Анри Матисс биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложенные в этой статье. Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона.
Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж). В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. Тема панно — танец. Преподавание велось на некоммерческой основе. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). «Парижский танец» известен в трех вариантах. В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. Там начался его отход от техники дивизионизма. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Ж. Помпиду, Париж). В 1905-07 лидер фовизма. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Со второй половины 1900-х гг.
Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.
Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
Яркое жизнеутверждающее творчество Матисса занимает важное место в гуманистической культуре XX в. В музеях Москвы и Ленинграда – одно из лучших в мире собраний его произведений. — раздельных точечных мазков. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Дальше красочная точка и цветовая энергия увеличиваются, появляются красочные ореолы вокруг формы, цветовой рисунок внутри композиции, взаимодействие больших колористических масс.
В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. 1906: Обращение к декоративному искусству.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. 1906: Обращение к декоративному искусству. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
Стайны подружились с художником. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Ж. Помпиду). Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор. В произведениях 20-х гг.
Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Amlie Noellie Parayre).
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905).
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Доминика и Девы Марии.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Тема панно — танец.
Исчезают стул и обои. Изображение интерьера — жанр живописи. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года – 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции. Анри Матисс работал в разных жанрах и видах искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Доминика и Девы Марии. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. При создании «Танца» (1933/1934) Матисс впервые применил цветную бумагу из которой вырезал нужные формы. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
1917—1929: В Ницце. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Таким для него явился Поль Гоген.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. 1901-04 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. 1917—1929: В Ницце. fauves). Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Появились первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжил совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. Тема панно — танец. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В 1889 году у него случился приступ аппендицита.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. 1930—1940: Раздвинутое пространство картины.
После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. В 40-х гг. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. и вакханалии.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). 1891: В поисках чистых красок. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»). Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913), последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913). В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века.
Жил Матисс в это время трудно. Родился Анри Эмиль Бенуа Матисс в 1869 году на севере Франции, в городке Като. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога.
В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
для собственного дома в Москве. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. После смерти своего учителя (Моро умер в 1898) Матисс ушел из академии. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Жил Матисс в это время трудно. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Доминика и Девы Марии. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Примером могут служить «Музыка» (1939) и «Румынская блуза» (1940).
После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Доминика и Девы Марии. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.
и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Ж. Помпиду). Но об этом уже сказано в других разделах.
В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Ж. Помпиду, Париж). Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол— красная гармония», 1908). 1891: В поисках чистых красок. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса изменила его художественную манеру.
Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. В октябре 1933 года Лидия Лелекторская переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). 1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25).
Другое название этой работы – «Десерт». «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В 30-40-х гг. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В его мастерской появляются ученики из разных стран.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В 1892 приехал в Париж, где посещал мастерскую Бугро, Академию Жюльена, Школу Изящных Искусств (эколь де боз ар), школу декоративного искусства, позже в 1895-98 годах занимается в матерской у Гюстава Моро. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропез.
Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Тема панно — танец. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Хотя его супруга Амели Парайер (бракосочетание в 1898, двое детей) была владелицей модной лавки их финансовое положение оставляло желать лучшего. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Французский художник, основатель фовизма. Матисс также копировал их манеру письма.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски»— в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Зачем. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе из-под кисти Матисса появился первый шедевр— «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905). Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В годы ученичества он с большим рвением изучал наследие старых мастеров. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец».
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Занятия живописью требуют времени и денег. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Речь идет о фовизме. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Первое представление о живописи он получил только в 21 год, когда у него, в то время клерка, во время выздоровления после тяжелой болезни появилось свободное время. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Доминика и Девы Марии.
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро.
Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Разумеется, это иллюзия. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Мать увлекалась росписью керамики. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольшими точками из чистых несмешанных красок) в пользу широких, энергичных штрихов. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53).
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Ж. Помпиду, Париж). Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Ж. Помпиду, Париж). Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок.