Образ является широким обобщением, так как судьба героя — участь многих художников и писателей, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма. Но в отличие от мастера автор не отказывался от своего детища.
Название и эпиграф определяют главные темы произведения. На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Так не прекращающимся ни на секунду следствием и ознаменовалось утро субботнего дня. Впервые роман был опубликован в 1966-1967 гг. У стоящих внизу в молчании на лицах появилось выражение полного недоумения. Надо отдать справедливость тому, кто возглавлял следствие.
И мало этого, по квартире проходили с сетью, проверяя все углы. Самого же мастера и его возлюбленную ждет, как и было обещано, покой. Заведующий программным отделением зрелищной комиссии Китайцев клялся и божился, что никакой программы представления никакого Воланда пропавший Степа Лиходеев ему на утверждение не присылал и ничего о приезде такого Воланда Китайцеву не телефонировал.
Одновременно через черный ход ворвалась вторая группа захвата. Афраний тем временем навещает молодую женщину по имени Низа. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. «Никогда и ничего не просите. Да, материалу было уже много и было известно уже, кого и где ловить.
Она назначает юноше свидание в саду близ Ершалаима. А между тем всякий раз, как в нее направлялись, решительно никого в ней не оказывалось. И то же самое – никакого впечатления ни на кого это не произвело.
Но если допустить первое, то несомненно, что, проваливаясь, он прихватил с собою всю головку администрации Варьете, а если второе, то не выходит ли, что сама администрация злосчастного театра, учинив предварительно какую-то пакость (вспомните только разбитое окно в кабинете и поведение Тузабубен. ), бесследно скрылась из Москвы. Через минуту она спала и никаких снов в то утро она не видела. Дозвониться до милиции он не может, в трубке ему мешает женский голос.
Выходит Воланд, которому Азазелло на блюде подносит голову Берлиоза. В это время вводили Римского, привезенного в ленинградском поезде. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше.
Да дело-то в том, что поймать-то никаким образом нельзя было. Прокуратор струсил, побоялся быть обвинённым в государственной измене. Однако власть и величие не сделали его счастливым. Никогда и ничего и в особенности у тех, кто сильнее вас. Он подсыпал новых данных.
Словом, знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба. Да, квартира N 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было. И в то, что «царство истины И справедливости» обязательно наступит. Хотя, впрочем, за это очень строго его судить нельзя.
Пилат губит и свою душу, вынося приговор Иешуа. В романе он жестоко вершит судьбы людей, его называют «свирепым чудовищем». Каждый человек несёт в себе добро и любовь.
Воланд говорит, что такую малость королева может сделать и сама, а его предложение остается в силе – и тогда Маргарита наконец желает, чтобы ей «сию же секунду вернули ее любовника, мастера». Московская линия перемежается с линией Ершалаима, чтобы в конце произведения соединиться — мастер встречает своего героя (римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата) и решает его судьбу. По временам эта квартира отвечала то трескучим, то гнусавым голосом на телефонные звонки иногда в квартире открывали окно, более того из нее слышались звуки патефона. Но вот Иван Николаевич Бездомный следователя заинтересовал чрезвычайно. Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать. Он подсыпал новых данных.
Кот прицелился и, летая, как маятник, над головами пришедших, открыл по ним стрельбу. Да, квартира N 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было. Вызываю на дуэль. Квартира была давно уже под подозрением.
Сопоставление же показаний Аркадия Аполлоновича с показаниями других, в числе которых были некоторые дамы, пострадавшие после сеанса (та, в фиолетовом белье, поразившая Римского и, увы, многие другие) и курьер Карпов, который был посылаем в квартиру 50 на Садовую улицу, – собственно, сразу установило то место, где надлежит искать виновника всех этих приключений. Да, квартира 50 пошаливала, а поделать с этим ничего нельзя было. Поэт соглашается. Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать. Римский покидает Москву. Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула. Грохот потряс квартиру. Посетительницы магазина на сцене Варьете вдруг оказываются без одежды на улице.
За это он получил ужасающее наказание — вечные мучения совести («двенадцать тысяч лун») и вечное одиночество. Но после восьми редакций, одна из которых была автором сожжена, произведение получилось не сатирическое, а философское и дьявол в образе загадочного чёрного мага Воланда стал всего лишь одним из персонажей, далеко не главным. Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. Пропавшего Римского разыскали с изумляющей быстротой. Единственное существо, к которому привязан Понтий Пилат — собака.
