной из самых знаменитых композиций – Чудо со статиром – взят из Евангелия от Матфея (17:24-27). К сожалению, состояние фресок капеллы Бранкаччи оставляет желать много лучшего.
По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу — об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества. В Чуде со статиром (статир – древнегреческая монета) многофигурная композиция разделена на три части: на фоне пейзажа в центре показано начало истории, когда Христос и его ученики были остановлены сборщиком подати. Роспись потолка свыше 500 кв. м и включает 343 фигуры. После разгрома Рима Италия оказалась под властью габсбургской монархии. Нередко случалось, что в интерьерах архитектурные формы – абсиды, купол, карнизы, пилястры, арки – изображали на стенах и потолке красками. В портрете принцессы из из феррарского дома д Эсте (1430-е) мастер оттенил нежную умиротворенность лица девушки, поместив его на контрастном фоне темной и жесткой листвы, усеянной яркими трепетными пятнами цветов и бабочек.
Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. 1420, Флоренция, галерея Уффици), написанный им вместе с Мазолино.
В XVIII веке полиптих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом.
Долина Луары – это "сердце" Франции. И только в Венеции продолжалась эпоха Возрождения. Роберто Лонги, представивший публике это произведение в 1950 году и атрибутировавший его Мазаччо, приписал его ко времени создания Пизанского полиптиха, так как ему присущи хроматическая гармония и «чудесные пространственные эффекты». «Мадонна с младенцем и святой Анной» (разм.
Эрмитаж). Начались годы странствий. Роберто Лонги в 1940 году пришёл к выводу, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо, голова Христа была написана Мазолино (голова Адама на фреске «Искушение» созданной Мазолино в этой же капелле крайне похожа на голову Христа).
В ХIV и ХV вв. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен17. Начатые в 1427 году, они долгое время оставались незавершенными (оба художника в 1428 году уехали в Рим), пока Филиппино Липпи около 1484 года не завершил роспись всей капеллы.
Мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вышла замуж вторично — за местного аптекаря, который также умер, когда Мазаччо было 16. Этот год отличен началом сотрудничества с Мазолино. Сюжетом послужило освящение церкви Санта Мария дель Кармине (Освящение). Технология производства композиции, вероятно, была проста: Мазаччо вбил гвоздь в нижней части фрески, от которого натянул нити и прочертил по ним поверхность сланцевым карандашом (его следы просматриваются и сегодня).
Работы в капелле были остановлены и лишь через 50 лет Филиппино Липпи закончил оформление капеллы. Фреска «Освящение» была написана на стене кармелитского монастыря и просуществовала примерно до 1600 года. Всеми перечисленными качествами обладал Мазаччо (1401-1428). Пьеро делла Франческа создает образ разумно устроенного прекрасного мира, где человек наделяется нравственной красотой и душевной силой. Главное действующее лицо – Христос, он – центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведения. Учёные никогда не сомневались, что фреска целиком принадлежит кисти Мазаччо. Второй этап маньеризма (1540-1590) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Его палитра неисчерпаемо богата. Работал (нередко в сотрудничестве с Мазолино де Паникале) во Флоренции, а также в Пизе и Риме.
В 1389 году представитель другой ветви этого семейства Серотино Бранкаччи пожертвовал ещё 50 флоринов для того, чтобы «adornamento et picturas fiendo in dicta capella» («украсить и расписать указанную капеллу»). 1427—1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Некоторые из них (Вентури, Лонги и, с оговорками, Берти) считают, что Мазаччо могут принадлежать синопии (предварительные рисунки на штукатурке) в сцене Распятия, конкретно – в изображении рыцарей слева.
Кризис в обществе отразился и на искусстве. Вот так описал Вазари эту несохранившуюся фреску. Ансания сиенского собора. Мазаччо (Masaccio) – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Giovanni di Simone Guidi) – великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кватроченто.
Не только для того, чтобы показать реальное пространство и то, что видит человеческий глаз, но и для того, чтобы соотнести зрителя с тем, что он видит, для того, чтобы поставить человека не просто зрителем, а участником, так как, конечно, очень многое делалось, как теперь доказано, при помощи и camera obscura, когда человек смотрит в некое окошко и его глаз неподвижен. Прозвище Мазаччо («Неуклюжий») художник получил за рассеянность и невнимание к событиям в обычной окружающей жизни. Но, собственно говоря, это мы видим и в композиции «Поклонение волхвов».
Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо. Мазаччо использует прием соединения нескольких действий в одной сцене. В фреске Троица (около 1426-1427) создал (впервые в настенной живописи) величественное центрально-перспективное построение.
И все-таки именно в живописи был наиболее очевиден закат большой культурной эпохи. Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Он был обнаружен в 1961 году итальянским учёным Лючано Берти в небольшой церкви Св. Кстати, «Поклонение волхвов» тоже имеет интересную судьбу. (Диаметр купола Константинопольского собора Святой Софии равен 30 м).
На фреске (разм. Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. 7 января 1422 года Мазаччо был принят в гильдию Арте деи Медичи э дельи Специали (гильдия врачей и аптекарей, куда входили и художники), а 19 апреля того же года он вместе с Донателло, Брунеллески и Мазолино принимал участие в торжественной церемонии освящения церкви Санта-Мария-дель-Кармине, находившейся при кармелитском монастыре Флоренции.
Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха. Несмотря на краткость жизни и творчества Мазаччо, он оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. На небольшой доске размером 24х43 см написана история из жизни св.
Знаменитый итальянский художник Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) родился в Кастелло Сан-Джованни Вальдарно. Именно Феличе считают заказчиком росписей12. Вот мы этого не знаем. Их автор Пинтуриккьо (около 1454-1513)создает яркий и затейливый декор, где продумана каждая деталь-от цветных плиток пола до ярко-синих с позолотою потолков. Она была торгово-олигархической республикой.
«Распятие» (разм. Аналогии среди скульптуры были найдены и для позы Адама— от «Лаокоона» и «Марсия» до более современных примеров, таких как «Распятие», созданное Донателло для флорентийской церкви Санта-Кроче. Это задача оказалась по силам лишь Пьеро делла Франческа (около 1420-1462), пожалуй, величайшему из живописцев Кватроченто. На фреске изображены сразу три эпизода. Давайте вглядимся. В 1508 –1510 г. Джорджоне создал "Спящую Венеру" (Дрезден) – самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения. Замечательно и решение алтарной стены, где Мазаччо объединяет единой перспективой с одной точкой схода две расположенные справа и слева от окна и небольшого алтаря композиции — «Святой Петр исцеляющий увечных своей тенью» и «Раздача имущества и смерть Анании».
Флорентийский купол знаменовал торжество человеческой воли, умения, смелости. Этот эпизод из жизни Христа взят из Евангелия от Матфея (17: 24-27). Петра поймать рыбу и достать из нее монету. С этого престола он читал свои проповеди. В этом комплексе Мазаччо приписываются фрески «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Крещение Петром неофитов», «Апостол Петр исцеляющий больных своей тенью», «Апостол Петр, распределяющий имущество общины между бедными», «Воскрешение сына антиохийского царя», а также частично — «Исцеление калеки» и «Воскрешение Теофила». Венецию называли "царицей Адриатики", "владычицей морей".
Фреска, 667317 см. Петра, главную святыню христианского мира. К этому алтарю относятся Мадонна с младенцем и ангелами (Лондон, Национальная галерея), Распятие (Неаполь, галерея Каподимонте), Поклонение волхвов и Мучение святых Петра и Иоанна (Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея). Эрмитаж).
Матфей» оказались в Лондонской Национальной галерее, центральная панель «Основание храма Санта Мария Маджоре» и «Вознесение Марии» в музее Каподимонте, Неаполь, «Св. Величественные фигуры Христа и апостолов изображены на фоне сурового гористого пейзажа. 1420, галерея Уффици, Флоренция), написанный им вместе с Мазолино. Капелла Бранкаччи была пристроена к южному трансепту кармелитской церкви Санта-Мария-дель-Кармине (построена в 1365 году) около 1386 года.
Начало нового понимания искусства отражает прежде всего перспективное построение в композициях художника. Его недолгий, продолжавшийся всего около шести лет творческий путь приходится на 1420-е годы, когда в флорентийской живописи еще задавали тон позднеготические мастера и работало последнее поколение так называемых «джоттесков» — эпигонов, выхолостивших дух традиций Джотто. Интересно несколько фактов об отношении к телу. Юлиана в спальне, где он, приняв их за свою жену и её любовника, убил обоих. Венеция поражала великолепием, пышностью, праздничностью, красотой.
Пётр, которого мученически казнили, распяв на перевёрнутом кресте (у Мазаччо он не висит, но упирается головой в землю— повторение сюжета из капеллы Бранкаччи) и обезглавливание Иоанна Крестителя, казнённого по приказу царя Ирода. Здесь еще нет точного знания анатомии, но ощущается общее знание человеческого тела. Иисус и апостолы, путешествуя с проповедями, пришли в город Капернаум. Лишь около 1484 Филиппино Липпи завершил фресковую декорацию всей капеллы. Мазаччо в этой фреске (разм.
Обычно эту работу датируют периодом последнего пребывания Мазаччо во Флоренции перед тем, как он отправился в Рим, где скончался. Исследователи считают, что этот полукруг имеет древнее происхождение, поскольку в античную эпоху так изображался Сократ с учениками, затем этот паттерн был перенесён в раннехристианское искусство (Иисус с апостолами), а в эпоху раннего Ренессанса у таких художников как Брунеллески он обрёл новый смысл— круг символизирует геометрическое совершенство и законченность. Христос велит Петру выловить рыбу и достать из нее монету – этот эпизод расположен слева. Однажды Иисуса остановил на улице сборщик налогов и потребовал уплатить обязательную для всех иудеев подать римской власти, составляющую одну дидрахму с человека. Его жена Лена принадлежала к другому видному флорентийскому семейству— Строцци.
Санта Мария Новелла, Флоренция. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах. На центральной доске (Мадонна с младенцем и ангелами) показана Богоматерь на троне.
Весьма характерны фрески так называемых апартаментов Борджиа в папском дворце в Риме (1493). В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино. В работе над этими росписями Мазаччо сотрудничал с художником Мазолино да Паникале, который выполнил только три композиции, в то время как Мазаччо создал шесть, в том числе «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Святой Петр исцеляющий больных своей тенью», «Святой Петр и святой Иоанн, раздающие милостыню». Мазаччо в своих фресках освятил земное бытие, тепер.
Зритель встречается с ним взглядом. Лонги (1940) считал, что две фигуры слева от Петра являются работой Филиппино. Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески.
Он и оказал главное воздействие на раннее творчество художника. В 1905 году их приобрёл Берлинский музей. Он прожил всего 27 лет. Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо.
То есть на самом деле для чего нужна была вообще мастерам Возрождения перспектива. Умело выстроенные планы в «Изгнании из рая» и «Чуде со статиром» позволяют наполнить фрески потоками воздуха и света.
Здесь еще нет точного знания анатомии, но ощущается общее знание человеческого тела. Флоренция возникла в 59 году до н. э. как поселение римских ветеранов, получившее название Florentia, то есть «цветущая». Закончил начатую ими работу Филиппино Липпи, дописавший в 1480-х годах фреску Мазаччо «Исцеление сына Теофила» и создавший три заключительные сцены на тему истории святого Петра. Он считает, что фреска ещё раз восхваляет принятый в 1427 году институт налогообложения Catasto, гарантирующий большее равенство среди населения республики, полагая, что наказание Анании— урок тем флорентийским богачам, которые не хотели платить налоги в полной мере.
Картина "Слепые" – самая трагическая картина Брейгеля. В нижней части композиции художник изобразил скелет, лежащий на саркофаге под надписью: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете», что придает драматизм главной теме фрески — победе веры над смертью. Тем не менее уже в начале 1420-х годов Мазаччо отошел от готических традиций.
Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) – изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти. Историки искусства впоследствии отождествили их с тремя «портретами молодого человека»: из Музея Гарднер, Бостон из Музея изящных искусств, Шамбери и из Национальной галереи, Вашингтон. Но открывают этот цикл две расположенные на больших пилястрах у входа вертикальные композиции, посвященные истории Адама и Евы — «Грехопадение» Мазолино на правой стене и «Изгнание из рая» Мазаччо на левой стене. Д. Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший). Таким образом была выстроена линейная перспектива. Работа над фресками была поручена Мазаччо и Мазолино. Композиция фрески с преклонившими колени у входа в капеллу Лоренцо Ленци и его супругой, распятым Христом и стоящими у подножия Распятия Марией и Иоанном, подобна ступенчатой пирамиде, вписанной в двойное — арочное и прямоугольное — обрамление увиденный в ракурсе снизу свод капеллы изображен в безупречном перспективном сокращении.
капелла Бранкаччи во Флорентийской церкви Санта-Мария дель Кармине сразу стала своего рода школой для художников. В верхнем сюжете использован золотой фон, а в нижнем он полностью записан. Закончить мне хотелось бы на самой удивительной и самой таинственной вещи Мазаччо.
Фрески шли в три ряда над панелью, расписанной под мраморную облицовку. Мазаччо довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства. В центре — Христос, окруженный учениками.
О нем очень высоко тоже говорит Вазари. Все современные исследователи считают этот триптих первым достоверным произведением Мазаччо (его размеры: центральная панель 108 х 65см, боковые— 88 х 44 см). Великолепны фрески капеллы Бранкаччи, созданные примерно в 1426–1428 годах (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция), написанные на сюжеты из жизни апостола Петра. Первая известная ныне их совместная работа— «Мадонна с младенцем и св.
Наряду с пониманием сюжета фрески, как спасение через веру, существует другая интерпретация, предложенная Лучано Берти (1964). В своём «Жизнеописании Мазаччо» (1568) Вазари даёт ему такую характеристику: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах имеющих отношение к искусству и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других. Написанная приблизительно в то же время (1426-1427) в старой готической церкви Санта Мария Новелла во Флоренции фреска«Троица» отражает новый этап в творчестве Мазаччо. Мягкая, с переходами светотень – знаменитое леонардовское "сфумато".
24). Славу Брунелески принесло создание грандиозного купола собора Санта Мария дель Фьоре. В живописи утверждаются новые принципы изобразительности: верность природе, отражение непосредственных наблюдений и зрительных впечатлений интерес к пространственным построениям и передаче объёма (Мазаччо и др. ), знаменующие разрыв с традициями интернациональной готики. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
Чтобы не быть голословной, покажу несколько композиций, которые написал Мазолино. К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Он родился в Ареццо близ Флоренции в семье нотариуса. В качестве источника вдохновения для изображения Евы исследователи приводят также греко-римскую статую «Венеры Пудика». Глаза Богоматери смотрят прямо на зрителя. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Использован материал: Энциклопедия КругосветНекоторые впечатления и легенды. После реставрации вновь разгорелась дискуссия о кооперации Мазолино и Мазаччо: например, Берти (1989) утверждает, что Мазолино автор всего пейзажного фона в этой фреске. Это, конечно, фигура, которая делает такой особый поворот. Но в нарушение этой традиции, сцены в ней не идут последовательно одна за другой. Они задавали и идейную сторону, но об этом мы еще поговорим.
Небольшая панель (50 х 34 см) в форме маленького алтаря из музея Линденау, Альтенбург, содержит две сцены: «Моление о чаше» и «Причащение св. Другого здесь вот такая, с одной стороны, монументальная форма. Мазаччо – это великий художник раннего Возрождения. Однако начинаются они с первородного греха.
Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции— в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». Этот человек был весьма заметной фигурой в жизни Флоренции. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо. Все исследователи были согласны с тем, что фреска целиком принадлежит руке Мазаччо.
Фигуры апостолов величавы и массивны. Не дошло до нас и ни одного осуществленного архитектурного проекта Леонардо. То есть ему было всего 23 года, когда его признают очень зрелым мастером. Вот мы видим его автопортрет в капелле Бранкаччи, о которой мы потом скажем. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, с птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования («Страшный суд», «Сад наслаждений», «Воз сена»). Он был сооружен на искусственном островке, на реке Шер.
Центральный пояс фресок: Изгнание из рая (Мазаччо), слева Чудо со статиром (Мазаччо), Грехопадение (Мазолино), справа Воскрешение Тавифы (Мазолино), две фрески алтарной стены – Проповедь апостола Петра (Мазолино), Крещение новообращенных (Мазаччо). Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны16. А уже потомок этого Пьетро Бранкаччи, Феличе Бранкаччи, который в конце XIV века невероятно разбогател, это был один из соперников как раз Козимо Медичи Старшего, он был торговец шелковыми тканями, влиятельный сенатор, в общем, человек, который входил в управление республикой Флоренция, он заказывает как раз росписи для этой капеллы. Он послал Св.
Грубоватыми формами масс и «прочной, лишённой грации посадкой» Мария напоминает «Мадонну смирения» из вашингтонской Национальной галереи, которую некоторые исследователи небесспорно приписывают юному Мазаччо (очень плохая сохранность не даёт возможности точно определить её авторство, несмотря на то, что Бернсон в своё время считал её работой Мазаччо). И мы увидим, что действительно рано сформировавшийся Мазаччо делает удивительные вещи. Он приехал во Флоренцию учиться живописи. Размеры панели 51 х 31см.
Два главных творения Венеции – Собор Сан Марко и дворец дожей. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Написанная Мазаччо фреска Троица (1426–1427) для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции была новым этапом его творчества. Свет падает из правого верхнего угла. На следующей доске пределлы изображены два разных сюжета— св. В более строгой и спокойной манере работал Перуджиино (1445/1452-1523). Согласно сообщению Вазари, Мазаччо обрёл в Риме «величайшую славу» достаточную для того, чтобы получить заказ от кардинала Сан-Клементе на роспись капеллы Св.
С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги и Бернсон). Джорджоне родился в небольшом городке недалеко от Венеции. Огромная фреска Мазаччо совмещает три эпизода легенды: в центре несколько растерянный сборщик подати обращается к стоящим величественным полукругом апостолам слева, на втором плане Петр потрошит уже пойманную рыбу, справа он же величественно и несколько гневно вручает монету сборщику. По одному яркому высказыванию, в работе изображен «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами. Младенец ест черный виноград – символ Евхаристии (причастия). Гораздо позднее, в 1480-х годах, неоконченную работу завершил Филиппино Липпи12.
Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый влево. В итоге «Св. В картине сохранена средневековая иконографическая схема сюжета Св.
Новым явлением в архитектуре стал городской дворец – палаццо. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511 — 1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни. Иеронима». Архитектор воплотил новые архитектурные принципы, на основе античных: расчленение пространств на завершенные зоны, упорядоченность построения использование ордерной системы, способность служить украшением окружающей среды.
Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи— ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Это когда-то была фреска, алтарный образ, написанный на стене. И после отъезда, какого-то срочного отъезда Мазолино, Мазаччо работает здесь один, то есть Мазолино делает несколько композиций, а большую часть этой капеллы расписывает Мазаччо. За невнимание к окружающей жизни и одежде тосканцы дали ему прозвище Мазаччо (Неуклюжий).
Одни из них — это, скажем, Медичи. «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135 х 73 см) была центральной панелью полиптиха. Большинство исследователей согласились с этим заключением (Мисс, 1963 Берти, 1964—1968 Парронки и Болонья, 1966). Штайнбарт (1948) считал, что сюжеты из деятельности Петра, основателя римской церкви, могли быть намёком на политику папы Мартина V, нацеленную на мировое господство Римской церкви, а монета из Генисаретского озера является намёком на прибыльные морские предприятия Флорентийской республики, проводившиеся под руководством Бранкаччи, который, кроме прочего, служил во Флоренции морским консулом. В ней все внимание сосредоточено на драматизме сюжета, постановке и пластической лепке фигур.
По одному яркому высказыванию, в работе изображён «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами. Собор св.
На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль. По своему темпераменту и мировидению это были достаточно разные художники. Значительное влияние на молодого художника оказало и знакомство с росписями Джотто и принципами линейной перспективы, разработанными Брунеллески, творениями скульпторов того времени (намного раньше, чем живопись, скульптура отказалась от готических тенденций). Мазаччо рано переехал во Флоренцию.
Но интересно, что фигура, о которой мы будем говорить сегодня, художник Мазаччо, он и Мазолино (о двух фигурах в основном мы сегодня будем говорить), они работали как раз на конкурентов Медичи. В продолжение первой трети XV в. феодальные центры Северной Италии (Феррара, Верона, Мантуя) были включены в орбиту так называемой «Интернациональной» готики. Сейчас эта вещь перенесена уже на холст. Центральным сюжетом фрески является изображение Святой Троицы.
Наряду со своим старинным университетом Падуя прославилась мастерской Франческа Скварчоне, живописца-самоучки, глубокого знатока древних памятников, создавшего настоящую академию, где одновременно обучались живописи до 100 юношей и среди них приемный сын Скварчоне Андреа Мантенья (1431-1506), крупнейший мастер североитальянского Кватроченто, сочетавший в своих работах жизнеподобие с яркой фантастичностью. Юлиана. Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской Троица (Флоренция, церковь Санта Мария Новелла), созданной, по-видимому, ок. Томаззо стал старшим мужчиной в семье, её кормильцем. Уехавший в августе 1428 в Рим Мазаччо успел приступить там к работе в церкви Сан Клементе, где он писал фреску Голгофа, когда он неожиданно скончался. Он вдохновенно воспевал радостную красоту женщины в своих "Венерах", "Данаях".
В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Арка опирается на две, расположенные уже внутри капеллы ионические колонны. У Пьеро форма рождалась из тонких колористических градаций. В «Чуде со статиром» художник объединил три разных по времени эпизода, расставив их по смысловой значимости.
Она не была перспективой геометрической. Несмотря на экспрессивный жест Магдалины, сцене присуща крайняя статичность. Это очень важное семейство. Глубоко правдиво поведение людей, жесты, позы. Капелла Бранкаччи небольшая по размеру.
Вазари считал её полностью работой Мазаччо, но уже в XIX веке Масселли (1832), а следом Кавальказелле (1864) заметили в картине отличия от стиля Мазаччо. Будущему художнику было всего пять лет, когда его отец отошёл в мир иной. Художнику чуждо представление о живописи как о зрительном обмане. С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. «Мадонна в гроте» (1483—1494, Париж, Лувр) — первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Мартин Лоретский» в коллекции Джонсон, Филадельфия. Позднее Мазаччо получил заказ на увековечение этой церемонии во фреске.
С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон. Все исследователи согласны с тем, что она целиком выполнена Мазаччо. Фреска представляет известный эпизод из Евангелия. Петра).
Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Более всего ренессансный характер проявился в архитектуре Франции, в замках Луары. И вот таким образом на 50 лет работа прекратилась.
Недавняя реставрация выявила, что розоватый плащ Иоанна и руки Анании были переписаны Филиппино Липпи поверх фрески Мазаччо (Бальдини, 1986). Источник силы и надежды художник видел в природе и трудовой жизни человека. В творчестве Иеронимуса Босха (ван Акен, ок. 1450 – 1516)мир предстает как царство дьявола и греха. После этого он стал старшим мужчиной в семье, то есть фактически её кормильцем. Петром.
Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством. Однако трактовка этой темы у Мазаччо необычна.
При точке зрения сверху, что характерно для живописи треченто, композиционное и пространственное построение триптиха выполнено по законам перспективы, разработанной Брунеллески, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно (это естественно для ранних опытов в области перспективы). Иеронима и Иоанна Крестителя. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, сохраняет свое величие. А здесь вот эти разработки Брунеллески, Донателло и других применены в первый раз с такой ясностью. 17:27): Пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми и, открыв у ней рот, найдешь статир возьми его и отдай им за Меня и за себя» (статир — монета, равная двум дидрахмам).
«кадастр»)— свода законов, установившего более справедливое налогообложение. Боттичелли). Мазаччо блестяще решил проблемы воздушной и линейной перспективы. В числе шедевров итальянской фресковой живописи XV столетия — знаменитая фреска «Троица», выполненная Мазаччо в 1427 году для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Екатерины в церкви Сан-Клементе с историями из жизни этой святой (фрески сегодня считают работой Мазолино). И эта конкурентная борьба между разными кланами очень сильно влияла на искусство. Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески. Роспись потолка (1508 – 1512) и алтарной стены («Страшный суд», 1536-1541) Сикстинской капеллы в Ватикане также возложил Юлий II на Микеланджело. Они только давали деньги. По мнению большинства учёных, Мазаччо успел начать левую створку алтаря с изображением св.
Меллер (1961) считает, что фреска содержит напоминание о семействе заказчика: человек, стоящий на коленях в красном кардинальском одеянии и протягивающий руку Петру— возможно, кардинал Ринальдо Бранкаччи или кардинал Томмазо Бранкаччи. Но на самом деле перспектива заставляет человека двигаться внутри этого пространства. Фрески всегда были во Флоренции наиболее почитаемым видом искусства.
Лучшая фреска капеллы Бранкаччи — «Чудо со статиром». Художник синтезирует медальерный принцип 2-хсторонней композиции с плэнерным изображением пространства (которое он умел создавать в свох фресках и алтарных картинах) и таким образом приходит к художественному решению, которое радикально меняет всю «медальерную» традицию живописного профильного портрета.
Большинство исследователей согласно с тем, что Мазолино и Мазаччо приступили к работе в конце 1424 года (Мазолино был занят заказом в Эмполи до ноября 1424 года) и работа продолжалась с перерывами до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, оставив фрески незавершёнными. В это время он много работает с Мазолино. Анна втроём (на коленях у Анны сидит Мария, а на коленях Марии – младенец Христос). Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в реальное окружение.
Анной» из галереи Уффици9. В нём сохраняется средневековая иконографическая традиция такого рода изображений: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит перед Анной. Согласно наиболее распространённой интерпретации иконографии этой фрески, она отсылает нас к традиционным средневековым двойным капеллам Голгофы, в нижней части которых располагалась гробница Адама (мощи), а в верхней части распятие (подобные капеллы копировали храм Голгофы в Иерусалиме).
Изначально это часть полиптиха для церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе. Позднее лидером стал Амстердам. Фигуры заполняют почти всю поверхность фрески. К счастью, в 1988 году фрески были восстановлены в первоначальном виде. Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо. Вот это очень интересный момент.
Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466). На фреске мы видим последовательный ряд действий. У поколения художников, которое сложилось в период захвата Рима, падения флорентийской республики, крушения надежд на объединение страны, феодально-католической реакции, контреформации и инквизиции, вера в силу, разум человека, возможность гармонического развития личности была утрачена или сильно подорвана. В Амбуазе (город на Луаре) находилась резиденция короля Карла VIII, где возводился, но закончен не был, огромный дворец с парками и садами. Ее уже доделывал через 50 лет Филиппино Липпи.
Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. 83 х 63 см) с 1901 года хранится в музее Каподимонте в Неаполе.
Художники привыкли пользоватся цветом как механической «раскраской» готовых линий или форм. Среди произведений своего времени эта картина выступает как декларация нового, материалистического мироощущения, нового гуманистического отношения к человеку, внутреннего понимания красоты, утверждавшего величие познания, принятия жизни и морального благородства. Джорджоне создал собственный живописный жанр — «поэзии». Он избегает сложных личностных характеристик: персонажи его однотипны ибо они только актеры вселенского спектакля.
Из откликов на его смерть, сохранились лишь слова Брунеллески «Какую большую потерю мы понесли». Живопись мастеров Северной Италии прошла свои, отличные от других школ этапы. Неподвижность этой торжественной композиции нарушает жест Марии, указывающей на распятие. Фрески и картины Пьеро делла Франческа обладают удивительным воздействием. Согласно исследованным архивным документам, произведение было заказано флорентийцем Ванни Кастеллани, который патронировал церковь Сан Джовенале. Буквально витавший в воздухе Флоренции дух раскрепощения человека от традиций и догм «снизошел» и на Мазаччо.
Либерио и св. Их фигуры одеты в туники на античный манер — с перекинутым через левое плечо окончанием. Исследователи предполагают, что переезд произошёл до 1418 года.
Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо). Роберто Лонги, тщательно исследовавший кооперацию Мазолино и Мазаччо (1940), пришёл к выводу, что Мадонна с младенцем и правый ангел, держащий занавес, принадлежат руке Мазаччо, а всё остальное исполнено Мазолино, которому, вероятно и была заказана эта картина (предполагают, что в связи с тем, что вскоре он отбыл в Венгрию, Мазолино поручил завершение произведения Мазаччо). Однако его участие в росписях вызвало впоследствии среди учёных серьёзные сомнения.
Анной и ангелами (ок.
С ним на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения. «Троица» считается одним из самых главных произведений, повлиявших на развитие европейской живописи. Для современников творчество Босха бесконечно сложно и во многом загадочно. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». На фреске изображены сразу три эпизода.
Никакой тут нет страсти, такие они отстраненные. Таким образом, только одного Петра мы видим в этой фреске три раза.
Луки – организации флорентийских художников. Прокаччи (1951) верил, что кроме этого Мазолино написал и голову самого Петра, однако после реставрации 1980-х у него не осталось сомнений, что фреска целиком выполнена Мазаччо. И вот эта капелла становится такой декларацией нового искусства. Все воспринимается как вполне реальное действие.
Они не просто уходят такие безмятежные, как было до этого во фресках или в иконах. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511–1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни. Что здесь другого. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см.
Роль очага культуры Возрождения в 1430 — х гг. Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур. Родился 21 декабря 1401 в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Был принят в гильдию врачей и аптекарей, а затем стал членом братства святого Луки (эо цех живописцев, куда принимали только профессиональных мастеров). Например, очень известное его «Поклонение волхвов», его тоже часто репродуцируют. Пьеро делла Франческа (1416 – 1492), был ученый художник, работал по теории Альберти и математически вымерял перспективу.
Он чутко воспринял веяния новой эпохи. Одна из сестёр Мазаччо впоследствии вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано1. Он сам создал трактат – "О живописи" и "О правильных телах".
В Шамборе (1519 -1559) – в самом грандиозном по замыслу замке, были воплощены некоторые идеи Леонардо да Винчи, который приехал во Францию в 1516 г. и прожил здесь до 1519 г. Великолепный Шамбор стал вершиной и образцом оригинального стиля, воплощенного в замках Луары. Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости.
Христа н его учеников заставляют платить подать при входе в город. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет. Вот, например, Леонардо да Винчи так высказывался о Мазаччо: «Флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал своим совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей учителей, трудились напрасно». В целом эта панель полиптиха выдержана в традициях живописи XIV века. Центральный пояс фресок: Изгнание из рая (Мазаччо), слева Чудо со статиром (Мазаччо), Грехопадение (Мазолино), справа Воскрешение Тавифы (Мазолино), две фрески алтарной стены – Проповедь апостола Петра (Мазолино), Крещение новообращенных (Мазаччо). Решительный разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере обозначился во время работы над фреской «Троица» (ок. 1427) для флорентийской церкви Санта Мария Новелла.
Состояние существующих ныне фрагментов не даёт возможности ощутить всё великолепие первоначального замысла. Самым известным произведением Мазаччо в капелле является Изгнание из рая. В 1428 году Мазаччо оставив незаконченными фрески в капелле Бранкаччи, отправился в Рим. Основным трудом и вершиной творчества художника были фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (1427-1428).
Произведение представляет собой desco da parto— обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило— можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто). В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния». Мазаччо была отведена роль помощника.
Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) – изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти. Сцене раздачи придана некоторая эпическая торжественность. Самым известным произведением Мазаччо в капелле является Изгнание из рая. Брейгель находился под влиянием как народной культуры, так и Босха.
Другие исследователи — Сальми (1948) и Сальвини (1952) считают, что кисти Мазаччо принадлежит и фигура святой Анны, поскольку её левая рука, простёртая над головой младенца Христа, написана в сильном ракурсе, необходимом для передачи пространственной глубины10. В «Жизнеописании Мазаччо» Вазари дал довольно подробное описание этого несохранившегося произведения. Вот, например, «Изгнание из рая» и «Грехопадение» написаны на столбах при входе этой капеллы. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет.
Пизанский полиптих— единственное точно датированное произведение художника датировка всех остальных его работ приблизительна. Тициан (Тициан Вечелио, 1477 или 1485/90 – 1576)- знаменует собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса. Открывающийся мир бесконечен и прекрасен. Справа – Петр вручает стражнику деньги.
Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин. Эти композиции сейчас находятся в музеях (Лувр, Уфицы, Лондонская национальная галерея).
Они направляли искусство.
В чем здесь суть. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. В Риме разработал проект перестройки Капитолия и увенчал грандиозным куполом собор св.
Но эта условность нисколько не разрушает композиционного и смыслового единства всей сцены. В нижней части написана гробница с мощами Адама. В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо— его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто15.
Адам изображён грешником, не утратившим своей духовной чистоты. Пётр и Павел» и «Иоанн Богослов и св. Изображение апостола Павла— единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео).
Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения. Четыре небольших панели, каждая размером 38 х 12см, были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон). Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя работа — фреска «Троица» (ок. В центральной части изображены отец и мать св. Сколько месяцев Мазаччо провёл в Риме, не ясно.
Как я сказала, основные сюжеты здесь посвящены жизни апостола Петра. Самой ранней картиной Мазаччо считается алтарный образ Мадонна с младенцем, св. Триптих был двусторонним, вот таким образом так же как в случае со знаменитой «Маэста» Дуччо, он был продольно распилен так, чтобы отделить лицевую и оборотную поверхность. Николай).
Это часть большого, значительного заказа, который получил Мазаччо. Святая Троица, около 1426. Его поддержал Ф. Болонья (1966). Классическая гармония, присущая этой работе, будет продолжена во фресках Фра Анджелико. В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения.
Фреска, над которой художник трудился 10 месяцев, погибла при перестройке монастыря около 1600. Брунеллески к 1416 году был занят разработкой линейной перспективы, следы которой можно видеть в рельефе «Битва св. Затем сюда пришли остготы, потом византийцы, лангобарды, франки. Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. Деформированное тело Христа некоторые исследователи считают неудачной попыткой передать его в перспективном сокращении при взгляде снизу. Художник, в полной мере оценивший свои силы, задался целью сделать живопись, по словам автора жизнеописания художника Вазари, «не чем иным, как воспроизведением при помощи только рисунка и красок живых произведений природы такими, какими они ею порождены».
Главным местом его деятельности былаВенеция. Второй муж Якопы скончался 17 августа 1417 года, когда Мазаччо не исполнилось и 16 лет. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.
Они поражают своей жизненной убедительностью, внутренним драматизмом. Юлиана в пизанской церкви Санта Мария дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Вероятно, это граничит с тем, что сами сюжеты были взяты из трёх источников — «Евангелий», «Деяний Апостолов» и «Золотой легенды» Иакова Ворагинского. С этого престола он читал свои проповеди. Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино. Батальный Триптих-битва при Сан Романо.
Необычен для XV века и художественный язык используемый Мазаччо. Как и у Джотто, фрески составляют основу художественного наследия Мазаччо. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Георгия с драконом» Донателло – с ним он делился своими открытиями.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Это мы видим как раз в этом «Изгнании из рая».
Юлиан и св. Лица апостолов индивидуализированы. Наиболее ранние из достоверных работ художника (полиптих в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе)отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Таково входившее в этот полиптих «Распятие» (1426, Неаполь, Музей Каподимонте) с мощно и обобщенно вылепленными контрастами света и тени фигурами распятого Христа, Марии, Иоанна и поразительно экспрессивной фигурой Магдалины в ярко-красном одеянии.
Слева, на берегу озера, мы видим апостола Петра, вылавливающего рыбу. Исследования современных реставраторов показали, что Мазаччо работал над каждой головой целый день, в то время как пейзажный фон в «Чуде со статиром» написан всего за три дня. Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино. Но самой интересной композицией с точки зрения перспективы является «Чудо со статиром». Из трех «отцов» Ренессанса, трех гениальных художников Флоренции первой половины XV в., Мазаччо умер первым (в 1428 г. ) и самым молодым: ему не было двадцати восьми лет. В «Портрете четы Арнольфини», художник впервые создает двойной портрет, впервые изображает свои модели в рост, впервые раздвигает рамки самого портретного жанра.
Вот такой небольшой триптих, небольшой алтарь мы можем видеть. Большую роль здесь сыграла дружба с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло, а также складывающаяся во Флоренции обстановка культурного и общественного подъема, появление в обществе ренессансных гуманистических идей. В левой части св. 1427. Его Бог – вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека. Свершается чудо: Петр вынимает из рыбы статир и отдаёт его сборщику налогов.
Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. пропорции человеческого тела, формы природы, реальная геометрика живописной плоскости породнены художником: фигура Христа с ее благодарной, «растущей» статью созвучна вертикали древесного ствола пышная шарообразная крона дерева естественно вписана в полукруг завершения композиции. Палач Иоанна показан со спины, он крепко опирается ногами (эта постановка ног явно перекликается с ногами сборщика налогов в сцене «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи)— именно за это умение правильно передать постановку ног (чего никто до него не умел) Джорджо Вазари восхвалял Мазаччо.
Настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. В налоговых документах в ноябре 1429 года напротив имени Мазаччо рукой чиновника сделана приписка: «Говорят, что он умер в Риме». Однако до этого (исследователи обычно датируют Sagra 1424 годом) художник, вероятно, побывал в Риме на праздновании Юбилея 1423 года, так как только этой поездкой можно объяснить то, что изображённая на фреске процессия сильно напоминала античные римские рельефы. Сюжет взят из «Деяний апостолов» (4:32-37 и 5:1-11). Джорджоне для Венеции был как Леонардо да Винчи для Средней Италии.
Он внимательно изучал искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство6. Но вернёмся к Мазаччо, так как это мастер, который все время преподносит сюрпризы. Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. В 1424 году Мазаччо становится членом гильдии Св.
Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE DAP (PRILE). Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на ее развитие в XVII столетии. Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Но, как и его старшие друзья Брунеллески и Донателло, он внес в искусство своего времени, да и во все мировое искусство, бесценный и незабываемый вклад.
По одной версии это был обычный многочастный алтарь. Из немногих архивных документов, касающихся жизни художника, сохранилась запись флорентийского налогового кадастра. Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего. Серия фресок, созданных им совместно с Мазолино в капелле Бранкаччи (после 1425 г. ), оказала большое влияние на Леонардо да Винчи (с. Искусство для Леонардо было средством познания мира.
Справа около городских ворот тот же Петр отдает деньги сборщику податей. Касацца (1986) вслед за Миллардом Миссом (1963) считал этот эпизод одним из элементов historia salutis («история спасения»), поскольку именно так интерпретировал этот сюжет Блаженный Августин, утверждавший, что религиозный смысл этой притчи— спасение через церковь. Похожа она и на другую «Мадонну» — из часовни Монтемарчиано, что в районе Вальдарно11. Они были написаны позже или, возможно, скопированы с работ Мазаччо.
Благодаря этому обе сцены разыгрываются в неком едином пространстве. Это ученые отмечают как такой все-таки рубеж.
Вазари утверждает, что его учителем был Мазолино, однако это ошибка. Расцвет венецианской школы живописи пришелся на первую половину XVI в., когда творили великие Джорджоне (1477-1510) и Тициан (1488/1490-1576). И действительно, вот здесь мы видим то новое, что привнес Мазаччо в искусство.
Зритель видит спокойную пластику поз, естественность жестов, монументальную обобщенность. Он четко следовал законам линейной перспективы, создавая на фресках иллюзию уходящего вглубь пространства. До этого все-таки перспектива была интуитивная. Мы смотрели Дель Кармине во Флоренции, а эта уже для города Пиза предназначалась.
Он родился 21 декабря 1401 в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве. Как великую утрату воспринял Брунеллески смерть своего друга Мазаччо. Фреска сильно разрушена.
Доля авторства каждого художника до сих пор вызывает споры. Мазаччо как будто раздвигает стены церкви, создавая иллюзию глубины пространства. Фрески капеллы посвящены истории жизни св.
Для того, чтобы войти в город, надо было заплатить пошлину в один статир. Одна из ранних работ Леонардо — фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) — выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя. Кроме того, в его произведениях не видно никаких следов влияния этого художника. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными. 1390-1441г. ).
Кто этот человек, мы не знаем, но то, что этот сюжет вводится, это тоже интересно. Лючано Берти считает, что Мазаччо использовал сюжет религиозной церемонии «для воплощения актуальных гражданских, республиканских, политико-патриотических идей». Фигуры трёх апостолов справа своими очертаниями повторяют форму картины. К ней стекались огромные богатства. Он приехал во Флоренцию учиться живописи. Сюжет: Христос при входе в Иерусалим должен был заплатить мелкую монету статир.
Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. 1425—1428). В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (см. На потолке капеллы он создал мир титанов.
В замке Шенонсо (1512 -1523) сочетались красота природы и человеческой фантазии. Работа над росписями капеллы не была завершена. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. И вот так вот в пейзаже, который уже более похож на пейзаж, а не условные иконные горки и опять же фрагмент здания, который больше уже похож на реальное итальянское палаццо, вот с такой вот галереей небольшой, с портиком и стоит группа апостолов, группа учеников или людей, которые слушают вот этот диалог между Христом и Петром. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто.
Микеланджело – архитектор создал во Флоренции капеллу Медичи (1520-1525), усыпальницу членов семьи Медичи, выполнил два надгробия – Лоренцо («Утро» и «Вечер») и Джулиано («День» и «Ночь») интерьер библиотеки Лауренциана (первая публичная библиотека в Европе). Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи.
Движения изгоняемых, уходящих из рая Адама и Евы естественные. Анной» из музея Уффици, Флоренция, «Мадонны» из Пизанского полиптиха и Полиптиха из Санта Мария Маджоре в Риме4. Современного зрителя поражает то, что Дюрер осмелился придать своему автопортрету столь явное сходство с изображениями Христа. Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. Видно, как Мазаччо делает огромный шаг по сравнению с другими. Меллер (1961) считал, что бородатый мужчина, сложивший руки в молитве, — портрет Донателло, а Берти (1966) полагал, что Донателло— это пожилой человек с седой бородой, который изображён между Петром и Иоанном. Она написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли.
Большинство сегодняшних критиков согласно с точкой зрения, что это работа Мазаччо. Вот это очень интересно. Парронки (1989) утверждает, что два портрета слева от Петра написаны неизвестным ассистентом Мазаччо, а голова Петра выполнена так низкокачественно, что не может быть работой ни Мазаччо, ни Мазолино. Родился 21 декабря 1401 г. в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно.
Вершиной творчества Пьеро делла Франческа стала фрески в алтаре церкви Сань-Франческо в Ареццо (1452-1466). Вероятно, мастерская, в которой работал художник, находилась где-то неподалёку. Фреска «Чудо со статиром». После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город.
Когда правил герцог Альба, установился режим кровавого террора. Им создана галерея портретных образов – императоры, короли, папы, прекрасные женщины, гуманисты, воины. В правой части он в потрясении видит свою жену живой. Свой знаменитый "Автопортрет" (1500 г., Мюнхен) Дюрер пишет лицо в фас по закону идеальных пропорций и совмещает облик Христа и свой. Кстати, столько же прожил его отец. Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) — изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти.
Их движения естественны, а тела имеют реальные пропорции. Тициан пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера принадлежит уже позднему Возрождению. Художник принял во внимание, что реальный источник света расположен именно в правой части капеллы (окно в стене). Произведение посвящено 3 моментам разгрома сцены флорентинцами. Как упоминалось выше, Мазолино, а через год и Мазаччо переехали в Рим.
Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения. Росписи капеллы Бранкаччи посвящены истории апостола Петра. При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Вазари считал, что в виде воскрешённого юноши Филиппино Липпи изобразил живописца Франческо Граначчи, хотя в то время Граначчи был уже далеко не юношей, «и равным образом мессера Томмазо Содерини, дворянина Пьетро Гвиччардини, отца мессера Франческо, писавшего историю, Пьеро дель Пульезе и Луиджи Пульчи, поэта» Изучив иконографию и возможные портреты фрески итальянский учёный Петер Меллер в своей работе «Капелла Бранкаччи: иконографические и портретные проблемы» (1961) подтвердил мнение Вазари и пришёл к выводу, что фреска, кроме прочего, содержит и политический подтекст: кармелитский монах (четвёртый слева)— портрет кардинала Бранда Кастильоне, сидящий на возвышающемся престоле Теофил— портрет миланского герцога Джан Галеаццо Висконти, а мужчина, устроившийся справа возле его ног— канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати, автор инвектив против миланского правительства. Они действительно переживают. Его отец умер совсем молодым в возрасте 27 лет (его знаменитому сыну было отпущено прожить столько же).
Петр исполняет это повеление и отдает сборщику податей деньги. Он же изображен и среди учеников в центре. Одна из ранних работ Леонардо — фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) — выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя. Брунеллески в начале 1420-х г. г.
В 1426 году Мазаччо написал большой алтарный полиптих для церкви дель Карлине в Пизе. В Нидерландах, как дома, распоряжалась свирепая испанская инквизиция. Художник работал над ним 10 месяцев. Искусство для Леонардо было средством познания мира.
Однако Бальдини (1986) утверждает, что голова Адама и голова Христа выполнены в разной живописной технике. Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли) или Доменико ди Бартоло (Бранди) или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами (Питталуга, Прокаччи, Мисс). Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401 — 1428) — великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи Кватроченто. Кроме этого, в правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево)— Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Мазаччо и Мазолино. В Венеции Возрождение началось позднее, было дольше, своеобразнее.
Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Это произведение датируют примерно тем же временем, что и Пизанский полиптих. Ещё в 1568 году фреской восторгался Вазари, однако через пару лет в храме был воздвигнут новый алтарь, который закрыл её от публики, причём, центральное панно этого алтаря— «Мадонну чёток», написал сам Вазари.
В XIX веке учёные вернулись к точке зрения, что это произведение начал Мазолино, а завершал Мазаччо. Вскоре Берти пришёл к заключению, что триптих является оригинальной работой Мазаччо, основанием для этого послужило сильное сходство персонажей с персонажами других произведений художника— «Мадонны с младенцем и св. Петра строили около 150 лет (арх.
Они у него все учились. Стремясь расторгать зрителя, этот мастер охотно тиражировал благообразные, но однотипные мотивы: мечтательно-кроткие лица, легкую арочную архитектуру, «пасхальные» пейзажи с тонкими деревцами.