В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Между тем Матиссу было суждено перевернуть историю искусства, став олицетворением фовизма, в самом лучшем понимании этого течения. В Ницце Матисс написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
Тем не менее, очень скоро Матисс оставил и пуантилизм, поняв, что этот путь тоже не для него. Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье. При этом совершенно очевидно, что среди узоров Матисс отдавал предпочтение цветочным орнаментам.
Анри Матисс жил в Ницце до своей смерти и похоронен в этом городе. Матисс привёз из поездки множество пёстрых тканей и керамику – всё это впоследствии пригодилось ему при создании натюрмортов. «бумажные силуэты, – цитируем Матисса, – дают мне возможность писать чистым цветом и эта простота гарантирует точность.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным.
музей современного искусства Зульма, 1950, Копенгаген, Гос. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. в Париже, отличавшиеся невиданной прежде интенсивностью цвета, Матисс и его друзья получили прозвище «дикие» (фовисты см. музей искусств Композиция (Бархатные ткани), 1947, Базель, Художественный музей). И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. fauves). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. музей современного искусства). В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Море, 1946, Париж, Нац. Франция — 1954, Ницца.
Художника привлекала звучность и динамичность оранжево-красного цвета. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
К 1915 г. Матисс уже сложился как художник фовист. Танжер Зора на террасе Вход в казбу, 1912, Москва, Гос. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. В этих декоративных композициях, решенных в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зеленого и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах — дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Впечатления от путешествий в Марокко, Танжер (1912—1913) оставили глубокий след в его творчестве усложняя пространственные решения, художник органично включает экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (трехчастная сюита: Вид из окна. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Жил Матисс в это время трудно. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
С нач. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Это путешествие Матисс совершил не случайно. Матисс не подражал образцам восточного искусства. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. На становление творческих ориентаций Матисса значительное влияние оказало знакомство с негритянской пластикой итальянскими кватрочентистами (путешествие в Италию в 1907) и особенно увлечение искусством мусульманского Востока (поездка в Алжир в 1906, посещение большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910). Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В 1939 Матисс покинул Париж и переехал в Ниццу. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Эта дружба в его судьбе значила многое.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его.
Другое название этой работы – «Десерт». За картины, выставленные на Осеннем cалоне 1905г. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи.
Эрмитаж). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Динамичны узоры синей драпировки.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. А. Матисс «Музыка» (1910).
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. В 1910-х гг. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. музей современного искусства), где исходная фигура с хорошо проработанной мускулатурой сокращается до трех массивных объемов. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Итоговой работой Матисса стал ансамбль капеллы четок в Вансе (1947—1951). Так и случилось.
Основа картин Матисса — это цветовая композиция, то есть «искусство размещать декоративным образом элементы, которыми художник располагает для выражения своих ощущений». В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Воспринятая от Родена импрессионистическая проработка поверхности создает впечатление размягченности, текучести формы.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Превосходный рисовальщик, он несколькими точными и гибкими линиями схватывал позу и мимику модели, форму предмета («Портрет Шарля Бодлера», 1930–32 серия «Художник и модель», 1936 «Женщина с распущенными волосами», 1944 и др. ). Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Существуют лишь предположения искусствоведов. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Доминика и Девы Марии. Матисс хотел создать свежее и радостное новое искусство. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. В полотнах изображающих интерьеры, мастерскую художника, возникают сложные переплетения реальности и иллюзии: картины и скульптуры словно оживают, взаимодействуют с окружением (Мастерская художника, 1911, Москва, Гос.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Желтый прямоугольник ковра выступает из глубины.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Анри (1869–1954) — французский художник и скульптор. Отсюда в его творчестве – преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов. Использует различные манеры письма. Такова его «Мастерская», картина светлая и красочная. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет.
Amlie Noellie Parayre). Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Получив диплом юриста, работал в Сен-Кантене адвокатом (1889—1891). В 1889 году у него случился приступ аппендицита.
Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Значительное влияние на молодого Матисса оказала живопись Сезанна (Обнаженная натура. 1900-х вокруг Матисса сложилась группировка художников, заявившая о себе на выставках 1905 и 1906 и получившая название фовистов.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Правда, после окончания лицея Сен-Квентин Матиссу все-таки пришлось изучать право в Париже. «Мне стало неинтересно копировать предмет. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Матисс также копировал их манеру письма.
