Яркость цветов, простота техники, экспрессия – картины французского художника Анри Матисса поражают неординарностью. Это не значит, что за картинами Матисса не стоит сложной работы сознания художника. Плоскостные картины Матисса проложили последующим поколениям художников путь к абстракции.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции.
Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. В то же время, манера Матисса наносить краску на холст оказала огромное влияние на других художников.
Ему это так понравилось, что он решает стать художником, очень огорчая своего отца. Хотя он был первоначально маркирован Fauve (дикое животное), к 1920-м он все более и более провозглашался как сторонник классической традиции во французской живописи. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Но импрессионизм не стал конечной точкой творческих поисков Матисса. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Матисс обычно расценивается, наряду с Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном, как один из трех художников, которые помогли определить революционные события в пластмассовых искусствах во вводные десятилетия двадцатого века, ответственного за значительные события в живописи и скульптуре.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Спокойная и безмятежная, картина "Урок фортепиано" – это аллегория перехода от детства к мужественности. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Понимать искусство – это не прерогатива высокодуховных личностей иначе в нем нет смысла. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. Но об этом уже сказано в других разделах. Банальная психология: некоторые цвета (например голубой и зеленый) и плавные изгибы воспринимаются людьми как что-то спокойное и безопасное, а яркие цвета (вроде красного) и резкие изломы как что-то динамичное и агрессивное. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок — интенсивных, почти пламенеющих.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Одна из самых известных работ этого периода — «Роскошь, покой и наслаждение». Он работал юристом, пока не увидел картину «Стога сена» Клода Моне. Африканская скульптура, восточные ткани искусство древних египтян и греков, рисунки детей, картины Винсента Ван Гога и Поля Гогена – все эти образы вплеталось в живописную ткань картин Матисса, для которого декоративное и выразительное были неразрывными понятиями. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. fauves). С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В картине с лесом не видно отдельных деревьев, грань между лесом и водой выделена коричневой полосой и мостом, кусочек неба почти сливается со всей зеленью. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
Но со временем Матисс перешел от тире и точек к более широким плоскостям цвета, которые оставили всяческие претензии на реализм. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. Холст, масло. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Он является продолжением ковра на стене. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. На этом можно выстроить интересный сюжет и зритель его обнаружит. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. 260 х 389 см.
Фовизм как стиль начался приблизительно в 1900 и продолжился вне 1910. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Сын Матисса, Пьер Матисс, (1900–1989) открыл галерею современного искусства в Нью-Йорке в течение 1930-х. В первый день по прибытии в Марокко, в последних числах января 1912 года, его встретил проливной дождь ливень продолжался почти месяц, к полному отчаянию художника, прикованному к комнате отеля. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Около апреля 1906 он встретил Пабло Пикассо, который был 11 годами, моложе, чем Матисс.
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. А. Матисс «Музыка» (1910).
Такое может нарисовать слабенький ученик школы искусств. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
А его принципами стало использование ярких цветов, декоративность и упрощенность формы. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись.
Доминика и Девы Марии. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Писал картины на прикрепленных к стене холстах с помощью длинной палки, создавал композиции в технике «декупажа» из кусочков цветной бумаги. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине.
Его Синие сериалы Обнаженных фигур показывают главные примеры этой техники, которую он назвал «живописью с ножницами» они демонстрируют способность принести его глаз для цвета и геометрии к новой среде чрезвычайной простоты, но с игривой и восхитительной властью. И на его холсты, помимо предметов, пробрались впечатления.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Ибо получается, что это какая-то песочница, в которой вы копошитесь. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Живопись стала для него обретением потерянного рая и смысла жизни. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
Что случилось — у него внезапно испортилось зрение или он не окончил картину. Однако, уже через несколько лет, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение и художник совершил несколько путешествий.
Холст, масло. » (Donatello среди диких животных), относясь к скульптуре ренессансного типа, которая жила в комнате с ними. Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы.
Жил Матисс в это время трудно. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. ФотографияВыдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Помогает определиться в пространстве также окно.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Эпоха фовизма и скандальная известность Матисса начались с полотна «Женщина в шляпе». Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны.
Аналогично были восприняты и работы других участников Салона — Дерена, Вламинка, Марке. В период учебы в Школе декоративных искусств (с 1893 по 1895) он знакомится с Альбером Марке, вместе с которым поступает впоследствии в Академию изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Художник Джон Питер Рассел открыл для него теорию цвета, творчество Моне, Писсаро, Дега, Ван Гога, после чего последовал период работы в стиле импрессионистов. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Новые впечатления, знакомства, обстоятельства всегда находили отражение в его творчестве. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. С помощью его помощников он начал создавать бумажные коллажи сокращения или decoupage. Углы комнаты даёт другим цветом. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В настоящее время существует в двух версиях. В 1889 году у Матисса случается приступ аппендицита. Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком.
Все люди на картине находятся в неподвижности. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Критик Луи Воксселльз описал работу с фразой «Donatello parmi les fauves. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Особенного внимания заслуживал его мазок. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Он поехал в Алжир в 1906 изучив африканское искусство и Примитивизм.
Матисс погрузил себя в работу других и вошел в долг от покупки работы от живописцев, которыми он восхитился. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Под впечатлением от их произведений Кандинский начинает создавать свои «Композиции», заимствуя этот термин именно из музыки.
Ж. Помпиду). Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Когда картина, которая была выбрана для специального осуждения, Женщины Матисса со Шляпой, была куплена Гертруд и Лео Стайном, мораль приведенного в боевую готовность художника улучшилась значительно. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
В 1905 он путешествовал на юг снова, чтобы работать с Андре Дереном в Collioure. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Другое название этой работы – «Десерт». Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства иначе творить вторую натуру, пронизанный светом цветной космос, параллельный и органичный по отношению к живой природе. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. У Анри и Амели один за другим родились два сына. На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Все, внимание зрителя потеряно.
В 1898, на совете Камиль Писсарро, он поехал в Лондон, чтобы изучить картины Дж. Тема панно — танец. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Эпитет «дикие», прозвучавший в их адрес, дал имя целому направлению.
Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Покупка картины и скандал вокруг нее сыграли на руку талантливому экспериментатору.
Речь идет о фовизме. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Искусство должно быть понятно любому. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Выставка собралась, резкая критика — «Горшок краски была брошена перед лицом общественности», сказал критик Камиль Моклер — но также и некоторое благоприятное внимание. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. 1901 год можно назвать годом становления художника. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. От карьеры присяжного поверенного его избавили аппендицит и увлечение матери росписью по керамике.
Ж. Помпиду, Париж). Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме.
Именно в этот момент юный Генри впервые берет в руки кисть и начинает рисовать. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Но за рамки песочницы это восхищение не выходит. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Выйдя из больницы, Анри стремительно наверстывал упущенное.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Вскоре Матисс уже добивался у отца разрешения учиться в Париже на художника.
Созданный в загородном доме Матисса, этот холст изображает художника и его жену, разговаривающими в комнате с видом на сад. Первоначально, эти части были скромны в размере, но в конечном счете преобразовали в работы размера помещения или фреску. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Несколько лет назад в Питере был на выставке современного искусства. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Коллекция Конуса теперь показана в Балтиморском Художественном музее.
Ковёр на этой картине – реальный. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Разумеется, это иллюзия. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Все проще: Матисс познакомился с творчеством импрессионистов, конкретно — Поля Сезанна. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
Эти два стали друзьями на всю жизнь, а также конкурентами и часто сравниваются. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Творить он не переставал до конца.
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру.
Ж. Помпиду). В последние годы состояние здоровья художника ухудшилось. Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Исчезают стул и обои. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Это движение к упрощению и предзнаменованию предназначенного для вырезания метода также очевидно в его рисующей Крупной Наклонной Обнаженной фигуре (1935). Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.
Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
Тема панно — танец. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Лидерами движения был Матисс и Андре Дерен. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. Галерея Pierre Matisse, которая была активна с 1931 до 1989, представленная и показала много европейских художников и несколько американцев и канадцев в Нью-Йорке часто впервые. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Он расположен чуть выше напольных часов без стрелок, как будто намекая, что время останавливается, когда художник работает.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Краски, принесенные ею в больницу, остались в его руках навсегда. Матисс работал над этой живописью в течение нескольких месяцев и зарегистрировал прогресс с серией 22 фотографий, которые он послал Этте Коун.
Он был чертежником, гравером и скульптором, но известен прежде всего как художник. Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике. Так и случилось.
У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Предметами, окрашенными наиболее часто обоими художниками, были женщины и натюрморт с Матиссом более вероятно, чтобы разместить его фигуры в полностью реализованные интерьеры. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Это невозможно, если вы не умеете управлять взглядом зрителя. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Фоном им служат синее небо и зеленая трава.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Движение как таковое продлилось только несколько лет, 1904–1908 и имело три выставки. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Доминика и Девы Марии.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Анри-Эмиль-Бенуа Матисс (31 декабря 1869 – 3 ноября 1954), был французский художник известный его использованием цвета и его жидким и оригинальным черчением. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Конкретика ушла, мазки стали решительнее, цвета — чище, границы размылись.
Преподавание велось на некоммерческой основе. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Такой, какой был у Матисса в его доме. М. В. Тернера и затем пошел на поездку в Корсику. Позже состоялось его знакомство с Полем Синьяком, виднейшим последователем основателя дивизионизмаЖоржа Сёра.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
Стайны подружились с художником. Так ведь не должно быть. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).
Очертания стола с трудом угадываются. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Анри Матисс.
В 1905 году художник повергает критиков настоящий шок. Ни одной лишней детали. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Эффект на искусство Матисса был новой смелостью в использовании интенсивного, несмодулированного цвета, как в L39Atelier Rouge (1911). Гармония интенсивных и чистых цветов вызвала отторжение. Существуют лишь предположения искусствоведов. Он знакомился с художниками разных стран.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Кто-то делает куличики, а кто-то ими восхищается. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового.
Он рос в Bohain-en-Vermandois, Picardie, Франция. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Даже водопроводчику. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». После 1930 новая энергия и более смелое упрощение появились в его работе. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Он продолжал поглощать новые влияния. Это привлекает внимание и заставляет присмотреться более тщательно. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, цвета и света.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Цены на его работы и интерес к ним стали расти. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
Он обнаружил «своего рода рай», поскольку он позже описал его и решил стать художником, очень неутешительным его отец. За время двухмесячного пребывания на больничной койке Матисс копировал цветные открытки. Матисс и группа художников, теперь известных как «Fauves», показанный вместе в комнате в Salon d39Automne в 1905.
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи.
В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Анри Матисс всегда чувствовал в цвете силу, способную подчеркнуть ощущение. Больше ничего нет.
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Мне кажется, что искусство должно быть понятно каждому. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым». Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Зачем.
В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Матисс показал Открытое Окно и Женщину со Шляпой в Салоне. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур.