Однако в печать книгу не взяли, а когда отрывок все же был опубликован, рецензии в газетах оказались провальными – критики называли роман «пилатчиной», а автора клеймили «богомазом» и «воинствующим старообрядцем». Немного больше – два больших балыка смог унести с собой директор ресторана Д. Г. Арчибальд Арчибальдович (как и у Скабичевского, огонь пощадил рыбу). Оспорив ответ, что «сам человек и управляет», он предсказал Берлиозу смерть: ему отрежет голову «русская женщина, комсомолка» – и весьма скоро, так как некая Аннушка уже разлила подсолнечное масло. Булгаков не дает прямого указания. Мне пора. Началась страшная паника.
На лицах всех было выражение испуга. Цирк Никитиных упоминается в «Собачьем сердце». Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя. Там пылал трехэтажный дом напротив музея.
Однако в этом рассказе при всей ироничности его интонации картина обрисована страшная. С домом Пигита связаны известные имена. Что ваши сижки, судачки. Вы можете ошибиться и притом весьма крупно. С трюфелями.
Он искал под столами консультанта, обвиняя его в смерти Берлиоза. Стравинский убедил поэта, что ему не поверят и сразу вернут в лечебницу. Вскоре после этого мастер подружился с поклонником литературы по имени Алоизий Могарыч, который очень не понравился его возлюбленной.
Он представляется Мастером. Так, критик Мстислав Лаврович – это пародия, через лавровишневые капли, на писателя и драматурга Всеволода Витальевича Вишневского (1900-1951), одного из ревностных гонителей Булгакова, много способствовавшего, в частности, срыву постановки Кабалы святош в ленинградском Большом Драматическом Театре. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой.
По справедливости он считался самым лучшим в Москве. Я тебя покидаю навек. Незнакомца в лечебницу тоже привел Понтий Пилат – гость Ивана написал о нем роман. Ф. Ф. Раскольников, один из руководителей советских военно-морских сил, а позднее дипломат, в конце 20-х годов был начальником Главреперткома и редактором журнала Красная Новь. Берлиоз после этих слов начал подозревать иностранца в сумасшествии.
Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Стало известно, что приехал из морга Желдыбин. В. И.
Не дождавшись его, литераторы спустились в ресторан. Пожар в романе уничтожил те дома, которые были порождены фантазией писателя, в том числе и Д. Г., позволяя считать все происшедшее сном, не оставившим никаких следов в реальной жизни. Мастер интересуется у поэта, как он попал сюда.
Похитив оттуда образок и свечку, Бездомный продолжает погоню и перемещается к Москве-реке. Подпись: «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). В варианте 1934 г. Маргарита и Мастер наблюдали пожар почти так же, как и А. Я. Панаева. Словом, написала либретто.
При этом, попасть туда человек с улицы не мог, ресторан был только «для своих». Когда она продолжает полет, ее догоняет Наташа верхом на борове. Булгаков наглядно демонстрирует падение литературных нравов со времен Скабичевского.
Здесь, так же как в поразительном по эмоциональному воздействию рассказе «Ханский огонь», слышен вопль тоски по сметенному слепой стихией, навсегда ушедшему прошлому великой страны, ее истории, укладу, ее надеждам, людям. Берлиоз потребовал доказательств и иностранец начал рассказывать о Понтии Пилате. Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)».
Конферансье назвал происходящее «массовым гипнозом» и уверил зал в том, что бумажки ненастоящие. Председатель Главреперткома в 1932-1937 гг. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен.
Хочет, чтобы М. А. прочитал. Рецензии между тем продолжали выходить и мастер начал сходить с ума. Мастер снял ее после того, как однажды выиграл сто тысяч рублей. Но артисты снова опровергнули его слова. В студиях, снимаемых Кончаловским известным живописцем и театральным художником Якуловым, бывали Шаляпин, Игумнов, Прокофьев, Качалов, Москвин, Алексей Толстой, Мейерхольд, Орлов, Коненков, подолгу гостил Суриков.
Дешевка это, милый Амвросий. Как свидетельствуют записи в дневнике третьей жены писателя Е. С. Булгаковой, Апраксина-Лавринайтис была знакома с Булгаковым и в марте 1939 г. безуспешно пыталась дать ему свое либретто для Большого Театра. Речь идет о романе французского писателя, Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо) (1844-1924) На белом камне (1904), где герой, оказавшись в социалистическом будущем, не может попасть в ресторан, так как от него требуют предъявить членский билет какой-либо трудовой артели. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова.
Впечатления того времени воплотились в военно-морской прозе Л. А. Рейснер. А драгоценности идут на нужды индустриализации — например, на покупку станков. Ленина.
В спектаклях этого театра участвовали советские и иностранные артисты-гастролёры. Кто скажет что-нибудь в защиту зависти. И в печке у меня вечно пылал огонь.
