во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. «Всё покрылось тьмой». И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. И все же знатоки и ценители поражались. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). 1-ый парижский период. Шагал Марк Захарович (наст. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Можешь не рассчитывать». В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. С 1950-х гг.
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Осенью 1909г. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Можешь не рассчитывать».
За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы— Сен-Поль-де-Вансе. А. С. Пушкина свои работы. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна». Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия.
Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
— я тоже. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей».
Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Сам знаешь. На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой «Эллис Лак» и проиллюстрирована рисунками и офортами «Дом на Песковатиках», «Улица», «Дом на улице Покровской», «Витебск. В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918, Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916).
Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Это всё, что я могу наскрести.
Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Тэя жила на берегу Двины, недалеко от вокзала, на тихой улице с окнами на проезжую часть.
Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. — я тоже.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Шагал уехал с семьёй в Москву.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Она смотрит — о, её глаза. В 1944 году умерла жена Шагала. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно.
В Париж Шагал влюбился сразу. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. В такой суматохе и появился гений. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию.
В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
На бледном лице сияют глаза. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Высылать ничего не буду. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально – экспрессионистская – становится все легче и раскованней.
Не привыкший сдаваться парень поступил в возглавляемую Николаем Константиновичем Рерихом Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). — я тоже.
И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Там он проучился 2 месяца. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. 1917), «Интерьер с цветами» (1918), — а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914).
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Ползал и подбирал. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Можешь не рассчитывать». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. В этой ситуации помог брат Беллы, возглавлявший один из отделов Центрального военно-промышленного комитета в Петрограде. Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» — такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер).
На бледном лице сияют глаза. Железнодорожная станция и др. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией.
И я понял: это моя жена. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Решено.
В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это всё, что я могу наскрести. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Познакомились, когда Тэя училась в Петербурге, она позировала ему. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Можешь не рассчитывать».
Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др. ) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. У него был один брат и пять сестёр. Осенью 1945-го она узнаёт, что беременна. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж.
Она смотрит— о, её глаза. Ставили театральные пьесы и "живые образы". Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Летом 1914года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. И я понял: это моя жена. Это мои глаза, моя душа.
Выехав в 1922 в Берлин, с 1923 обосновался в Париже в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров Моя жизнь, где он проявил себя как настоящий литератор-художник, мыслящий яркими образами. И я понял: это моя жена. Освоив различные гравюрные техники, по заказу А. Воллара создал (в 1923–1930) островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Н. В. Гоголя и Басням Ж. де Лафонтена. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Отныне он – Марк Шагал. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. — я тоже.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930–1931) предопределила главную тему его позднего творчества. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Это мои глаза, моя душа. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала — росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) — радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
С началом войны художник переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все дальше на юг страны. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но запомни: денег у меня больше нет. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Кроме того, необходимо было искать средства.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой Эллис Лак и проиллюстрирована рисунками и офортами Дом на Песковатиках, Улица, Дом на улице Покровской, Витебск. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910. Он написал сотни полотен. Решено. В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Столица империи представлялась ему землей обетованной. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Затем следует Вторая мировая война. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Решено. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Решено. Два года, проведенных в этом учебном заведении Марк Захарович впоследствии назовет потерянными напрасно. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. На бледном лице сияют глаза. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». Дружили родители. Это мои глаза, моя душа. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года.
Отец учил Дэвида рисовать и прививал любовь к искусству, они много раз бывали в Лувре. Звягинцевой. Она молчит, я тоже. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Это всё, что я могу наскрести.
В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Он оказался в ловушке. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Но его радость была недолгой. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). К середине 20 в. его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое звучание.
На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. К этому моменту были готовы 66 эскизов. Со временем на первый план выходит тема страстной любви – с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в качестве главных героев (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом.
Она смотрит— о, её глаза. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды.
В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. В 1911году Шагал на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Раскрывается извечная тема любви. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Большие, выпуклые, чёрные. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Она молчит, я тоже. Высылать ничего не буду. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Уйдя от Ю. Пэна М. Шагал стал работать ретушером, но живопись по – прежнему являлась главным в жизни молодого человека. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Но запомни: денег у меня больше нет.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. На бледном лице сияют глаза. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Марк говорил Дэвиду, что если лист зарисовать целиком, то картина научится летать.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Она молчит, я тоже. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». Высылать ничего не буду. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. С 1950-х гг. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. В 1916году них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 в семье приказчика.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и другими авангардистами. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» — огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Семь лет изобилия.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. — я тоже. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. И вот их-то я учил рисованию. Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень».
Была состоятельная семья. С тех пор "Моя жизнь" М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Как жадно они рисовали.
Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн. Шагал много времени проводил с сыном, часто брал его с собой на природу, где тот гулял, пока Марк писал картины. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. отчество Хацкелевич) (1887–1985), художник, один из лидеров мирового авангарда 20 в., шедший в то же время самобытным путем сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
На бледном лице сияют глаза. Однако продержался он не слишком долго. Железнодорожная станция» и др. Шагал работал преимущественно как монументалист и график.
В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. У художника появились последователи. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Но запомни: денег у меня больше нет. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
И благодаря огромному энтузиазму и ходатайствам М. Шагала училище было открыто в конце 1918 года. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Ползал и подбирал. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. — я тоже. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Ползал и подбирал. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Шагал его учил рисовать.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). На бледном лице сияют глаза. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам Алеко на музыку П. И. Чайковского в постановке Л. Ф. Мясина (1942) и Жар-птица И. Ф. Стравинского в постановке Дж. Баланчина и др. ). Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Нанимать натурщицу было дорого. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Шагал придумывал разные уловки, чтобы заинтересовать сына рисованием. Большие, выпуклые, чёрные.
И я не щадил ни себя, ни других. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим».
В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). И вот осенью 1923-го года Амбруаз Воллар прислал Шагалу приглашение приехать в Париж, где в 1937-ом году получает французское гражданство. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Беременная женщина», «Париж из окна» (обе — 1913) и другие. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Виктор Меклер был тоже из состоятельной семьи. Большие, выпуклые, чёрные. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Поворотным моментом в карьере Шагала стало знакомство с крупным немецким торговцем Гервартом Вальденом.
Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. У него был один брат и пять сестёр. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня.
Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».
Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе».
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Она молчит, я тоже. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». Он очень естественно изображал фантастические вещи. На все оставшиеся годы Вирджиния переселяется в Бельгию. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Они открывали настежь окна и рисовали.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Париж Шагал полюбил сразу.
Город стал для него воплощением радости и света. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920–1922, Третьяковская галерея), тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. В доме была Тэя и Шагал. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им.
Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Большие, выпуклые, чёрные. По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества — библейскую.
Осенью 1909г. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой. Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов.
На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Между ней и Шагалом завязался роман. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи.
Высылать ничего не буду. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву.
Бурный роман оживил Шагала и этот период становится одним из самых успешных в его биографии. Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911. И я понял: это моя жена. Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением». Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Возглавил народную художественную школу по просьбе Марка Захаровича его учитель по училищу Е. Званцевой Мстислав Добужинский, а сам М. Шагал — одну из мастерских. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала.
С тех пор Моя жизнь М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер).
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Это единение с большой Вселенной. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Она смотрит— о, её глаза. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Не терпелось, чтобы все заработало.
Его мобилизовали в армию. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. В 1906 занимался в частной школе Ю. М. Пэна. Большие, выпуклые, чёрные. С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос».
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Это мои глаза, моя душа. В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Сам знаешь. Большие, выпуклые, чёрные.
В том же году он создал несколько мозаик и витражей для католического храма в Метце, а затем и для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих. У Тэи дома играли на фортепьяно, на скрипке. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год).
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Это и керамическое панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и витражи собора в Меце и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей») жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915, Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917, Национальный музей современного искусства, Париж) и др. У него был один брат и пять сестёр.
И я понял: это моя жена. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Бела часто приходила к подруге.
Железнодорожная станция" и др. Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Сам знаешь. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Это мои глаза, моя душа. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица — «Окно в сад» (ок. Отец объяснял это тем, что жара мешает картинам взлететь. Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. Вальден владел популярным изданием Der Sturm и одноимённой галереей и покровительствовал авангардному искусству, в особенности немецкому экспрессионизму. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Она смотрит — о, её глаза. Это мои глаза, моя душа. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством «Сток» в переводе на французский Беллы Шагал.
Она молчит, я тоже. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Ползал и подбирал.
В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Его мобилизовали в армию., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Центральными работами первого парижского периода М. З. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол.
Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Сам знаешь. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Она смотрит— о, её глаза. Талант художника проявился еще в ранней юности. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. С тех пор «Моя жизнь» М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках.
Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников «Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к истокам», к библейскому наследию. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Это всё, что я могу наскрести. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Она молчит, я тоже. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Шагал приобрёл известность в Российской империи. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Но запомни: денег у меня больше нет. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. И я понял: это моя жена.
Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. С 1920 года, по протекции А. М. Там было человек пятьдесят сирот. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала.
Но планы в жизнь не воплотились. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. В 1909—1911г. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912. Художника постигло оглушительное горе – от сепсиса в Нью-Йоркской больнице скончалась его жена Белла. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. В них – неудержимое желание летать. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Париж Шагал полюбил сразу. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. ШАГАЛ, МАРК ЗАХАРОВИЧ (Chagall, Marc) (наст. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный».
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.