Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. В период 1946—1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В период 1946—1948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Одна из картин Матисса — «Les coucous, tapis bleu et rose» — в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле. В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами— французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. В последние годы жизни при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц Анри Матисс создавал аппликации, производившие потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии.
После окончания Первой мировой войны Анри Матисс жил в Ницце, а в 1930 году уехал на Таити, где работал над панно для фонда Барнеса в Мерионе. В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В 1909 Матисс приступил к работе над двумя панно – «Танец» и «Музыка» (по заказу С. Щукина). Учеба в Академии продолжалась недолго и вскоре начинающий живописец получил очередной «подарок судьбы» в лице Гюстава Моро, преподавателя Школы изящных искусств, куда Матисс перешел из академии, преодолев некоторые трудности. Не чужд был Матиссу и Сезанн с его характерной драпировкой и грубоватой трактовкой элементов, достаточно взглянуть на «Голубой горшок и лимон» (1899).
Техника Матисса заметно смягчилась, в работах наметилось «возвращение к порядку». «румынская» блуза» – очень показательное для Матисса произведение. Личную жизнь Анри Матисса украсили три женщины. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым и ему подали чашку чая прямо в автомобиль.
Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом. О нём также были сняты документальные ленты «Мировое искусство: Анри Матисс» и «Матисс». Пребыванием в Ницце обусловлен целый период в творчестве Матисса – из самых плодотворных.
В музее — сотни работ великого Матисса: картины, рисунки, скульптуры. Пусть они отдохнут, глядя на подобные полотна – именно такой была цель Матисса. Кажется, что Матисс вовсе не замечает страшных «разломов» исказивших современный ему мир. Городок Ле Като-Камбрези, расположенный на северо-востоке Франции – малая родина Анри Матисса здесь, в семье преуспевающего коммерсанта, он появился на свет 31 декабря 1869.
Салвадор Дали: Анри Матисс был одним из самых значительных современных художников, но ведь он олицетворял последние отзвуки Французской революции, которая вошла в историю как революция буржуазная, а это значит, что Матисс был прежде всего выразителем буржуазного вкуса. Чтобы сын не скучал, мама принесла в больницу принадлежности для рисования и Матисс начал самозабвенно копировать цветные открытки. В 1918 году в галерее Гийом прошла совместная выставка Матисса и Пикассо. Между тем Матиссу было суждено перевернуть историю искусства, став олицетворением фовизма, в самом лучшем понимании этого течения.
Но у Матисса гораздо плотнее мазок и краски положены более интенсивно. М., 1993 Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. Матисс написал сцены из Одиссеи для романа «Улисс» Джеймса Джойса. Анри Матисс (фр. В 1907 году Анри Матисс путешествовал по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция и Сиена).
В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Л., 1979 Анри Матисс. В Школе, Матисс прилежно изучал работы старых мастеров, для чего регулярно посещал Лувр, манера живописи этого периода больше соответствовала жанру импрессионизма, но приглушенный цвет, превалирующий в его ранних работах, постепенно начинал обретать силу, становясь величиной самостоятельной. С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию. Анри Матисс (фр. Henri Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Изображающая пять танцующих фигур, работа считается ключевой точкой в развитии современной живописи и самым известным произведениемАнри Матисса. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Другом Ренуара был Анри Матисс. Тем не менее, очень скоро Матисс оставил и пуантилизм, поняв, что этот путь тоже не для него.
Лит. : Алпатов М. В. Матисс. Анри Матисс сумел прожить чрезвычайно долгую и насыщенную событиями жизнь, успев объездить пол света и оставив после себя колоссальное наследие. Результат: вибрирующая поверхность Я стал писать красочными плоскостями, стараясь достичь гармонии соотношением всех цветовых плоскостей», — вспоминал Матисс полвека спустя. В работах Матисса второй половины 10-х гг. 3 ноября 1954 в Симиезе под Ниццей у Матисса случился сердечный приступ услышав, что доктора совещаются по поводу его состояния, художник, в присущей ему манере, попросил через дочь Маргариту передать лекарям, что он не болен, а уже умер.
10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. — так Матисс обозначил значение своей работы над витражами и фресками для Капеллы Чёток (Капеллы Розария) в Вансе. Чувственным настроением пронизана серия «Одалиски» в ряде других работ Матисс синтезирует природные и орнаментальные узоры и краски. Результатом двух путешествий Матисса в Марокко (1911—1913) стало появление ярких излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913).
Матисс привёз из поездки множество пёстрых тканей и керамику – всё это впоследствии пригодилось ему при создании натюрмортов. Знакомство Матисса и Пикассо произошло в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю и повлекло за собой годы странной, наполненной духом соревновательности дружбы. Увлекшись на склоне лет вырезанными из цветной бумаги фигурами, Матисс наверняка вспоминал свои постижения времен «Танца».
Матисс с восхищением принимает искусство Гогена и перенимает у него и выразительность резких контрастов и отказ от полутонов и использование чётких контуров и упрощение форм. Плоскостные картины Матисса проложили последующим поколениям художников путь к абстракции. В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками и работал не только с европейцами — французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. В тот период Матисс выдумал новое направление в области декупажа, в основе которого лежит составление картин из кусочков окрашенной бумаги.
В 1894 у Матисса родилась дочь Маргарита, матерью которой была модель Камилла Жобло, хотя официальный брак не регистрировался. Конец XIX столетия был для Матисса периодом исканий. На обратном пути с Таити в сентябре 1930 года, он посетил Альберта Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии, в США и принял его заказ на создание триптиха Танец II (1932—1934). 404142 В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.
Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением. Анри Матисскраткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье. Матисс – последовательный утопист. Анри Матисс – французский художник, основоположник фовизма, стремившийся к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.
М., 1969 Эсколье Р. Матисс. Матисс оказал основополагающее влияние на целые поколения художников, во многом определив вектор развития французского, европейского, мирового искусства. Однажды Матисс спросил, зачем писать картины, если художник так страдает. Матисс очень любил синие драпировки. Как новая, цветочная мелодия. В конце 40-х Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца, которая была спроектирована и построена на его деньги.
В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса. После посещения большой выставки исламского искусства в Мюнхене, во время его второго путешествия в Германию в 1910 году, Матисс провел два месяца в Севилье, на юге Испании изучая мавританское искусство. Передать наслаждение от цвета и красоты внешних форм – вот главная цель, которую преследует Матисс.
С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию48. Здание музея Матисса в Ницце построено в XVII веке. Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden). Дата создания: 1937 Эта работа — портрет Лидии Делекторской, которая была музой, а в дальнейшем — спутницей Матисса.
10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. В 1888 Матисс получил диплом юриста, позволивший ему занять место помощника адвоката в Сен-Кантене. В 1891 Матисс поступил в парижскую «Академи Жюльен», однако уже через год бросил учебу С 1893 он посещал уроки Гюстава Моро в Школе изящных искусств, а в 1895 записался туда официально. В 1896 году Матисс выставил пять своих работ в Салоне Национального общества изящных искусств и стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств. 17 октября 1961 года в Нью-йоркском Музее современного искусства была выставлена картина Анри Матисса — «Лодка» (Le Bateau).
При его создании Матисс стал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»). При этом совершенно очевидно, что среди узоров Матисс отдавал предпочтение цветочным орнаментам. Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20— 30-х гг.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений мусульманского искусства, показанных на выставке 1903 в Мюнхене. С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию. Сегодня Матисс стабильно держится в топе рейтингов самых дорогостоящих живописцев планеты. Матисс любил узорчатые ткани.
«я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия искусстве без суетных и беспокойных сюжетов, которое могло быть дать отдых уму, как удобное кресло дает отдых усталому человеку», — говорил Матисс. Матисс осел в пригороде Ниццы и продолжил занятия живописью. В 1907 году Матисс отправился в путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену. В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой.
«бумажные силуэты, – цитируем Матисса, – дают мне возможность писать чистым цветом и эта простота гарантирует точность. Дата создания: 1906 Прорывная для Матиссаработа изображает нескольких обнаженных женщин и мужчин на фоне, наполненном яркими цветами. В 1917 Матисс перебирается на юг Франции, где целенаправленно работает над поиском новых форм живописи, упорно занимаясь внутренним развитием, а также предприняв заметный шаг в сторону кубизма. Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью.
Сам Матисс отмечал, что современные люди – это усталые люди. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок (например, «Накрытый стол — красная гармония», 1908). Его отец Эмиль Ипполит Анри Матисс торговал зерном, а мать Анна Элоиза Жерар расписывала фаянсовую посуду и продавала краски. Анри Эмиль Бенуа Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года в городе Ле-Като.
В Ницце Матисс написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Матисс родился в Ле-Като-Камбреси на севере Франции в семье торговцев красками и семенами. Анри Матисс жил в Ницце до своей смерти и похоронен в этом городе. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
В картинах, созданных между 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам. В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В 1935—1936 художник выполнил несколько картонов для ковров. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
Жил Матисс в это время трудно. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
музей современного искусства Окно. fauves). Доминика и Девы Марии. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 12 В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
В 30-40-х гг. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. сочетался с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Художник дал целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время.
Со второй половины 1900-х гг. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В 1910-х гг. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Доминика, сцены Страстей Христовых).
Таким для него явился Поль Гоген. За картины, выставленные на Осеннем cалоне 1905г. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. По эскизам Матисса делались костюмы для «Русского балета» Сергея Дягилева. Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьереИнтерьер (от французского interieur — внутренний), в архитектуре — внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 году у А. Воллара. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
В 20 лет он начал заниматься в художественной школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где поступил в Школу изящных искусств. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Тема панно — танец. На становление творческих ориентаций Матисса значительное влияние оказало знакомство с негритянской пластикой итальянскими кватрочентистами (путешествие в Италию в 1907) и особенно увлечение искусством мусульманского Востока (поездка в Алжир в 1906, посещение большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Amlie Noellie Parayre). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Ковёр на этой картине – реальный. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Матисс любил писать натюрморты («Красные рыбки», 1912 «Раковина на черном мраморе», 1940), свою мастерскую («Розовая мастерская», 1911), а также обнаженную натуру. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле Като, Нор.
Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. Такой, какой был у Матисса в его доме. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
В это время Матисс экспериментирует с цветом и рисунком, в результате чего в его стиле появились новые черты: цвет стал еще более ярким, а рисунок — изящнее («Одалиска в красных шароварах», 1922). Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Преподавание велось на некоммерческой основе. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров.
Ж. Помпиду, Париж). Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. в Париже, отличавшиеся невиданной прежде интенсивностью цвета, Матисс и его друзья получили прозвище «дикие» (фовисты см. музей изобразительных искусств им. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки.
В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена Анри Матисс работал над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В настоящее время существует в двух версиях. Для дягилевских постановок делал эскизы декораций балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. А. С. Пушкина). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах.
и вакханалии. для собственного дома в Москве. Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Получив диплом юриста, работал в Сен-Кантене адвокатом (1889—1891). Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. В 1905 году Анри Матисс выставил картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Шарля Бодлера), где декоративизм стиля модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. В период 1920-х его излюбленная тема — одалиски: распростертые и сидящие женские фигуры, обнаженные или одетые в восточные костюмы, окруженные многоцветным узором ковров, накидок, занавесей, сосудов (Одалиска в красных шароварах, 1924—1925, Париж, музей Оранжери Одалиски, 1928, Стокгольм, Музей современного искусства). В произведениях 20-х гг.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона.
Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. К 1908 Матисс вступил в пору творческой зрелости. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Море, 1946, Париж, Нац. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В «Танце» ярко-алые фигуры несущихся в неистовом хороводе людей подобны языкам пламени, устремившимся к небу. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. В 1939 Матисс покинул Париж и переехал в Ниццу. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
С нач. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Одновременно художник продолжал заниматься скульптурой (с 1900), работал в технике литографии. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
В зимние месяцы с 1911 по 1913 годов художник посетил Танжер (Марокко), создал марокканский триптихТриптих (от греческого triptychos — сложенный втрое) — 1)3-створчатый складень. Фовизм). Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Превосходный рисовальщик, он несколькими точными и гибкими линиями схватывал позу и мимику модели, форму предмета («Портрет Шарля Бодлера», 1930–32 серия «Художник и модель», 1936 «Женщина с распущенными волосами», 1944 и др. ). В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. музей современного искусства). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
музей современного искусства). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Эрмитаж). Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53).
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
1900 — нач., Анри (Matisse, Henri) 1869, Ле Като-Камбрези, Сев. Эта дружба в его судьбе значила многое. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. По замыслуМатисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
Под влиянием живописи Огюста Ренуара, с которым Матисс познакомился в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») заинтересовался мастерами рококоРококо («причудливый», «капризный» французское rococo от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 века. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1940-х Матисс особенно много занимался комплексным оформлением книги (Пасифая Монтерлана, 1944 Цветы зла Ш. Бодлера, 1947 Избранная любовная лирика Ронсара, 1948 Поэмы Шарля Орлеанского, 1950).
музей изобразительных искусств им. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. 1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптуройСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. ст.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 году. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Углы комнаты даёт другим цветом. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
В 1908 году русский купец Сергей Иванович Щукин заказал художнику три декоративных панноПанно (французское Panneau) — 1) Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. 2) Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка стены или потолка. Мать увлекалась росписью керамики. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
и «графия») — гравюра на дереве и арабским декоративным искусством. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Изображение интерьера — жанр живописи. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве. В 1952 в Ницце был открыт Музей Матисса. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Танжер Зора на террасе Вход в казбу, 1912, Москва, Гос. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. В нач. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В 1930 году поехал на Таити, работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Исчезают стул и обои. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Итоговой работой Матисса стал ансамбль капеллы четок в Вансе (1947—1951). и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). музей современного искусства). Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. музей современного искусства Зульма, 1950, Копенгаген, Гос.
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Панно Танец, 1912, Москва, Гос. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. и костюмов для балета Игоря Федоровича Стравинского «Соловей» (хореография Леонида Федоровича Мясина, постановка С. Дягилева). В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Зачем. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Значительное влияние на молодого Матисса оказала живопись Сезанна (Обнаженная натура.
В 1947–51гг. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создал эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1920 оформил постановку балета Стравинского Соловей. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
А. С. Пушкина). С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Тема панно — танец.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Ж. Помпиду, Париж). Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Рисовать начал в 1890.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Павловича Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Эти произведения, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств в мастерской Густава Моро (1893—1899). А. С. Пушкина). Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его.
Эрмитаж). Развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий, круто изгибающихся, меняющих направление в пространстве (Лежащая обнаженная I, 1907, Балтимор, Художественный музей Две негритянки, 1908, Вашингтон, Смитсоновский институт, Музей Хиршхорн Серпантин, 1909, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика.
В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Анри познакомился с творчеством Аристида Майоля, художниками группы «Наби»«Наби» («набиды») (французское nabis — пророки, от древне-еврейского наби — пророк) — группа художников (М. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Ж. Помпиду).
Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. 4 В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).
Матисс хотел создать свежее и радостное новое искусство. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. К 1906 году он завершил работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» французского поэта-символиста Стефана Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторалиПастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), в литературе — утвердившееся в 17-18 веков наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр). Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Ж. Помпиду). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В работах кон. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ).
Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Из декупажей возник альбом Джаз изданный в 1947. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Картины Матисса подобны ярким декоративным коврам. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Доминика и Девы Марии.
Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). А. С. Пушкина Красная мастерская, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства Настурции. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. — раздельных точечных мазков.
В 1930 Матисс провел три месяца на Таити. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и использовал разнообразные техники. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В «Музыке» Матисс представил изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Стайны подружились с художником. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Впечатления от путешествий в Марокко, Танжер (1912—1913) оставили глубокий след в его творчестве усложняя пространственные решения, художник органично включает экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (трехчастная сюита: Вид из окна. Перед Второй мировой войной (World War II) Матисс иллюстрировал книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Постепенно он освободился от «музейных» впечатлений, палитра его посветлела появилась техника импрессионистического дробного мазка. Под влиянием знакомства с полотнами импрессионистов, постимпрессионистов, а также Тернера (поездка в Лондон в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность.
Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Французский художник. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставил ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. «Парижский танец» известен в трех вариантах. «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные российским промышленником известным коллекционером и благотворителем Иваном Абрамовичем Морозовым. Доминика и Девы Марии.
Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. В 1920 году он исполнял эскизы декорацийДекорация (от позднелатинского decoratio — украшение) — оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира.
Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. А. С. Пушкина Красная комната, 1908 Голубая скатерть, 1909 обе — Санкт-Петербург, Гос. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. Во всяком случае, он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, где свет, по рассказам его друзей художников, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В 1905-07 лидер фовизма. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
музей изобразительных искусств им. он создал проект внутреннего убранства Капеллы четок в Вансе. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св.
С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В поздней живописи маслом Матисс продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном (Красный интерьер, натюрморт на голубом столе, 1947, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Эрмитаж). Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
С 1943 жил преимущественно в Вансе. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж).
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Ряд маленьких фигурок этюдного типа часто выстраиваются в серию, в которой реалистическая форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объемам (Голова Жанетты, 5 версий, 1910—1913 Генриетта, 3 версии, 1925).
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Стиль его живописи заметно упростился рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В 40-х гг. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. С 1901 года начинается активный творческий поиск – Матисс начинает менять свой стиль, он оставляет старые впечатления, его палитра становится светлее, появляются новые техники.
Для московского дома Щукина художник создал настенные панно «Танец» и «Музыка» (1910). Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. В отличие от мастеров кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, оно основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
1930-х Матисс все большее внимание уделяет графике — рисунку пером, офорту, литографии. Дени, П. Боннар и др. ) в Париже (ок. В этих декоративных композициях, решенных в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зеленого и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах — дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности.
И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Занятия живописью требуют времени и денег. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1909 Матисс поселился в собственном доме в Исси-ле-Мулино.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
С 1918 Матисс большую часть года проводил в Ницце. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Анри (1869–1954) — французский художник и скульптор. Летом 1904 Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом поехал на юг Франции, в Сен-Тропез художник начал использовать технику дивизионизмаДивизионизм (от французского division — разделение), в живописи — письмо четко различимыми раздельными мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.
музей современного искусства). жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Разумеется, это иллюзия. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. В дальнейшем красочная точка заметно увеличилась, цветовая энергия ее возросла, появился интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Эрмитаж).
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Все остальное здесь придумал сам Матисс. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
Его первые опыты в живописи Анри Матисса относятся к 1890 году в 1892 Матисс учился в Париже в Академии Жюлиана у А. В. Бугро — мэтра салонного искусства в 1893-98 работал в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Поездка в Испанию зимой 1910—1911 отразилась в живописи Матисса мотивами национального искусства этой страны (Испанский натюрморт, 1911, Базель, Художественный музей). Женщины, написанные лишь несколькими тщательно продуманными линиями, напоминают упрощенные скульптуры, в тохватало обитателям XX века.
музей искусств Композиция (Бархатные ткани), 1947, Базель, Художественный музей). Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. 1890-1905), создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна., увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 году), Поля Сезанна. Испытав влияние импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, он выработал свой собственный изобразительный стиль, который отлича-ли интенсивные цветовые пятна, простой, но выразительный рисунок, декоративная плоскостность («Танец», 1910). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
В 1898 году художник женился на Амели Перейр. После Первой мировой войны (First World War) Матисс преимущественно жил в Ницце. «Красное и черное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Мать, желая развеселить выздоравливающего после операции сына, подарила ему коробку красок.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Доминика и Девы Марии. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета.
«Мне стало неинтересно копировать предмет. Интерьер с незабудками, 1916, Детройт, Институт искусств). Матисс также копировал их манеру письма. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
музей изобразительных искусств им. Франция — 1954, Ницца. Но об этом уже сказано в других разделах. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. А импрессионизм останется в его творческой библиографии как вдохновенный мостик, переправа, приведшая талантливого художника в большое искусство. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin.
Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. музей изобразительных искусств им. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. 1901 год можно назвать годом становления художника. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении.
Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Другое название этой работы – «Десерт». Речь идет о фовизме.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Художник кладет краски крупными пятнами, обводя их четкими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объемов и от передачи глубины пространства. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.