Интересно отметить, что душа Маргариты находилась в полном порядке. Солдаты остаются и страдают от жары. Прием заканчивается и Маргарита должна облететь залы и уделить внимание гостям.
Сопоставление же показаний Аркадия Аполлоновича с показаниями других, в числе которых были некоторые дамы, пострадавшие после сеанса (та, в фиолетовом белье, поразившая Римского и, увы, многие другие) и курьер Карпов, который был посылаем в квартиру N 50 на Садовую улицу, – собственно, сразу установило то место, где надлежит искать виновника всех этих приключений. Римский догадывается, что перед ним вампир. Заперев дверь, Варенуха хочет с ним расправиться, в окно входит обнаженная девица.
В названии заключена тема любви и творчества. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. Через час пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы "Астория", в четвертом этаже, рядом с номером, где остановился заведующий репертуаром одного из московских театров, гастролировавших в то время в Ленинграде, в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение.
Несмотря на данное Азазелло обещание больше не лгать, администратор начал именно со лжи. На первое место вышли темы вечной любви, творчества, поиска правды и торжества справедливости. К Ивану Бездомному в лечебнице приходят медики во главе с доктором Стравинским.
На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка».
И если его свита (Азазелло, кот Бегемот, Коровьев-Фагот, ведьма Гелла) совершает мелкие пакости (по заслугам достаётся пьянице Лиходееву, хаму Варенухе, атеисту Берлиозу, случайному любопытному зрителю Аркадию Семплеярову, жадным и бесчестным Босому и Ласточкину, доносчику Алоизию и многим другим), то сам мессир остаётся в стороне от их проказ, сохраняя спокойствие и вежливость. По этой трубе кот взобрался на крышу. Он и пророчит Берлиозу, что ему отрежет голову «русская женщина комсомолка», ведь Аннушка уже купила подсолнечное масло и разлила его. Словом, знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба. Тут прибавились новые и очень интересные данные.
Бездомный отвечает, что сам человек всем и управляет. Однако вместо решения своей проблемы та требует, чтобы Фриде перестали подавать платок. Загорелось как-то необыкновенно, быстро и сильно, как не бывает даже при бензине. Возможно, этого желал и сам Булгаков.
Иностранец спрашивает у Берлиоза, кто, по его мнению, если не Бог, управляет людьми и порядком на земле. У стоящих внизу в молчании на лицах появилось выражение полного недоумения. Образ Иешуа поднимает тему высокого долга служения истине.
И мало этого, по квартире проходили с сетью, проверяя все углы. Мастер же проявил малодушие и под давлением жизненных обстоятельств отказался бороться за истину и нести её свет людям, не выполнил своей миссии до конца (спрятался в сумасшедшем доме). Иван сопоставляет эти слова со сказанными загадочным иностранцем и решает призвать его к ответу. Князь тьмы появляется в Москве, чтобы испытать нравственность москвичей узнать изменились ли люди за тот многовековой путь, который прошло человечество со времени тех событий, о которых рассказывается в романе мастера о Пилате. Квартира была давно уже под подозрением.
Так вот, как и было сказано, дело тянулось таким образом до субботнего рассвета. Через час пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы «Астория», в четвертом этаже, рядом с номером, где остановился заведующий репертуаром одного из московских театров, гастролировавших в то время в Ленинграде, в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение. Дело в том, что ни коту, ни пришедшим она не причинила никакого вреда. Зрители жалеют конферансье, Воланд рассуждает вслух, что люди, в общем, остаются прежними, «квартирный вопрос только испортил их» и велит приставить голову обратно. Маргарита, он погружается в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни и творить. Стрельба вызвала панику на асфальте во дворе.
Так вот, как и было сказано, дело тянулось таким образом до субботнего рассвета. И уж по глазам Китайцева можно было видеть и смело сказать, что он чист, как хрусталь.
А между тем всякий раз, как в нее направлялись, решительно никого в ней не оказывалось. Сопоставление же показаний Аркадия Аполлоновича с показаниями других, в числе которых были некоторые дамы, пострадавшие после сеанса (та, в фиолетовом белье, поразившая Римского и, увы, многие другие) и курьер Карпов, который был посылаем в квартиру N 50 на Садовую улицу, собственно, сразу установило то место, где надлежит искать виновника всех этих приключений. Пропавшего Римского разыскали с изумляющей быстротой.
Потом вереницей пошел целый ряд людей и в числе их – Николай Иванович, только что арестованный исключительно по глупости своей ревнивой супруги, давшей знать в милицию под утро о том, что ее муж пропал. Бездомный отвечает, что отправится прямо в милицию докладывать о проклятом консультанте. — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Те, в свою очередь, тоже открыли стрельбу.
Надо отдать справедливость тому, кто возглавлял следствие. Туда, туда. И мало этого, по квартире проходили с сетью, проверяя все углы. сидел громадный черный кот». Он утверждает, что человек может построить новое общество и что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». И наконец финдиректор видит, что Варенуха не отбрасывает тени.
Обнаруженный прячущимся в платяном шкафу четыреста двенадцатого номера «Астории» Римский был немедленно арестован и допрошен в Ленинграде же. В мастере угадываются черты самого Булгакова: есть внешнее сходство (сухощавость, шапочка-ермолка), отдельные эпизоды его литературной судьбы, общее для обоих чувство отчаяния от невозможности выпустить свои творения в свет, жажда покоя. Дело в том, что ни коту, ни пришедшим она не причинила никакого вреда.
Да дело-то в том, что поймать-то никаким образом нельзя было. Грохот потряс квартиру. в журнале «Москва», а без купюр — только лишь в 1973 г. До сих пор продолжается текстологическая работа над произведением, так как окончательной авторской редакции не существует. На пол посыпались хрустальные осколки из люстры, треснуло звездами зеркало на камине, полетела штукатурная пыль, запрыгали по полу отработанные гильзы, полопались стекла в окнах из простреленного примуса начало брызгать бензином. А прогнать меня ты уже не сумеешь.
Бенгальский покидает сцену и его увозит скорая помощь. В трижды проклятой квартире N 50, несомненно, надо повторить, кто-то был. Ими, впрочем, занимались мало. – проорал кот, пролетая над головами на качающейся люстре и тут опять в лапах у него оказался браунинг, а примус он пристроил между ветвями люстры. Кто-то из пришедших, чтобы это окончательно проверить, выпустил штук пять в голову окаянному животному и кот бойко ответил целой обоймой. Пропавшего Римского разыскали с изумляющей быстротой.
Во имя этой истины Иешуа пошёл на смерть и до конца исполнил своё высокое предназначение. Воланд отпускает Берлиоза в небытие и череп его превращается в чашу. Булгаков не закончил роман, хотя работал над ним до последних дней своей жизни. Из зала слышно предложение: «Голову ему оторвать. » – и кот отрывает Бенгальскому голову. в гостиной на каминной полке. Незнакомец рассуждает о том, что человек может оказаться «внезапно смертным».
Следователь ушел от Иванушки, получив весьма важный материал. Но длилась она недолго и сама собой затихла, никому не причинив ни малейшего вреда. Роман многослоен и допускает различные толкования. Блуждая глазами, Иван Савельевич заявлял, что днем в четверг он у себя в кабинете в Варьете в одиночку напился пьяным, после чего куда-то пошел, а куда – не помнит, где-то еще пил старку, – а где – не помнит, где-то валялся под забором, а где – не помнит опять-таки.
Надо отдать справедливость тому, кто возглавлял следствие. Первоначально произведение задумывалось как сатира о дьяволе и имело разные варианты названий: «Чёрный маг», «Князь тьмы», «Консультант с копытом» или «Великий канцлер». Несмотря на все старания поэта догнать их, они скрываются. Через час пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы «Астория», в четвертом этаже, рядом с номером, где остановился заведующий репертуаром одного из московских театров, гастролировавших в то время в Ленинграде, в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение.
Среди других пассажиров из него высадился один странный пассажир. Персонажи одной линии дублируют персонажей другой. Тут прибавились новые и очень интересные данные. Сопоставление же показаний Аркадия Аполлоновича с показаниями других, в числе которых были некоторые дамы, пострадавшие после сеанса (та, в фиолетовом белье, поразившая Римского и, увы, многие другие) и курьер Карпов, который был посылаем в квартиру 50 на Садовую улицу, – собственно, сразу установило то место, где надлежит искать виновника всех этих приключений.
А были там уже не раз и в разное время суток. М. Булгаков работал над романом 12 лет (1928-1940), последние вставки продиктованы жене за три недели до смерти. Все было так, как будто так и должно быть. Кот прицелился и, летая, как маятник, над головами пришедших, открыл по ним стрельбу.
Он подсыпал новых данных. У главного героя романа нет имени, вся суть его жизни — творчество. Конферансье называет происходящее «массовым гипнозом» и уверяет зал, что бумажки ненастоящие, но артисты снова опровергают его слова. Эпиграфом взяты строки И. Гете из «Фауста»: так кто ж ты, наконец.
После этого червонцы начинают падать с потолка и люди ловят их. Философский смысл романа — постижение истины. Тут прибавились новые и очень интересные данные.
Беречь твой сон буду я», – подхватывает Маргарита. Следователь не сомневался в том, что эти события начались с убийства на Патриарших. Степа видит незнакомца в черном, который утверждает, что Лиходеев назначил ему встречу.
Так вот, как и было сказано, дело тянулось таким образом до субботнего рассвета. Квартира была давно уже под подозрением. С тех пор вот уже 30 лет Фриде каждое утро приносят тот самый платок. А между тем всякий раз, как в нее направлялись, решительно никого в ней не оказывалось.
«Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Да, материалу было уже много и было известно уже, кого и где ловить. Николай Иванович не очень удивил следствие, выложив на стол шутовское удостоверение о том, что он провел время на балу у сатаны.
Все было так, как будто так и должно быть. Да дело-то в том, что поймать-то никаким образом нельзя было. Все попытки поймать наглого котяру были безуспешны. Но длилась эта стрельба очень недолго и сама собою стала затихать.
Такое предсказание не нравится обоим приятелям. По временам эта квартира отвечала то трескучим, то гнусавым голосом на телефонные звонки иногда в квартире открывали окно, более того из нее слышались звуки патефона. В это время вводили Римского, привезенного в Ленинградском поезде. Но крик петуха пугает их, Римскому ничего не угрожает.
Выходило что-то, воля ваша, несусветимое: тысячи зрителей, весь состав Варьете, наконец, Семплеяров Аркадий Аполлонович, наиобразованнейший человек, видели этого мага, равно как и треклятых его ассистентов, а между тем нигде его найти никакой возможности нету. В трижды проклятой квартире 50, несомненно, надо повторить, кто-то был. И то же самое никакого впечатления ни на кого это не произвело. Нечего и говорить, что свои показания больной финдиректор закончил просьбой о заключении его в бронированную камеру.
Чашу подносят Маргарите и она пьет. Несмотря на данное Азазелло обещание больше не лгать, администратор начал именно со лжи. Пилат — олицетворение власти в романе. Дело в том, что ни коту, ни пришедшим она не причинила никакого вреда. – Вызываю на дуэль.
Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером. Стрельба вызвала панику на асфальте во дворе. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро.
Воланд объявляет Степе, что он в квартире лишний и вышедший из зеркала низенький рыжеволосый клыкастый субъект по имени Азазелло предлагает «выкинуть его ко всем чертям из Москвы». Это видит Римский из окна. Кто-то из пришедших, чтобы это окончательно проверить, выпустил штук пять в голову окаянному животному и кот бойко ответил целой обоймой. У стоящих внизу в молчании на лицах появилось выражение полного недоумения. Дверь квартиры N 50, умело открытая отмычкой, распахнулась.
В финале романа герой обретает покой, с ним остаётся его муза. Он, отправляя на смерть невиновного, совершает насилие, не имеющее никакого оправдания. И то же самое – никакого впечатления ни на кого это не произвело. Снаружи раздались выстрелы.
Но если допустить первое, то несомненно, что, проваливаясь, он прихватил с собой всю головку администрации Варьете, а если второе, то не выходит ли, что сама администрация злосчастного театра, учинив предварительно какую-то пакость (вспомните только разбитое окно в кабинете и поведение Тузабубен. ), бесследно скрылась из Москвы. А были там уже не раз и в разное время суток. Хотя, впрочем, за это очень строго его судить нельзя. Вскоре после распятия зрители покидают гору, не выдержав зноя.
А были там уже не раз и в разное время суток. По его словам, Степа действительно напился в чебуречной «Ялта» с телеграфистом и устроил розыгрыш с телеграммами, а также учинил множество безобразных выходок, оказавшись в итоге в вытрезвителе. Но следователь был уверен в том, что Берлиоз бросился под трамвай (или свалился под него), будучи загипнотизированным. В трижды проклятой квартире N 50, несомненно, надо повторить, кто-то был.