Работы средиземноморского периода, Марк Шагал. Сегодня работами Марка Шагала гордятся величайшие музеи мира, без них не обходится ни одна достойная частная коллекция искусства ХХ века. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. В 1920-30-е годы Марк много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937 году). Марк Шагал —единственный живописец, который вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди похитителей картин.
В 1914 году принимает участие в выставке в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и признанием критиков. Впостоянной экспозиции Третьяковской галереи наКрымском Валу, наряду сознаменитой работой «Над городом», теперь можно увидеть семь панно Марка Шагала, созданных имдля Московского государственного еврейского театра. Вместе с тем, работы Марка Шагала много позаимствовали и в православной иконографии (значение неба) и в чисто русских деревенских мотивах, народных фантазиях.
В 1977году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции— Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Марк Шагал долго не мог заставить себя взять кисть в руки, все начатые работы в мастерской были поставлены лицом к стене. Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в музеях и галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии, Израиля.
Для этого он изучал витражи собора в Шартре. Шагал приобрёл известность в Российской империи. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. С 1950-х гг.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944). Также стоит отметить, что в коллекции Марка существуют большое количество работ, которые оцениваются в разном ценовом диапазоне, что делает их привлекательными для инвесторов с ограниченным бюджетом. Зимой 1907 Шагал пытался поступить в Училище технического рисования барона Штиглица, но неудачно.
Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». В 1927 году русский художник создает ряд работ, посвященных «Цирку Волару», все работы, сделанные по заказу, были написаны гуашью, что в свою очередь отлично подчеркнуло и передало карнавальную атмосферу книг французского писателя. Он очень естественно изображал фантастические вещи.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и др. ). С 1920 года, по протекции А. М.
Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь». Синай, полуостров), а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован».
Она смотрит— о, её глаза. Николай Рерих – директор Школы – поддерживал художника, в частности, добился для него отсрочки от армии, выделил стипендию. Шагал Марк Захарович (наст. Интересный факт: его родители считались двоюродными братом и сестрой, но их последующая любовь и жениться абсолютно не помешали появлению на свет гениального художника, брат и сестры которого также родились здоровыми. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
Исход) и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и др. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
В 1924 г. участвовал в альманахе «Халястре» издававшемся Перецом Маркишем и другими (см. Это единение с большой Вселенной. Она смотрит— о, её глаза. Бакст. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия».
Работы Шагала не иллюстративны. Они не из мира сего, художник вызвал их из глубин своего духовного мира. Отныне он – Марк Шагал. По приглашению Меира Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем. Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»).
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Общая гениальность картин дополняется прорисованными тонкими линиями, мельчайшими контурами и деталями, заметными лишь с определенного ракурса. Они родили дочь Иду ипрожили влюбви исогласии 19лет, пока Белла нескончалась вАмерике. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток.
В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Когда же Марку стукнуло двадцать лет, он не раздумывая отправился в Петербург, где в течение двух лет он занимался искусством в школе «Общества поощрения художеств». Течение русского авангарда было многогранно.
В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. Первым учителем Марка был руководитель витебской школы живописи Пэн Юрий Моисеевич (1854-1937). Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Он является автором книжных иллюстраций.
Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Кроме того, в поле его увлечений попадает и графика. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Центральными работами первого парижского периода М. З. Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). У него был один брат и пять сестёр. Живые персонажи на полотнах уместно сочтены и геометрическими приемами. Им больше никто не нужен.
В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939). Последовавший затем «русский период» (1914–22 гг. ) был временем обобщения накопленного опыта. В 1915 году художник со своей семьей переезжает жить в Петроград, где он работает в одном из военных ведомств.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Это станет новой вехой в творчестве великого художника. После ее открытия Шагал уехал в Витебск в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г. В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд (1895–1944), дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве сам Шагал считал ее своей музой.
Стихия нетронула лишь несколько домов, втом числе итот, где родился Шагал. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Почти до конца 1920-х гг. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. Он оказался в ловушке. В 1908 г. Шагал перешел в художественную школу Елизаветы Званцевой, где учился у Леона Бакста и Мстислава Добужинского.
Выставка «Осенний салон», которая проходила в Париже, позволило Марку Шагалу заявить о себе. Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Ещё учась у Юделя Пэна, Марк усвоил концепцию национального художника и пропустил её через себя.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник.
(картина Рождение ребенка 1911 г). Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин 1924, Брюссель и Париж 1926, Нью-Йорк 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам, Прага и др. ), а также изучал классическое искусство. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Над городом в небе летят мужчина и женщина. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет» /1916, Москва/, «Весенняя выставка современной русской живописи» /1916, Петербург/, «Выставка Еврейского общества поощрения художеств» /1916, Москва/ и др. ). Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Одним из самых любимых персонажей Шагала считается образ летящих часов, которые символизируют бесконечное время.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). В произведениях, написанных во Франции, улавливается влияние футуризма, кубизма и фовизма. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 в., одним из определяющих элементов этой системы является национальное еврейское самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Он был человеком тихим, набожным и работящим.
В 1921–22 гг. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). Свободное русское искусство было просто на взлёте. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. В 1914 г. при содействии Гийома Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
В 1990 году на знаменитых торгах Sothebys была выставлена картина «Юбилей», написанная маслом на холсте размером 80, 8100, 3 см. Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В.
Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. В них – неудержимое желание летать. Немного позднее его учителями стали знаменитые мастера студии С. М. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
Согласно данным торгов дома Sothebys картина «Большой цирк» была продана за рекордные 12, 25 млн., что делает работу мастера живописи одну из самых дорогих в его коллекции. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Чистякова и другом И. Е. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
Картины насыщены неповторимой самобытностью. Первый период пребывания в Париже (1910–14 гг., см. Здесь он знакомиться с новым направлением искусства, которому посвятил несколько месяцев обучения.
С 1950-х гг. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование.
Это мои глаза, моя душа. Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок. В 1898 году поступил в местное училище и закончил четыре класса. Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). И вот их-то я учил рисованию.
Кроме того, необходимо было искать средства. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. На ней были представлены все картины, которые мастер создал во Франции. Ширма, отделяющая таинство рождения от остального пространства картины, красного цвета – символ женского лона. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В то время он был в Европе. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
Вырос в религиозной хасидской (см. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Большие, выпуклые, чёрные. Он написал сотни полотен. Настоящая фамилия семьи — Сегал по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника.
В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск.
Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Как жадно они рисовали. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912). Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892.
В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Помимо этого стал активным и постоянным участником галерей, выставок. В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству.
В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника. В 1920–30-х гг. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. Это главное в жизни. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915).
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
Зейденберга и школы Е. Н. Хотя особо и не пытался. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос».
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В том же году состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, — в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, неоставляют равнодушным никого. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Набрасывались на краски, как звери на мясо. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку Петра Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» Игоря Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. И если девушка переживает нахлынувшее чувство с тихой улыбкой, спокойно и сдержанно, то молодой человек не скрывает своей радости, он хочет поделиться ею со всеми окружающими. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
У художника появились последователи. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Прежде всего он отправляется в Лувр. Добужинский и Л. С. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: Амедео Модильяни, Осип Цадкин, чуть позже — Хаим Сутин и др. И я понял: это моя жена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947).
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера.
В 1911–13 гг. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Ичто выдумаете— предсказание сбылось: 28марта 1985 года 98-летний художник вошел влифт, чтобы подняться навторой этаж своего французского особняка ивовремя этого короткого полета его сердце остановилось. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. В 1948 году он окончательно поселился во Франции.
Как ивсе другие его жены, она была избогатой семьи. Это мои глаза, моя душа.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. ГОСЕТ), руководителем которого был Алексей Грановский. В 1912 году у художника появилась первая возможность познакомить мир со своими работами.
На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
В 1922 году художник направляется в Берлин, чтобы узнать о судьбе его ранних работ, которые выставлялись в Национальном музее Германии. Среди наиболее популярных полотен тех годов – «Пьющий солдат», «Продавец скота», «Я и деревня». За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Его освещает яркий луч света. Общественные революционные настроения всегда воплощаются и в культурной жизни — выходят авангардистские журналы, служившие тогда своеобразными объединяющими центрами для новых идей, организуются новаторские выставки, открываются двери для знакомства с современным западным искусством: французским фовизмом, немецким экспрессионизмом итальянским футуризмом и многими другими течениями. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). Тогда работа мастера было продана за рекордные 13, 5 млн.
Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Позже художник расскажет, что именно поэтой причине онвсю жизнь испытывал тягу кперемене мест (кроватку смладенцем вовремя пожара постоянно переносили изугла вугол) итак часто насвоих картинах изображал огонь, пощадивший его.
За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Между ней и Шагалом завязался роман. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Иисус показан как символ страданий всего человечества.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Однако решающее значение в развитии художественного мировоззрения Шагала имело знакомство с собранием Лувра, а также с работами импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров авангарда 1900-х. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства» /1912, Санкт-Петербург/, «Ослиный хвост» /1912, Москва/, «Мишень» /1913, Москва/ и др. ). Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми.
Живопись Шагала удивляет необычайной многогранностью. В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. И все же знатоки и ценители поражались. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу.
В 1933 г. в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1915 года Витебск гулял на свадьбе знаменитого живописца, а уже в следующем году Белла родила дочь, которую назвали Шагал Ида Марковна (1916-1994). Однако продержался он не слишком долго. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Репина. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека.
С учителями Марку очень повезло, поскольку в их число входили такие известнейшие специалисты как Елена Званцева, Леон Бакст и даже Николай Рерих. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» (см. принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Натаном Альтерманом и Давидом Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве).
В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Годы на родине были насыщены событиями. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови.
Там было человек пятьдесят сирот. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
Она молчит, я тоже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Добро всегда побеждает зло, об этом свидетельствуют яркие жизнеутверждающие краски. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Такая интерпретация имела национальные корни. Люди в панике. Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»).
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир — с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. В Америке Марк Шагал работал над театральными зарисовками и оформлением театральных постановок.
хасидизм) семье, был старшим из девяти детей. В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара. Большой успех быстро распространил информацию о новом талантливом и авангардном художнике. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. также Ури Цви Гринберг). Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). — я тоже. Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ). Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ).
Обучался, как в то время было принято у евреев, Мовша дома. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Там он стал слушателем занятий, проходивших в академиях искусств. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. После этого на него как из рога изобилия посыпались заказы на оформление храмов различных конфессий не только в Израиле, но и в Европе и Америке.
Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание». С 1950-х гг.
В 1914 году художник знакомиться с Беллой Розенфельд (1892-1944), которая впоследствии станет его музой и законной супругой. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения.
В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Их переполняют эмоции. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926). Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности.
Чтят память о великом художнике и на его родине. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите.
С 1950-х гг. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна». Конечно, данный период времени не относится к эпохи шагалевского времени, но и на тот момент художник активно работал: занимался литографией, создавал стенные росписи иллюстрировал книги. На полотнах Шагала мир отличается целостностью и одухотворенностью, присутствуют мотивы равенства между человеком и животными, но в то время, как человек активен и динамичен, в изображениях животных присутствует жертвенное начало. В 1923 году Марка Захаровича приглашают посетить Париж, где ему будет предложена работа в качестве иллюстратора знаменитого романа Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».
Очередное предание гласит, что некая цыганка всвое время нагадала художнику, что тот проживет долгую инасыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин иумрет вполете. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Картина была написана Марком в 1923 году.
Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). После этого Шагал некоторое время посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств с Н. К. Рерихом во главе, куда его без экзаменов приняли сразу на третий курс. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Евгений Вахтангов. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Она молчит, я тоже. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Кроме этого можно с легкостью вспомнить и 2007 год, когда на том же аукционе была выставлена картина «Большой цирк», написанная 1956 году великим живописцем. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей.
Счастье написано на лицах этих двоих. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Так, техника офорта и литографии была использована для создания графических произведений для Гоголевских «Мертвых душ», сказок Лафонтена, даже для Библии. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911).
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Николая Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Жана де Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Малевич.
Еще в России творчество Марка Шагала было близким к живописи Ван Гога и отражало влияние экспрессионизма. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. На бледном лице сияют глаза. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Занимательное сочетание находим на полотне «Я и деревня», где энергический профиль человека противопоставляется короткой загадочной коровьей морде. У него местечковые музыканты, акробаты, раввины чем-то напоминают пророков из Библии.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения изПарижа, апотом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. — я тоже. Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914).
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. За небольшой период Марк принимает заказ французского писателя Жан де Воллара, который предлагает живописцу поработать над иллюстрациями «Басни» Лафонтена. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича – обычные детские сны.
В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. Большие, выпуклые, чёрные. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Там он проучился 2 месяца.
Офорт, сухая игла и ксилография стали любимым занятием Марка Шагала, которые впоследствии стали украшением биографической книги «Моя жизнь». В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Стихию онрисовал ввиде петуха срастущим изтуловища птицы огненным деревом. Шагал работал преимущественно как монументалист и график (см. После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее». В 1937 г. Шагал принял французское гражданство.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала.
Шагал уехал с семьёй в Москву. Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). В 1918 Шагал по рекомендации А. В. И я понял: это моя жена.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Тогда же побывал в Египте. На бледном лице сияют глаза. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918). Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств /1918, Петроград/, 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников /1919, Витебск/). Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). В следующие года художник посылал свои работы на выставки в Москву и другие города России, среди которых следует выделить «Мир Искусства», «Ослиный хвост», «Мишень».
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). После смерти Шагала также состоялось много его выставок (1987, Москва 1989, Токио 1991, Франкфурт-на-Майне, Москва 1992–93, Санкт-Петербург, Флоренция, Феррара, Нью-Йорк, Чикаго 1993, Иерусалим и др. ).
Не терпелось, чтобы все заработало. В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара. В детстве Шагал учился в хедере. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Город стал для него воплощением радости и света.
Его работы – это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. В 1910 художник отправился в Париж при содействии поклонника своего искусства и начал заниматься в академиях Гранд Шомьер и Да Палетт. После освоения азов образования в школе, до начала Первой Мировой войны, начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. И я не щадил ни себя, ни других.
Сложно представить, сколько стоит сегодня данное произведение искусства. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской /1905–93/). В конце 1930-х гг. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России и попросил Иду выбросить все кисти и краски.
По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Произведения наполнены цветом и светом, они как бы оживают, вибрируют.
Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо. Акрасный цвет стех пор означал для художника ижизнь исмерть одновременно. Эти произведения были написаны маслом на холсте.
Движимый священным рвением, я призывал следовать своему примеру остальных, но они кисли и клевали носами. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ.