Условия исроки поставлены жесточайшие, апомощи ждать неоткого. Обучаясь за границей, он провел одиннадцать лет. С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г, ), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г. ), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Среди немногих сохранившихся работ Матвеева естественной непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик выделяются портреты конца 20-х гг. : И. А. и А. П. Голицыных (оба – 1728, собрание Голицыных, Москва), так называемый Автопортрет с женой (1729, ГРМ). Вэтом портрете отражены черты мрачного величия итяжеловесной роскоши, свойственные культуре десятилетнего правления Анны Иоановны.
Отправился Матвеев сначала визлюбленную Петром Голландию, затем воФландрию, где был вучениках уизвестных художников, упорно работал ипроявлял незаурядные способности иприлежание. По дороге тяжелобольной художник скончался. С 1728 по 1733 годы художник работал над оформлением интерьеров Петропавловского храма. С 1716 года Виллим становится камер-юнкером царицы и делает быструю карьеру.
Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы. Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских). В январе 1730-го года скончался от оспы. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести». Священники не отходили от его ложа, он плакал и хватал их за руки.
Императору приглянулся смышлёный мальчишка. Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам. Под таким высоким покровительством, шедшим с высоты Сената, казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде, – разве только после – и Петр терялся в догадках, как изловить казенные деньги, «которые по зарукавьям идут». Заэто время нестало Петра, нестало иЕкатерины.
" того, что отличает ее от произведений иностранных мастеров, нельзя. Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м». Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Закончив роспись купола, художники сразуже принялисьза убранство стен.
При сем партреть господина агента Фанденбурха». Назначение Андрея Матвеева, «русского европейца», пришлось как нельзя кстати. 6 декабря 1723г.
Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели. У Таннауера он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство. Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой.
Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка). Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван.
После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. Меншиков кричал Кейзерлингу, что Анна – шлюха и он сам не раз спал с ней. Милое девичье лицо.
Конец 1720.
Установлено, что в годы юности Матвеева император в Новгороде не бывал. Все же Меншиков успел дать ему рекомендацию в Канцелярию от строений. Апотом онспешно пририсует себя, счастливого. Кроме того, в протестантской Голландии все-таки не было столь благоприятной почвы для развития (и обучения) религиозной и аллегорической живописи иное дело – католическая Фландрия.
Начали роспись, как положено, скупола. Однако при всех недостатках не увидеть в "Аллегории. Портрет – не единственный жанр, в котором преуспел Матвеев. Анны. Антропов, пособственному признанию, особенно любил писать лица пожилых людей, вкоторых он небоялся подчеркнуть признаки прожитой жизни, молодые же лица казались ему невыразительно-кукольными.
«Монса, – сообщает Вольтер, – присудили на смерть, а его сестре – любимице императрицы, определили одиннадцать ударов кнутом» Голиков в «Деяниях Петра Великого» о действительной причине казни Монса, разумеется, также умалчивает. Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ). Вероятно, следовало подумать и о цистотомии – операции, которую широко практиковали хирурги восемнадцатого столетия. Андрей Матвеев считается основоположником русской светской живописи. В Россию Матвеев вернулся в 1727г.
Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей. Но император, как почти каждый человек, не хотел умирать.
Трудясь бок обок, мастера учились друг удруга. Или собрались сановники у генерал-прокурора праздновать взятие Дербента в 1722 г. Обер-прокурор Сената, успевший уже дважды подраться с прокурором Юстиц-коллегии, едва не подрался с подканцлером и потом оба, донося друг на друга царю и царице извинялись – один тем, что был зело шумен (пьян), а другой тем, что был еще шумнее.
И уж совсем странной кажется история с прусским посланником Кейзерлингом. Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми. Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино».
Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница. Эти симптомы при желании можно уложить в клинику отравления мышьяком.
е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Но эта часть его творчества принадлежит уже аннинскому времени и будет освящена ниже. Вместе с робостью ученика, восхищенного открывшимся ему миром новой живописи, в картине есть и гордость за собственное искусство. Так он писал: «Наше Российское государство пред многими иными землями преизобилует и потребными металлами и минералами благословенно есть, которые до нынешнего времени без всякого прилежания исканы». Творчество Матвеева сыграло важную роль в становлении русского светского искусства начала XVIII в. В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.
Стал онспешно учить художников. Берегли каждую минуту короткого светового дня. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим. Он приказал проехать мимо столба, на котором воткнута была голова казненного. Казалось, положение безвыходное.
Ученик был усердным и прилежным. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Не раз смотревший в глаза смерти на поле боя и в штормовом море, сейчас он отчаянно цеплялся за жизнь и, как пишет современник, «сильно упал духом и выказывал даже мелочную боязнь смерти», горячо и исступленно молился, не единожды исповедовался и причащался. И какие обращения: «Премилостивый государь и патрон», «Любезный друг и брат».
Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. 2 февраля его тело было выставлено на бархатной, расшитой золотом постели в дворцовой зале, обитой теми самыми коврами, которые он получил в подарок от Людовика XV во время своего пребывания в Париже.
Один из основоположников русской светской живописи и один из основателей портретного жанра в русской живописи. Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Многих его сподвижников, тех, кому небезразлична судьба России, ждут казни, ссылки, плети.
Сам обличитель Сената, тоже сенатор и здесь шел впереди своей братии. Вних безграничное доверие еёдуши, такой чистой, наивной. Матвеевская команда успешно работала над росписями Летнего дворца и Петропавловского собора, в церкви Симеона и Анны и над украшением Триумфальных ворот, воздвигнутых в 1731 году на Невском проспекте по случаю возвращения императрицы Анны Иоанновны после коронации в Москве.
Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Именно она зимой 1717 года отправила шестнадцатилетнего юношу в Голландию для обучения живописи. Мы все воруем, только один больше и приметнее, чем другой». Здесь, вПетропавловской церкви, художники показали себя по-настоящему единой командой. Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. Пожаловала императрица Андрею титул своего личного гоф-малера.
Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет. Он возвращается в Россию, где у него теперь не было ни покровителей, ни друзей. Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства. Смог найти подход ккаждому, аведь многие были старше его.
Сама Аллегория представлена в виде полуобнаженной женской фигуры, сидящей за мольбертом в окружении амуров, рассматривающих рисунок, среди предметов, символизирующих науку и искусства (глобус, гипсовый бюст для штудий и пр. ). От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.
Его творческие силы напряжены допредела. «Царский титулярник» был создан Посольским приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею Михайловичу. Русские художники непонимали требований иностранцев итеиспользовали опытных мастеров влучшем случае как подмастерьев, атоипросто звали «тереть краски». При этом иностранцам продолжают платить огромные суммы.
Вверхнем ярусе работала живописная команда, писали поэскизам Матвеева фрески «изповестей евангельских». Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы. И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716 г. это стремление распространилось и на все искусства. Укрепилась боярская аристократия, пришли в упадок армия и флот.
Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. Надежды оставались надеждами, адостойного применения художникам пока ненаходили. Вживописной команде втегоды работали русские художники «старой закваски» иконописцы ихудожники.
Но, ничего неподелаешь, вынужден был объявить, что Матвеев «угоден лутче других российских живописцев быть вслужбе его императорского величества, понеже пишет обоя как истории, так иперсоны». Скаждым годом команда крепнет, растёт число учеников. Пытаюсь представить, как художник пишет портрет своей супруги. Сначала 1738 года жалование Матвееву перестают выплачивать совсем.
Андрея Матвеева нетрогают пока, оннужен, работает наизнос. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское.
Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста». Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет.
Матвеев взволнован, оннеумеет скрыть своих чувств, нежность его проступает вкаждом мазке. Матвеев не готов был к своей полной ненужности. Матвееву удалось передать в лице Голицыной выражение недоумения, обиды и жалобы. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг.
Сословный статус модели подчеркнут бриллиантовым знаком нагруди сизображением Елизаветы Петровны. Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. Многие исследователи отмечали недостатки "Аллегории. Аещё вэтом году онженился.
Их руки и плечи соединились в легком нежном прикосновении. Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором.
Художник Лул Каравакк говорил, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках». С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г, ), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г. ), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Это не краткие и резкие приказы, а многословные, расплывчатые поучения, в которых автор и жалуется на общую служебную распущенность и скорбит о пренебрежении указов, грозящем государству конечным падением, подобно греческой монархии и сетует, что ему не дают покоя частными просьбами, что он не может среди жестокой войны за всем усмотреть сам: ведь он не ангел, да и ангелы не вездесущи, а всяк к своему месту приставлен: «где присутствует инде его нет». Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека. Эта антикварная картина датируется 1728-1732 годами. Символом всего самого доброго, принесённого эпохой Петра Великого, стал уникальный в своём роде матвеевский «Автопортрет с женой».
"Автопортрет. Бывшая шутихой Екатерины, терпевшая издевательства и унижения от придворных, Голицына при Петре была лишена всего состояния и изгнана за участие в заговоре царского сына Алексея. Квесне 1728 года совместными усилиями написали половину картин. Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки.
В то же время во взгляде князя, в его чертах лица прослеживается робость и слабость души. В биографии мастера много белых пятен. О жизни Ивана Никитина известно очень мало.
М., 1984). Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства». Монс увидел там Петра.
На следующий день повели его снова к допросу и стали угрожать пыткою. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств». Мы невидим привычных атрибутов репрезентативного портрета– торжественного занавеса илиархитектурных декораций заднего плана императорской короны искипетра.
Оно настолько стоит особняком в русской живописи, что невольно появляется желание ввести его в рамки традиционных жанров. Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки». Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана (который, как предполагают историки и вовсе страдал слабоумием). Никто народине Матвеева незнает, никто непомнит, никому онненужен.
Наживописную команду возлагали большие надежды. Возможно, протекцию Матвееву оказала сама супруга русского императора. «Смотреть» заживописью поручили Андрею Матвееву. С женской неверностью в XVIII веке тоже непросто. В собрании Русского музея среди прочих работ Матвеева хранится картина «Аллегория живописи», 1725, написанная на смерть Петра I для Екатерины I. Mатвеев Андрей (Матвеевич. ) —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петергбургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг. ) Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.
При сем партреть господина агента Фанденбурха. Заколоннадой назаднем плане виднеется Московский воспитательный дом, насодержание которого Демидов жертвовал огромные деньги. И царица добилась своего. Неизвестны его родители, также неясно, как он познакомился с Петром Великим. " был подарен Академии художеств в 1808 г. сыном живописца, В. А. Матвеевым. Именно Екатерина должна была стать его преемницей. На ее обороте написано: "ТЩАНIЕМ АНДРIЕА MATBIEEBA: 1725: ГОДУ".
Художник нагосударственной службе— лицо подневольное. Датолько недля Матвеева. Когда Матвеев сделал все эскизы, выяснилось, что его мастера не умеют писать фигуры.
Приказано было исполнить шестнадцать двухаршинных полотен изображающих «сухопутные иморские баталии». Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу». Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко.
И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716г. Началась реставрация допетровских порядков. Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города.
Монса арестовали и на другой день подвергли допросу в канцелярии собственного императорского кабинета. Ведь в этой небольшой картине, с сюжетом чрезвычайно банальным для Европы, русский художник видел цель и смысл, мечту, почти не скрытую иносказанием аллегории: Минерва (Екатерина I) благожелательно и заинтересованно смотрит на музу живописи, спокойно и уверенно сидящую перед мольбертом. Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей. А позже в окружении Екатерины появилась и сестра Анхен – Модеста (Матрена, в замужестве – Балк). «Даровал ему Бог ныне дочь, — пишет Андрей, — которую вхристианскую веру весть чем неимеет».
С. 152). Имя изображенного человека неизвестно. Его сохранил и передал в Академию художеств их младший сын. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в, «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Он был написан в год женитьбы (1729 г. ) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца.
Однажды Петр, выведенный из себя проделками любимца, сказал ходатайствовавшей за него Екатерине: «Меншиков в беззаконии зачат, во гресех родила его мать и в плутовстве скончает живот свой и если не исправится, быть ему без головы». Но все ли выяснено. Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств. Портрет многократно копировался. Интересно, что никого из музейных работников не насторожил даже такой факт: эрмитажный "Петр", считавшийся в XX в. произведением де Моора, по размеру не подходит к якобы парному к нему портрету Екатерины.
Пройдут годы. Наставником его стал известный голландский портретист Арнольд Боонен. Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями. Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева.
В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Голицыной и портрет врача из Италии, обретшего в России вторую родину, И. А. Все трудились слаженно, обучаясь друг у друга. Это уже настоящий художественный центр сосвоей сформировавшейся системой обучения. Второй упоминается другая истинно русская фамилия – Матвеев.
х– 1730. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Портреты Левицкого поразительно разнообразны.
Молодой жене было около 16 лет и мастер откровенно и бережно любуется её свежестью. Таковым он фигурировал и на Таврической выставке 1905 г. у С. П. Дягилева. После смерти отца мальчик жил в подмосковном селе Преображенское, где играл в солдатиков, командовал состоявшими из сверстников «потешными войсками» и изучал грамоту, военное дело и историю.
