Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Здесь у него родятся две дочери, младшая из которых вскоре умрёт. Большую часть живописных полотен было представлено Рубенсом. в следующим году Пачеко отдаёт Веласкесу в жёны свою дочь Хуану. В последующие годы на него возлагаются обязанности казначеяи инспектора, т. е. С 1622 года он возглавил правительство.
Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо». Веласкес был избран членом Академии св. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. С этого момента Веласкес становится придворным живописцем. «Миф об Арахне» является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса. Недуг даровал здоровье художника, занятого исполнением служебных обязанностей, связанных с должностью королевского гофмаршала. Художник буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа.
Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни. На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты (Венеры).
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Хуан де Пареха родился в 1610 году в Севильи и был потомков мавров. Одна из них Мария Сармиенто, преклонив колено, подаёт ей на серебрянном подносе маленький кувшинчик из красной ароматической глины- «букаро», наполненный водой. Именно в этот период создаются наиболее зрелые работы, глубокие по содержанию и эстетическому воздействию, среди них: «Семья Филипа IV известная позднее под названием «Менины». Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
«Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Ученик Миранды Матео Кередо (1635-1675), любивший изображать белокурых Магдалин и святых Дев в небесном блеске, представлен не только в Мадриде и Берлине, но и в Гааге. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии.
И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
На задней стене комнаты висят две картины. Рядом с ним любимая карлица инфанты Маргариты немка Мария Борбола. Доброжелательный учитель рано распознал в своём ученике Веласкесе великие способности и по мере сил способствовал их развитию. В этом всемирно известном центре торговли в 1599 году родился великий испанский художник XVII столетия Диего Веласкес, сын дворянина португальского происхождения.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Эта важная подробность подчеркивает, что в «Менинах» Веласкес изобразил себя пишущим именно данную картину-«Менины».
Картина «Марс», как и изображения греческих философов Мениппа и Эзопа, были написаны Веласкесом специально для Торре де ла Парада. Портрету Парехи Веласкес обязан своим избранием в члены академии святого Луки- свидетельство высокого признания, которое его творчество получило в Италии. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Его одежда проста и не имела никаких украшений. У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Изображения животных и сцены охоты заказаны Паулю де Фоссу и Питеру Снайдерсу. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Несмотря на то, что на его самосознание и творчество очень повлияла школа Караваджо у Веласкеса был свой собственный почерк, своё понимание мира, которым восхищаются и по сей момент. Его изображение Филипа IV, выдающееся по соей объективности, целиком и полностью отвечает общепринятым требованиям конного портрета.
Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти).
На это первый указ К Юсти, написав о «Менинах»: «Это картина создания картины». 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
В 1618 году Веласкес женится на дочери своего учителя Франсиско Пачеко Хуане. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу. Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Художник усаживает пёстро одетого карлика на пол, чтобы вытянутые вперёд, короткие ножки были не так заметны, он же заставляет упереться руками, собственно культями, на бёдра, чтобы это уродство не бросалось в глаза зрителю. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство».
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Не смотря на необходимость совмещать живопись с многочисленными обязанностями по сопровождению короля в поездках и подготовке визитов монархов в этот период были написаны наиболее зрелые и глубокие по содержанию картины «Менины» и «Миф об Арахне». На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Как гениально введены они в царство вечного искусства в исполнении Веласкеса. Это дало повод исследователям предполагать, что Веласкес писал не только себя, но все остальные фигуры «Менин» не прямо позирукюшими с натуры, а отраженными в большом зеркале.
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Сам художник написал в 163435гг. Песаде образует исходную позицию для фигуры»леваде», часто изображаемой на барочных конных портретах, когда лошадь ещё ниже опускается на задние ноги, чтобы как можно дольше пребывать в этом положении, А также является подготовительной позицией для ещё более сложной фигуры-«курбета».
Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Общение с Рубенсом оказало сильное влияние на Веласкеса. Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Каковы ваши личные впечатления об этом произведении.
