Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Марселя Дюшана.
Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915–1923). в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. В отличие от его творчества, жизнь Дюшана является прекрасным примером строгой морали. Тогда он отправил ее наследующий, 1913 год, нааналогичное «Армори-шоу» вАмерике, где она произвела фурор.
К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. В 1960-м Дюшан сделал копию своей работы – оригинал, судя по всему, был им выброшен. Он по праву стал кумиром нового поколения молодых авангардистов. Основным приемом синтетического периода (1913-1914) стал коллаж.
После 1913 года Дюшан стал известным вСША «не менее, чем Наполеон или Сара Бернар», как иронически отмечали современники. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. Скандальный эффект произвела экспозиция в нью-йоркском Салоне Независимых произведения Дюшана под названием «Фонтан». Фовизм зародился в кон.
2) газовое освещение, закончена только в 1966 и была передана в Художественный музей в Филадельфии только после смерти художника). Пропагандируя «автоматическое письмо», уход всновидения имечтания, опираясь при этом наФрейда, Бретон создал удивительное пространство длявозможных фантазий влитературе, живописи, кино, фотографии. 28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же). Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры.
В 20-х годах он вступает в группу «Дада». Но в целом мир искусства настойчиво отказывается признавать этот факт. Среди них «Фонтан» Марселя Дюшана (1887 – 1968), крупнейшего представителя анархического художественного течения – дадаизма. Q» («Мона Лиза с усами», около 1919, Национальный музей современного искусства, Париж смотри иллюстрацию к статье Дадаизм) и др. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры).
В 1923 году Дюшан заявил о своём отказе от художественного творчества, однако время от времени выступал с провокативными манифестациями «антиискусства». В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. В доказательство он приводит интересную историю. Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия. Навыставке вЭрмитаже представлены работы многих художников этих двух направлений – здесь иреди-мейды Дюшана иколлажи изобрывков газет имусора Курта Швиттерса (он называл их «мерцы»). Феминистские движения, с их нежеланием исполнять функции (и выполнять труд) «женщины», по-видимому, предпочли последовать этой стратегии, нежели сделать классический политический выбор. С Фонтаном, реди-мейд приобретает концептуальную функцию. «Итак, живопись кончилась.
С 1911 по 1913 год Дюшан входил в объединение Пюто, представители которого пользовались приемами аналитического кубизма, которые представляли собой дробление форм и пересечение граней и плоскостей в композициях. Один из основателей нового реализма Пьер Арман в 1959 году почти на тридцать лет оставил занятия живописью и обратился к экспериментам с отпечатками окрашенных предметов на полотне и бумаге и аккумуляциям (от французского накопление, нагромождение) – композициям из идентичных предметов, бытовых вещей и их деталей, которые выставлялись укрепленными на вертикальных щитах, в стеклянных коробках или ящиках из плексиглаза. Тут в игру вступает антропология современности: субъект индивид, универсум, свобода — все это понятия «маскулинного» общества. Собственно, так ибыло задумано художником. Британский коллекционер купил ее за 57 тысяч фунтов вместо предполагаемых 15-20.
Другие аспекты борьбы, в том числе «отказ работать», недвижность или бездействие, оказались на обочине неолиберализма или были в нем недостаточно проработаны. Слава «Фонтана» Дюшана заслонила отзрителей все остальное его творчество иэрмитажная выставка лишь закрепит этот шаблон. Он мог потратить десяток лет на создание единственного арт-объекта. На картине мы снова не увидим никакой конкретики.
Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Стокгольм, Музей современного искусства. Бердяев назвал кубизм «самой полной и радикальной революцией со времен Ренессанса».
Он заявлял во всеуслышание: «Не имеет значения, кто создал произведение: некий господин Мутт или кто-то другой, поскольку это ничего не меняет в анонимных свойствах предмета». В 1917 году художник купил в магазине писсуар, перевернул, переназвал, подписал одним из своих псевдонимов – M. Rutt 1917 (дурак) и свет увидел Фонтан – работу, которую 500 влиятельных художников, дилеров и критиков в 2004 году поставили на первое место пятерки произведений ХХ века, оказавших влияние на развитие искусства. Аполлинер «Художники-кубисты», 1913). Кадр за кадром мы видим как в замедленном режиме главная героиня спускается по лестнице. Своим «Фонтаном» Дюшан бросил вызов укоренившимся представлениям о природе искусства. Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве. Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху. Дюшан упорно отказывается работать — идёт ли речь о наёмном труде или о труде творческом.
Насвоих выставках они использовали вкачестве объектов или предметов дляинсталляции веревки, пуговицы, проволоку, обрывки газет или фотографий, битое стекло. Математический склад ума и удивительное везение позволяли художнику совершать редкие, но точно выверенные ходы, чтобы оставаться на слуху и при этом жить в свое удовольствие. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Скончался Марсель Дюшан во Франции, в 1968 году.
Здесь появляются мотивы Большого стекла, но разработанные с большим иллюзионизмом. В 1938 появилось первое издание Коробки в чемодане, заключавшее в миниатюрной форме все его главные произведения. В его абсурдных объектах узнается достоверная поэзия черного юмора, а за его темами – метафизика. В любом случае, антропология отказа работать остается антропологией труда, субъективация класса есть всегда субъективация «производителей», «трудяг».
Замечательны работы, сделанные в такой же технике, «Портрет или Дульсинея» (1911, Музей искусств, Филадельфия), «Грустный молодой человек в поезде» (1911–1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Король и королева в окружении быстрых обнаженных» (1912, обе — Музей искусств, Филадельфия). В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. «Право на лень», сформулированное зятем Маркса Полем Лафаргом, было ответом на «Право на работу» Луи Блана и восходило к древнему понятию otium, с помощью коего он пытался переосмыслить демократизацию рабства в наёмном труде после того, как рабский труд сменился наёмным. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра.
С 1930-х годов Дюшан абсолютно отказался от изобразительного искусства. Там он принялся за работу над картиной L. H. Обратившись (с 1913) к живописи на стекле, создал крупноформатную композицию «Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая её же холостяками» (1915-1923, не сохранилась авторские реконструкции – 1936, Музей искусств. Картину не приняли на Салоне независимых 1912 и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». долларов – судя по всему, это самый дорогой писсуар в мире. Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908 г. ).
Вступление в группу дает ему новый глоток вдохновения: он пишет картины, публикует их в журналах и газетах, а также снимается в кино («Антракт» Рене Клера). Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Фаянсовый писуар. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию.
Вот и прославленный Музей современного искусства (МоМA) в Нью-Йорке спрятал голову в песок, опубликовав недавно новое издание биографии Дюшана, написанной Кэлвином Томкинсом в 1996 году и теперь исправленной автором. – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как у нее в одном месте горячо (elle a chaud au cul) или на английском как look. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», так как она шокировала организаторов. Любители искусств задались вопросом: вчем же смысл этого жеста художника. В 1926-м году вместе с авангардным режиссером и художником Маном Реем Дюшан снял экспериментальный фильм Анемик синема, который современники назвали изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций (к слову сказать, шахматы были для Дюшана важнейшим из искусств, художник имел звание гроссмейстера и выступал за Францию на шахматных олимпиадах).
В 1911 сформировал вместе со своими братьями Р. Дюшан Вийоном и живописцем Жаком Вийоном (Гастон Дюшан 1875-1963) группу «Пюто», которая составила ядро монпарнасского кубизма, заявившего о себе в 1912 году на выставке «Золотое сечение». Конечно, на третьем этаже в коллекции были произведения художников XX века, однако посетители воспринимали музей скорее как храм Рембрандта и Рубенса, чем галерею актуального искусства. Однако это не совсем так и, если продолжить высказываться в этом ключе – можно угодить в ситуацию, которая обнажит Незнание (претендующие на Знание) и выставит высказывающего дезориентированным и некомпетентным субъектом, отпускающим в придачу умные комментарии о предмете своего Незнания. Ничего подобного нет в абсолютно простом и обескураживающем изобретении, названном Дюшаном редимейд: это промышленные товары или готовые изделия (например, рекламные плакаты), на которых проставлено его имя иногда они сопровождаются несколькими словами подписи или слегка ретушированы. Как и весь «человеческий капитал», образцом которого творец стал для неолиберализма, он вынужден уклоняться не только от давления «внешних» властей, но и от давления собственного «эго» (творческого — для художника или предпринимательского — для человеческого капитала), дарующего и тому и другому иллюзию свободного бытия.
Не понимаю, как вообще кому-то в голову пришла сама идея бартера». Широко используя серийные (готовые, типовые) вещи, Марсель Дюшан – с его неприятием всего, что анахронично напоминает о ручном труде, – вовсе не стремится просто заменить частное, каллиграфически выведенное индивидом, на всеобщее, наделенное той же неотвратимостью, какой наделена печатная страница по сравнению с рукописной. Он избегал общения с прессой и не гнался за дешевой популярностью. Марсель Дюшан Фонтан, 1917.
Со временем он все более увлекается сюрреализмом и пишет пародийные картины («Джоконда» да Винчи). Знаменитый писсуар Дюшана (или «Фонтан» – подтаким названием художник предложил его навыставку) – самое скандальное иодно изсамых дорогих произведений искусства минувшего века. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915-1923). Таким путем Дюшан, мужчина в роли женщины, остроумно привлекал внимание к тому факту, что "эрос" – это принцип, это сама жизнь: «Не допускаю мысли о попирании свободы собственных действий из-за своих индивидуальных черт и качеств, а также из-за своего пола». Отвергая традиции фигуративной живописи и провозглашая создание самостоятельных живописных реалий, независимых от объективных, кубизм открыл путь многим художественным направлениям и эстетикам ХХ века и, прежде всего, абстракционизму, реди-мейд и дадаизму. До 1923 года, восемь лет, он трудился над программным произведением «Большое стекло: новобрачная, обнажаемая своими холостяками» (Музей искусств, Филадельфия).
В 1914 году Дюшан разочаровался в живописи. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объёмы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры («Грустный молодой человек в поезде», 1911-12, Коллекция П. Гуггенхейм, Венеция «Обнажённая, спускающаяся по лестнице 2», 1912, Музей искусств, Филадельфия).
Любитель перевоплощений российский художник Владислав Мамышев-Монро использует чужие образы (среди его многочисленных превращений – Алла Пугачева, Надежда Крупская, Владимир Путин, Василиса Прекрасная и так далее и так далее) в рамках перформансов или вернисажей, становится героем собственных фоторабот, а псевдоним Влад Монро закрепился за ним со времен Пиратского телевидения и концертов Поп-механики, где он представал в образе легендарной голливудской блондинки. Некоторые его работы – это абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов, а с начала 1960-х (примерно в это время, кстати, происходит знакомство художника с Дюшаном) Арман делает первые колерс (coleres) – художественные акции, на которых объекты разбивались, взрывались, разрезались, а после выставлялись на общее обозрение. Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков. Его картинами и рисунками были увешаны все стены в доме Дюшанов. Начал заниматься живописью с 1902 («Капелла в Бленвиле», Музей искусств, Филадельфия). РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него. Французская выставка даст представление одовольно широком разбросе интересов автора – отминимализма допоп-арта, концептуального искусства, кино. Подготовленный таким образом экспонат подназванием «Фонтан» Дюшан анонимно послал навыставку – амежду тем он сам входил всостав совета Общества независимых художников.
После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство. Зритель должен смотреть, приставив глаз к отверстию в старой двери, сквозь которое он видит тело женщины, распростертой на ветвях с широко раздвинутыми ногами и держащей в руках наконечник фоном служит пейзаж с водопадом.
Теперь произведением искусства занимаются реставраторы. В1917 году он принял решение участвовать ввыставке нью-йоркского Общества независимых художников (Society of Independent Artists) – купил наПятой авеню обыкновенный писсуар марки JL Mott Iron Works, в своей студии вприсутствии друзей подписал его псевдонимом R. Mutt ипоставил дату. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). Ведь Дюшан начал рисовать в14 лет, преуспев ив импрессионизме ив фовизме. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета. То есть нужно не научиться рисовать «как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке.
В 1904 прибыл в Париж, где обучался в академии Р. Жюлиана. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов. За велосипедным колесом последовали: сушилка, вешалка и писуар. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919). Русский философ Н. А.
Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. "Реди-мейды" Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия "вкус". С одной стороны, Дюшан расширяет поле действия имея в виду не только наёмный труд, но и все предписываемые обществом обязанности и социальные роли (женщина/мужчина, потребитель, клиент, посредник, безработный и т. д. ).