Она стала прототипом женщины-комиссара в пьесе Всеволода Вишневского Оптимистическая трагедия (1933). Не ищи меня, это бесполезно. При пожаре Д. Г. как бы зияющая пасть с черными краями появилась в тенте и стала расползаться во все стороны. В день похорон Берлиоза, Маргарита сидела на скамейке в Александровском саду. Штурман Жорж – это не только пародия на французскую писательницу Жорж Санд (Аврору Дюпен) (1804-1876) (под таким псевдонимом пишет присутствующая на заседании в Д. Г. московская купеческая сирота Настасья Лукинична Непременова, автор морских батальных рассказов).
Из зала поступило предложение: «Голову ему оторвать. » – и кот оторвал Бенгальскому голову. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все.
А филейчики из дроздов вам не нравились. Да и точно можно было испугаться скачущих экипажей, бегущей толпы народа и крика кучеров. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном и каким рестораном. Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец)».
У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Другим прототипом Штурмана Жоржа, скорее всего, стала Лариса Михайловна Рейснер (1895-1926), писательница и активный участник гражданской войны, во время которой она вместе со своим мужем Федором Федоровичем Раскольниковым (Ильиным) (1892-1939) в качестве политработника находилась на кораблях красного флота. Там же располагался писательский ресторан. При себе у него связка ключей, украденных у фельдшера.
Зрители пожалели конферансье, Воланд порассуждал вслух, что люди, в общем, остались прежними, «квартирный вопрос только испортил их» и повелел приставить голову обратно. Затем в беседу литераторов вмешался незнакомец, похожий на иностранца.
Ныне здесь находится Московский театр сатиры. Во всех редакциях романа, кроме последней, масштаб пожаров в Москве, вызванных подручными Воланда, приближался к масштабу петербургских пожаров в описании Скабичевского, причем было много жертв. Вечером Воланд со свитой прибыли в Варьете и началось представление. Помните, Амвросий. Как врачу, ему, по-видимому, было интересно «выстроить» совершенную больницу, оснащенную чудесами техники и непомерно вежливым персоналом. Перепела по-генуэзски. Подпись: «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новела) до одного года (роман, трилогия).
Психиатрическая больница, где «лечились» Бездомный и Мастер — «знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки», — плод футуристической иронии Булгакова. Там он решает искупаться, после чего обнаруживает, что его одежда украдена. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все.
Когда магазин исчез, голос из зала потребовал обещанного разоблачения. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверью золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». В это время Булгаков не побоялся подвергнуть публичной критике пьесу Раскольникова Робеспьер (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, автор пьесы был настолько взбешен критикой, что ее муж даже опасался выстрела в спину). В комнату тут же ворвалась ожившая половая щетка. Завершив рассказ, незнакомец заявил, что лично присутствовал при описываемых им событиях. Вы судите по костюму.
Ряд литераторов МАССОЛИТа, обитающих в Д. Г. имеет своих прототипов. Здание называлось «домом Грибоедова» на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова. Весь нижний этаж «Грибоедова» был занят рестораном, который считался самым лучшим в Москве. Эта возможность бывшего циркового помещения используется Булгаковым в эпизодах «сеанса черной магии», данной Воландом. Очевидно, у Полиевкта Эдуардовича и Бескудникова был общий прототип – писатель и драматург Владимир Михайлович Киршон (1902-1938), гонитель и конкурент Булгакова.
Одевшись в то, что есть – рваную толстовку и кальсоны – Иван решает поискать иностранца «у Грибоедова» – в ресторане МАССОЛИТа. Больше всего, со скидкой на утопизм, подходит больница им.
Шипящий в горле нарзан. Вскоре мастер встретил свою возлюбленную. Огонь, проскочив сквозь нее, поднялся до самой крыши грибоедовского дома.
И не только потому, что размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лиловыми лошадьми с ассирийскими гривами, не только потому, что на каждом столике помещалась лампа, накрытая шалью, не только потому, что туда не мог проникнуть первый попавшийся человек с улицы, а еще и потому, что качеством своей провизии Грибоедов бил любой ресторан в Москве, как хотел и что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене. За мной. А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках.
Он вторгается в незнакомую квартиру, будучи уверен, что злокозненный профессор скрывается именно там. В этом объединении Булгаков предполагал издавать своего Мольера. Прообразом Варьете послужил Московский мюзик-холл, существовавший в 1926–1936 годах и располагавшийся неподалеку от «нехорошей квартиры» по адресу: Б. Садовая, 18.
Прощай», – написала она мужу. Затем в ресторане появился Иван Бездомный – босой, в кальсонах, с иконкой и свечой. Психиатрическая клиника профессора Александра Николаевича Стравинского является одним из романных «центров притяжения», в котором сходятся персонажи, столкнувшиеся с Воландом или его свитой.
драматург и театральный критик Осаф Семенович Литовский (1892-1971) был одним из самых непримиримых противников Булгакова и деятельно способствовал запрещению всех булгаковских пьес. Выйдя на набережную Фонтанки, мы пошли вдоль нее по направлению к Семеновскому мосту. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном и каким рестораном.
Двухкомнатная квартирка располагалась в подвале маленького домика в садике. Также существует версия, что особняком Маргариты является дом 21 на Остоженке. Маргарита через окно проникает в квартиру критика Латунского и устраивает там погром. Однако Сокольники во времена Булгакова были уже далеко не «под Москвой», да и весь лечебный антураж выглядит прямой насмешкой над действующими в Москве психиатрическими лечебницами. Ну что же спрашивать.
Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном и каким рестораном. Кто скажет что-нибудь в защиту зависти. Строение выполнено в стиле модерн.
Обращаться к М. В. Подложной, Перелыгино (пародия на дачный писательский поселок Переделкино), Касса, Личные расчеты скетчистов, Квартирный вопрос, Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). Бенгальский покинул сцену, его увезла скорая помощь. 5 марта Елена Сергеевна отметила: Звонок. Эх-хо-хо Да, было, было. Ялта, Суук-Су, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец).
Не дом Эльпита (Пигита), а процветающее прошлое могучей России сгинуло в огне безумного переворота. У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста.
Зданий не было уже видно: одно бушующее пламя, нечто вроде Дантова ада. Расшифровки этого сокращения в тексте Мастера и Маргариты нет, однако наиболее вероятным представляется Мастера (или Мастерская) социалистической литературы, по аналогии с существовавшим в 20-е годы объединением драматургов МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драмы). Председательствовать должен был Берлиоз. – Б. С. ). Дом напоминает средневековый замок имеющий ассиметричную композицию.
Оседлав ее, Маргарита на глазах у Наташи и соседа снизу Николая Ивановича улетела в окно. Д. Г. – это пародия на Дом трудолюбия. А после этого заявил, что Иисус все-таки существовал. Булгаковская мысль о том, что противоестественно считать человека способным к творческому труду – писательству только на основании его принадлежности к литературной организации, оказывается созвучна традиции.
Идиллическая картина этого медицинского заведения, вероятно, могла бы соответствовать правительственной «Грановке» (Кремлевской больнице на улице им. Кто скажет что-нибудь в защиту зависти. По справедливости он считался самым лучшим в Москве. У этой двери также была очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Бездомный ответил, что отправится прямо в милицию докладывать о консультанте. Неслучайно в Д. Г. такое большое место занимает роскошный ресторан.
Ночью в палату к Ивану приходит неизвестный, тоже пациент лечебницы. Рассказ предназначался для публикации (главной заботой Булгакова в эти годы был кусок хлеба). Фамилия неразборчивая. Существование в Москве подобных психиатрических лечебных заведений не отмечено.
Что отварные порционные судачки. Таких расположенных друг над другом студий в доме было три. Ресторан Клуба театральных работников, располагавшийся в Старопименовском переулке, на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка (дом 11) на Страстном бульваре, где размещалось журнально-газетное объединение (Жургаз). Булгаков часто бывал в этом доме. Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними.
По справедливости он считался лучшим в Москве. Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж. Подпись: Полнообъемные творческие отпуска от двух недель (рассказ-новелла) до одного года (роман, трилогия). Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя.
По губам вашим вижу, что помните. Но тут она увидела роскошный дом, в котором живут литераторы. Схема была такая: человек сдает в Торгсине драгоценности, получает боны и на эти боны покупает вожделенный продуктовый и непродуктовый дефицит. И. Сергеевым) (1829-1908).
Чтобы освободить квартиру, Лиходеева переместили в Ялту. За ним бежала толпа народа. «Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин. » – произнес Коровьев. В саду Жургаза, куда проникнуть можно было только по специальным пропускам играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший популярный в 20-е и 30-е годы фокстрот Аллилуйя американского композитора Винцента Юманса (в булгаковском архиве сохранились ноты этого фокстрота).
Но довольно, ты отвлекаешься, читатель. «Дом Грибоедова» – здание МАССОЛИТа. Для поджогов Бегемот и Коровьев используют зажигательную смесь из примуса – бензин.
Лишь в последней редакции Мастера и Маргариты сгорело всего несколько зданий, вокруг которых разворачивалось действие и обошлось без жертв. Да джаз, да вежливая услуга.
Мимо нас проскакал рысью, нам навстречу император, верхом на коне, окруженный свитою. Поэта Ивана Бездомного привезли в психиатрическую клинику профессора Стравинского. Слово «торгсин» было официальным сокращением от целого предложения — торговля с иностранцами.
А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики. У Булгакова: Первый пожар подплыл под ноги поэту на Волхонке. Бегемот и Коровьев так легко меняются фамилиями Панаев и Скабичевский.
После этого червонцы начали падать с потолка. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. 8 марта писательница позвонила вторично и оказалось, Сергей Мятежный. На лечение в больницу отправляют сотрудников филиала зрелищной комиссии, поющих хором про «Славное море». Место, где располагается клиника Стравинского, относится к числу самых топографически «зашифрованных» адресов «Мастера и Маргариты». «Прости меня и как можно скорее забудь.
Здесь – отзвук передаваемых Панаевой слухов, что поджог устроили поляки. Ряд деталей пожара в Д. Г. и других местах в Москве Булгаков взял из мемуаров Панаевой. «Сеанс с разоблачением» Воланд начал с философской беседы с Коровьевым, которого назвал Фаготом, о том, что Москва и ее жители сильно изменились внешне, но гораздо важнее вопрос, стали ли они другими внутренне. Скабичевский утверждал: Никаких ссор в пьяном виде у нас не было. Поперхнулась.
Заселила дом «чистая публика»: директор Казанской железной дороги, управляющий московской конторой императорских театров. Среди предлагаемых булгаковедами вариантов – Волоколамское шоссе, 146 (ныне 84), где находится один из старых корпусов Клинической центральной больницы Министерства путей сообщения, сохранивший балконы с видом на бор и реку, а также Правобережная улица, 6а – там размещался особняк купца Сергея Павловича Патрикеева, комнаты которого в годы Первой мировой войны использовались в качестве госпитальных палат, оснащённых качественным оборудованием позже в нём базировались советские медицинские учреждения. Рябушинский занимал верхнюю, там и стрелялся, впрочем, без серьезных последствий. Главным образом в доме квартировала интеллигенция — врачи, художники, адвокаты, артисты.
Он стал рассказывать доктору свою фантастическую историю о консультанте, который знаком с нечистой силой, «пристроил» Берлиоза под трамвай и лично знаком с Понтием Пилатом. Ялта, Сууксу, Боровое, Цихидзири, Махинджаури, Ленинград (Зимний дворец) (названия курортов и туристских достопримечательностей говорят сами за себя), Бильярдная и др. Маргарите позвонил Азазелло и сказал, что пора вылетать. Размещался он в двух больших залах со сводчатыми потолками, расписанными лошадьми, на каждом столике стояла лампа, накрытая шалью. Рядом с ней присел маленький, рыжий, с торчащим клыком гражданин и рассказал ей про украденную кем-то голову покойника, после чего, назвав её по имени, пригласил в гости «к одному очень знатному иностранцу». В. В. Маяковского) М. М. Штраухом (1900-1974) на премьере одной посредственной пьесы: Как-то раз после обеда у меня Алексей Николаевич пошел в Театр Революции на премьеру довольно слабой пьесы Клевета Когда в первом же антракте Максим Максимович Штраух спросил, как ему понравилась пьеса, Толстой ответил на вопрос вопросом и спросил, обедал ли он когда-нибудь у Литовского.
Перечтите еще раз хотя бы историю знаменитого калифа Гарун-аль-Рашида. В своей мемуарной книге Так и было (1958) он с удовольствием приводит диалог красного графа А. Н. Толстого (1882/83-1945) с актером Театра Революции (нынешнего Театра им. Я вышла на подъезд и в самом деле поразилась сумятицей, которая происходила на улице. В его защиту выступает развязный субъект в клетчатом пиджаке (Коровьев), а чуть позже Иван видит их вдали вдвоем и к тому же в сопровождении огромного черного кота.
Ах, ах, ах. История его взаимоотношений с Михаилом Афанасьевичем началась в 1926 году (когда Литовский опубликовал уничижительную статью о пьесе «Дни Турбиных»), продолжалась в течение жизни и завершилась после смерти писателя: в начале 1960-х критик написал «сомнительную в отношении достоверности» книгу «Глазами современников», в которой пытался объяснить, чем вызвано его «пристрастное отношение» к Булгакову. Узнав, что «из-за Понтия Пилата», требует подробностей и говорит Ивану, что на Патриарших прудах тот встретился с сатаной.
Иван попытался бежать из лечебницы, выбив окно, но специальное стекло выдержало удар и Бездомного поместили в палату с диагнозом «шизофрения». На следующий день к Бездомному пришли медики во главе с доктором Стравинским. Десять с полтиной. – Б. С. ). Действие романа «Мастер и Маргарита» начинается на Патриарших прудах.
Здание было отведено под отдел редких рукописей. Швейцар, вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки во двор, чтобы покурить, затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан, но почему-то не сделал этого и остановился, глуповато улыбаясь. Это чувство дрянной категории, но все же надо войти и в положение посетителя. Литовский запретил «Багровый остров» и «Кабалу святош» и «Зойкину квартиру».