Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом. В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса. «краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
В конце 1920-х Матисс еще раз участвовал в активном сотрудничестве с другими художниками. В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами— французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Плоскостные картины Матисса проложили последующим поколениям художников путь к абстракции. Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы». Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью.
Матисс оказал основополагающее влияние на целые поколения художников, во многом определив вектор развития французского, европейского, мирового искусства. В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами — французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. В Ницце Матисс написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
«краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Однажды Матисс спросил, зачем писать картины, если художник так страдает.
Анри Матисс – французский художник, основоположник фовизма, стремившийся к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю. С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию. Это не значит, что за картинами Матисса не стоит сложной работы сознания художника.
Всему миру он известен как Анри Матисс — несостоявшийся лавочник и юрист, великий художник и скульптор. В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса. Его друзья организовали и финансировали Академи Матисса в Париже, частную и некоммерческую школу, в которой Матисс проинструктировал молодых художников. Летом 1896 года, работая с австралийским художником Джоном Расселом на острове Бель-Иль в Бретани, Матисс открыл для себя импрессионизм и начал писать в этой стилистике. 3 ноября 1954 в Симиезе под Ниццей у Матисса случился сердечный приступ услышав, что доктора совещаются по поводу его состояния, художник, в присущей ему манере, попросил через дочь Маргариту передать лекарям, что он не болен, а уже умер.
Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Как указывает «История искусств»: «В 30–40 годы происходит новый подъем, возвращение к фовистам и их поискам.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов.
Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы.
Он поехал в Алжир в 1906 изучив африканское искусство и Примитивизм. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. На деньги, заработанные от продажи своих полотен русским коллекционерам – Щукину и И. А. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Хотя он был первоначально маркирован Fauve (дикое животное), к 1920-м он все более и более провозглашался как сторонник классической традиции во французской живописи. Что случилось — у него внезапно испортилось зрение или он не окончил картину.
Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Он продолжал поглощать новые влияния. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма.
Со второй половины 1900-х гг. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Тема панно — танец. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, где конструктивную и эмоциональную роль играли их одеяния — прозрачные невесомые покровы, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, которые он видел, посетив коллекцию друга Щукина, И. Остроухова. Холст, масло. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Он переносит в монументальную живопись приемы графики. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Матисс отказывается от экзотики Востока. Он рос в Bohain-en-Vermandois, Picardie, Франция. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Жил Матисс в это время трудно. Мулино. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Его Синие сериалы Обнаженных фигур показывают главные примеры этой техники, которую он назвал «живописью с ножницами» они демонстрируют способность принести его глаз для цвета и геометрии к новой среде чрезвычайной простоты, но с игривой и восхитительной властью. Это позволяет усилить впечатление движения. Тема панно — танец.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Другое название этой работы – «Десерт». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета.
260 х 389 см. Матисс обычно расценивается, наряду с Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном, как один из трех художников, которые помогли определить революционные события в пластмассовых искусствах во вводные десятилетия двадцатого века, ответственного за значительные события в живописи и скульптуре. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
1901 год можно назвать годом становления художника. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Ковёр на этой картине – реальный. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Калитина. – В обоих пейзажах Матисс еще не до конца освобождается от влияний.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Зачем.
Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Речь идет о фовизме. Он был чертежником, гравером и скульптором, но известен прежде всего как художник.
Он не успел еще растратить жара своей души». Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Такой, какой был у Матисса в его доме.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Доминика и Девы Марии. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). Это движение к упрощению и предзнаменованию предназначенного для вырезания метода также очевидно в его рисующей Крупной Наклонной Обнаженной фигуре (1935). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. В 1905 он путешествовал на юг снова, чтобы работать с Андре Дереном в Collioure. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников, писавших их. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Незадолго до возвращения во Францию он встретился с капитаном Морисом ле Глэ и тот произнёс пророческие слова: «Ориентализм, конечно, в моде.
«Мне стало неинтересно копировать предмет. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Доминика и Девы Марии. Сын Матисса, Пьер Матисс, (1900–1989) открыл галерею современного искусства в Нью-Йорке в течение 1930-х. » (Donatello среди диких животных), относясь к скульптуре ренессансного типа, которая жила в комнате с ними. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Фовизм как стиль начался приблизительно в 1900 и продолжился вне 1910.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Лучшим своим творением Матисс считал фрески и витражи Капеллы Чёток в коммуне Ванс недалеко от Ниццы, работа над которыми была завершена в 1951 году. Доминика и Девы Марии. Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. Он обнаружил «своего рода рай», поскольку он позже описал его и решил стать художником, очень неутешительным его отец.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. фиолетовые деревья, написанные крупными мазками, вызывают ассоциации с Гогеном.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Там начался его отход от техники дивизио-низма. В 1905 году художник повергает критиков настоящий шок. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 40-х гг.
В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал».
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В Люксембургском саду, например, в передаче эффекта солнечного луча в глубине есть что.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Основы мастерства он постигал в школе рисунка для чертежников Ecole Quentin de la Tour, а после переезда в Париж — в частной академии Жюлиана, куда охотно принимали и любителей. В 1898, на совете Камиль Писсарро, он поехал в Лондон, чтобы изучить картины Дж.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Стайны подружились с художником.
А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Ж. Помпиду). В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В 30-40-х гг. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). то импрессионистическое. А. Матисс «Музыка» (1910). Вытянутые формы фигуры Мулатки Фатьмы, возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, напоминают одновременно и оживший персонифицированный цветок на тонком зеленом стебле и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матисс и группа художников, теперь известных как «Fauves», показанный вместе в комнате в Salon d39Automne в 1905. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Матисс пытается подвести итог своим открытиям, сочетая декоративность, красочность с точным рисунком (панно Танец, 1932). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Но импрессионизм не стал конечной точкой творческих поисков Матисса. Он знакомился с художниками разных стран. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера. Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Матисс родился в Le Cateau-Cambrsis, в Департаменте Нор в северной Франции, старшем сыне преуспевающего продавца зерна. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
С помощью его помощников он начал создавать бумажные коллажи сокращения или decoupage. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Существуют лишь предположения искусствоведов. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, подсказывая конкретное композиционное решение, а подчас и древнюю ассоциацию прототип.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки.
В 1905-07 лидер фовизма. Вот истинное большое искусство. Стремясь противопоставить бурной напряжённости современной жизни вечные ценности бытия, Матисс воссоздавал в своем искусстве его праздничную сторону – мир бесконечного танца, безмятежного покоя, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, сосудов и статуэток. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin.
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. Эффект на искусство Матисса был новой смелостью в использовании интенсивного, несмодулированного цвета, как в L39Atelier Rouge (1911). Холст, масло. Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Критик Луи Воксселльз описал работу с фразой «Donatello parmi les fauves. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность.
После 1930 новая энергия и более смелое упрощение появились в его работе. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. А импрессионизм останется в его творческой библиографии как вдохновенный мостик, переправа, приведшая талантливого художника в большое искусство.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Мать, желая развеселить выздоравливающего после операции сына, подарила ему коробку красок. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Лидерами движения был Матисс и Андре Дерен. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении.
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности.
В картинах все больше появляется асимметрии. Эти два стали друзьями на всю жизнь, а также конкурентами и часто сравниваются. Все проще: Матисс познакомился с творчеством импрессионистов, конкретно — Поля Сезанна. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Преобладают женские фигуры в праздничных платьях, которые позируют художнику в креслах, на фоне ковров, рядом с цветами в вазах и пальмами (Желтое платье и шотландка, Королевский табак, Отдых танцовщицы)».
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. Разумеется, это иллюзия.
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Так и случилось. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Углы комнаты даёт другим цветом. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Он порывает с налетом светскости изнеженности, создавая монументальные полотна: Розовая обнаженная женщина, Сон, Натюрморт с раковиной (1940), Натюрморт с устрицами – одно из самых совершенных его созданий. Позже состоялось его знакомство с Полем Синьяком, виднейшим последователем основателя дивизионизмаЖоржа Сёра.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Ж. Помпиду). По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Особенного внимания заслуживал его мазок. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ).
Выставка собралась, резкая критика — «Горшок краски была брошена перед лицом общественности», сказал критик Камиль Моклер — но также и некоторое благоприятное внимание. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Морозову, Матисс приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси. Мать увлекалась росписью керамики. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Анри Матисс. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем. Ж. Помпиду, Париж).
И на его холсты, помимо предметов, пробрались впечатления. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок — интенсивных, почти пламенеющих. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве.
Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Все остальное здесь придумал сам Матисс. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Ж. Помпиду). Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Исчезают стул и обои.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. ле. А зеленые, красные, сине. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. fauves). Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Анри-Эмиль-Бенуа Матисс (31 декабря 1869 – 3 ноября 1954), был французский художник известный его использованием цвета и его жидким и оригинальным черчением. М. В. Тернера и затем пошел на поездку в Корсику. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Матисс также копировал их манеру письма. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Но об этом уже сказано в других разделах. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Матисс показал Открытое Окно и Женщину со Шляпой в Салоне. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Таким для него явился Поль Гоген.
Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Движение как таковое продлилось только несколько лет, 1904–1908 и имело три выставки. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.
Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В настоящее время существует в двух версиях.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.
Я счастлив, что я наконец попал в Россию. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Ж. Помпиду, Париж). В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Все люди на картине находятся в неподвижности. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В произведениях 20-х гг.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Творить он не переставал до конца. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни.
Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Около апреля 1906 он встретил Пабло Пикассо, который был 11 годами, моложе, чем Матисс. Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания. Там он познакомился с юным Альбером Марке и Жоржем Руо, а также с Камуэном, Мангеном и бельгийским художником Эвенепулом.
В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Amlie Noellie Parayre). Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Коллекция Конуса теперь показана в Балтиморском Художественном музее. Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Конкретика ушла, мазки стали решительнее, цвета — чище, границы размылись. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. И у них нам нужно учиться пониманию искусства.
В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».