Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»). Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Он написал сотни полотен. В центральной части полотна показано распятие Иисуса, одетого в талес, специальное молитвенное облачение в иудаизме.
Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947). Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.
Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Добужинский и Л. С. Раскрывается извечная тема любви.
Работы Шагала конца 30-х – начала 40-х носят не просто трагический, но апокалиптический характер, а одной из ведущих тем стало распятие. Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914). Это мои глаза, моя душа. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Шагал Марк Захарович (наст.
Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало.
В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Живые персонажи на полотнах уместно сочтены и геометрическими приемами. Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Но планы в жизнь не воплотились. Течение русского авангарда было многогранно.
Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание». Он является автором книжных иллюстраций. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Похоронен на местном кладбище.
Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости.
Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Как решить задачу, я не знаю. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Иисус показан как символ страданий всего человечества.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Шагал приобрёл известность в Российской империи. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Он очень естественно изображал фантастические вещи.
Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Прежде всего он отправляется в Лувр. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Он оказался в ловушке.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год).
Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». У него был один брат и пять сестёр. Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911). И я понял: это моя жена. В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Я все еще держала цветы. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Он был человеком тихим, набожным и работящим.
Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ). Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства.
Настоящее имя Мойше Сегал. С 1906 года учился живописи у другого белорусско-еврейского художника Юделя Пэна. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. — я тоже. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка.
В 1948 году он окончательно поселился во Франции. После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее». Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Годы на родине были насыщены событиями. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Первая выставка в Беларуси состоялась в 1987 году. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
И я понял: это моя жена. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Можешь не рассчитывать».
Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. — я тоже.
Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Им больше никто не нужен. Репина.
У его ног горит семисвечный светильник. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной.
Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. Ползал и подбирал. Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь».
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926). «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно.
Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. В такой суматохе и появился гений. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. В 1907 году приехал в Петербург и поступил в частную школу Е. Н. Званцевой, где учился у Л. Бакста. В произведениях, написанных во Франции, улавливается влияние футуризма, кубизма и фовизма. С 1950-х гг.
Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26. Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто).
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Работы Шагала не иллюстративны. Над городом в небе летят мужчина и женщина. И все же знатоки и ценители поражались.
Высылать ничего не буду. В 1919 году Шагал открывает Витебское художественное училище.
В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Добро всегда побеждает зло, об этом свидетельствуют яркие жизнеутверждающие краски.
Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. Чистякова и другом И. Е. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». В 1910 голу Шагал уезжает в Париж.
Но его радость была недолгой. Это мои глаза, моя душа. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
Чтят память о великом художнике и на его родине. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Это главное в жизни. В них – неудержимое желание летать.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Это уже своего рода мировая consecration. С 1950-х гг. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
Город стал для него воплощением радости и света. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. 1-ый парижский период. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
Счастье написано на лицах этих двоих. Он не собирался надолго задерживаться в родном городе, его тогдашняя цель – жениться и забрать возлюбленную с собой в Европу. Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Безысходная нищета. В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Звягинцевой.
В 1918 Шагал по рекомендации А. В. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.
Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в украшении священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами. Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912).
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок.
Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. В работах художника прослеживаются черты как сюрреализма, так и экспрессионизма. С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года – мозаикой и шпалерами.
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. А потом зубоскалили издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями. Умер во Франции в возрасте 98 лет.
Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским.
Эти разногласия переросли в открытый конфликт и в начале 1920 года Шагал покинул школу и уехал в Москву вместе с женой и дочерью, где до отъезда на Запад в 1922 года работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. «Плакаты его были превосходны, писал позднее Александр Ромм, они были именно тем, что нужно для улицы, яркими, странными, ошеломляющими. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. После этого он переезжает в Петербург, но постоянно наведывается в родной город. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Живопись Шагала удивляет необычайной многогранностью. Среди наиболее популярных полотен тех годов – «Пьющий солдат», «Продавец скота», «Я и деревня».
Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. (1907-09). Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу.
После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Это единение с большой Вселенной. Картины насыщены неповторимой самобытностью. Она молчит, я тоже.
На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Малевич. Отныне он – Марк Шагал. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция».
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде).
В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Их переполняют эмоции. Николай Рерих – директор Школы – поддерживал художника, в частности, добился для него отсрочки от армии, выделил стипендию. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен.
Кроме того, необходимо было искать средства. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Для этого он изучал витражи собора в Шартре.
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. У него местечковые музыканты, акробаты, раввины чем-то напоминают пророков из Библии. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд.
Затем следует Вторая мировая война. По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Там было человек пятьдесят сирот. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Сегодня твой день рождения. Она смотрит— о, её глаза.
После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный». Большие, выпуклые, чёрные. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Сам знаешь. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Кроме того, в поле его увлечений попадает и графика. Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника. Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»).
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В то время он был в Европе. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.
Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. И вот роженицу отнесли дальше от пожара. В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой.
В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939). Это всё, что я могу наскрести. И вот их-то я учил рисованию. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала.
Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Шагал удостоился премии Карнеги. Решено. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
Единство и противоположность земного и небесного также проявились в образе Витебска в полотнах этого периода. Но запомни: денег у меня больше нет. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Как жадно они рисовали. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Мало того, этим наслаждаться даже полезно, это действует освежающе, это дает новые импульсы. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе».
Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка. В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Марк Шагал (1887-1985).
Она молчит, я тоже. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. На бледном лице сияют глаза. Хотя нельзя сказать, что между ними не было разногласий, так на слова Бакста, что линия Шагала кривая и он не скоро станет истинным художником, Марк, выходя, сказал учителю, что тот талантливый дурак, а Марк Шагал – гений. Ты закружил меня в вихре красок. А еще «Прогулка» стала частью триптиха.
Они не из мира сего, художник вызвал их из глубин своего духовного мира. Там он проучился 2 месяца. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд.
Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Или перед нами искупительная жертва. Среди всех авангардистов особенно выходят на передовые позицииКандинский и Малевич, которые в 1918 году становятся главными худож-никами Петрограда. Только со временем пояснил, что такая цветовая палитра появлялась во времена его жизни, переполненные переживаниями, мыслями о близости смерти. Однако просто от вздора и шалости и от бредового творчества сумасшедших творения Шагала отличаются именно своими подлинными чарами.
В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
В небе горестно причитают евреи. Занимательное сочетание находим на полотне «Я и деревня», где энергический профиль человека противопоставляется короткой загадочной коровьей морде. В 1922 году художник перезжает в Литву, затем в Германию, а в 1923 году – в Париж.
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. С 1920 года, по протекции А. М. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Шагал уехал с семьёй в Москву. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку.
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944). Между ней и Шагалом завязался роман. В 1948 он окончательно перебрался во Францию.
Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ).
Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». В Париж Шагал влюбился сразу. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Вот коснулся губами моего уха и шепчешь. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918). В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».
Произведения наполнены цветом и светом, они как бы оживают, вибрируют. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству.
К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)».
«Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Люди в панике. Она смотрит— о, её глаза., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска. Стой, не двигайся. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.
Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). Там его застала Первая мировая война, вот таким образом свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Так, техника офорта и литографии была использована для создания графических произведений для Гоголевских «Мертвых душ», сказок Лафонтена, даже для Библии.
Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию.
Большие, выпуклые, чёрные. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. (картина Рождение ребенка 1911 г). Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Эти произведения были написаны маслом на холсте. Такая интерпретация имела национальные корни.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На бледном лице сияют глаза. Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов.
С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история.
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Его освещает яркий луч света. Белорусско-еврейско-французский художник. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище.
Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Однако продержался он не слишком долго.
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. В 1914 он возвращается в Витебск где женится на Белле, которая станет его музой. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. В это время он познакомился с художниками Ж. Браком, П. Пикассо, Ф. Леже, А. Модильяни, с поэтами Б. Сандраром и Г. Аполлинером. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу.
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Бакст. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. И я не щадил ни себя, ни других. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
У художника появились последователи. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дают толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. Не терпелось, чтобы все заработало. Шагал работал преимущественно как монументалист и график.
В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Но в 1941 г., в связи с происходящими в Европе событиями, Марк Шагал был вынужден уехать в США. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Кисточки окунались в краски. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала.
Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912).