Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, – один из шедевров Эрмитажа. «кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом.
Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Если на мгновение закрыть этот момент, то мы отметим, что в картине уже нет такого движения, устремления вверх.
Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет.
Это соединение двух личностей – святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, – из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Свет падает сверху слева.
Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. 190, 3 x 207 см. Материалы работы – холст, масло. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. 7: 36 – 50).
С этим образом связано множество легенд и преданий. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя иди с миром» (Лк. Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Заказчик – Филипп II Испанский, см. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование.
Правая рука Магдалины покоится на груди. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету. Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции.
1500-х гг. ) (зал 217). Действие происходит в гроте пещеры. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи.
Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В данной картине прочитывается много символов. Национальная галерея Шотландии.
На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо.
От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. В символике череп-эмблема смертности человека.
Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник. Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ. 7: 50). Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя.
Смысл картины при этом совершенно не искажен. Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477 – 1576), Эль Греко (1541 – 1614), Микеланджело да Караваджо (1573 – 1610), Гвидо Рени (1575 – 1642), Орацио Джентилески (1563 – 1639), Симон Вуэ (1590 – 1649), Хосе де Рибера (1591 – 1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593 – 1652), Франческо Хайес (1791 – 1882) скульпторов Педро де Мена (1628 – 1688), Антонио Канова (1757 – 1822) и других. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная». Картина выполнена в теплом колотите. Он пишет, что имена их родителей – Сирус и Евхария и происходили они из царского рода. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант.
Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. Пространство ограничено стенами грота.
Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И. В.
Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин.
Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве.
Возрождение. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Еще правее видны листья растения.
Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной.
Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Но особенный акцент сделан на образе Марии. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками.
Формат изображения – вертикальный. К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Теплые тона кожи выделяются на фоне более холодных стен грота: коричневых с розоватым оттенком. Правая половина, обращенная к зрителю, залита ярким светом, внимательно прописаны все черты героини, четкая контрастная граница света и тени отделяет половину лица, которая в тени. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю – часть Иерусалима, а Марфе – Вифания. Холст, масло. Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218).
Тициан был величай- шим художником Венеции. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы.
Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета.
Босая ступня героини, хотя и не сильно заметная в тени, выступает как точка, начало, откуда идет это движение. Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами. Свет касается и пространства картины – стен грота.
Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см).
Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок. Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Марсель), Мария проповедовала язычникам.
Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным. О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Прибыв на корабле в Массилию (совр.
522). Там она провела 30 лет.
Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом.
написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга.
Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». Более о нем ничего не известно. Зритель смотрит на работу как на святой образ.
Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды. С жадностью ловит их служанка. Нас поразила чувственность и красота этой картины, простота и естественность сюжета, большая реалистичность изображения.
Желая обмануть судьбу и избежать, смерти, Акрисий обрекает единственную дочь – Данаю – на безбрачие. Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. Задний план приглушенный темный, без особой проработки.
Италия. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые. На мой взгляд, образ, написанный А. Г. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса.
Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна. Мы с трудом видим всю массу.
Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского). Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Колорит работы намеренно сгущен автором. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств.
Вновь видим смешение образов двух святых. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем.
На этой же верхней ступени, прячась за руки Марии и опираясь на стены грота, стоит раскрытое писание, с пожелтевшими, скрученными страницами.
Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка.