Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Давид рисовал пропагандистскую картину и одной из его задач было осветлить и увековечить образ Марата, но Давид немного перестарался. Но никаких следов кожного заболевания на картине Давида нет, Марат выглядит сильно моложе и здоровее, чем должен, а нож, который, на самом деле, остался в груди, почему-то лежит на полу. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
И Давид нарисовал Марата красивым, хотя тот и до болезни был на любителя, а после – так вообще. На картине Давида Марат еще держит перо в одной руке, а петицию – в другой. Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой. Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти. Картина «СмертьМарата» — политический миф, созданныйДавидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается свымыслом.
Дело в том, что Давид (это, кстати, фамилия, а не имя, звали его Жак-Луи) и Марат (это тоже фамилия, а не имя звали его Жан-Поль) дружили. Надпись на деревянной тумбе: MARAT DAVID lan deux – «Марату Давид, второй год» (имеется в виду 1793 год – второй год после установления во Франции республики).
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Ванна приобрела сходство с саркофагом, простыня — с погребальной пеленой, а обшарпанная деревянная тумба, заменявшая Марату стол, — с надгробным камнем.
Всем предметам на картине художник придал геометрическую правильность и гармонические пропорции, благодаря чему изображение получило скульптурную монументальность. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии.
В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Его сильно потрясла смерть Марата.
И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Франция.
Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Она не отпиралась на суде. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Картина даже не была никем заказана.
Портрет Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. Лицо Марата – портрет, но тело писалось с натурщика. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века.
Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Я жду Вашего совета». Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо.
Художник рисовал для себя. Ее взяли на месте преступления. 13 июля 1793 года был предательски убит Марат. Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей).
Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. Так происходили похороны. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов.
Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам:на самом деле Корде проникла к нему подпредлогом доноса. 5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Это такая своеобразная эпитафия. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона.
Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30.
В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ» Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией» В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции. Запрокинута лицом к зрителю мертвая голова.
И Давид, потрясенный трагической гибелью высоко ценимого им Марата изобразил сцену его смерти, бережно сохранив черты документальной достоверности. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти.
На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор. Ассигнация лежит тут же рядом. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. В момент, когда Марат начал писать имена заговорщиков, Шарлотта Корде вонзила нож в грудь Марата.
Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше.
Накануне казни короля был убит один из тех, кто вотировал казнь Людовика XVI, – депутат Конвента Мишель Лепелетье. Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Но казнь короля не привела к достатку населения. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния.
При свечах художник быстро делал наброски. Пушкина). Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями".
Появившись в Конвенте через несколько дней (что спасло его), он отрекается от Робеспьера и в страхе за свою жизнь пытается выгородить и оправдать себя. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Классицизм.
Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели.
Ок. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали.
Ее казнили. Если в «Клятве Горациев», несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
На втором плане— трёхпролётная аркада в каждую изарок вписана одна или несколько фигур. Она ненавидела его за это. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Но казнь короля не привела к достатку населения.
Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Давид Поместил над телом Лепелетье обнаженный меч, прокалывающей листок бумаги со словами: «Я голосую за смерть тиранов». Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Особо следует сказать о живописном строе картины. Его арестовывают и заключают в Люксембургскую тюрьму.
С такими чувствами видел Давид смерть Марата. В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской.
Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Ее отправили на гильотину. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра).
Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
Анны-Мари Корде гражданину Марат. В самом Конвенте не было единства. Но это не единственный смысловой пласт картины. Потрясенный этим известием, Давид спешит сделать зарисовку лица покойного и сопровождает ее надписью: «Марату – другу народа». Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная.
Тяжело упавшая рука еще сжимает перо. Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), О данном мастере написано достаточное количество литературы, но, объективно говоря исследователи его творчества расходятся во мнении, насколько действительно уникален его вклад в мировое искусство. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата.
Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, — надгробием с надписью: «Марату—Давид». Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье».
Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Голова, повернутая набок, залито мягким светом.
Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Барра, еще попочти ребенок и в смерти не расстаются с кокардой. 1790 — 1791 гг. Темная и «пустая» верхняя половина картины усиливает впечатление от поникшего, тяжело опускающегося вниз тела. Вслед за письмом раздался звонок и Марат услышал звуки женских голосов, споривших между собой.
Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Зияющая рапа на теле и залитая кровью ткань простыни.
Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. В вытянутой руке письмо, которое помогло убийце проникнуть к Марату: «13 июля 1793 года.
Он это делает, несмотря на неприязнь многих своих прежних друзей, несмотря на противодействие жены (Шарлотта-Маргарита развелась с ним после этого и переехала к отцу). Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор.
И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами.
Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. В самом Конвенте не было единства. Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). Лаконичная надпись — «Марату Давид.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Давид был также активным участником революционных событий. Вторая рука лежит на доске. Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде.
На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Поступить иначе художнику не позволяла его задача – героизация вождя, а тело революционера было обезображено экземой, доставлявшей ему большие мучения. Этот портрет художник подносит Конвенту (подлинник не сохранился). Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены. Она не отпиралась на суде.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. При свечах художник быстро делал наброски. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата».
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Так происходили похороны.
На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Его интересуют самые различные психологические состояния. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо.
Композиция проста и смела. Давид был придворным художником Наполеона. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение». В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей).
Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру.
Композиция проста и смела. Это такая своеобразная эпитафия. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены.
Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Картина лаконична. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол.
Историческая достоверность сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа. Картина даже не была никем заказана. Но это не единственный смысловой пласт картины. Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества. Не окончен. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид».
Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. На похоронах тело Марата было обернуто в белые простыни, как оборачивали тела погибших римских воинов. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат.
Достаточно того, что я несчастна, чтобы иметь право на вашу благожелательность». Оно голодало. Париж, Лувр. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его.
Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Нормандская аристократка, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля, Шарлотта Корде решилась на политическое убийство в надежде остановить волну республиканского террора, залившего кровью страну. И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». 1793 г. Париж, Национальная библиотека илл. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса.
Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью.
В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Он велел пустить к нему составительницу письма. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление.
По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде.
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Я жду вашего ответа». Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление.
«Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ). Спокойствие разлито по всему пейзажу.
А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Королевский музей изящных искусств. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Ее отправили на гильотину. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Будучи в то время пылким революционером, Давид видел в Марате современного героя-мученика и постарался подчеркнуть это как на портрете, так и в оформлении прощальной церемонии.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин. Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему.
Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность».
Рядом чернильница и еще один документ, за составлением которого смерть застала Марата: «Вы передадите эту пятифранковую ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая отечество». Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата.
Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам – Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами. Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой. Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц.
Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". На полу нож. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости».
В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде— гражданину Марату. Марату нанесли смертельный удар ножом в его собственной ванне и яркий образ, созданный художником, служит напоминанием об этом убийстве. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году.
165 x 128 см. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр).
На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Художник рисовал для себя. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. илл. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Картина лаконична. Вторая рука лежит на доске. Оно голодало. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение.
Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными». Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
Брюссель. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию.
По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Ее казнили. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру. В портрете Марата, потрясающем по силе воздействия и необычайно емком по содержанию, художник отобразил не только воспоминание, о котором говорилось выше, но и трагическую развязку жизненного пути «друга народа».
Однако огромная, перегруженная фигурами картинавызвала у зрителей лишь насмешки. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Его сильно потрясла смерть Марата. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов.
Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Музей современного искусства). Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Сидя в ванне, чтобы облегчить страдания (Марат испытывал боли от язв экземы, покрывавших тело), он писал на стоявшем рядом обрубке дерева, упорно продолжая работать. Ее взяли на месте преступления.
Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. И художник принял оба предложения. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «.
Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Плавные очертанияженской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов.
Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож.
Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Ассигнация лежит тут же рядом. Давид хотел показать революционный порыв народа. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь). Смерть Марата, картина история создания которой в целом уже написана, так как Давид сделал все подготовительные работы, предлагает зрителю подумать о памяти и нравственности.
Борьба приобретает все более острый характер. Она в нем говорит, что очень несчастна. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж).
Холст, масло. Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации. Жак Луи Давид. Но техника Давида имела решающее значение. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи.
Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его.
Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Она в нем говорит, что очень несчастна. Полотно представляет собой огромный холст.
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.