Это и керамическое панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и витражи собора в Меце и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Он очень естественно изображал фантастические вещи. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста.
25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В19лет (в1907) Шагал отправляется вПетербург. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Большие, выпуклые, чёрные. В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). Осенью 1909г. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию и активно включился в организацию новой культурной жизни России. Унего свои понятия оформе, роли геометрии исвои способы создания сложного всвоей свободе живописного пространства. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). С 1950-х гг. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994).
И все же знатоки и ценители поражались. Можешь не рассчитывать». Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Можешь не рассчитывать». Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918, Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916). Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» — такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер).
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих.
Высылать ничего не буду. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. С 1920 года, по протекции А. М. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
Париж Шагал полюбил сразу. 20апреля 1910 состоялся вернисаж выставки учеников школы вредакции журнала «Аполлон» наМойке– «Выставка работ учениц иучеников Л. С. Бакста иМ. В. Добужинского» (работы выставлялись анонимно). Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Она молчит, я тоже. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
В 1909—1911г. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. К этому моменту были готовы 66 эскизов.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей») жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915, Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917, Национальный музей современного искусства, Париж) и др.
И я понял: это моя жена. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Она смотрит— о, её глаза.
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. У него был один брат и пять сестёр. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Это мои глаза, моя душа.
В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Она молчит, я тоже. Большие, выпуклые, чёрные.
Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Она молчит, я тоже.
Она смотрит — о, её глаза. Вконце 1908 решает оставить школу, ав1909 произошла встреча сЛ. С. Бакстом. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. С 1950-х гг.
Почти до конца 1920-х гг. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. )1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915).
Она молчит, я тоже. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1944 году умерла жена Шагала. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Для Салона Независимых 1914 Шагал выбирает три ставших знаменитыми полотна– «Скрипач», «Материнство» и«Автопортрет ссемью пальцами» (все– 1912–1913.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. У него был один брат и пять сестёр10.
— я тоже. С 1950-х гг. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах.
Отныне он – Марк Шагал. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. «Все они были беспризорники, битые уголовниками, помнившие блеск ножа, которым зарезали их родителей, никогда не забывавшие предсмертных стонов отца и матери.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Это были годы невероятного творческого взлёта. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. С 1950-х гг.
(1907-09). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Большие, выпуклые, чёрные.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Большие, выпуклые, чёрные.
В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. На бледном лице сияют глаза.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. У художника появились последователи. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. У него был один брат и пять сестёр. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». 1917), «Интерьер с цветами» (1918), — а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914).
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). В 1921–22 гг.
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. Недолго параллельно сошколой Шагал посещал рисовальные классы С. М. Зейденберга. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Она смотрит— о, её глаза. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
Но запомни: денег у меня больше нет. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. Он акцентирует внимание зрителя наизумивших его мелочах.
Его деятельно поддерживает Художественное бюро Н. Е. Добычиной (Марсово поле, 7). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо.
Это мои глаза, моя душа. Ошеломляющее впечатление производила картина «России, ослам идругим». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1112. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
И вот их-то я учил рисованию. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта.
Это мои глаза, моя душа. Большие, выпуклые, чёрные. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного.
На бледном лице сияют глаза. Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912. Париж помог совершенствовать иотточить живописное мастерство. Вноябре становится учеником школы Е. Н. Званцевой, где преподавали Бакст иМ. В. Добужинский.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Он написал сотни полотен. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. В 1909—1911г.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1314, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1516. Там он проучился 2 месяца. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Вот таким образом из монументальной живописи он и предпочитал витражи.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Шагал находит своё измерение живописи. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Работы Шагала– петроградские илетние лиозненские ивитебские– выстраивались вгармоничные зрительные ряды, подсказанные самим размеренным ритмом жизни художника. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. 1 Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Он также попытался создать эскизы костюмов в рамках созданной им теории «психопластики». Она смотрит— о, её глаза.
В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). Ползал и подбирал. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж.
По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. И я понял: это моя жена. Непосредственность, необычайная поэтичность иедвали недетская склонность кфантазиям, нина кого непохожим, «шагаловским». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Она молчит, я тоже. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Чиновничья служба совсем не привлекала Шагала, но зато давала ему возможность периодически ездить в Витебск и проводить там немало времени.
Над городом в небе летят мужчина и женщина. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Решено. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции.
И я понял: это моя жена. Это мои глаза, моя душа. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Можешь не рассчитывать». В конце 1930-х гг. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Его картины сразуже узнавались впространстве этих огромных выставок.
вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Годы жизни вПетрограде игоды активного вхождения Шагала врусскую художественную среду.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Она молчит, я тоже. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Решено. В августе 1944 года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством «Сток» в переводе на французский Беллы Шагал. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Это всё, что я могу наскрести. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Сам знаешь. И я понял: это моя жена. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве).
Можешь не рассчитывать». С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это мои глаза, моя душа. Это единение с большой Вселенной. Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Это всё, что я могу наскрести. Но запомни: денег у меня больше нет. Она молчит, я тоже. С тех пор «Моя жизнь» М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках.
Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Ведь игра была важной составляющей всего творчестваМарка Шагала. Это всё, что я могу наскрести.
В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие). Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Она смотрит— о, её глаза.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В 1920году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 21 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Она смотрит— о, её глаза. Как иПэна, Шагал считал Бакста своим учителем. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. — я тоже. В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж. Железнодорожная станция» и др. В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Осенью 1909г.
Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. На бледном лице сияют глаза.
На бледном лице сияют глаза. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Это мои глаза, моя душа. На бледном лице сияют глаза.
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением».
И я понял: это моя жена. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Летом 1914года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие).
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Тогда же побывал в Египте. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Самыми интересными навыставке были картины Шагала– «Смерть» и«Свадьба» (1909). 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. После освоения азов образования в школе, до начала Первой Мировой войны, начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей». Ползал и подбирал. Ведь отличительной особенностью творчества Марка Шагала всегда была яркая колористичность. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой22. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Революция была осмыслена им конкретно, как революция духа. СМА). Она смотрит— о, её глаза. Сам знаешь. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Но запомни: денег у меня больше нет.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). — я тоже. На бледном лице сияют глаза.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Как жадно они рисовали. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Это мои глаза, моя душа. Это мои глаза, моя душа. В 1948 году. Марк Захарович возвращается во Францию, где сначала жил в Париже, а затем переехал на Ривьеру. «Всё покрылось тьмой».
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Решено.
Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Его мобилизовали в армию. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)67 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)189.
Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). В такой суматохе и появился гений. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Теперь ему был открыт доступ вОсенний салон.
Но планы в жизнь не воплотились. Переехав летом 1922 года из Каунуса в Берлин, Марк Шагал познакомился там с владельцем картинной галереи и издателем П. Кассирером, который решил издать мемуары художника с его собственными иллюстрациями. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. На бледном лице сияют глаза. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Столица империи представлялась ему землей обетованной.
В них – неудержимое желание летать. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Она смотрит— о, её глаза. Наиболее знаменит «Библейский цикл» витражей, выставленный в Музее Шагала в Ницце.
В«Окне надаче» (1915. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества — библейскую.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915).
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой22. На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой «Эллис Лак» и проиллюстрирована рисунками и офортами «Дом на Песковатиках», «Улица», «Дом на улице Покровской», «Витебск. Ползал и подбирал. В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» — огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В 1964 году художник разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления парижской Гранд-опера, а через два года завершил работу над фресками в нью-йоркской Метрополитен-опера. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Это всё, что я могу наскрести. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Шедевр следовал зашедевром. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности.
Она молчит, я тоже. Он показывал одну заодной свои картины вСалоне Независимых в1912, 1913, 1914. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. И я понял: это моя жена. Большие, выпуклые, чёрные.
Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. — я тоже. Париж Шагал полюбил сразу. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Вшколе Шагал пробыл доконца апреля 1910. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Летом 1914года художник приехал в Витебск1, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914 – 1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930 – 1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Она молчит, я тоже. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
В 1916году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца. Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Большие, выпуклые, чёрные.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. В 1911–13 гг. Там было человек пятьдесят сирот.
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Казалось, художник подводил итоги своей жизни он, в частности, работал над иллюстрированной автобиографической книгой.
Позже эти камерные этюды художник сам для себя определит как документы, вещи для души. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. И я понял: это моя жена. Сам знаешь. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Картина возникает измногих картин-эпизодов наплоскости.
В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. В 1921 году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Париж Шагал полюбил сразу.
Ползал и подбирал. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. — я тоже. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине.
Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица — «Окно в сад» (ок. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. У него был один брат и пять сестёр. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. А. С. Пушкина свои работы.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
Высылать ничего не буду. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.
Летом 1914года художник приехал в Витебск1, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. На бледном лице сияют глаза.
Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Онём начали говорить как очудаке ичуде. Леон Бакст тогда был самым модным театральным оформителем и Шагал стал частым посетителем его художественной студии. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира.
В 1920 году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). — я тоже. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. В 1907 году Шагал приехал в Петербург и поступил в школу при Обществе поощрения художеств, а затем в частную студию Е. Званцевой, где преподавали Л. Бакст, М. Добужинский. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 21 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Но запомни: денег у меня больше нет. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Сам знаешь. Большие, выпуклые, чёрные. Осенью 1909г. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Они позволяли оттенить красоту цвета и создать впечатление горящих красок. Высылать ничего не буду.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». И я понял: это моя жена. Первая мировая война перечёркивает все планы– Шагал возвращается вВитебск. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве.
Самое простое несло всебе ощущение мистики быта, загадку. «Всё покрылось тьмой». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Она смотрит — о, её глаза. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах.
Беременная женщина», «Париж из окна» (обе — 1913) и другие. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911. Осенью 1909г. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни24. — я тоже. После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагалачасто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением. — я тоже. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (40 км на запад) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. Талант художника проявился еще в ранней юности. — я тоже. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. В 1920году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.
Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Большие, выпуклые, чёрные.
Его зачисляют натретий курс Рисовальной школы ОПХ, которой руководил Н. К. Рерих. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». И я понял: это моя жена.
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. В 1923 году он с семьей переехал в Париж.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)17. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Втовремя, когда московские левые воглаве сВ. В. Маяковским иК. С. Малевичем рисуют потешные ура-патриотические плакаты для издательства «Современный лубок», Шагал создаёт серию очень точных поощущению «климата» эпохи военных рисунков. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Париж Шагал полюбил сразу. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
В 1909—1911г. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала — росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) — радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Высылать ничего не буду. Решено. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Эта школа ориентировалась наопыт свободных парижских студий.
Раскрывается извечная тема любви. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. На бледном лице сияют глаза. Осенью 1909г.
Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. )., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска. Париж Шагал полюбил сразу. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Центральными работами первого парижского периода М. З.