Настоящее имя Марка Шагала – Моисей. После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 2012–2013 годах в Национальном художественном музее Беларуси состоялась выставка Марк Шагал: жизнь и любовь из коллекции Музея Израиля в Иерусалиме. Марк Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года в семье мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала и стал старшим из девяти детей.
Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала Моя жизнь. Марк Шагал наряду с авангардистами Отто Диксом, Генрихом Эмзеном и Хансем Рихтером был художником, чей гений пугал и отталкивал. Вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США. Марк Шагал, выдающийся художник XX века, родился 6 июля 1887 года в Витебске, в границах оседлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев.
Шагал Марк Захарович (1887-1985) – художник еврейского происхождения, творивший в России и во Франции. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. В 1914 году принимает участие в выставке в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и признанием критиков.
Сегодня работами Марка Шагала гордятся величайшие музеи мира, без них не обходится ни одна достойная частная коллекция искусства ХХ века. Посвящение Парижу, Марк Шагал. Марк Шагал прожил долгую и удивительную жизнь — он родился в 1887 г. в Витебске, а умер в 1985 г. в Париже. Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. В 1910 году Марк Шагал переезжает в Париж.
Среди других известных в биографии Марка Шагала работ: «I and the Village» (1911, музей современного искусства, Нью-Йорк), «The Rabbi of Vitebsk» (институт искусств, Чикаго). Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Шагал Марк.
Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Первая выставка произведений Марка Шагала состоялась в 1997 году по инициативе его внучек Беллы Мейер и Мерет Мейер-Грабер, которые предложили каждый год отмечать день рождения художника новыми интересными проектами. И еще, Марк Шагал был замечательным театральным художником, прославленные балетмейстеры и режиссеры ориентировали свои постановки на его огромные «станковые» картины, такие декорации сцены всепобеждающе действовали на зрителей. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции – Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника.
В 1920-30-е годы Марк много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937 году). В 1906 г. Марк Шагал едет в Петербург, ему всего 19 лет, но самые знаменитые художники признают в нем собрата по кисти. Творчество Марка Шагала, в картинах которого присутствуют и массивные букеты и меланхоличные клоуны и парящие в облаках влюбленные и мифические животные и библейские пророки и даже скрипачи на крыше, стало знаковым этапом в развитии мирового художественного искусства.
Шагал Марк (еврейское имя — Моше) Захарович (Marc Chagall 1887, Лиозно, Витебская губерния, ныне Беларусь, — 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция), график, живописец, сценограф один из крупнейших художников 20 в. В 1931 г. Шагал создал по заказу А. Воллара 39 гуашей — иллюстраций к Библии, в которых отчетливо видны изменения образного строя: Шагал отказался от реминисценций темы «штетла» (см. После этого Марк Шагал был женат еще дважды. В 1906 году начинается творческая биография Марка Шагала – он поступает в школу рисования и живописи Иегуды Пэна – единственную тогда художественную школу в Витебске.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. По воспоминаниям Марка Шагала, её изменил на «Шагал» отец художника. В июне 1914 года в Берлине состоялась первая выставка Марка Шагала, которая объединила почти все написанные в Париже картины и рисунки.
Работы средиземноморского периода, Марк Шагал. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал) родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. После окончания войны, в 1947 году Марк Шагал возвращается во Францию и поселяется на вилле Холм недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу Средиземного моря. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России.
Единственная дочь Марка Шагала и его первой жены Беллы Розенфельд – Ида – на протяжении всей жизни была ангелом-хранителем для отца, который и запечатлевал ее в образе ангела на своих полотнах. В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Родословную Мастера продолжили трое детей Иды и ее мужа Франца Мейера – внуки Марка Шагала Пит, Мерет и Белла.
Марк Шагал. Революция круто меняет его судьбу: сначала он принимает ее, но когда новая власть начинает попирать свободу, во имя которой еще недавно поднимала народ, Марк Шагал уезжает из России. Жизнь Марка Шагала — это история целой эпохи, в которой вмещаются все главные события мировой истории ХХ века.
В конце 1940-х годов Марк Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1997–2005 годах в стране прошли выставки, посвященные разным периодам творчества мастера: Марк Шагал. Марк Шагал долго не мог заставить себя взять кисть в руки, все начатые работы в мастерской были поставлены лицом к стене. В 2015 году в Музее шоколада в Витебске была создана первая шоколадная копия картины Влюбленные, посвященная 100-летию свадьбы Марка Шагала.
Марк Шагал стал одним из символов двадцатого столетия, но не его темных разрушительных сторон, а любви, стремления к гармонии, надежды на обретение счастья. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. На пороге Первой мировой войны в 1914 году Марк Шагал вернулся в родной Витебск, а 25 июля 1915-го здесь состоялась свадьба с Беллой Розенфельд – женщиной, ставшей его величайшей любовью и вдохновением на всю жизнь. В 1977году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции— Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника.
Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью. Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почетного легиона. Сегодня работы Марка Шагала можно увидеть в музеях и галереях Франции, США, Германии, России, Беларуси, Швейцарии, Израиля. В начале Второй мировой войны Марк Шагал с семьей переехал в США и вскоре собирался вернуться во Францию, но в 1944 году внезапно умерла Белла.
После революции Марк Шагал в 1917 году был назначен комиссаром по искусству в Витебской губернии. В 1948 году Марк Захарович Шагал снова поселился во Франции, на Лазурном берегу.
Между ней и Шагалом завязался роман. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Он написал сотни полотен. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» (см. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. У него был один брат и пять сестёр. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. И я понял: это моя жена.
И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. Это всё, что я могу наскрести.
Шагал удостоился премии Карнеги. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Поскольку авангард был по вкусу политической элите и был поднят ею на знамёна, Шагалу, как его виднейшему представителю, предложили пост заведующего по делам, связанным с изобразительным искусством.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Вырос в религиозной хасидской (см. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. И я понял: это моя жена.
На бледном лице сияют глаза. Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Однако продержался он не слишком долго.
Сам знаешь. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В 1937 г. Шагал принял французское гражданство.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве.
В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Там было человек пятьдесят сирот. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город.
Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. По приглашению Меира Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей. хасидизм) семье, был старшим из девяти детей.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Тогда же побывал в Египте. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Он очень естественно изображал фантастические вещи.
В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.
Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
И вот их-то я учил рисованию. Она молчит, я тоже. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Шагал Марк Захарович (наст. В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Как решить задачу, я не знаю. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Париж Шагал полюбил сразу. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир — с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. И все же знатоки и ценители поражались. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Или перед нами искупительная жертва. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. В них – неудержимое желание летать. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Сам знаешь. Шагал путешествовал в связи с персональными выставками (1922, Берлин 1924, Брюссель и Париж 1926, Нью-Йорк 1930-е гг., Париж, Берлин, Кельн, Амстердам, Прага и др. ), а также изучал классическое искусство.
Она смотрит— о, её глаза. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже.
Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. А потом зубоскалили издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Натаном Альтерманом и Давидом Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. После смерти Шагала также состоялось много его выставок (1987, Москва 1989, Токио 1991, Франкфурт-на-Майне, Москва 1992–93, Санкт-Петербург, Флоренция, Феррара, Нью-Йорк, Чикаго 1993, Иерусалим и др. ). Решено. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея. Большие, выпуклые, чёрные.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской /1905–93/). В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
И я понял: это моя жена. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Это и Витебск и Париж одновременно. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Но его радость была недолгой. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
В 1933 г. в Базеле была открыта его ретроспективная выставка. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской. В 1924 г. участвовал в альманахе «Халястре» издававшемся Перецом Маркишем и другими (см. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной.
Это мои глаза, моя душа. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток. В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.
В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Центральными работами первого парижского периода М. З. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Она молчит, я тоже.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Первый период пребывания в Париже (1910–14 гг., см. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Над городом в небе летят мужчина и женщина.
В детстве Шагал учился в хедере. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». В 1948 он окончательно перебрался во Францию. С 1950-х гг.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. ГОСЕТ), руководителем которого был Алексей Грановский. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 1921–22 гг. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Став преподавателем, Шагал не стал навязывать ученикам своих взглядов, даровав им полную свободу.
Почему именно бледный труп пригвожденного к кресту Христа перерезает в белом сиянии наискось мрак, разлитый по картине. После ее открытия Шагал уехал в Витебск в связи с начавшейся Первой мировой войной он не смог, как предполагал, вернуться в Париж и оставался в России до 1922 г. В 1915 г. Шагал женился на Белле Розенфельд (1895–1944), дочери известного витебского ювелира, которая сыграла огромную роль в его жизни и творчестве сам Шагал считал ее своей музой. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Прежде всего он отправляется в Лувр.
Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (40 км на запад) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра.
Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. — я тоже. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Почти до конца 1920-х гг. В шестидесятые Марк Шагал внезапно обратился к монументальному искусству: он занимался витражами, мозаикой, керамикой и скульптурой. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». В 1920–30-х гг. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Высылать ничего не буду.
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Она смотрит— о, её глаза.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Шагал работал преимущественно как монументалист и график (см. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца. На бледном лице сияют глаза. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет» /1916, Москва/, «Весенняя выставка современной русской живописи» /1916, Петербург/, «Выставка Еврейского общества поощрения художеств» /1916, Москва/ и др. ).
также Ури Цви Гринберг). Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Он действительно подошел к эпохе, он шевелит в людях такие чувства, которые почему-то тянет испытывать. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Но запомни: денег у меня больше нет. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Он был человеком тихим, набожным и работящим. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Затем следует Вторая мировая война. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 в., одним из определяющих элементов этой системы является национальное еврейское самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Ползал и подбирал. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Где бы ни жил Шагал – в Витебске, Нью-Йорке или Париже – он всегда изображал почти одно и то же. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. В конце 1930-х гг. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: Амедео Модильяни, Осип Цадкин, чуть позже — Хаим Сутин и др. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
В Париж Шагал влюбился сразу. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку Петра Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» Игоря Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Чтят память о великом художнике и на его родине. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски).
В 1920-ом году, по рекомендации А. М. Эфроса Шагал отправляется в Москву, чтобы работать в Еврейском камерном театре. На бледном лице сияют глаза. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. С 1950-х гг.
Это всё, что я могу наскрести. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь». Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. Но запомни: денег у меня больше нет. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Высылать ничего не буду. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Она молчит, я тоже.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. В августе 1910 года Марк уехал в Париж.
Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня.
Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Отныне он – Марк Шагал. Она смотрит — о, её глаза.
Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Ползал и подбирал. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. — я тоже.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Работы Шагала не иллюстративны. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
С 1950-х гг. Не терпелось, чтобы все заработало.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Можешь не рассчитывать». Это мои глаза, моя душа. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Это мои глаза, моя душа. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. У художника появились последователи. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Время от времени Шагал возвращается в свой любимый город и в один из приездов знакомится со своей будущей женой Беллой Розенфельд. — я тоже. Решено.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Все возникает как попало и невозможно найти в этой сплошной импровизации каких-либо намерений и законов.
Это мои глаза, моя душа. Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве.
Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Шагал приобрёл известность в Российской империи. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. Исход) и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и др. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Она смотрит — о, её глаза. После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им.
Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Большие, выпуклые, чёрные. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Синай, полуостров), а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Немного позже произошло знакомство с произведениями современников — представителей парижской школы тех лет. Большие, выпуклые, чёрные. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Николай Рерих – директор Школы – поддерживал художника, в частности, добился для него отсрочки от армии, выделил стипендию.
Шагал уехал с семьёй в Москву. Он оказался в ловушке. Большие, выпуклые, чёрные. В 1911 г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Набрасывались на краски, как звери на мясо. И я не щадил ни себя, ни других.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Это единение с большой Вселенной. В 1911–13 гг.
-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Последовавший затем «русский период» (1914–22 гг. ) был временем обобщения накопленного опыта.
Она молчит, я тоже. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован». Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. И я понял: это моя жена.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Там он проучился 2 месяца. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Звягинцевой. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала.
— я тоже. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Можешь не рассчитывать».
По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В 1914 г. при содействии Гийома Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm.
Но аполлоническое начало начинается лишь с того момента, когда инстинкт уступает место воле, знанию известной системе идей и, наконец, воздействию целой традиционной культуры. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны.
Настоящая фамилия семьи — Сегал по воспоминаниям Шагала, ее изменил на «Шагал» отец художника. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Евгений Вахтангов. Это уже своего рода мировая consecration. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. С 1950-х гг. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства.
1-ый парижский период. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. (картина Рождение ребенка 1911 г). И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
Это Божий мир. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Город стал для него воплощением радости и света.
С 1920 года, по протекции А. М. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). его работы экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. На бледном лице сияют глаза.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства» /1912, Санкт-Петербург/, «Ослиный хвост» /1912, Москва/, «Мишень» /1913, Москва/ и др. ). Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Кроме того, необходимо было искать средства. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. В 1915-ом году Марк Шагал и Белла Розенфельд поженились и через год, в 1916-ом, у них родилась дочь Ида, которая в будущем станет биографом своего знаменитого отца.
Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств /1918, Петроград/, 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников /1919, Витебск/). в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и др. ). Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В том же году состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, — в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах.
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств.
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в украшении священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами.
Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Николая Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Жана де Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ). У него был один брат и пять сестёр. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Как жадно они рисовали.