Сегодня ценители живописи в восторге замирают перед его картиной «Смерть Марата», далеко не всегда задумываясь, кто на ней изображен и за что его убили. Картина написана в 1793 году, сразу после смерти пылкого революционера Марата. «смерть Марата» названа вершиной творчества Давида. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. «смерть Марата» – это сильное, мощное произведение искусства, написанное кистью Жака Луи Давида. Несмотря на приглашений, он уже никогда не возвращался во Францию, а после его смерти «Смерть Марата» потеряла свою былую популярность и была «вновь открыта» искусствоведами лишь 20 лет спустя.
«смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Знаменитый художник Жак-Луи Давид, видный якобинец и организатор главных революционных торжеств сразу взялся за картину «Смерть Марата». Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата.
А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата.
13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Ее отправили на гильотину.
Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Он начал читать сочиненный Шарлоттой «донос», девушка присела рядом с ванной, якобы чтобы составить список заговорщиков и дважды вонзила нож под правую ключицу жертвы.
Два месяца спустя вышел первый номер газеты Марата «Друг народа», мгновенно ставшей сверхпопулярной. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров.
Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Но парижская толпа и революционные власти не оценили благородства.
Он многое, очень многое делал для того, чтобы его мечта исполнилась. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью.
На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. В самом Конвенте не было единства.
Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Вторая рука лежит на доске. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою.
Марат умер почти мгновенно. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Его сильно потрясла смерть Марата. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны.
Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя непосредственное чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил это преступление. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление.
Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Она не отпиралась на суде. Ассигнация лежит тут же рядом. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры.
Родственники Шарлотты подверглись репрессиям. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу».
Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах.
Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Пожертвовал художник и фоном. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Отцу она оставила записку, что уезжает в Англию.
Издатель и главный автор газеты постоянно призывал к расправе над богачами, требовал ограничить максимально возможный размер имущества, то есть ратовал за «уравниловку». Она в нем говорит, что очень несчастна. Наконец, вечером Корде добилась аудиенции. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Шарлотта вовсе не была сторонницей жирондистов. Всё изменилось после штурма Бастилии. Она ненавидела его за это. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Художник-классицист не особо гнался за точностью деталей.
На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. Так происходили похороны. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. По свидетельству очевидцев, мертвое лицо залилось краской. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789).
Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно.
Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Художник рисовал для себя. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. И художник принял оба предложения. «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. На самом деле, на стене комнаты Марата, оклеенной обоями со сложным рисунком, висели карта Франции и пара пистолетов, но эти детали отвлекали бы зрителя от главного.
Какой-то плотник схватил свежеотрубленную голову и влепил ей пощечину. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. При свечах художник быстро делал наброски. Преступлением Жан-Поль признавал далеко не каждое злонамеренное деяние. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Франция.
Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Королевский музей изящных искусств. Оно голодало.
Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Классицизм. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности.
165 x 128 см. Но на картине они подчеркивали альтруизм Марата. Пытался, правда, Марат выступать и на общественном поприще: в 1774-ом он опубликовал брошюру «Оковы рабства», а в 1780-ом – план уголовного законодательства. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Картина лаконична.
Марат для многих из нас был примером мужества и отваги, неунывным, жизнерадостным наставником, соратником и другом. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Композиция проста и смела. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде.
Лаконичная надпись — «Марату Давид. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». 13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1 743—1 793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»).
Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно.
В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Холст, масло. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично.
Ванна напоминает саркофаг ящик, на котором, как на пьедестале, начертано посвящение: «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями.
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала.
Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.
Ее взяли на месте преступления. Картина даже не была никем заказана. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом.
Там уже находились ее «Обращение к французскому народу» с объяснением поступка и свидетельство о крещении. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Убийство произошло 13 июля 1793 года.
Ее казнили. Некоторые из них Давид попросту придумал.
Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность. Но казнь короля не привела к достатку населения. Почти вся семья была вынуждена эмигрировать. Всем сердцем, всей душой он принимал в себя Россию.
Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика.
Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Давид отверг вычурный стиль рококо, характерный для художников предшествующего поколения и возглавил движение, выступавшее за возврат к классическим идеалам. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Брюссель. Отомстить за казнённых решила 25-летняя провинциальная дворянка Шарлотта Корде дАрмон.
Давид был также активным участником революционных событий. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Это такая своеобразная эпитафия. В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля. Особо следует сказать о живописном строе картины. Он многим помогал, многих научил, многих просветил.
Например, деньги на рабочем столике и записка «Вы отдадите эту ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая родину» в действительности отсутствовали. Он велел пустить к нему составительницу письма. Я жду вашего ответа». 13 июля 1793 года Корде купила в Пале-Рояле кухонный нож и спрятала его под корсет. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане.
Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Несмотря на подтверждение невинности, газеты кричали, что Корде – «жирондистская потаскуха» и «распутная монархистка».
В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо.
Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ».