Это неповторимый и загадочный, молчаливый и величественный собственный Париж Альбера Марке. 14 июня 1947 года Альбер Марке умер. Французский художник Марке Альбер сумел создать свой выразительный стиль в живописи. Альбер Марке (Albert Marquet), современник Матисса, родился в 1875 году.
Родился Марке Альбер в 1875 году в городе Бордо (Франция). Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Альбера Марке. Марке, ПЬЕР АЛЬБЕР (Marquet, Pierre Albert) (1875–1947), французский художник, органично соединивший стилистику импрессионизма и фовизма.
В феврале 1907 года состоялась персональная выставка работ Марке Альбера в галерее Дрюэ, где было представлено 39 композиций.
Его сияющие светом пейзажи были замечены и оценены. Французский художник. Едва узнаваемые архитектурные акценты, намеченные контуром или тоном, позволяют безошибочно определить, что на картине изображен не просто город, а Париж (его Нотр-Дам, Эйфелева башня).
В это время Марке пишет этюды обнаженной натуры, натюрморты интерьеры, портреты. Большинство картин, посвященных Северной Африке, пронизаны ярким солнечным светом, но Марке писал Марокко, Тунис и Алжир и в пасмурные дни и тогда его пейзажи становились похожими на зыбкий и фантастический мираж. Яркость и условность цвета, широта письма сближает Марке с фовистами.
музей изобразительных искусств им. Тихий, безветренный день встречает нас в «Везувии». Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. Все, кто вышел из мастерской Моро, - Милсандро, Марке, Матисс, Руо стали блестящими рисовальщиками. Альбер Марке родился 26 марта 1875 года в Бордо.
Общая голубая тональность оживляется черно-коричневыми корпусами судов. Секрет его картин заключен в соотношении земли и неба, светлого и темного. Его Париж был серым, Неаполь – голубым, Гамбург – охристым. Это был непревзойденный мастер соотношений между общим и конкретным. Море Марке не пустынно в нем всегда чувствуется присутствие человека. Они решали сходные пластические задачи, только источниками вдохновения в пейзажах русских художников были не Париж и Алжир, а Москва и Ленинград.
Марке пишет реку-труженицу и в то же время образ Сены в его исполнении очень поэтичен. Когда его спрашивали о детских рисунках, он говорил: Они теряют значение в тот день, когда дети узнают, что у дома бывает дверь, крыша, окна. От фигур на дальнем берегу Сены, подчиняясь ритму, заданному художником, внимание переключается на темное пятнышко человека идущего против ветра к Малому мосту. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Его городские пейзажи отличаются глубоко прочувствованным отношением к природе, но в то же время им свойственна отстраненная созерцательность авторской позиции, как будто художник смотрит с возвышения на спокойно текущие воды Сены, мосты, перекинутые с одного берега на другой, на прямые линии городских улиц («Набережная Бурбон зимой», 1908, ГМИИ, Москва). В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Везувий», 1909 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Роттердамский порт», 1914 год, Национальный музей современного искусства, Париж «Гамбургский порт», 1909 год, Эрмитаж, вариант – Кунстхалле, Гамбург «Гаврский порт», 1934 год, частное собрание, Париж и др. ). Марке много путешествовал, особенно часто бывал в Италии, долго жил в Алжире. Это была крепкая и чистая любовь.
Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане», 1906, Центр Помпиду, Париж). Это характерно, например, для такого полотна, как «Ярмарка в Гавре» (1906, Музей искусств, Бордо). Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж.
Шел 1934 год. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Он любил воссоздавать то состояние, когда из-за того, что солнце находится высоко над головой, тени укорачиваются настолько, что с небольшого расстояния просто не воспринимаются.
1875, Бордо — 1947, Париж. На выставке в парижской Галерее Дрюэ было представлено 39 композиций Марке. Говоря об искусстве Марке, даже знаток смутится в определении стиля. Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину. А. С. Пушкина).
Моро и был тем человеком, который научил Марке работать с натурой. Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире. Если то, что я сделал, ничего не стоит, мои работы исчезнут, как мертвые листья под осенним ветром, независимо от того, что о них говорят».
Марке очень часто обращался к образу Парижа. Альбер начал очень рано рисовать чем угодно и где угодно: куском угля на полях школьных тетрадей, на полу С 1890 по 1895 год он обучался живописи в Школе декоративных искусств, после чего поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Г. Моро, которого современники называли «мистиком, который устроил себе келью в центре Парижа».
Начал обучение живописи в родном городе Бордо. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, – солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Особенно важной стала передача именно световых ощущений в его морских пейзажах. Путешествия способствовали созданию таких картин, как «Порт в Онфлере», «Лебединый остров. Парусные лодки, 1921 Триель, 1931, все — Париж, частные собрания).
В Нормандии Марке пишет одну из лучших своих работ — «регата в Меллерей» (1927, Музей искусств, Бордо). Моро всегда говорил ученикам, что копирование натуры требует огромной ответственности: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками». Выходило в основном меланхолично – чувствуется, Марке слушали внимательно. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. Позднее увлекался романтичными эффектами ночного освещения (Новый мост ночью, 1937, там же). Только преодолев это, получишь возможность продолжать. А натюрморты с фруктами и вовсе напоминают сезанновские.
В морских пейзажах Марке всегда есть знаки присутствия человека. Если он показывал на холстах городские пейзажи, то в них отстраненная созерцательность переплеталась с глубоко интимным отношением к изображенному.
В североафриканском цикле пейзажей Марке центральное место занимает мотив моря. Как правило, контур предмета он передает при помощи четкого мазка-штриха. Годы оккупации Марке провел в Алжире. В сложном взаимодействии неповторимого и универсального завязывается сюжетно-образное решение парижских пейзажей.
В «Неаполе» показан ослепительно ясный полдень. Его Воксель, будущий автор термина «фовизм» (от французского fauve – «дикий») смело сравнил с Донателло. С 1907 Марке, отказавшись от условной экспрессии фовизма, вырабатывает собственную живописную систему. В Солнце над Парижем, в работах Вид Лувра, Новый мост.
Выставляется с 1901 – в Салоне Независимых, с 1909 – в Осеннем салоне. Альбер Марке, как и Матисс, не стремился быть первым, но работал упорно и вдохновенно. Марке много путешествовал.
Эрмитаж Гаврский порт, 1934, Париж, частное собрание). Существенным фактором в системе Моро было копирование в Лувре. Годы оккупации художник провёл в Алжире. Яркость и условность цвета, широта письма сближалаМарке с фовистами. Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину. Перед самым началом Второй мировой войны Марке с женой поселились в Париже, но спокойная жизнь в доме с видом на Сену продолжалась недолго. В 1905 принимал участие в скандальном выступлении фовистов на Осеннем салоне.
Среди русских последователей, которых художник осенил во время организованной ВОКСом встречи (кстати, весьма безрадостной, судя по мемуарам), – Софронова, Рыбченков, Маврина и Лапченков. В ранних портретах Марке выразительность осанки, жеста выявлена чётко очерченным силуэтом фигуры, выделяющейся на нейтральном фоне (А. Уже в ранних его пейзажах и портретах доминирует гораздо более размеренный и покойный, чем у других фовистов, композиционный и цветовой строй (Гавань в Ментоне, 1905, Эрмитаж, Петербург Сержант колониальных войск, 1906, Музей изящных искусств, Бордо). В картине «Неаполь» (1909, Санкт-Петербург, Эрмитаж) все полно движения, пространство кажется напоенным мерцающим светом и морским воздухом, поверхность вод отражает меняющееся освещение неба.
Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. Вот таким образом работы мастера так воздушны. Обучался также в Национальной школе изящных искусств в ателье Г. Моро и Академии Рансона. Цвета же на картине лишь помогали передать то ощущение морского воздуха, которое присутствует во всех его картинах изображающих море. Полотна Марке — целиком и полностью об атмосфере, в них нет событийности или кого-либо нарратива: Свободы, ведущей народ, не ждите. Название «фовизм» произошло от французского «fauve» дикие звери, — так один из критиков отозвался о работах Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка, А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года «Вырвать живопись из дремотного состояния», «искать решения всех проблем в ящике с красками», преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой к этому стремились молодые художники. Гармоничны соотношения моря, неба и легких парусников, ведущих неторопливый диалог с огромной стихией.
Учился в Париже, в Школе декоративных искусств (1890—1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Моро (1895—1898). Много работая над техникой изображения и над особым видением пространства, «взглядом художника», Марке создал тот стиль, который стал его визитной карточкой – выразительный с упрощенными формами, но передающий внутренний мир изображаемых героев. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж.
музей современного искусства Ночной Париж, 1937, Париж, частное собрание). Эти зарисовки он потом использовал в своих картинах.
Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. Она почти всегда оживлена движущимися по ней баржами и лодками. И такой особенностью стал для него свет. Если Сезанн был одним из китов постимпрессионизма (наряду с Ван Гогом и Гогеном), а Матисс – диким зверем фовизма, то с Марке все отнюдь не так однозначно. Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Он посетил Германию, Румынию, Северную Африку, Италию, Испанию, в 1934 году был в СССР.
На всю жизнь Альбер запомнил слова учителя: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками» и пронес эту заповедь через все свое творчество. В 1945 вернулся в Париж. Уже в 1907 году Марке решительно отказался от условной экспрессивной системы фовизма.
Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Здесь явно не они являются главными героями. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету. Его Алжир был белым. Он пишет белые крыши и стены домов, белые террасы и заборы.
Нотр-Дам, 1910, Санкт-Петербург, Гос. Несколько лет он выставлялся в славной компании Матисса, Мориса де Вламинка, Андре Дерена и Жоржа Брака.
Если в изображениях Парижа преобладают сиренево-серые оттенки, то Восток у Марке — белый. Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. От этих двух работ Марке значительно отличаются посвященные жизни порта картины «Грузовое судно в Марселе» (1916, частное собрание, Париж), «Булонь-сюр-мер» (1930, частное собрание, Лозанна) и «Гавр» (1934, частное собрание, Париж). Проявил себя также как рисовальщик иллюстратор, мастер акварели. Большую часть из них составляли парижские пейзажи.
Эта работа по выбранному сюжету и колориту несет на себе отпечаток художественной манеры А. Сислея. (Для справки: Хокусай – это японский художник 18 века, чьи произведения отличаются реалистической конкретностью, динамичным рисунком и насыщенным чистым цветом). Название фовизм произошло от французского«fauvre» (дикие звери), так один из критиков отозвался о работах А. Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка и А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года.
Тогда художники и были наречены критиком Луи Вокселем дикими зверями. Эрбле», «Вид на Сиди-Бу-Саид», «Пальмовое дерево». И хотя впечатление о русской живописи у Марке исчерпывается всего лишь тем, что «Коровин неплох», французский мастер оказывает сильное влияние на советских художников. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. В 1945 году Марке с женой вернулись в Париж.
Нотр-Дам», 1910 год, Эрмитаж «Мост Сан-Мишель и набережная Грандз-Огюстен», 1910-1911 годы, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ). В Бордо был хороший музей, где Альбер увидел картины Веронезе, Мурильо, Рубенса. Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Эрмитаж Набережная Бурбон зимой, 1908, Москва, Гос.
Жизнь в Алжире помогла Альберу показать на своих холстах всю красоту палящего солнца. Но это были его последние картины. В Неаполе показан ослепительно ясный полдень. Речь о молодых дарованиях ВХУТЕМАСа – высших художественных мастерских, которые впоследствии незначительно переименуют, заменив «мастерские» на «институт». Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х) главным образом представляют пейзажи, написанные в традиционной манере импрессионистов.
В 1930-е годах в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Пон-Нёф ночью», 1935-1939 годы, Национальный музей современного искусства, Париж «Ночной Париж», 1937 год, частное собрание, Париж и др. ). Приглушённая тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков («Солнце над Парижем», 1907 год, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Дождливый день в Париже. Марке делал копии произведений Жана Батиста Шардена, Николы Пуссена, Диего Веласкеса и Клода Лоррена. Рисовать Альбер начал очень рано, он рисовал куском угля на полу, на полях тетрадей.
Однако после Осеннего салона 1905 года критика буквально взорвалась негодованием.
Выход парусных лодок», 1920 год «Триель», 1931 год, обе – частные собрания, Париж). музей изобразительных искусств им. Альбера Марке один из английских критиков назвал деликатным фовистом. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость».
В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Альбер Марке родился в Бордо, в семье железнодорожного служащего. Кроме работы в ателье, Марке, как и его товарищи, много рисовал просто на улице. В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А. Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном.
Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Вместо ярких и чистых красок – монохромные, меланхоличные пейзажи с видами Сены. В написанных в 1906-1907 годах пейзажах Марке Солнце над Парижем, Вид Лувра, Новый мост. В 1945 году вернулся в Париж. Потом было путешествие в Алжир, в который он просто влюбился.
На пути к творческому самоопределению емупредстояло пройти испытание фовизмом. Там он поступил в Школу изящных искусств.
Большое значение в жизни Марке занимали путешествия по миру. Альбер Марке подружился с писателем Шарлем Луи Филиппом, писавшем о жизни парижского дна и Матиссом, который хоть и был старше его на шесть лет, почувствовал в Альбере Марке близкого по духу и характеру человека. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).
На пути к творческому самоопределению Марке предстояло пройти испытание фовизмом. Оно то бурное и грозное, накатывающее на берег пенистыми волнами («Буря в Ла Гулетт», 1926, Музей искусств, Бордо), то тихое и спокойное («Алжирский порт», 1943, Музей искусств, Бордо). А. С. Пушкина Дождливый день в Париже. «Вывестиживопись из дремотного состояния искать решения всех проблем в ящике с красками, преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой» — к этому стремились молодые художники. музей изобразительных искусств им.
Ему потребовалось время, чтобы из вчерашнего студента с удостоверением преподавателя рисования начальной школы, которое он получил, бросив учебу после смерти Моро, стать художником, чьи произведения вошли в историю мирового искусства. Две фигуры на углу подхватывают эстафету и направляют движение вправо через мост, вслед за проезжающим экипажем. Храмы естественны, как растущие деревья и без труда растворяются в окружающей среде. В природе только два цвета голубой и белый. Эрмитаж Регата в Фекане, 1906, Париж, Нац. В пейзажах Марке этого периода, при всей хроматической насыщенности, сохраняются пространственные отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину («Гавань в Ментоне», 1905 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Регата в Фекане», 1906 год, Национальный музей современного искусства, Париж). С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором.
В природе только два цвета голубой и белый. Проявляя необыкновенную наблюдательность, он искал в лицах людей, в их движениях не просто сиюминутное состояние (хотя это было интересно), а характеры, жизненный опыт, мироощущение. Большинство пейзажей написано с высоты приблизительно пятого-шес-того этажа. Еще одна особенность городских пейзажей Марке – это выбор высокого горизонта. Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию.
музей современного искусства). Жизнь человека и природы исполнена энергии, движения («Порт Гавр», 1934). Они действительно заслуживали прозвище диких (le fauve – по-французски дикий зверь).
Но не сразу художник пришел к полному пониманию того, как именно он хочет писать. музей современного искусства Гамбургский порт, 1909, Санкт-Петербург, Гос. Высокий горизонт позволяет охватывать не только город, но и много неба.
Солнце Алжира стало главным действующим персонажем его работ. Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Нотр-Дам». Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал.
Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. Марке же делает его своим тональным камертоном.
В 1934 году по приглашению ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей) художник приехал в Ленинград, а затем посетил Москву и несколько провинциальных городов. Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Сена, которую художник называл «единственной рекой Франции» играет большую роль в его парижских пейзажах. Именно в Северной Африке Марке впервые начал писать грозы и штормы. А. С. Пушкина Порт в Роттердаме, 1914, Париж, Нац. Выход парусных лодок, 1920 Сабль дОлонь.
Он начинал, как и многие его современники-художники. ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Таковы «Гавань в Ментоне» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Регата в Фекане» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Набережная в зелени» (1906, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для него была ближе собственная выразительная система. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором.
На большинстве картин – Париж серых, болотистых и голубовато-сизых красок: так и чувствуются присущая городу сырость и холодный воздух. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. В это время он ходил рисовать натурщиков в студию Каррьера, познакомился с Дюфи, Фриезом и другими художниками, а также с фотографом Э. Дрюэ, который в то время начал фотографировать работы Родена.
Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью. Альбер Марке говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу». Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Эта группа именуемая фовистами (от фр. В фовистских пейзажах Марке, при всей хроматической насыщенности, сохраняются пространственные отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину (Гавань в Ментоне, 1905, Санкт-Петербург, Гос.
Именно в соотношении неба и земли, светлого и темного – основа его композиций. С 1908 года Марке начинает путешествовать. Отец работал кондуктором поезда, мать была на пятнадцать лет моложе его. Именно Африка, Алжир дали ему возможность проявить новое отношение к солнечному свету.
Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде. Над зеленовато-голубым спокойным морем раскинулось лазурное небо с легкими белыми облаками. Главным во всех работах Марке 1910-1920 годов является не цвет, а свет. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника: «Коровин неплох». С конца 1900-х годов Марке много путешествовал по Франции, посетил Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, также Северную Африку, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию в 1934 году совершил поездку в СССР.
Главное для художника — показать напряженный ритм жизни порта. Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. Она мерцает и плещется, а в ней отражаются белые облака, то похожие на снежные горы, то стремительные и разорванные Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними. Остается где-то внизу шум города. Иная картина предстает перед зрителем в одном из лучших пейзажей Марке «В Неаполе» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Каждый город художник воспринимал в определенной цветовой гамме. Но болезнь, начавшаяся в Африке, не отступала. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. Улица в Сиди-Бу-Сайде и другие работы алжирского цикла эмоциональны и очень романтичны. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 совершил поездку в Советский Союз.
музей современного искусства Сержант колониальных войск, 1906, Бордо, Музей изящных искусств). С конца 1900-х Марке много путешествовал. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. Они не подавляют, они органичны и естественны в окружающей их среде. Фовизм был самым кратковременным течением в истории искусства.
Уже в этих ранних работах выявилось своеобразие стиля Марке. В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Плотным розовым туманом окутан утренний Париж.
Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. Здесь Марке встретил первых критиков, которые оценили его талант, - Ж. Бессона и Ф. Журдена. Художник, график иллюстратор. Бесшумно проносятся лодки, плывут барки и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними.
Рувейр, 1904 год, Национальный музей современного искусства, Париж «Сержант колониальных войск», 1907 год, Музей изящных искусств, Бордо). Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию. Особенно же заинтересовало Марке творчество П. Боннара. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель.
Типично для этого периода полотно «Деревья в Бийанкуре» (1898, Музей искусств, Бордо). Нотр-Дам.