Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Многое из этого определяло стиль его произведений — декоративную броскость цвета, несколько упрощенную трактовку форм. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга.
Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Сани еле пробираются среди сугробов. Давайте пристальнее всмотримся в картину Масленичное гуляние (см.
Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. Красиво убраны лошади. На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Картина вызывает страх и тревогу. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка.
Ребенок изображен в центре картины неслучайно. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Вспыхивают радугой красок тени на розовом от сияющего солнца снегу. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки».
Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Бегали в прятки.
Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Мы жили на третьем этаже. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». В ней поражает соединение панорамного пространства и ювелирно выписанных деталей.
Проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине — моя подпись, ведь это так характерно для России». Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Главной темой творчества художника стала семья.
Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). В санях – веселая молодежь. Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. Впереди мы видим степенных и зажиточных стариков. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром.
Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.
Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Репина, который через 10 лет станет его учителем в Академии художеств и студент Кустодиев будет помогать ему в работе над картиной «Заседание Государственного совета». Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования.
И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В центре города видно большую толпу народа и еще множество спешит к ним на санях. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Управляет повозкой такой же яркий и красивый мужчина. прил. На картине «Масленица» мы видим праздник. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем – Масленица. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир.
Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине — моя подпись, ведь это так характерно для России». Репина (1896-1903). Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета».
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Савинского, И. Е.
Взрывая сугробы, сытые лошади мчат сани. Полотна «Масленица», «Московский трактир», «Девушка на Волге», портрет Л. Б. Боргман («Портрет г-жи Б»), «Жатва» и др. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого – собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы – крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.
Люди радуются, веселятся, съезжают с горки играют в снежки. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. 1916 год – очень трудный год.
А позади него виднеется пожилая купеческая пара. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы». Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника.
В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Картина— плод воображения художника. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей.
В 9 лет Борис Кустодиев, слушая оперу «Иван Сусанин» испытал такое потрясение, что бесповоротно решил стать художником. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла.
В знак протеста Е. Лансере и Д. Кардовский вышли из состава комиссии»2. Яркие краски придают картине мажорное звучание. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени и кулисы и даже своеобразный «хор».
Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Учился у П. А. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный.
Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок.
В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. «Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках.
Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Из-за волнений в студенческой среде Академия художеств была закрыта – занятия в ней возобновились только в 1906-м году. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Одной из заметных фигур художественной жизни России первой четверти ХХ века был Борис Кустодиев, обладавший уникальным, только ему присущим стилем. Однако далее случился конфликт: «с особым мнением выступил член комиссии художник Р. Берггольц, заявивший, что он против покупки для музея лубков, какими находит картины Кустодиева и Грабаря. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе.
Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. (Сам художник уже не мог ее посетить— болезнь обострилась и вскоре ему предстояла операция). После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне.
В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния.
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Сияет небо. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Занимался также скульптурой. Город красив и наряден, словно игрушечный.
Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Веселье охватывает всех. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. Они ведут между собой неспешную беседу, может быть, обсуждая праздник и гуляние. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.
Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.
В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.
Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. В каждой картине мастера ощутимо присутствие праздника, радости жизни. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз.
В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы.
Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подбиты цветной тканью спинки саней. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
На картине Масленица 1919 года мы видим изображение храма, театра, живого, веселого люда. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Красиво убранные повозки с лошадьми, нарядные люди, даже природа принарядилась. То и дело проезжают на тройках катающиеся люди. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.
Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Такой образ привлекает своей простотой и уводит нас в глубь времен. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году.
В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. На улицах многолюдно.
Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают Кустодиева как проявление творческой энергии народа. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Образ большевика — обобщенный образ, выражающий масштабность преобразований, переворотивших Россию.
Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Но что еще более важно отметить – это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. были отданы Кустодиевым на открывшуюся 28 февраля 1916 года в Петербурге очередную выставку «Мира искусства».
Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси.
Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Он жить не сможет». Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Художник Б. М. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.
О нем говорит все. Природа восхищает необыкновенным богатством ярких красок. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. 22 марта 1916 года С. П. Крачковский сообщал Кустодиеву: «Репин мне писал, что он в восторге от вашей Масленицы»3. Видимо вот таким образом одним из любимых кустодиевских сюжетов стала весёлая, шумная и хлебосольная Масленица.
Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом.
Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки – типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. 1), написанную художником в 1916 году. Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Кустодиев показал, как проходят гуляния в городе.
Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Отчётливо на фоне снега сверху видны балаганы, толпящийся кругом народ, группы людей на перекрёстках. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.
Блестящий портретист и график Борис Кустодиев более всего любил писать картины из старой русской жизни, с восхищением разворачивая увлекательные рассказы в многофигурных композициях. «Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний.
Это тяжелое время и в жизни самого живописца. На переднем плане – красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию.
Больше всего к себе привлекает внимание повозка на переднем плане. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин – взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Атмосфера раздольного гулянья захватывает нас почти сразу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Праздничное настроение усиливает пейзаж. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Полотно находится в Русском музее в Петербурге. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.
Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Высота комнат необычная. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». На переднем плане дети катаются на санках. С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию.
Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. В низине – суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Здесь изображен театр, дома довольно большие (на переднем плане – дом в два этажа, возможно, он принадлежит купцу).
Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Художник – без рук.
Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. В санях сидят очень нарядные, в ярких цветах женщины. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Он был болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев.
Комиссия по покупке картин для музея Академии художеств высоко оценила «Масленицу» и приобрела ее с выставки за 1750 рублей, также приобретя «Груши» Игоря Грабаря. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.