Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Он написал сотни полотен. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».
На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника.
Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Изначально предполагалось выполнить иллюстрации акварелью, но они оказались непригодными для печати. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
Шагал приобрёл известность в Российской империи. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Первая жена — Белла Розенфельд, дочь богатого витебского ювелира. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз.
Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Родня осуждала ее роман с молодым художником из бедной семьи.
На бледном лице сияют глаза. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Сам знаешь. Вместе они прожили 19 лет, до смерти Беллы в США. С 1950-х гг.
Только что возвратившегося из столицы начинающего художника представили скромной еврейской девушке Белле Розенфельд, младшей дочери богатого витебского ювелира. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Во время пребывания Шагала в Москве Государственная Третьяковская галерея организовала выставку находившихся в России картин мастера.
В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников «Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к истокам», к библейскому наследию.
Она молчит, я тоже. Сам знаешь. У него был один брат и пять сестёр.
28 марта 1985 после целого рабочего дня, проведенного в мастерской, девяностовосьмилетний художник тихо угас в своей постели. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона.
Масин каждый день приходил к Марку Захаровичу и весь художественно-постановочный образ спектакля они придумывали сообща. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин.
Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Однажды, придя домой, Марк ощутил всеобщее возбуждение, домашние были чрезвычайно взволнованны, вскоре он услышал крик младенца, а затем увидел свою мать на постели с новорожденным на руках. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Она смотрит — о, её глаза. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной.
Он очень естественно изображал фантастические вещи. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. Служба в военном ведомстве являлась той же воинской повинностью и, хотя Марку не нравилось заниматься отчетами и докладами, такая работа давала возможность не только зарабатывать, но и периодически ездить в Витебск, чтобы видеться с родными. Там же виден пишущий что-то человек: это, вероятно, постоянный композитор театра Лейб Пульвер, люди рядом с ним — оркестранты. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон. Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Была состоятельная семья. В 1918 году в России была издана первая монография о художнике. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала.
На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Родился в Витебске, в "местечковой" семье.
Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915).
Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. — я тоже. Звягинцевой.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Между ней и Шагалом завязался роман.
Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников. Впрочем, Рерих его работы часто хвалил их охотно брали на внутришкольный конкурс и в результате Марк оказался в числе тех студентов, кому Общество выделило небольшую стипендию. Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В 1947-ом году Марк, наконец, возвратился в Париж. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». В доме была Тэя и Шагал. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку. Решено.
Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника. Но на всю жизнь, единственной музой Шагала оставалась его первая жена Белла. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Люди, которые исследовали его работы, считают, что это граничит с тем, что художник родился в пожаре. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой «Эллис Лак» и проиллюстрирована рисунками и офортами «Дом на Песковатиках», «Улица», «Дом на улице Покровской», «Витебск. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. Дружили родители. Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами.
Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и другими авангардистами. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка.
А. С. Пушкина свои работы. Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Париж Шагал полюбил сразу. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа.
Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Высылать ничего не буду. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. Казалось, судьба благоволит Шагалу: наставник видел в его студенческих работах большой потенциал, однако своеобразная живопись Марка уже тогда стала причиной неожиданного острого конфликта с другими преподавателями школы Общества поощрения художеств.
Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
У него был один брат и пять сестёр. ШАГАЛ, МАРК ЗАХАРОВИЧ (Chagall, Marc) (наст.
Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. В 1909—1911г. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920–1922, Третьяковская галерея), тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Однако продержался он не слишком долго.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Женщина стала заботиться о художнике, который, несмотря на все постигшие его горести, продолжал творить.
Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. — я тоже.
Темы и образы Священной книги находили оригинальное претворение в монументальном искусстве и станковой живописи Шагала – "Царь Давид" (1951), "Переход через Красное море" (1955), "Пророк Иеремия", "Пророк Исайя", "Пасха" (всех 1968), где художник соединяет высокий вымысел и реальные, остро поданные детали, ближнее и дальнее, разновременное и разнопространственное, возвышенное и приземленное, создавая лиричный и исповедальный "мир Шагала". Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Она смотрит— о, её глаза. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.
По некоторым подсчетам образ этой женщины присутствует более чем на 2 тысячах работ Шагала. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Она молчит, я тоже. Как жадно они рисовали.
В 1916 году у них родилась дочь Ида, которая стала биографом и исследователем творчества художника. Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Но запомни: денег у меня больше нет. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит.
Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Железнодорожная станция" и др. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Это мои глаза, моя душа.
Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. В тот день, когда у Шагалов появился первенец, в Лиозно случился пожар и мужчины отчаянно спасали мать Марка — Фейгэ-Итэ. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь.
— я тоже. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала». После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
К этому моменту были готовы 66 эскизов. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). У него был один брат и пять сестёр13.
После окончания войны известный парижский издатель Терьяд решил восстанавливать наработки Воллара, которые тот так и не успел реализовать. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». Там он проучился 2 месяца. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др. ) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Это всё, что я могу наскрести.
Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Его супругой стала владелица лондонского салона моды Валентина Бродецкая. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Это мои глаза, моя душа. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.
Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. В конце августа 1944 Марк Захарович с семьей задумал отплыть в освобожденную от оккупации Францию. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. И вот их-то я учил рисованию. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 в семье приказчика. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер). На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Можешь не рассчитывать». Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Прежде всего он отправляется в Лувр.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Его пригласил во Францию давний друг, поэт Блэз Сандрар и предложил заняться иллюстрированием книг. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Так, например, в центре можно увидеть изображение ребенка, которого нежно целует появившийся из цветов ангел. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Железнодорожная станция» и др. В 1906 занимался в частной школе Ю. М. Пэна. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Большие, выпуклые, чёрные. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством «Сток» в переводе на французский Беллы Шагал.
Нанимать натурщицу было дорого. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». Эмиграция В 1922-ом году в Литве, в городе Каунасе была организована выставка Марка Шагала, чем художник не преминул воспользоваться. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).
Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Затем следует Вторая мировая война. Но запомни: денег у меня больше нет. Раскрывается извечная тема любви. Она охватила творчество мастера за семь десятилетий его неутомимого труда.
Можешь не рассчитывать». Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Его мобилизовали в армию. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
Между представленным профилем — своеобразным автопортретом горожанина Шагала — и животными находится сама деревня, в которой некоторые дома стоят крышами вниз, а мужчина с косой на плече разговаривает с перевернутой вверх ногами женщиной. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН). Но идиллия продолжалась недолго. Это мои глаза, моя душа. Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—.
Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Это мои глаза, моя душа. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства.
Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой. Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Решено. Столица империи представлялась ему землей обетованной. У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка.
Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. В Витебске, Петербурге и Москве создан ряд прославивших его работ. Оказалось, только что на свет появился его младший брат. Большие, выпуклые, чёрные.
С тех пор "Моя жизнь" М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете.
Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Она смотрит— о, её глаза. Со временем на первый план выходит тема страстной любви – с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в качестве главных героев (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Вирджиния, спустя три года, покинула Шагала, сбежав от него с новым любовником.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. После этого на него как из рога изобилия посыпались заказы на оформление храмов различных конфессий не только в Израиле, но и в Европе и Америке.
Высылать ничего не буду. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). У них родился сын Дэвид Макнилл.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма.
В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
В своих произведениях на библейскую тему Шагал не стремился использовать многовековые традиции православной или католической иконографии, считая самым главным соединение в живописных образах непосредственности, приземленности и эпического величия. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался».
Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В такой суматохе и появился гений.
Бела часто приходила к подруге. Немного позже произошло знакомство с произведениями современников — представителей парижской школы тех лет. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. И я понял: это моя жена.
Это всё, что я могу наскрести. Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. Большие, выпуклые, чёрные. Именно к России в дни радости и печали был обращен благородный и мудрый взор Марка Шагала. Но мечта стать живописцем не оставляла юношу.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Сочетание ярких пятен экспрессивной авангардной живописи Марка Шагала с барочными интерьерами старого театра никого не оставило равнодушным.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Сына она взяла с собой. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало.
В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Однажды Шагал очень удивил наставника, создав один из своих пейзажей используя только фиолетовый цвет.
Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. И я понял: это моя жена. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. К середине 20 в. его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое звучание. Не случайно на картине так много церковных образов. Центральными работами первого парижского периода М. З. Решено.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве.
С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей.
Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). В 1944 году умерла жена Шагала.
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
— я тоже. Она молчит, я тоже. На бледном лице сияют глаза. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного.
С тех пор «Моя жизнь» М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу.
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом.
Кроме того, необходимо было искать средства. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией – все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Это мои глаза, моя душа.
Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство.
По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. В Париж Шагал влюбился сразу. Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице с окнами на проезжую часть. Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 обосновался в Париже в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров Моя жизнь, где он проявил себя как настоящий литератор-художник, мыслящий яркими образами. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника. На бледном лице сияют глаза.
Сам знаешь. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия.
В 1933-м произведения Шагала, висящие в немецких музеях, были изъяты и публично сожжены по приказу Геббельса. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Ползал и подбирал. Она смотрит — о, её глаза. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу.
В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Освоив различные гравюрные техники, по заказу А. Воллара создал (в 1923–1930) островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Н. В. Гоголя и Басням Ж. де Лафонтена. Мир в его картинах теперь не ломается на грани, а кажется слитным потоком пространства и времени, рождающим из своих глубин отдельные образы. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В 1952 году 65-летний Шагал женится на Ваве Бродской, после чего в жизни художника начинается вторая молодость.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Но здесь жила Белла. Ползал и подбирал. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела». Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
Осенью 1909г. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Ставили театральные пьесы и "живые образы". Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. — я тоже. На бледном лице сияют глаза. Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930–1931) предопределила главную тему его позднего творчества.
Однако страшные образы Советской России не покидали художника. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После гений своего времени работал в театре – его путь был насыщенным и непредсказуемым. Годы жизни Марка Шагалачасто зависели от некоего провидения, но без этого не было бы таких ярких и полных смысла картин, написанных гением.
С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. У художника появились последователи.
Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам Алеко на музыку П. И. Чайковского в постановке Л. Ф. Мясина (1942) и Жар-птица И. Ф. Стравинского в постановке Дж. Баланчина и др. ). Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии. Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Таким образом, семья Шагалов в 1922 покинула Россию и через Прибалтику отправилась в Берлин. Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. В 1952 – ом Шагал еще раз женился.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину.
Между тем Рерих помог своему лучшему ученику добиться освобождения от прохождения обязательной военной службы. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала.
Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). Большие, выпуклые, чёрные. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал.
Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Но запомни: денег у меня больше нет. Где бы ни жил Шагал – в Витебске, Нью-Йорке или Париже – он всегда изображал почти одно и то же. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Его мобилизовали в армию. На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».
За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Шагал уехал с семьёй в Москву. Но планы в жизнь не воплотились. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). И я понял: это моя жена.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями. Она смотрит— о, её глаза. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). На фоне пламенеющего неба крылатый конь уносит царя и его невесту Суламифь и все люди на земле и птицы и ангелы в небе ликующе приветствуют влюбленных. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания.
Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке. Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти.
Шагал Марк Захарович (наст. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста.
С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича – обычные детские сны. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России.
На левой руке художника семь пальцев. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Высылать ничего не буду.
Именно тогда Шагал начал демонстрировать и развивать свою уникальную художественную технику, зачатки которой проявлялись еще в Петербурге. На бледном лице сияют глаза. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Бело-голубая голова ягненка, находящаяся в левой части композиции, совмещена с изображением традиционной деревенской сцены — дойки коровы.
По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. И вот осенью 1923-го года Амбруаз Воллар прислал Шагалу приглашение приехать в Париж, где в 1937-ом году получает французское гражданство. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Как такового повествования в картине нет. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. По свидетельствам самого художника, он родился мертвым, но повитухе удалось вернуть младенца к жизни.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства авангарда в России. Шагал его учил рисовать.
Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Она молчит, я тоже. Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Ползал и подбирал. В мае 1911 года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ.
В них – неудержимое желание летать. И я понял: это моя жена. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. В 1915-ом году Марк Шагал и Белла Розенфельд поженились и через год, в 1916-ом, у них родилась дочь Ида, которая в будущем станет биографом своего знаменитого отца.
Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Он часто изображал ее на своих картинах. И я понял: это моя жена. Она молчит, я тоже.
«Всё покрылось тьмой». На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Композиция произведения условно поделена на две части.
Это единение с большой Вселенной. Там было человек пятьдесят сирот. Не терпелось, чтобы все заработало. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. И все же знатоки и ценители поражались.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. Практически ничего другого не писал Марк Шагал.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. С 1950-х гг. Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом.
Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Главной задачей, которую поставил перед собой М. Шагал – организация Художественного училища. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Белла ждала Шагала 4 года, когда он уезжал в заграничную поездку для стажировки. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. (1907-09).
С нейШагал вступил в брак в 1915 году. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Это всё, что я могу наскрести. Город стал для него воплощением радости и света. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В 1964-м он расписал плафон Гранд Опера в Париже, в 1966-м – создал два декоративных панно для нью-йоркской Метрополитан-Опера. И я не щадил ни себя, ни других. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Большие, выпуклые, чёрные. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах.
отчество Хацкелевич) (1887–1985), художник, один из лидеров мирового авангарда 20 в., шедший в то же время самобытным путем сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Директор Нью-Йоркского музея современного искусства Альфред Барр поспешно внёс Шагала в список ценнейших деятелей, которых необходимо эвакуировать. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье.
Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Но его радость была недолгой. Белла на долгие годы стала музой авангардиста.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Он оказался в ловушке. Биография и картины его популярны сегодня не только в России.
Можешь не рассчитывать». Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом». Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью.