Шагал (Chagall) Марк Захарович, живописец, график, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Шагал (Chagall) Марк (1887-1985), живописец и график.
Их переполняют эмоции. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Там он проучился 2 месяца. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам.
Как решить задачу, я не знаю. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
У него местечковые музыканты, акробаты, раввины чем-то напоминают пророков из Библии. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу. Это мои глаза, моя душа.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. И я не щадил ни себя, ни других. Для этого он изучал витражи собора в Шартре. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. И вот их-то я учил рисованию. Сам знаешь. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск.
В 1947-м художник отправился в Париж на открытие персональной выставки, проводившейся в Музее современного искусства. Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. Течение русского авангарда было многогранно.
Бакст. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
В 1933-м произведения Шагала, висящие в немецких музеях, были изъяты и публично сожжены по приказу Геббельса. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Начальными шагами будущего художника руководил витебский художник Ю. М. Пэн. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911). В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914). Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Она молчит, я тоже.
Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). Высылать ничего не буду. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж) в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Он написал сотни полотен. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
Живые персонажи на полотнах уместно сочтены и геометрическими приемами. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня.
Город стал для него воплощением радости и света. Шагал уехал с семьёй в Москву. Она молчит, я тоже. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными.
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Шагал посчитал, что 2 года в этой школе были пустой тратой времени. Но вот эта новая демонстрация упражнения с ограниченным количеством реквизитов не только меня не огорчила, но она пленила меня, а, главное, не получилось от этого сеанса впечатления трюкажа или хотя бы до полного бесчувствия зазубренного фокуса. Как жадно они рисовали. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
Такая интерпретация имела национальные корни. В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой. Цирк всегда привлекал Шагала свободой ассоциаций и отдаленностью от простого подражания действительности так же, как и музыка. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский.
В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. С 1950-х гг. Он является автором книжных иллюстраций.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Среди наиболее популярных полотен тех годов – «Пьющий солдат», «Продавец скота», «Я и деревня». Его освещает яркий луч света.
-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939). Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
В 1918 Шагал по рекомендации А. В. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Среди всех авангардистов особенно выходят на передовые позицииКандинский и Малевич, которые в 1918 году становятся главными худож-никами Петрограда. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». В 1948 году он окончательно поселился во Франции. В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Добужинский и Л. С. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В них – неудержимое желание летать. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Годы на родине были насыщены событиями.
Счастье написано на лицах этих двоих. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека.
Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918). Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. — я тоже. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»). Они не из мира сего, художник вызвал их из глубин своего духовного мира. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Картины насыщены неповторимой самобытностью. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Марк родился в простой семье торговца селедкой, у него было 8 младших братьев и сестер.
Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Малевич. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В августе 1910 года Марк уехал в Париж.
В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Иисус показан как символ страданий всего человечества. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Эти произведения были написаны маслом на холсте. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Центральными работами первого парижского периода М. З. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Но в 1910 году ему удастся поступить в школу искусств Е. Званцевой. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).
Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Она смотрит — о, её глаза. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. — я тоже.
Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Занимательное сочетание находим на полотне «Я и деревня», где энергический профиль человека противопоставляется короткой загадочной коровьей морде. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали.
Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Шагал Марк Захарович (наст. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Произведения наполнены цветом и светом, они как бы оживают, вибрируют. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Однако продержался он не слишком долго. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». — я тоже.
Кроме того, необходимо было искать средства. Живопись Шагала удивляет необычайной многогранностью. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной.
Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. В 1948 он окончательно перебрался во Францию.
С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Американский журналист Вариан Фрай, руководящий сетью спасения евреев, помог отыскать Шагала, а Гарри Бингхэм способствовал скорейшему бегству. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964).
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения.
В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Шагал удостоился премии Карнеги. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). На бледном лице сияют глаза. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии.
У художника появились последователи. На бледном лице сияют глаза. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм.
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Кроме того, в поле его увлечений попадает и графика. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Однако просто от вздора и шалости и от бредового творчества сумасшедших творения Шагала отличаются именно своими подлинными чарами.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ). Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947). Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война».
По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В 1915 художник женился на Белле Розенфельд, роман с которой начался еще до отъезда в Париж. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник.
Это мои глаза, моя душа. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
Эти разногласия переросли в открытый конфликт и в начале 1920 года Шагал покинул школу и уехал в Москву вместе с женой и дочерью, где до отъезда на Запад в 1922 года работал в Еврейском камерном театре, руководителем которого был А. Грановский. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Это единение с большой Вселенной. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
Это уже своего рода мировая consecration. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. У него был один брат и пять сестёр.
Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».
Там было человек пятьдесят сирот. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Большие, выпуклые, чёрные. Люди в панике. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944). Ползал и подбирал. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Это мои глаза, моя душа. Жизнь художника осложняется ещё и тем, что евреям не разрешалось жить в Петербурге без особого на то разрешения – его приходилось добывать всеми правдами и неправдами.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Он очень естественно изображал фантастические вещи. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда.
В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. И я понял: это моя жена., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска. В центре картины очень крупным планом изображен художник, который трудится над своим очередным произведением.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26. Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926).
И я понял: это моя жена. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. -1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916-1994). Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
Или перед нами искупительная жертва. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30.
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. В то время он был в Европе. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Покинув школу Пэна, Шагал стал работать ретушёром, но в свободное время изучал живопись.
Репина. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ». В 1910 художник отправился в Париж при содействии поклонника своего искусства и начал заниматься в академиях Гранд Шомьер и Да Палетт. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. С 1950-х гг. В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям.
И я понял: это моя жена. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Чистякова и другом И. Е.
Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
(«Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. Им больше никто не нужен. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема.
Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. Добро всегда побеждает зло, об этом свидетельствуют яркие жизнеутверждающие краски. В 1937 году Шагал наконец получил французское гражданство, но к этому моменту, особенной пользы от него не было – оставаться в стране становилось всё опаснее. И все же знатоки и ценители поражались. Большие, выпуклые, чёрные. В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо.
В 1970-е персональные выставки художника экспонировались в Нью-Йорке, Женеве, Ницце, Палермо, Цюрихе и других городах. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
Художник много работал над разными интерпретациями темы Витебска, писал портреты родных и близких, автопортреты, виды города и интерьеры. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара. Большие, выпуклые, чёрные. Это всё, что я могу наскрести.
Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». У него был один брат и пять сестёр. Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно.
Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда.
«Плакаты его были превосходны, писал позднее Александр Ромм, они были именно тем, что нужно для улицы, яркими, странными, ошеломляющими. После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее».
Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. На бледном лице сияют глаза. (1907-09).
Решено. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Не терпелось, чтобы все заработало. Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»). Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. Он оказался в ловушке. Она молчит, я тоже. Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски).
Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание». Первым крупным делом художника на этом посту стало оформление Витебска к первой годовщине революции. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. В произведениях, написанных во Франции, улавливается влияние футуризма, кубизма и фовизма. ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ).
Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Шагал приобрёл известность в Российской империи. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912). С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Именно вот таким образом герои не подвластны физическим законам, а захватывают свободностью, парадоксальностью. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»).
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Можешь не рассчитывать». Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. С начала 30-х годов в шагаловское искусство входят библейские образы, схожие глубиной персонажей с Рембрандтом. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Она смотрит— о, её глаза. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Столица империи представлялась ему землей обетованной. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Между ней и Шагалом завязался роман.
На этой картине Шагал изобразил двоих влюбленных, которые счастливы, что встретились и могут быть вместе. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Чтят память о великом художнике и на его родине. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь». Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Но запомни: денег у меня больше нет. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь».
Так, техника офорта и литографии была использована для создания графических произведений для Гоголевских «Мертвых душ», сказок Лафонтена, даже для Библии. В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Она смотрит— о, её глаза. Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ).
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.