В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Его первые опыты в живописи Анри Матисса относятся к 1890 году в 1892 Матисс учился в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро — мэтра салонного искусства в 1893-98 работал в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри. 1 Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. Цель М. — увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе, близ Ниццы (1953).
Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Доминика и Девы Марии. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. 1891: В поисках чистых красок. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Ж. Помпиду). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911 "Натюрморт с раковиной", 1940 обе работы — в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Матисс (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31. 12. 1869, Ле-Като, Пикардия, — 3. 11. 1954, Симьез, близ Ниццы), французский художник, график и скульптор.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск.
Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.
1930—1940: Раздвинутое пространство картины. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Amlie Noellie Parayre). Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. «Парижский танец» известен в трех вариантах. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В 1892 приехал в Париж, где посещал мастерскую Бугро, Академию Жюльена, Школу Изящных Искусств (эколь де боз ар), школу декоративного искусства, позже в 1895-98 годах занимается в матерской у Гюстава Моро. В 1905—07 лидер фовизма.
Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя. — раздельных точечных мазков. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета Соловей И. Стравинского и пишет цикл Одалиски в подражание Ренуару. Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка.
Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944—47). и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. В сдержанно-суровой манере работ М. 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916—17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски").
Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Жил Матисс в это время трудно. К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Доминика и Девы Марии. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.
Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. и вакханалии.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Друг Родена, коллекционер произведений Эмиля Бернара и Ван Гога, с которым он работал на протяжении десяти лет, Рассел подарил Матиссу два рисунка Ван Гога. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Там начался его отход от техники дивизионизма.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8.
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900.
Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Учился в Париже — в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895—99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров.
Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года – 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции. Но довольно скоро, Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником.
Речь идет о фовизме. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Мать увлекалась росписью керамики.
В 30—40-е годы М. как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931—32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева", 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Доминика и Девы Марии. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже.
Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Творчеству М. в целом присущ ряд общих черт. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время.
Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Начиная со 2-й половины 1900-х годов М. утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, то интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве "Танец" и "Музыка", оба — 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста ("Мастерская художника", 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. 1917—1929: В Ницце.
Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Тема панно — танец. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матисс также копировал их манеру письма. После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву).
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце.
Занятия живописью требуют времени и денег. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю. В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка.
Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
1906: Обращение к декоративному искусству. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. В 1889 году у него случился приступ аппендицита.
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. для собственного дома в Москве. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж.
Ж. Помпиду, Париж). Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Изображение интерьера — жанр живописи. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты.