Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. «Камеристка» не нуждается в них. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Работа не подписана автором2. Но автор дает почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена у него через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное. А ведь оно только одно из многих. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Запечатлен первый ребенок Рубенса – дочка в первом браке с Изабеллой Брант, портрет является фрагментом, основной картины не последовало, ребенок ушел из жизни в возрасте 12 лет. Лицо камеристки кажется трепетным, живым. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Работа не подписана автором.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. 21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворожденная дочь Клара Серена.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Художник дважды был женат.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус).
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле – в области политики. В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В них начисто отсутствует мистика. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Слишком скудно. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Парис решил похитить Елену.
Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.
Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. КОНТИНЕНТЫ.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Благодаря тонкому письму, картина не статична она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке31. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr).
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
«Камеристка» не нуждается в них. Однако, в отличие от них, автор достигает своей цели без жестокой моральной двусмысленности и гротескного изображения, срывающего покровы. Все это я вычитала в аннотации к картине. Но что-то дрогнуло во мне.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.
Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Все это тайна велика есть. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Но Рубенс никогда не был педантом.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «». Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки».
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
Рубенс и себя не раз писал в ней. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Рубенс тяжело переживал эти утраты. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
1750). В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины.
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Рубенс тяжело переживал эти утраты. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете – идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости817. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов».
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Валентин Янин высказал гипотезу о том, что на портрете идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Сдержанный колорит картины построен на переходе от тёмного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Неужели она была настолько скромна. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56.
Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.