Ему подали бумаги государь стал писать и успел написать только два слова: «отдайте все» – и более писать был не в силах, а велел позвать дочь свою Анну Петровну, с тем чтобы она писала с его слов, но когда явилась молодая царевна, Петр уже не мог произнести ни одного слова. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Вскоре после свадьбы инаписал Андрей «Автопортрет сженой».
Не вдаваясь далее в подробности, напомним, что "Автопортрет с женой" у сотрудников Государственного Русского музея (куда он попал в 1925 г. ) не вызывает сомнений в принадлежности его кисти Матвеева и по почерку, что, помимо технико-технологического, доказывает и сравнительный искусствоведческий анализ. Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого.
За время брака у них родилось четверо детей. Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. Возможно, Андрея Матвеева вдохновили старинные картины Рубенса и Рембрандта. Петр усовещевал любимца, бивал дубинкой, грозил и все напрасно.
На голове Голицына — парик, а шея прикрыта белым шарфом. И какие подписи.
27 января Петр изъявил желание написать распоряжение о преемстве престола. это стремление распространилось и на все искусства. Тогда совершилось событие, которое способствовало нравственному потрясению Петра. Уже на второй год пребывания в атверпенской Академии художеств он отмечен наградой. Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям.
Петр рассмеялся и не издал указа. Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов. Хотя вполне допускаю, что Пётр мог и противиться этой операции, а врачи не смогли или побоялись переубедить его.
Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния. мало располагала к творчеству. Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном».
Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Однако известные архитекторы Земцов и Трезини заверили, что художник и «в рисунках гораздо искусен». Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. «Жжение в животе» также можно рассматривать как признак отравления каким-то ядом.
Государь отрекался от этой чести и принял ее как бы по усиленному прошению сенаторов. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Но деньги Матвееву выплачивали так скудно и нерегулярно, что был момент, когда у него не было средств, чтобы крестить родившуюся дочь.
Беспримерно обогащенный Петром, этот темного происхождения человек стал виртуозом хищений. Действительно, почему Украина. Завоевания Петра Iбезжалостно уничтожаются. Новиков был незаурядной личностью. Двор переехал из Петербурга в Москву.
Был Андрей отприроды мягким, добрым человеком, очень заботливым, терпеливым. Придворе Елизаветы Петровны царит роскошь необыкновенная, любовь ковсяческим излишествам, пышным идорогостоящим театральным затеям, маскарадам. Совсем недавно изучая историю болезни Петра, специалисты Петербургской военно-медицинской академии пришли к выводу, что смерть царя наступила вследствие азотемии, причиной которой «явилась либо аденома простаты, приводящая в своей заключительной стадии к задержке мочеиспускания и развитию уремии, либо развившаяся вследствие воспалительного процесса в уретре ее стриктура».
Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. Вернулся народину «птенец гнезда Петрова» художник Андрей Матвеев. Затем молодой художник продолжил обучение во Фландрии. Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св.
Он – управляющий имениями Екатерины, с весны 1724 года – камергер, который, как пишет датский посланник, «принадлежал к самым красивым и изящным людям, когда-либо виденным мною». «И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. Для любого "западника" ясно: даже пенсионерские произведения Матвеева – не западные по духу, не говоря уже об "Автопортрете с женой" с его задушевностью искренностью, простой и вместе с тем тонкой чувствительностью, что составляет отличительные черты многих произведений именно русского искусства. Для него, птенца гнезда Петрова, еще не миновала тогда пора надежд и веры в свои силы для него, ученика голландцев, особую привлекательность имел жанр семейных портретов.
Художник не польстил и старухе Анастасии Петровне Голицыной, не скрыв глупость и брюзгливость бывшей шутихи и статс-дамы Петра, битой батогами по делу царевича Алексея. Но до нас дошло несколько станковых произведений живописца и иного жанра. мало располагала к творчеству.
И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. Сложно понять, что в биографии художника вымысел, а что – реальность. - Немало загадок оставил историкам XVIII век.
И бесчисленные подарки и подношения: лошадьми, рыжиками, деревнями, деньгами. эскизы образов-картин, украшающих храм (не иконостас. ), а кроме того, "свидетельствует" вместе с "персонных дел мастером" Иваном Никитиным и архитекторами Д. Трезини и М. Г. Земцовым работы других художников.
Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим. В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Петр, венчались на царство. Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени. Его короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23 апреля 1739 г. Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели огромное влияние на развитие русского искусства, на подготовку таких живописцев, как И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, которые стали «своеобразным мостом расцвету художеств второй половины столетия».
М., 1974. Здесь можно выделить созданный в 1728 году портрет А. П. Екатерина проиграла. Т. В. Алексеевой.
Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа.
«Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. За границей Матвеев написал 1-ые прославившие его работы: «Портрет Петра I» и «Аллегория живописи» (1725). Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Ирина позирует, онрисует ейроскошное платье попоследней моде— живописцу такое непокарману. Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ).
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл. О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой». Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов. Художник принялся срочно учить своих помощников, находя к каждому особый подход. В 1731 получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии от строений. Но самым интересным из оставшегося наследия Андрея Матвеева являются его портреты.
Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки. Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749).
Завсё нужно платить.
Некоторые исследователи (Н. Именитый француз нескрывал своего высокомерия. «Видишь ли, – сказал он многозначительно, – вот прекраснейшее украшение моего дворца. Важной долею наследия мастера стали портреты («Парные портреты супругов Голицыных», 1728«Портрет врача И. А. Ацаретти», 1728-32 «Автопортрете женой», 1729) прописанные с умопомрачительной искренностью и теплотой. «И ты здесь», – сказал Петр, бросив на него презрительный взгляд.
В нем усматривали, например, парадный свадебный портрет принцессы Анны Леопольдовны. Матвеев Андрей обратился за помощью к А. Д. Меньшикову, который пока еще не потерял влияния. В Голландии Матвеев сначала учился в Амстердаме у довольно известного художника-портретиста Арнольда Бооиена, а с конца 1723 г. переехал в "Брабандию", в Антверпенскую королевскую академию художеств, овеянную славой Рубенса и всей фламандской школы предыдущего столетия, чтобы постигнуть тайны мастеров, создававших исторические и аллегорические картины. Она же полна достоинства, с легкой улыбкой глядя на зрителя огромными глазами.
Никитин арестован по обвинению в государственном заговоре. Для написания посмертного портрета императора пригласили все того же Ивана Никитина. Правда, его радушно встретил Меншиков, но падение могущественного ранее временщика наступило уже через месяц после матвеевского приезда.
Его брат Иван добровольно отказался от престола, хотя номинально считался царем. В этом возрасте, еще до раннего вступления на престол, он и был изображен в «Царском титулярнике» — историческом справочнике тех лет. Его система обучения потом стала основой в Академии художеств Петербурга. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733—1739гг. ) художник писал дома, где после его смерти ещё остались десятки неоконченных образов.
Шел 1729 год, в который двадцатисемилетний мастер встретил свою любовь. Семьи договаривались обудущей свадьбе.
Материалы и исследования / под ред. Это было в духе времени. Когда с куполом было закончено, то принялись за роспись стен.
Первым учителем Никитина по рисунку считается голландский гравер А. Шхонебек. Фамилия Матвеева сначала писалась как "MATSCHES", а затем была переправлена на "MATWJEFT". Экзаменовал Матвеева «первый придворный маляр», портретист Людовик Каравак.
Композиция портрета, по сути, очень проста. Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»). По возвращении в Россию Андрей Матвеев почти сразу же получает заказ от князя И. А. Голицына на парные портреты князя и его жены (подписные и датированные 1728, частное собрание И. В. Голицына в Москве). А нужно было расписывать плафоны, кареты, писать иконы, делать реставрации.
Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною». С 1727 возглавлял в Петербурге живописную команду при Канцелярии от строений, выполнял декоративные росписи в Петербурге (в том числе в Петропавловском соборе) и Москве, а также станковые композиции иконы. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Вслед за тем от Сената установлена была форма титула: «Божьей милостью, мы Петр Первый император и самодержец Всероссийский», а в челобитных: «Всепресветлейший, державнейший император, самодержец Всероссийский, отец отечества, государь всемилостивейший».
Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию. Это движение прерывается жестом правой руки женщины, поднятой к груди, – своеобразная пауза, дающая зрителю возможность остановиться на ее лице. Давот несудьба была стать Матвееву придворным художником.
Он находился в большой доверенности, а его сестра Матрена Балк была любимой фрейлиной у Екатерины. А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами. Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца.
Время было холодное, а световой день – короткий. Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»). Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам. Петр I родился 9 июня 1672 года в большой семье царя Алексея Михайловича.
Андрей, отчество которого (Матвеевич) считается неподтверждённым, прожил короткую и напряженную жизнь. Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы. Написалибы ивсе, еслибы неновое распоряжение: «.
Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников. «Жаль тебя мне, очень жаль, да делать нечего, надобно тебя казнить», – говорил ему Петр. Пример императора оживил новым мужеством сердца всех участников этого дела и погибавшие были спасены, двадцать человек из них были обязаны этим спасением самому ему. С сентября 1717 по сентябрь 1723 учился в Амстердаме у А. Боонена, а также у известного портретиста Арнольда Схалкена в его амстердамской мастерской, а с декабря 1723 по май (. ) 1727 – в Антверпенской Академии художеств у Спервера (. ). ПетрI остро осознавал необходимость подготовки дляРоссии собственных профессиональных художников. Монса препроводили в крепость (26 октября), а потом высший суд 14 ноября приговорил его к смертной казни. Не скрывает художник и своего счастья.
Мы не знаем точной даты его рождения ибо вычисляем ее только по исповедным книгам нам неизвестны его родители и потому до сих пор неизвестно его отчество. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет.
Жили Матвеевы небогато, внебольшом доме «отрёх деревянных покоях насанктпетербургском острову». Светлейший князь рассудил устроить Андрею экзамен: пусть покажет, начто годен. Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны.
Недолго думая, послал онего учиться живописному ремеслу заграницу. Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству».
Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа). Если бы Петр дожил до того, чтобы познакомиться в Голландии с Тростом или в Англии с Хогартом, то, наверное, его практический, богатый жизненной мудростью ум оценил бы эти полезные явления, он, может быть, постарался бы ввести нечто подобное в русскую жизнь и у нас сотней лет раньше явился бы Федотов. И хотя интерьер собора был завершен в самом начале царствования Анны Иоанновны, он целиком детище петровской эпохи, как и триумфальные ворота в честь ее въезда в столицу (об этой стороне деятельности Матвеева подробно говорилось в предыдущей главе). Андрей был отправлен в Голландию. Вывод. Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека. Пишет вдохновенно ибыстро.
Иван Никитич Никитин (ок. мало располагала к творчеству. Пенсионер Петра I, Матвеев с 1716 совершенствовался в Нидерландах (учился в Амстердаме, в 1725-27 – в антверпенской АХ). Еёбольшие светлые глаза смотрят намужа.
Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей. Вцентре светом выделена смущенная, скромная красавица-невеста внарядной одежде, рядом сней довольный, улыбающийся жених. А прежде всего вся открытость чувства интонация портрета неуместны в официальной работе.
Летящей в облаках в шлеме и с копьем Минерве художник (то бишь Аллегория живописи) придает на холсте черты Екатерины I. Такая метаморфоза не должна удивлять, если вспомнить, что Матвеев послал, видимо именно это произведение императрице с челобитной, содержащей просьбу продлить его обучение после смерти императора, для чего ему необходимо было продемонстрировать свое мастерство ("нечто от плода учения моего ради показания моего рачения к сему художеству" – писал он в челобитной). Теперь от легенд можно отказаться. Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам. Живописная команда уже нета, что была раньше.
Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»). Матвеев выполнил эскизы ираздал ихсвоим живописцам, тут-то ивыяснилось, что «оные мастера неумеют фигуры писать».
Его художественные достоинства высоко ценили: он считался написанным с натуры. Ушаков привез его в свой дом. Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Здесь он выступает как инвентор – делает "модели", т. е. Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Шёл 1729год, самый счастливый вжизни Андрея Матвеева.
Матвеев Андрей Матвеевич (1702, . На следующие сутки, в четвертом часу пополуночи, Петр скончался. Композиция картины построена поакадемическим принципам. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Писал сам художник. Спрос наживописцев Андрея Матвеева очень велик ихпостоянно перебрасывают содного места надругое, ничего недают довести доконца. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину.
Екатерина I лично познакомилась с Бооненом во время своих поездок в Голландию. Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны.
«А именно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. Здесь он остается до 1727 г., т. е. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова. ремесла и науки, то в 1716 г. это стремление распространилось и на все искусства. 1725, Эрмитаж). Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре.
Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет. Это была молодая дочь кузнеца Ирина Степановна Антропова.
В каждой легенде есть доля истины. Изнадписи наобороте холста мы узнаем, что накартине изображены крестьяне изсела Татарова Суздальской провинции. ВСанкт-Петербурге откроется Академия художеств. Портрет поражает явной «непарадностью» облика. В ней нет блеска Ван дер Верфа, но есть большая теплота и задушевность искренность молодого художника, пришедшего из огромной страны с едва зародившимися "художествами" в том смысле, как их понимали в Европе. Меншиков и два архиерея, от имени Сената и Синода, за все попечения и старания о благополучии государства, за то, что государь «изволил привести Всероссийское государство и народ в такую славу через единое свое руковождение», просили царя принять титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого». Все это исполнено в высшей степени деликатно, как деликатно и тонко (и в переносном и в прямом смысле – тонкими беличьими кистями) исполнена сама живопись.
Портрет Матвеева с женой — несомненно, работы этого художника (он завещан в Академию художеств его сыном) — свидетельствует о живом его отношении к делу это характерная вещь, врезывающаяся в память, слабо нарисованная, но недурная по зеленоватому колориту. В картинах Матвеева угадывается манера, характерная для старой живописи 18 столетия. Здесь многое было новаторским. Работа, которой онотдавался совсем своим пылом, друзья, ученики. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком.
О его происхождении известно лишь то, что родился он в семье разночинцев. Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Ацаретти.
В августе 1727 вернулся в Петербург и был принят в штат Канцелярии от строений. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат.
Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих— в Рим. Санкт Петербург, 1727год. Завести новое полезное производство, шелковицу, виноградарство, отыскать нетронутую доходную статью и разработать ее, чтобы «божие благословение под землею втуне не оставалось», – это стало главным предметом народнохозяйственных забот Петра. Когда он в 1707 году просил Петра разрешить ему жениться на Анхен, произошла ссора.
Основоположник светской живописи в России. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Он глухо говорит о «семейственных печалях, которые, может быть, причинили» смерть Петру пишет, что «у Екатерины был один молодой камергер – Монс де ля Круа, родившийся в России от фамилии фландерской», который «был очень пригож», пишет, что Монс и сестра его посажены были в тюрьму «за то, что они принимали подарки», несмотря на то что это запрещено было чиновникам под страхом смертной казни. 28 сентября 1714 года датирован подписанный Никитинымпортрет Прасковьи Ивановны – племянницы Петра 1 (ГРМ). Поскольку рук нехватало, обучение шло ускоренными темпами. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П.
Теперь это полотно украшает Государственный Русский музей. Матвеев Андрей Матвеевич, русский художник. Решение суда не было исполнено — царевич умер в камере Петропавловской крепости. Особенно ему удавались женские образы. Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения.
После смещения с роли регента царевны Софьи в 1689 году Петр стал единоличным правителем. Одиннадцать лет— срок немалый. Что делать. Объяснял, переучивал, ломал сложившиеся годами привычки. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника.
Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI. Рассказывали, что обер-фискал Мякинин, докладывавший эти дела, однажды спросил царя: «Обрубать ли только сучья или положить топор на самые корни. » – «Руби все дотла», – отвечал Петр, так что, добавляет повествователь-современник иноземец Фоккеродт, живший тогда в Петербурге, если бы царь прожил еще несколько месяцев, мир услыхал бы о многих и великих казнях.
Нет, видители, денег вказне. Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. В 1716 году в числе других «российской нации учеников» Матвеев приехал в Амстердам. Портрет так и остался незаконченным, ввиду большой загруженности художника. Скорее всего, портрет де Моора был вывезен из России в середине XIX в. При устройстве экспозиций Эрмитажа по школам, в котором Николай I, считавший себя знатоком живописи, принимал самое живое участие, мооровский портрет уже, видимо, не могли найти и Ф. А. Бруни (вряд ли преднамеренно, но, несомненно, оценивший профессионализм исполнения) принял (и представил) произведение Матвеева как портрет знаменитого голландца (о запутанной, почти детективной истории атрибуции этого портрета см. : Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев.
Главной школой для них становится совместная работа сучителем. Это первое русское произведение станкового характера на аллегорический сюжет.
Петр был четырнадцатым ребенком, что, впрочем, не помешало ему впоследствии занять русский престол: старшие сыновья царя умерли, Федор Алексеевич правил только в течение шести лет, а Иоанн Алексеевич в будущем стал лишь соправителем Петра. Обоих пенсионеров Петра постигла грустная участь: Матвеев умер, не дожив до сорокалетнего возраста, Никитин в лучшую пору своей жизни был (при Анне) засажен в тюрьму, впоследствии бит кнутом и сослан. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены.
Рассказывают, что царь сам приехал к нему проститься. Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ). Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. Матвеев тоидело напоминает Канцелярии отстроений, что один изего мастеров «пришёл вовсеконечное убожество», другой «претерпевает сдомашними своими немалую нужду», третий «впалв несносные долги». Это один из первых автопортретов в истории отечественной живописи, впервые русский художник изображает себя с супругой. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен — Евдокии Лопухиной (ее Петр насильно постриг в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марты Скавронской (будущей императрицы Екатерины I).
Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739гг. ). Накануне ее коронации в Москве весной 1724 года Петр переписал завещание на своего «друга сердешненького».
Начали с купола. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей. Ему двадцать пять лет, онопытный мастер европейского уровня. Этот портрет можно отнести кполупарадным. Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI. Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время.
Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты. " (погрешности в рисунке, отсутствие живописного единства) и обвиняли Матвеева в подражании то Клаасу ван Схору, то Якобу де Виту. Вместе с ними он украшал батальными картинами Летний дворец, а также торжественные залы.
Но когда начинаешь изучать архивные документы, листаешь так называемый «Малый придворный календарь», в котором фиксировались буквально по часам все бытовые эпизоды жизни Петра, состояние его здоровья, возникает ощущение неудовлетворённости официальной версией. /Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице». Работы вкуполе шли безостановочно даже зимой. Именно он обогатил отечественное искусство достижениями европейской живописной школы. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов.
Когда Петр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф. Матвеевский портрет, вероятно исполнявшийся молодым художником как вольная копия с Моора (возможно, Матвеев брал у него уроки, будучи в Амстердаме), хранился в XIX в. в Романовской галерее Зимнего дворца и упоминался в дворцовых описях до 1859 г. Затем указания о нем исчезают и уже в 1872 г. в каталоге А. А. Васильчикова он представлен как портрет кисти дс Моора. Хочу – и уничтожу его. » Екатерина поняла, что эти слова заключали намек на ее собственную личность, но с принужденною сдержанностью сказала государю: «Разве от этого твой дворец стал лучше. » Петр все-таки не исполнил просьбы жены.
Переохлаждение, алкоголь, безусловно, могли вызвать обострение хронического процесса. Отмечается, что автор, как художник, поднялся на большую высоту в изображении поразительно открытых, но в то же время целомудренных и нежных чувств только что обвенчавшейся пары. Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья. Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой. Тем более тогда, вжестокие годы правления Анны Иоанновны.
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподнёс Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя». Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Все всё знали, унижались перед временщиком и молчали – значит, ждали его, царя, смерти. В последние годы жизни Петр издал ряд указов, проникнутых необычным ему настроением.
М. Молева, Э. М. Белютин) высказывали сомнение по поводу лиц изображенных на портрете. Портретируемые смотрят спокойно и благожелательно, женщина – прямо на зрителя, мужчина – почти в трехчетвертном повороте. Он много и упорно работал, вникая во все тонкости живописного мастерства.
Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя. Ещё А. С. Пушкин в своей «Истории Петра» писал о судорогах, параличе левой руки, потере речи. Поясная фигура императора превосходно вписана вовал. В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е.
Линию его брата, Ивана, продолжает не он, а художник, получивший образование в Нидерландах, – Андрей Матвеев (1701/1702–1739). Причины смерти российского монарха начали обрастать легендами, а то и просто преднамеренными вымыслами сразу после его кончины. Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Первое из них – картина "Аллегория живописи".
Екатерина не показала никакого вида смущения и, как говорят, посмотревши прямо в глаза царю, произнесла: «Как грустно, что у придворных может быть столько испорченности. ». При сем партреть господина агента Фанденбурха». Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим. Одновременно с занятиями Никитин помогал Таннауеру выполнять заказы.
Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны. Следствие длилось более пяти лет. Необыкновенной энергией веет отэтого образа. Если портрет неизвестного гетмана и портрет Петра I на смертном одре (приписываемый также Таннауэру), в музее Академии, действительно кисти Никитина, то можно только крайне пожалеть о такой печальной участи его, так как он не уступает в мастерстве их живописи, сочном и густом колорите западным современным живописцам но приписывание ему этих портретов ничем достоверным не подтверждено.
Измена. Уживописцев Андрея Матвеева, как всегда, дел невпроворот. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей. Прорубленное Петром «окно в Европу» повлияло на весь уклад общественной и частной жизни в России, в том числе на культуру и искусство. Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма.
Одевалась напрогулки она действительно довольно просто. Родом из Кексгольмского уезда Новгородской губернии, он был сыном подьячего. Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества. В 1716 по указу Петра I был послан для обучения живописи в Голландию. Как и несколько лет назад, в 1717 году, окончательно порывая с ненавистным сыном – царевичем Алексеем, он мог бы вновь воскликнуть с горечью и отчаянием: «Я есмь человек и смерти подлежу и кому выше писанное с помощию Вышнего насаждение и уже некоторое возращенное оставлю. » Ответа не было.