Сохранились фотографии, фиксирующие стадии работы Матисса над картинами Розовая обнаженная женщина (1935) и Румынская блуза (1940). В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги. Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Для того чтобы составить себе представление о том, как понимает картину Матисс, нужно уяснить себе значение некоторых понятий, которыми он пользуется и которые лежат в основе его творчества.
Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». Всегда стремившийся к лаконичности решения, Матисс, работая над панно «Музыка», отказался от первоначального варианта с более подвижными фигурами изображением собаки, лежащей на холме и растущих в траве цветов и частично переписал картину, придав ей нынешний, обобщающий смысл. В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. «музыка» (фр. La Musique)— картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина.
Только тогда он давал волю своей руке. Эта картина относится к периоду, частично совпавшему с Первой мировой войной, когда Матисс стал более дерзким и тяжелым художником.
Ни одной лишней детали. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Ж. Кассу справедливо разграничивает метафоры у Матисса и у Пикассо.
Стайны подружились с художником. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Между ними есть только известная аналогия. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Изменяется освещение. Его цель — непосредственность — была иного рода, чем та, что можно достичь в первом этюде. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Изображение приобретает подтекст, расширяет свои рамки. на стр.
Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Почти все картины Матисса очень звучны, каждая имеет свой неповторимый тембр. Метафора обогащает язык живописи, благодаря ей изображение расширяет свое значение. Тема панно — танец.
На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. В сущности, Матисс на придумывает ничего небывалого, нового. Все в ней должно быть организовано — недаром художник постоянно повторял это слово. В рисунках Матисса все эти качества действительно присутствуют. Вместо привычного плавного нанесения краски он стал часто набрасываться на холст – иногда с помощью долота – отбраковывая, разрезая, постоянно пересматривая и оставляя за собой многочисленные свидетельства изменений.
Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Наибольшего успеха в поисках оригинального, своеобразного отражения действительности мастер достиг в период между 1910 и 1917 годами.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Все остальное здесь придумал сам Матисс. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Очертания стола с трудом угадываются. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. на стр. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Конечно, художник изображает предметы реального мира.
Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. В течение нескольких сеансов художнику нужно было, как он признавался, прояснить свой ум. Фона в привычном понимании в этой работе нет. 25) образует тоже пирамиду, но в данном случае на широком основании. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке.
Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником играет второстепенную роль. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Изобразительность живописи для него не подлежала сомнению. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться». Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора.
Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Ковёр на этой картине – реальный. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Ж. Помпиду). Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Однако до 1940-х годов он использовал вырезы, главным образом, для эскизов декораций и костюмов, как для Русских балетов Сергея Дягилева в 1937 – 1938 гг.
Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Я создаю не женщину, а картину, — заявляет он. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. 6, 7). Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе.
Но «Розовая обнаженная» «сделана» абсолютно иначе. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Каждая картина должна иметь в основе своей узорный мотив, который помимо изобразительного значения должен обладать еще такой же выразительностью, как орнамент (в частности арабский орнамент — арабеск). Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. При писании своих знаменитых панно Танец и Музыка он подпевал себе и приплясывал. Помогает определиться в пространстве также окно.
В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Другое понятие, с которым также имеет дело Матисс, — это понятие живописного арабеска. Все его творчество можно разбить на периоды, определить время, когда происходили повороты. Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник. Взаимоотношение между тонами должно быть такого рода, чтобы оно их поддерживало, вместо того, чтобы их разрушать.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца.
Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. У создания картины «Танец» своя необычная история.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Матисс неоднократно говорил о музыкальном моменте в живописи. Но здесь безграничное присутствие цвета смещает холст в сторону монохроматической схемы, которая повлияла на абстрактную живопись последующих 100 лет. Вместе с тем у него были отклонения, заблуждения, отступления.
Первым покровителем, «идеальным патроном» художника, принявшим его идеи, стал московский коллекционер С. И. 1901 год можно назвать годом становления художника. Синий цвет фона и отсутствие перспективы делают центральный образ более выразительным, а клетчатый узор дивана подчеркивает округлость форм женского тела.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Вот таким образом после многочисленных поправок он заново переписывал свои работы. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Он является продолжением ковра на стене.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Созданный в загородном доме Матисса, этот холст изображает художника и его жену, разговаривающими в комнате с видом на сад. Его картина полыхает яркими красками, столь рассердившими парижских критиков и ценителей искусства. Все наконец встало на свое место.
Картины Матисса украсили интерьеры его особняка, составив единый ансамбль. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954).
Уравновешенной натуре Матисса было несвойственно стремление к крайностям. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Углы комнаты даёт другим цветом. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка».
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Он приходил к ней в итоге длительных творческих исканий. В поэтике живописи Матисса большую роль играет метафора. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов— «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма». Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Больше ничего нет.
(фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Искусство приобретает возможность обнять чуть не весь мир. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Такой, какой был у Матисса в его доме. Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. 31).
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Этим устанавливается внутреннее родство между различными явлениями жизни. У Матисса внутренняя жизнь живописной формы едва ли не возобладала надо всем остальным. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Впрочем и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». на стр. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Зачем. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Эта дружба в его судьбе значила многое. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
В его картинах самые краски, формы, линии действуют как бы помимо воли художника, согласно заложенным в них законам. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза.
Художник подмечает, какие соотношения возникают между отдельными пятнами, как приходится их уравновешивать, для того чтобы одно не гасило другого, как перемещать цвета, чтобы в конце концов возник аккорд цветов — подобие музыкальной гармонии. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Речь идет о фовизме.
В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня.
Фигура не только занимает часть плоскости картины, но и вписывается в нее, как бы отождествляется с ней, фон становится плоским, квадраты узора ткани сливаются с фигурой, поскольку в ней подчеркнуты горизонтали и вертикали. В глазах Матисса картина должна быть чем-то целостным. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. 82–83). Он признавался, что при виде акации чувствовал желание рисовать женские фигуры. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Другое название этой работы – «Десерт». Матисс всегда подчеркивал, что для него картина — это предмет, созданный художником. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Понятие это встречается еще раньше, но у Матисса приобретает особенно большое значение. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Матисс почти всегда исходил из непосредственного впечатления от натуры. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Но об этом уже сказано в других разделах. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом. Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров.
Написанная в Исси-ле-Мулино за пределами Парижа, "Красная студия" представляет собой мини-ретроспективу работ художника с картинами, скульптурой и даже произведением из керамики, повешанными или разбросанными по его мастерской. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», вот таким образом для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности.
В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Многие мастера и до Матисса сталкивались с подобными трудностями. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Он всего лишь напоминает об обычно забываемом факте и делает из него последние выводы. Стены отступают назад». В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита.
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. 24). В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Арабески играли большую роль еще у Рубенса, у Делакруа и у многих других художников.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Нечто подобное чистой поэзии Малларме искал Матисс и в живописи. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Силуэт фигуры в картине Девушка в белом, сидящая в шезлонге (илл. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. В настоящее время существует в двух версиях. Но со временем Матисс перешел от тире и точек к более широким плоскостям цвета, которые оставили всяческие претензии на реализм. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса.
Он превращает ее лицо в маску, разделенную посередине зеленой полосой, абстрагируя ее черты и стену позади нее в хроматический пазл. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Но нельзя сводить значение его картины к тому, что в ней изображено. Тогда изображение могло стать выражением его чувства.
Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Матисс положил много сил на очищение живописи от посторонних элементов, прежде всего от иллюстративности, от дидактики, от драматизма, от психологизма, от слишком сложных ассоциаций. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В 1920-е годы Матисс обратился к более натуралистичному стилю, который был особенно заметен в серии полуобнаженных одалиск изображенных в причудливой обстановке, напоминающей ближневосточные или североафриканские гаремы. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
В результате каждая его картина получает огромную власть над нами. Подзаголовок картины – «Десерт. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Матисс прошел длинный плодотворный путь. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. 23). По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Щукин. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Разумеется, это иллюзия.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Открытое и эмоциональное искусство Матисса как будто ищет практического применения. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Дальнейшая работа художника заключалась в постепенном освобождении фигуры от узора на фоне, в связи с этим кресло отбрасывается, фигура выступает и заполняет почти всю плоскость картины. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Жил Матисс в это время трудно.
Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Достижение цветовой гармонии — вот главная задача, которую блистательно решает Матисс в этой работе. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Творить он не переставал до конца. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. 36). В устах художника это звучит как полемика с широко распространенным неверным подходом к картине как двойнику модели. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
И тогда задачей художника становилось сохранение достигнутого, возвращение к исходной точке. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Каждый новый мазок умаляет значение предыдущего.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Доминика и Девы Марии. Однако он не стремился неукоснительно следовать наперед выработанной теории. А линии контура фигуры женщины, сервирующей стол, оказались созвучными изгибу сине-голубых узоров и наклону ветвей деревьев.
Исчезают стул и обои. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию.
В конце концов интимный портрет отдыхающей в спокойной позе женщины уступает место собирательному фольклорному образу женщины в национальном костюме (илл. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Спящая в картине Сон образует знак имеющий форму опрокинутой пирамиды (илл. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Посетители Осеннего Салона 1905 года восприняли его в штыки из-за неприемлемой палитры и отступления от привычных канонов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Это видно и по его картинам. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Ж. Помпиду, Париж).
Цены на его работы и интерес к ним стали расти. 22). Метафора в искусстве- это такое изображение предмета, при котором помимо его прямого сходства с соответствующим предметом угадывается еще его сходство с другими предметами иногда сходство с каким-либо знаком или с арабеском, ничего не изображающим, загадочным. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Вот почему картина способна доставлять нам отраду. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). С той только разницей, что в скульптуре отнимается, а в рисунке и в живописи прибавляется. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Самые плодотворные его мысли об искусстве заключены в творениях его кисти.