Морис Дени (фр. Maurice Denis 25 ноября 1870, Гранвиль— 13 ноября 1943, Париж)— французский художник-символист иллюстратор историк и теоретик искусства.
Бывал в Италии, Палестине, России. Общность идей на некоторое время объединила художников, входящих в эту группу.
Тогда же начал заниматься в Школе изящных искусств сначала у Лефевра, потом у Дусе. Члены этой организации стремились к возрождению принципов монументальной живописи. Отныне каждый из набидов пойдёт в искусстве собственной дорогой. Интимное обаяние, присущее его ранним картинам, постепенно исчезает.
Кредо содружества «пророков» Морис Дени формулирует в статье, опубликованной в 1890году в журнале «Ар э критик» («Искусство и критика»). Сам Дени замечает: «Одной картины этого итальянского примитивиста остаточно, чтобы напомнить нам в водовороте жизни, что такое душа и какими чудесными могут быть её проявления». 2 Морис Дени изображал сцены из мирской жизни, однако это не мешало ему оставаться глубоко религиозным по духу художником, что ощущается в его портретах.
Вскоре после рождения Мориса его родители уезжают из Нормандии (позже возвращаясь туда лишь в летнее время) и поселяются близ Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле. В 1890 году Морис создал группу Наби. В эти годы Дени за упрощенный стиль своих проникнутых религиозным духом композиций получил прозвище «Наби красивых икон». В 1932 году художник получил звание академика живописи.
В 1919 вместе с Жоржем Девальером организовал Мастерские священного искусства" (Ateliers dart sacre"). Дени. В 1909 году Морис едет в Москву, чтобы установить заказчику серию пано «История Психеи». В1889 вместе с Серюзье, Боннаром, Вюйаром и Русселем участвовал в создании художественного кружка Наби". В 1922году Дени женится на Элизабет Гратеролл, от этого брака у него будет ещё двое детей. Полотна проникаются религиозно-мистическими настроениями.
В 1903 году Дени Морис и Поль Серюзье посещают Германию. В итоге, морозовский концертный зал становится уникальным художественным ансамблем. В 1919 году Морисом была основана Мастерская церковного искусства. В 1888 году Дени поступил в Академию Жюлиана, а затем в школу Изящных искусств. В 1890 впервые выставился в Салоне.
Дом очень респектабельный, просторный, чистый, обставленный строго, господствуют серые тона. В 1919 году вместе с Ж. Девайером Дени основал Ателье сакрального искусства. Дени становится участником группы «Наби». Он принимает участие в росписи церкви в Везине, плафона Театра Елисейских полей. Действительно, уже ничто не мешало его панно теперь». В 1908году Дени покупает в Бретани виллу «Силенсио» (тишина), где периодически проводит по нескольку месяцев.
Здесь юный Дени начинает учиться затем продолжает свое образование в лицее Кондорсе. Три изображения одной и той же стройной женской фигуры доминируют в картине. Учился в Лицее Кондорсе (1881-1887), где его соучениками были Серюзье, Вюйар и Руссель. Позднее он переходит в Школу изящных искусств. Работал преимущественно в Сен-Жермен-ан-Ле. Испытал влияние Пюви де Шаванна и Гогена.
Идеи этого направления отразились в картинах Дени. Картина Мориса Дени «Портрет Ивонны Лероль». Эти молодые художники составят ядро группы Наби, поддерживая тесные контакты с поэтами-символистами, композиторами и театром авангарда. В 1888 году Морис поступил в Академию Жюлиана, а затем в школу Изящных искусств. За свою долгую жизнь Морис Дени создал множество картин, но наиболее интересны, с моей точки зрения те, что написаны в период исканий, в конце позапрошлого и в самом начале прошлого века.
«У моего Ивана Абрамовича множество русских картин. Вместе с ними художник основал группу «Наби», опубликовавшую в 1890 году свой манифест. В 1891году художник участвовал в выставке в галерее Лебарка под названием «Импрессионисты и символисты». В 1888 в академии Жюлиана познакомился с Боннаром.
Творческие принципы группы «Наби» Дени формулирует в статье «Искусство и критика». Дени Морис родился в 1870 году в Гранвиле. В 1909году он уехал в Москву, чтобы установить заказчику серию панно «История Психеи». Будучи в Провансе вместе с К. К. Русселем, знакомится с Сезанном и Ренуаром. Они отличаются бедностью красок, мягкостью линий, простотой форм.
В 1888 году Дени начинает обучение в академии Жюлиан в Париже. Впрочем, не буду навязывать своего мнения, смотрите сами и делайте выводы. В 1932году художник получил звание академика живописи. Прислушивающийся к советам Дени, Морозов решает также украсить зал скульптурой. Избрав объектом размышления Пюви де Шаванна, Дени приходит к выводу, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грез, — мысль, уже высказанная символистами.
В то же время Боннар, Вюйяр и Валлоттон погружаются в бурную жизнь столицы и стремятся в своём искусстве запечатлеть дух эпохи. В 1903 году Морис Дени становится профессором Академии Рансона.
В этот период Дени занимается росписью зданий, созданием театральных декораций. В 1903 г. вместе с Серюзье едет в Германию и в монастырь Бейрон, где они изучают секреты искусства бенедиктинцев, основанного на геометрии и «священных мерах». Писал портреты и пейзажи, мифологические и аллегорические композиции. Его отец был железнодорожным служащим, а мать модисткой. Расписал ряд церквей Франции и Швейцарии. С этого момента работы художника приобретают более традиционный характер.
В 1919 году после долгой болезни умирает его жена Марта. В 1932 стал членом Института Франции. Нередко выступал в роли художественного критика и теоретика искусства.
Складки платья и стволы деревьев так же, как прямые аллеи, подчеркивают вертикальные линии в композиции. В 1891 году художник участвовал в выставке в галерее Лебарка под названием «Импрессионисты и символисты». В 1919году Дени основал Мастерскую церковного искусства. Появляется стремление к гармонии, монументальным формам.