В начале 1920-х у Дюшана появилось самое знаменитое из его альтер-эго – эксцентричная томная дама Рроза Селяви, в чьем имени художник зашифровал то ли выражение эрос, это жизнь (eros, cest la vie), то ли поднять тост за жизнь (arroser la vie). Первым реди-мейдом Велосипедное колесо 1913 года, Дюшан обозначил коллизию: предмет потребления или объект эстетического наслаждения. Отсюда явление девяти самцовых форм или кладбище мундиров и ливрей, где изображения изначально сведены к анонимности носителей униформы и обезличены на манер шахматных фигур отсюда прием выстрела, действительно переносящего различные части твердого тела на изобразительную поверхность вместо привычной геометрической проекции.
Он всю жизнь увлекался шахматами иодно время отказался отискусства, целиком отдавшись этому увлечению – даже защищал Францию намеждународных шахматных чемпионатах. Семейная жизнь Дюшанов течет спокойно и размеренно. То есть запечатлеть ощущение движения в статическом объекте. Дюшана интересовали прежде всего фовизм и кубизм. Устроители выставки не решились на такой смелый шаг и писсуар затерялся в запасниках Общества (правда, потом был, конечно, найден и продан на аукционе за огромные деньги). Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства».
Однако невеста больше напоминает пчелиную матку с тремя окнами в туловище. После смерти Дюшана было обнаружено ещё одно его создание – «Данности: 1) водопад, 2) газовый светильник» (1946-66, Музей искусств, Филадельфия). Важным было не создать что-то гениальное, а доходчиво объяснить, почему же перевернутый писсуар Дюшана вдруг стал неповторимым шедевром. Это был перевернутый писсуар с подписью. Оказав на публику должный эффект, Дюшан со спокойной душой снова скрывался в тени.
Это вызвало лавину вопросов о статусе произведения искусства. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Сам Дюшан занимался в лицее и там получил свое первоначальное образование. Велосипедное колесо, прикреплено к табурету.
Подрывая «труд» в самой своей основе, она расшатывает не только идентичность «производителей», но также и их гендерные атрибуции. Техника данной композиции отличалась повышенной сложностью. Он вошел в группу дадаистов, представители которой безоговорочно приняли изобретение художника — реди-мэйд. Из Америки во Францию Дюшан вернулся в 1919 году. Всё это будет использовано в главной работе Дюшана Невеста, раздетая своими собственными холостяками (1915-1923).
ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887–1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника учился в Академии Жюлиана в Париже. Работы этих художников строятся на сочетании прямых линий, граней и кубоподобных форм. К 1913 году Дюшан оставляет традиционную живопись и рисунок, чтобы заняться экспериментами в области формы, (чертежи исследования, примечания).
В коммунизме отказ выйти на работу всегда содержит подтекст, по факту в нём не заложенный. Возможно известное влияние на манеру художника оказал и кинематограф. В 1910–1911 увлекся физикой и математикой тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения».
Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил и к ней выстроилась огромная очередь. Именно с него начались направления дадаизма и сюрреализма. Это привело к ограниченному набору изображаемых предметов и жанров (натюрморт, реже пейзаж и портрет). И он тем самым не просто ставит под вопрос определение роли художника и искусства ибо позиция Дюшана, отличная от «неповиновения рабочих», теоретически обоснованного итальянскими интеллектуалами 1950-х годов, может помочь нам в понимании причин многочисленных протестов, прокатившихся по площадям и улицам всей планеты (Турция, Бразилия, Испания, Соединенные Штаты и т. д. ) начиная с 2008 года.
Вот такой бессмыслицей ибыли первые художественные акции этой группы. Он сделал ВЫБОР. Вскоре карьера Марселя Дюшана пошла на спад. Вся композиция размещалась между двумя растрескавшимися стеклами.
Это явление стало революцией в авангардной живописи, поскольку в обрамлении экспозиции промышленные изделия приобрели свойства отвлеченной формы: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914). Поместив известный всем предмет в чуждый контекст, художник сделал его фактом искусства. Уэтого издевательского жеста есть предыстория. Автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени ипространства через абстрактное изображение движения». Главенствующее положение отдаётся не классической школе, а самому концепту работы.
Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Настоящим шедевром мог стать любой предмет, но он не должен быть очень красивым и вызывать предсказуемые ассоциации. Н. О. О. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). Такой подход обосновал Андре Бретон: это «обычный предмет, возведенный вранг произведения искусства простым выбором художника». Имя Ррозы Селяви возникает также в каламбурах сюрреалистов, Дюшан подписывает им некоторые свои работы и использует в названии (объект Почему не чихает Рроза Селяви. ), а также как копирайт в фильме Анемик синема.
Он отказывается подчиниться обязанностям, ролям и нормам капиталистического общества. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». В ранних работах осваивал приёмы постимпрессионизма, фовизма и живописи группы «наби» («Красный дом в яблоневом саду», 1908, частное собрание, Нью-Йорк и др. ). "Фонтан" Марселя Дюшана оценивается в 3, 6 млн. И тут опять возникает Дюшан с его безусловной радикальностью ибо право на лень, «право, не требующее ни оправдания, ни чего-либо взамен» — уже покушение на три основы капиталистического общества.
1900-х гг. Это были шахматы. В результате возникла концепция изделия ready-made (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. Массовая публика знает сюрреализм (сверхреализм) прежде всего благодаря творчеству самого эпатажного изего представителей – Сальвадора Дали. Праздная же активность открывает абсолютно новую антропологию и абсолютно иную этику. Присутствие творца и совершенство его умений рук при этом сведены на нет.
Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм». Он мог на долгие годы забросить творческую работу, проводя все свободное время за шахматной доской, а потом вдруг появлялся с очередны шокирующим произведением. Второй период (1909 – 1912) отличается более мелкой деталировкой предмета изображения.
Для первого периода (до 1909г. ) были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Пикассо, П. Клее и др. ).
Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Равновесие (Большое стекло) Дюшан работал с 1915 по 1923 год. В 1915 году Дюшан вместе с Пикабиа посетил Нью-Йорк и там основал группу дадаистов. Первая картина исполненная в подобном роде, — «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912, Музей искусств, Филадельфия)— произвела настоящую сенсацию на выставке в Нью-Йорке. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907 гг. Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства.
Общие особенности искусства сюрреализма — фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость изменчивость образов. Затем еще более фундаментальное понятие — собственность, предварительное условие обмена: «Собственность — да ведь в прямом смысле слова идея обмена предполагает обладание». Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетелью – свободой. Они ознаменовали начало дадаистского периода в творчестве художника.
Дробя цельную форму на грани, художник стремиться проникнуть в структуру вещей, произвести ее анализ, пытаясь «отыскать в объектах наиболее устойчивые элементы». Marcel Duchamp – художник, родом из Франции. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать вних эстетическую ценность. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Позднее он объяснил миру, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её». Однако дадаизм быстро себя исчерпал ина его обломках возник сюрреализм – отчасти стеми же действующими лицами. Ироничное название этого объекта придавало ему статус произведения искусства.
В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан». – Он ИЗБРАЛ это. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. Первая — обмен: «Но, опять же, кто вообще придумал обмен, скажите мне на милость.
«Сделал Дюшан фонтан своими руками или нет, не имеет значения, – писали вжурнале. Собственно, к тому, против чего и была направлена практика художника. В 1984 в музее Людвига в Кельне проходила большая ретроспективная выставка его работ. Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914). Фрагмент реальности не изымается из нее с целью столкнуть его с рукотворными частями картины или превратить в символ – он изъят ради самого изъятия и черпает свое значение, свою неповторимую действенность в том факте, что отрезан от окружающего. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп).
Скульптура была отвергнута. Имя, которым художник подписывал свои работы – "Рроз Селяви", – было фонетической транскрипцией фразы: "Эрос — это жизнь". Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке. Потеряли они и возможность выйти из модели homo faber (человек творящий) тщеславия производителей и скрытого за нею прометеевского стремления покорить природу.
Потому немного истории о «Фонтане» Марселя Дюшана. Врезультате, как водится, революционеры отискусства сами стали частью того общества, против которого выступали, аих революционные жесты ныне музеефицированы иоценены вогромные денежные суммы. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. И наконец — труд.
"Фонтан" был изготовлен в 1917 году. Рассматривать как проблему только один аспект борьбы, а именно размах движения, значит сделать из него помеху, превратившую рабочее движение в ускоритель производительности и индустриализации, в поборника труда. Из Аргентины в 1918 году Дюшан вернулся в Париж. Дюшан вовсю использовал новую идею, представив навыставках, кроме писсуара, «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилку длябутылок» (1914) идругие «произведения».
Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Картин в этот период художник создавал крайне мало и носили они комедийный характер. Художнику больше не нужно учиться в академиях и несколько лет копировать известных мастеров, теперь важно создавать концепт для своей работы. Здесь мы видим влияние кинематографа, который ставит новые задачи перед художником, как на холсте (недвижимом образовании) зафиксировать то или иное кинетическое состояние. 1890-х – нач.
Картина стала сенсацией в Новом Свете. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал. В 1935-41 им создан своего рода портативный музей: миниатюрные реплики и репродукции собственных произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Национальный музей современного искусства, Париж). Над монументальной конструкцией Невеста, раздетая своими холостяками.
Жоан Миро представлен картинами «Лето» и «Птица», Ман Рей – объектом «Стол-палитра», Макс Эрнст – ранними картинами «Четыре птицы иклетка» и «Лес». Он вдохнул ввещь новую жизнь, убрав ее старое значение, создав дляобъекта новую мысль». Основатель течения румынский поэт Тристан Тцара писал вманифесте 1918 года, что слово «дада» наязыке индейского племени кару обозначало хвост священной коровы, но главное, «дада» – это бессмысленный детский лепет. Члены совета устроили горячее обсуждение этого потенциального экспоната иотвергли его.
задаются до сих пор, несмотря на то, что из года в год его творения растут в цене, а работы ставятся на первое место в рейтингах произведений самых важных и влиятельных британских художников. O. Q. Перевернутый писуар, подписанный псевдонимом R. Mutt (дурак), был отклонен при отборе экспонатов на выставку Товарищества независимых художников Нью-Йорка (в жюри которого состоял сам Дюшан). Между Парижем и Нью-Йорком он посвятил себя большому стеклу в частности опытам по восприятию рельефа, а также шахматам, ставшим его страстью (он зарабатывал на жизнь уроками шахмат).
Почему обмен должен быть равноценным. Художественное течение дада возникло вШвейцарии вначале 20-х годов. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Одно из главных изобретений Дюшана – его рэдимэйды (ready-made), произведения искусства, не являющиеся таковыми в классическом понимании – обычные предметы вроде подставки для сушки бутылок или поставленного на табуретку колеса, только волей художника или контекстом возведенные в высокий ранг.
Вот таким образом в ход пошли и скребок для снега и вешалка для шляп и все тот же писсуар. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства. Известные работы Марселя Дюшана: «Фонтан», «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими холостяками (Большое стекло)», «L. H. O. O. Q». Самой большой любовью Марселя Дюшана было отнюдь не искусство. Затем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. Несмотря на его близость сюрреализму, он никогда не возвращался к своим постулатам.
Правда, он поставил на предмете свой псевдоним — R. Matt. С 1913 года Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые «готовые объекты» – реди-мейд: «Велосипедное колесо на табуретке» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк), скандально известный «Фонтан» (под таким названием был выставлен в 1917 году писсуар), «L. Вих основе – провокативное начало, борьба склассикой идиктатом буржуазного общества. Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее.
Марсель Дюшан был возмущен тем, чтоего картину «Обнаженная, спускающаяся полестнице», выполненную втрадициях кубизма, в 1912году отказались принять на «Салон независимых» вПариже. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Основные теоретические идеи кубизма были изложены самими участниками движения (А. Глез и Ж. Метценже «О кубизме», 1912) и симпатизировавшими движению критиками (Г. Большинство знает Марселя Дюшана по тому, что «он выставил когда-то писсуар в галерее, заявив о том, что это предмет искусства и назвал его «Фонтан». Работа под псевдонимом Р. Мутт ("дурак") предназначалась для проверки степени либерализма устроителей художественной выставки в Нью-Йорке и в тот раз не была допущена к показу. Он отсылает к политике, причем в двойном понимании — и партийной и государственной, в то время как Дюшан заставляет нас сосредоточиться на самом отказе, на не-движности, на отсутствии активности и опробовать все те возможности, которые «ленивое действие» раскрывает для обращения субъективности изобретая новые способы существования и новые типы проживания времени. ДЮШАН (Duchamp) Марсель (Анри Робер Марсель) (28. 7. 1887, Бленвиль-Кревон, департамент Приморская Сена – 2. 10. 1968, Нёйи-сюр-Сен), французский художник.
В общем приведет к подменам и замещением одного на другое. Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно. Готовые продукты Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.