С 1943 жил преимущественно в Вансе. В 1935—1936 художник выполнил несколько картонов для ковров. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
Тема панно — танец. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме., Анри (Matisse, Henri) 1869, Ле Като-Камбрези, Сев. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма («Вид Коллиура» (1906). В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств в мастерской Густава Моро (1893—1899).
К 1908 Матисс вступил в пору творческой зрелости. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Таким для него явился Поль Гоген.
манера письма и стиль художника сильно меняются. Эта выставка очень вдохновила Матисса – он обрёл крылья, смелость и теперь с упоением предавался экспериментам с дивизионизмом, пуантилизмом, кубизмом, рисованием цветовыми пятнами, не обращая внимания на негодование публики. Ж. Помпиду, Париж). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. Эрмитаж).
Продолжая это сравнение художника, можно сказать, что «Голубая ваза» — многоцветная симфония. Доминика и Девы Марии. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. С 1918 Матисс большую часть года проводил в Ницце.
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Занятия живописью требуют времени и денег. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. «Я просто кладу краску, которая выражает мои чувства». Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Зачем. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Разумеется, это иллюзия. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Для московского дома Щукина художник создал настенные панно «Танец» и «Музыка» (1910). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. И это также достигнуто «сопоставлением» одного цвета с другим.
Из декупажей возник альбом Джаз изданный в 1947. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. музей современного искусства). Художник дал целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера.
Пушистые золотистые хризантемы и золотые серединки синих ирисов кажутся плотными. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. В 1930 Матисс провел три месяца на Таити. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Эрмитаж). Картина «Красные рыбы» была написана в 1911 году в Исси-де-Мулино и куплена С. И. Щукиным непосредственно у самого художника. музей изобразительных искусств им. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. 260 х 389 см.
Холст, масло. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В работах кон. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Участие Матисса в выставке «Осеннего салона» 1906 года с художниками, прозванными «дикими» за необычность их рисунка и особенную яркость цвета, утвердило за ним репутацию их вождя. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Ж. Помпиду). ст. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
А. С. Пушкина Красная мастерская, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства Настурции. Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Творчество Матисса на всем протяжении может быть определено, как лозунгом, названием его картины 1906 года «Радость жизни». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. 1901 год можно назвать годом становления художника. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. В 1940-х Матисс особенно много занимался комплексным оформлением книги (Пасифая Монтерлана, 1944 Цветы зла Ш. Бодлера, 1947 Избранная любовная лирика Ронсара, 1948 Поэмы Шарля Орлеанского, 1950).
музей изобразительных искусств им. Под влиянием знакомства с полотнами импрессионистов, постимпрессионистов, а также Тернера (поездка в Лондон в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. В «Танце» ярко-алые фигуры несущихся в неистовом хороводе людей подобны языкам пламени, устремившимся к небу. Это наиболее известный вариант среди других картин Матисса на сюжет аквариума.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Исчезают стул и обои. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Мать увлекалась росписью керамики.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Весь этот прекрасный мир искусства не изолирован от природы. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Одновременно художник продолжал заниматься скульптурой (с 1900), работал в технике литографии. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Поездка в Испанию зимой 1910—1911 отразилась в живописи Матисса мотивами национального искусства этой страны (Испанский натюрморт, 1911, Базель, Художественный музей). Фовизм). В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Этот стиль виден в произведениях Матисса «Танец» (1910), «Музыка» (1910), «Мастерская художника» (1911). Он знакомился с художниками разных стран. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году.
А. С. Пушкина). В период обучения много работал над копиями в Лувре в ранних натюрмортах подражал мастерам классической живописи, особенно Шардену (Бутылка схидама, 1896, Москва, Гос. Главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с использованием контраста: фигуры персонажей окрашены в яркий пунцовый оттенок интенсивный цвет синего неба и зелёной травы находятся в контрасте с ними. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Красные рыбки заключены в зеленое кольцо разнообразных оттенков. Колорит стал более насыщенным и светлым. музей современного искусства).
В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. 1900 — нач. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В это время Матисс экспериментирует с цветом и рисунком, в результате чего в его стиле появились новые черты: цвет стал еще более ярким, а рисунок — изящнее («Одалиска в красных шароварах», 1922).
Итогом поисков стало то, что он создал новый плоскостно-декоративный стиль. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Доминика и Девы Марии. По эскизам Матисса делались костюмы для «Русского балета» Сергея Дягилева. Эрмитаж). Панно Танец, 1912, Москва, Гос.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— (1904/1905).
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. музей современного искусства). Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Холст, масло. Прозрачная зеленая тень легла на белые каны.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В его живопись возвращается радостная тональность залитых солнцем интерьеров, пышных букетов, экзотических орнаментов. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. музей изобразительных искусств им.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В 1947–51гг.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В 1920 оформил постановку балета Стравинского Соловей. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Но об этом уже сказано в других разделах. «Парижский танец» известен в трех вариантах.
Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. музей изобразительных искусств им. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Тема панно — танец. В 1952 в Ницце был открыт Музей Матисса. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Все остальное здесь придумал сам Матисс. В 1902 -1904 гг.
В 1909 Матисс поселился в собственном доме в Исси-ле-Мулино. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). 1930-х Матисс все большее внимание уделяет графике — рисунку пером, офорту, литографии. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
Развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий, круто изгибающихся, меняющих направление в пространстве (Лежащая обнаженная I, 1907, Балтимор, Художественный музей Две негритянки, 1908, Вашингтон, Смитсоновский институт, Музей Хиршхорн Серпантин, 1909, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств). Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св. Доминика, сцены Страстей Христовых). Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
У Анри и Амели один за другим родились два сына. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Интерьер с незабудками, 1916, Детройт, Институт искусств).
Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Чередование круглых листьев с цветами динамично. Мать, желая развеселить выздоравливающего после операции сына, подарила ему коробку красок. Он последовательно шел к торжеству декоративного начала в картине, но он не превращал ее в плоский узор. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906-1907 гг. В 1905 г. Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В настоящее время существует в двух версиях. В нач.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Все люди на картине находятся в неподвижности. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. В период 1920-х его излюбленная тема — одалиски: распростертые и сидящие женские фигуры, обнаженные или одетые в восточные костюмы, окруженные многоцветным узором ковров, накидок, занавесей, сосудов (Одалиска в красных шароварах, 1924—1925, Париж, музей Оранжери Одалиски, 1928, Стокгольм, Музей современного искусства). А. С. Пушкина). окончательно сформировался стиль художника, остававшийся почти неизменным до конца его жизни.
Ж. Помпиду). В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару.
Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Матисс любил писать натюрморты («Красные рыбки», 1912 «Раковина на черном мраморе», 1940), свою мастерскую («Розовая мастерская», 1911), а также обнаженную натуру.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Испытав влияние импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, он выработал свой собственный изобразительный стиль, который отлича-ли интенсивные цветовые пятна, простой, но выразительный рисунок, декоративная плоскостность («Танец», 1910). он создал проект внутреннего убранства Капеллы четок в Вансе.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. музей изобразительных искусств им. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Французский художник.
А. С. Пушкина Красная комната, 1908 Голубая скатерть, 1909 обе — Санкт-Петербург, Гос. Группа скоро распалась: слишком индивидуальны были интересы ее членов. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Картины Матисса подобны ярким декоративным коврам. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства.
И чувства и краски у Матисса гармоничны. Рисовать начал в 1890. Речь идет о фовизме. Взгляды на живописные проблемы тоже лучше всего определяются словами самого художника: «Цвет — первичный элемент живописи». Определял он и значение самих элементов: «Один тон всего лишь краска, два тона уже аккорд, уже жизнь». музей современного искусства Окно.
Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Натюрморт «Голубая ваза с цветами на синей скатерти» написан в 1913 году в Марокко. Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. Стайны подружились с художником.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Створки ширмы, ножки табуреток и подставок линейно строят пространство. Анри Матисс. А. С. Пушкина). В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В поздней живописи маслом Матисс продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном (Красный интерьер, натюрморт на голубом столе, 1947, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия).
Ряд маленьких фигурок этюдного типа часто выстраиваются в серию, в которой реалистическая форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объемам (Голова Жанетты, 5 версий, 1910—1913 Генриетта, 3 версии, 1925). Неожиданно все эти «нарушения» убедительно приводят к иллюзии материальности-изображенного стола, ощутимости блестящей выпуклости стеклянного аквариума, плотности и весомости воды. Дальше красочная точка и цветовая энергия увеличиваются, появляются красочные ореолы вокруг формы, цветовой рисунок внутри композиции, взаимодействие больших колористических масс.