Несколько лет назад, в качестве награды за картину «Изгнание морисков» он назначается «хранителей королевских дверей». В 1634 году ему пожалована более почётная должность-«хранителя королевского гардероба», означающая ступень для получения высших чинов в придворной иерархии. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Веласкес написал портреты королевской семьи в охотничьих костюмах а так же изображения греческих философов («Эзоп» и «Менипп»). Здесь взгляд зрителя тотчас задерживается на юно офицере в светло-кремовом камзоле. Ему были чужды чувства ревности или зависти, он бескорыстно передаёт заказы на картины коллегами по- профессии, хотя как придворный королевский художник, мог воспользоваться благоприятным случаем и никто на посмел бы оспаривать у него это право.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера.
К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Филипп IV неоднократно и настоятельно требует возвращения придворного художника домой. Их позы и жесты живые, естественные. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Филипп Ivприказал надстроить второй этаж. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой.
По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Теперь художника влекла Италия. Там была написана «Кузнеца Вулкана», манера письма приобретает большую свободу, богатство и красочность. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. 1620, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Одной из таких картин был портрет придворного карлика Себостьяна де Морра.
Рубенс, этот «князь живописи и дворянин», бывший на дружеской ноге с сильными мира сего, принимаемый во всех европейских дворах с великими почестями, наиболее ярко воплощали собой тип художника, сложившийся в Италии в эпоху Возрождения. И портрет удался.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Чудная Венера лежит на правом боку, спиной к зрителю голова ее отражается в зеркале, которое держит перед нею Амур. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение. Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Уверено, как заправский наездник, держится в шестилетний инфант.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса. Лишь мимоходом можно упомянуть о Франсиско Рицци (1608-1685), отец которого принадлежал к переселившимся итальянским художникам. Слева сидит древний, сгорбленный временем и заботами, бородатый старец.
Всадник и лошадь представлены почти в профиль на фоне пейзажа. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти). В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Картина «Менины» – групповой портрет в центре которого инфанта Маргарита в окружении фрейлин. Сомнения в подлинности этой картины мы считаем неосновательными.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Он одет в придворное платье из чёрного бархата, на необыкновенно высоком лбу косо сидит высокая шляпа. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. Здесь он изображен в полной достоинства спокойной и уверенной позе. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". С неё было сразу же сделано несколько копий.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. В цветовой взаимосвязи фигур друг с другом большую роль играют рефлексы. Веласкес скончался в возрасте 61 года. Эпизод изображенный в «Менинах», происходит в одной из дворцовых комнат Алькасара, где было устроено ателье Веласкеса.
В этом всемирно известном центре торговли в 1599 году родился великий испанский художник XVII столетия Диего, сын дворянина португальского происхождения. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать.
В целом цветовая гамма картины типична для работ Веласкеса этого периода. В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Паоло Веронезе. Марс и Венера с Купидоном и лошадью, 1570-е гг. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Солнечный свет заливает весь второй план картины.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Об этом красноречиво говорит большой холст на его мольберте, натянутый на подрамаку столь большого размера, который вовсе не требуется для парадного портрета двух человек, но который вполне оправдан для многофигурной картины «Менины». Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. В «Поклонении волхвов»В фигурах персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что можно предположить, что в качестве моделей он использовал людей из своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга. Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице. Эти достойные сострадания существа постоянно находились в свите короля, вот таким образом их изображения не должны были отсутствовать в помещениях его охотничьего замка.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Спинола, любезно склонившись на встречу голландцу, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Через несколько лет имя Веласкеса становится широко известным в Севилье.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Здесь он начинает работать у Веласкеса. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
и о наличии вакансии на это место. «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Он изображал скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. Безумие войны соединилось с безумием любви и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. Заслуживает упоминания, прежде всего, Франсиско Коллантес (1599-1656), наряду с Мазо ставший собственно ландшафтным живописцем мадридской школы, при очень твердом рисунке, не выходивший за пределы внешнего, хотя и наполненного светом, серо-желтого общего тона, типичного для его картин в Прадо. В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Здесь же находится его картина «Марс», портреты греческих философов –«Эзоп» и «Менипп».
В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. В 1636г. Карл Юсти, «Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце».
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Рубенс получил заказ на написание портрета Филипа IV, несмотря на то, что в 1623 году Веласкесу было гарантированно право единолично портретировать монаха.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Одна из этих картин, Пряхи или ткачихи ковров, есть в то же время старейшая картина из рабочей или фабричной жизни (Юсти) в мире. В произведение видно безусловное влияние фламандского живописца Петера Пауля Рубенса, который в 1628 году в течении нескольких месяцев находился с дипломатической миссией при мадридском дворе. Конная группа производит впечатление монументальности, что достигается изображением лошади в позе «песаде», той фигуры высшей школы верховой езды, когда она, оторвав передние копыто от земли, на короткое время застывает в воздухе.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Из его известных учеников Антонио Переда (1599-1669) представлен в музее Прадо одним, довольно условно написанным, Ieponmom (1643), а Хуан Кареньо де Миранта (1614-1685) в своих простых, ясных портретах монархов в музее Прадо и в портрете Карла II в Берлине, очевидно, примыкал не только к Веласкесу, но и к Ван Дейку. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Необычно его широкое лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазницами.
Ответить на этот вопрос непроста, так как в «Менинах», этом как будто бы групповом портрете, по существу, сопоставляются две абсолютно разные концепции портретного искусства. Другая- это концепция парадного портрета членов королевской фамилии изгоняющая всякую непосредственность и требующая торжественной выправки портретируемых и почти обязательной алой портьеры, пышно драпирующий фон и верхний угол холста. Но в «Менинах» Веласкес не просто сопоставил эти две концепции портрета, он не скрывает, которой из них он сам отдаёт предпочтение. Наконец, в глубине комнаты, на фоне освещенного проёма двери виден ещё один придворный, который издали наблюдает всю сцену, это дон Хосе Ньето де Веласкес (вероятно, родственник художника)- «апосентадор» или гофмаршал королевы. Бог вина и веселья Вакх изображен как друг и помощник бедняков. Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального.
1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Свет сосредоточивается на переднем плане. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.
В1623 году Веласкес отправляется в Мадрид. Другая Las Meninas, Фрейлины, одновременно жанровая и историческая картина. Каждый образ на редкость красноречив. В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани.
Попавшее в полутень и чуть «смазанное» лицо маленького Николасито, толкающего собаку, подчеркивает динамику его движения и ещё более усиливает неподвижность приземистой фигуры мужеподобной карлицы Марии Барболы и уродливость её массивного лица. В картине «Вакх» ярко проявляется влияние Питера Пауля Рубенса, который в 1628 г. находился с дипломатической миссией при испанском дворе. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. картину «Сдача Бреды», обратившись к событиям десятилетний давности из истории испанско-нидерландской войны.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Гордо вскинув голову, с чувством собственного достоинства смотрит он на зрителя. Какими новыми, может быть, неожиданными, чертами наделил художник этот традиционный мифологический образ. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Один из живописцев, современников Веласкеса, рассказывает, «что художник разных наций сошлись во мнении, что рядом с ним все прочие картины кажутся живописью, и лишь он один самой истиной». У него также заметно известное влияние Ван Дейка наряду с Мурильо.
Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. строился в близи Мадрида и получил название «Буэн Ретиро» («Дворец прекрасного уединения»). Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
В марте 1617 года, после завершения обучения, Веласкес получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа, в котором подтверждалось, что он выдержал экзамен и может «самостоятельно работать как художник- художник по собственным мотивам». Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Впоследствии оно только увеличивалось. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Пачеко всячески поддерживал в ученике стремление к творческой самостоятельности, представляя свободу подопечному и не мешал раскрытию его задатков и талантов. Очень интересен автопортрет Веласкеса, являющийся деталью картины.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Рассмотрите картину Диего Веласкеса «Марс». Наряду с двенадцатью крупными историческими полотнами «Зал королевств» в Буэн Ретиро украшают многочисленные изображения подвигов Геракла, работы Сурбарана и конные портреты родственников королевского дома. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Но свет и воздух не растворяют определенности пластических форм, а выявляют их зримое богатство. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Оно проявляется во многих его работах.
В последующие годы на него возлагаются обязанности казначея и инспектора, т. е. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Падение ненавистного народу министра в 1643 году означало полный крах проводимой политики. Назовем полные достоинства зрелые портреты королевы Марианны в Лувре, в Вене (No 617, как инфанта Мария Терезия) и в Прадо (No 107а) инфанты Маргариты в Вене (No 615), в Лувре, в Прадо (No 1084), в Штеделевском институте во Франкфурте и в галерее Вебера в Гамбурге (как Мария Терезия).
Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи. Однако отражение это темно и неясно. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Ответственность за оформление Торре де ла Парада была возложена на Веласкеса. Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Главным учеником Велескеса был его зять Хуан Баутиста Мартинес де Мазо (ум. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. С особенным искусством написано в легких тонах ее прекрасное тело.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Сбежались боги.
Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо». Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Луки. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). В последний период своего творчества Веласкес также не был избавлен от писания мифологических декоративных картин для королевских замков. Самостоятельным главой мадридской школы, от которого сохранилось очень мало картин, был Педро де лас Куевас (1568-1653), учитель (по Бермудесу и Хосе) Леонардо. Для Торре де ла Парада были написаны также портреты придворных шутов и карликов.
Рядом с работами фламандских художников «Марс» Веласкеса буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Гербы испанского королевства и провинций украшают свод зала, который был назван «Зал королевств».
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. А затем идут шуты и карлики музея Прадо: маленький косоглазый Бобо де Кориа, бессмысленно скорчившийся на полу важный Перниа Барбаройя в живописном турецком костюме, крошечный дон Антонио Инглес (или Веласкильо), в надменной позе прислонившийся к сидящей рядом с ним огромной собаке.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Его спутник с дружеским участием положил ему руку на плечо. Со злобной ухмылкой смотрит он через плечо на зрителя. На ней изображена группа из трёх человек за столом в трактире. Большую часть живописных работ представил Рубенс, который за сравнительно короткий срок написал значительное количество этюдов маслом, темой для которых служили «Метаморфозы» Овидия.
Художник стоит перед мольбертом с палитрой и кистью в руках его ноги широко расставлены, туловище слегка отклонено назад, поза уверенная, свободная, независимая. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школыКараваджо, господствуют полные естественного достоинствазапоминающиеся народные типы («Завтрак», ок.
До 1623 работал в Севилье. Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства. Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику. Поводом для этого послужил портрет слуги художника Хуана Парехи, которая была выставлена в Пантеоне и получила широкое признание.
Согласны, Венчание Марии, убеждает, что Веласкес должен был знать картину Греко того же содержания в Толедо (капелла Сан Хосе), но он претворил ее в свое собственное произведение, сделав более утонченным язык форм и более горячим холодное созвучие трех красок: красной, синей и серой. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Между художниками установились дружеские отношения. Он взволнован и глубоко переживает событие, свидетелем которого вынужден быть: отвернувшись в сторону, он опускает глаза и что-то рассматривает, чтобы не видеть происходящего.
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. получает пост гофмаршала – высший ранг испанского королевского двора. Формат потребовал лежачего положения главных лиц. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Это тот слой пространства, в котором находятся и зрители «Менин». Подобное толкование картины противоречит, однако, тому факту, что в действительности не существует не одного парного портрета Филипа IV и его второй жены Марианы, который принадлежал бы кисти Веласкеса и никаких указаний на его существование в источниках мы не находим. Вот таким образом более правдоподобной представляется интерпретация, согласно которой Веласкесу моделью для картины служит сама инфанта в окружении придворной четы, а художник изображает на большом холсте тот же самый сюжет и тех же самых персонажей, что мы видим перед собой. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Его учителями были Франсиско Эррера Старший и Франсиско Пачеко.
У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность.
Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику. Так же для этого замка была написана картина «Марс» и портреты придворных шутов и карликов. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. За время вторичного пребывания Веласкеса в Риме (1650) им были написаны только два превосходные портрета: выразительная полуфигура его раба и ученика мулата Хуана де Парейя, в Лонгфорд-Касл и всему миру известный поколенный портрет папы Иннокентия X, прислонившегося в спинке своего кресла, в галерее Дориа. Лучший одиночный портрет Мазодона Тибурцио в музее Прадо, грандиознейший групповой портрет венской галереи, приписанный ранее самому Веласкесу, представляет семью Веласкес, а самый замечательный из его ландшафтов – вид Сарагоссы в Прадо, фигуры которого Беруэте приписывал Веласкесу. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Для изображения животных и сцен охоты были приглашены художники –анималисты, среди них, Пауль де Фос и Франс Снейдерс. Позиция художника, направлять свой талант на решение других, не менее важных задач, свидетельствует о его мудром самоограничении. В качестве наиболее впечатляющего примера можно привести его картину «Продавец воды», созданную художником в возрасте двадцати лет.
1620, Национальная галерея, Лондон). И почти невероятным. Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес неоднакрктно портретировал графа-герцога. в 1667 г. ).
Между обоими художниками установились дружеские отношение. Вместе с многочисленными портретами художник создает несколько больших композиций «Вакх», «Кузнеца Вулкана», «Сдача Бреды». Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
«Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. На Оливаресе темный камзол и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары. В качестве модели художник выбирает немолодого крепко сложенного натурщика, на голову ему он надевает пышный, сверкающий позолотой шлем, а у ног помещает другие атрибуты воинского мастерства. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу.
По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Веласкес Диего, великий испанский художник. Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу. Вначале 1649 года Веласкес отправился во второй раз в Италию, с целью привлечь именитых мастеров фресковой живописи для украшениями росписями помещений. Вся эта гамма на их одеждах подготовляет главный живописный аккорд, который вносит фигурка Маргариты и в её платье, кремово- бело- серебряной «Гвардаинфанте»- самой светлой по тону во всей картине. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Этот высший ранг в иерархии испанского мадридского двора был связан с выполнением с выполнением многочисленных вне художественных задач: ответственность за королевские дворцы и собраний произведения искусств, подготовка визитов монархов в различных резиденциях и необходимость постоянно сопровождать короля в поездках.
Лежащий на коленях огромный Фолиант не оставляет ни какого сомнения насчёт роста карлика.
Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Вот таким образом это произведение по праву считается первый в новейшей живописи изображающим труд в фабричном помещении. У Марии Барболы тёмное голубовато-зелёное платье, обшитое серебряными галунами, у обеих менин платья светло-серебристые, а юбки тёмно-серые (у Исавель – голубоватого, у Агостины- зеленоватого тона), расшитые серебрито-сервми лентами.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Капитуляция, считавшееся неприступной крепости, после многомесячной осады, в 1625году, повсеместно, возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени. В качестве приданного он передает молодоженам в пользование несколько домов в Севильи. Из остальных учеников этого мастера здесь можно указать лишь на его бывшего невольника, мулата Хуана де Парейя (1600-1670), лучшая картина которого, Призвание Матфея в музее Прадо, довольно хороша, но значительно условнее всего, что создал Веласкес. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Художник блестяще запечатлел целый ряд человеческих характеров, переданные с захватывающей достоверностью. Рядом с ним противник- в полной достоинства позе, как и надлежит победителю.
От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой. Отныне Веласкес прочно обосновывается в родном городе. И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. В марте 1617 года Веласкес получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа которое давало ему возможность самостоятельно работать как художник. В 1617 получил звание мастера.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. В 1650г. Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Все три принадлежат музею Прадо. Вот таким образом картина «Менины» включает в себя коренной вопрос об отношении искусства к жизни и, как законное целое, представляет зрителю не только результат художественного творчества, но вместе с тем показывает и самый творческий процесс. Раскаты его хохота были слышны на земле и смертные могли принять их за гром.
В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Впереди находятся две статс-дамы meninas, ухаживающие за маленькой принцессой Маргаритой. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой. Несколько лет спустя он создает картину «Миф об Арахне»- произведение, принадлежавшие сегодня к вершинам достижения в мировой живописи.
Лица обеих групп реальны. При этом автопортретное изображение Веласкеса (он ведь мог исполнить только при помощи зеркала) и инфанты с окружающей её свитой, которою он мог писать прямо с натуры, трактованы единым «подчерком», так что в живописно пластической манере нет никакого разнобоя. К Феликсу Кастелло мы не будем больше возвращаться.
Как два контрастных произведения задуманы портреты философов полный рост, которые некогда украшали же зал охотничьего замка, что и картины Рубенса «Смеющийся Демокрит» и «Плачущий Гераклит». Взгляд темно-серых глаз Маргариты следит с живым интересом за тем, как карлик будит уснувшего пса.
В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. На белой полотняной скатерти видны остатки скромной трапезы :чаша с рыбой, полунаполненный стакан с вином, два граната, я так же булка и нож на переднем плане, которые должны, правда, несколько грубовато, подчеркнуть глубину пространства.
Этот известный сюжет изложенный Овидием, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане, где и изображены сами пряхи – арахны. На замечательном подгрудном портрете Парехи изображен в пол-оборота.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Это единственный достоверно подтвержденный автопортрет художника.