Алессандро Маньяско (1667, Генуя – 19 марта 1749, Генуя) – итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. Маньяско, АЛЕССАНДРО (Magnasco, Alessandro) (1667–1749) итальянский художник, представитель «проторомантического» направления в искусстве барокко. Алессандро Маньяско (итал. Alessandro Magnasco 4 февраля 1667, Генуя— 19 марта 1749, Генуя)— итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. Маньяско Алессандро (1667-1749) — итальянский живописец, жанрист и пейзажист. Алессандро Маньяско (Лиссандрино) – великий итальянский художник, который писал картины в стиле барокко.
Родился Алессандро Маньяско 4 февраля 1667 года в Генуе в семье художника Стефано Маньяско. Алессандро Маньяско (итал. Алессандро Маньяско (1667, Генуя— 19 марта 1749, Генуя)— итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. Каждая из картин Алессандро Маньяско заставляет как бы проснуться от счастливого бездумного сна и задуматься о грозном и вечном. В сборнике «Западноевропейская художественная культура XVIII изданном в Москве в 1980 году есть интересная статья О. И. Лавровой «О проблеме творческого метода Алессандро Маньяско».
Но в Генуе его не ждал успех, подобный тому, который он узнал в Милане: его искусство многие считали «смешным». Размеренность и рутина монастырских обычаев превращается у Маньяско в мрачную комедию. В Нидерландах господствовал натуралистический стиль. Источники подобных сцен искали в картинах художников «бамбоччанти» (братья ван Вал, Синибальдо Скорца). Бушующая природа напоминает море, которое он любил больше всех других итальянских мастеров, облагораживая декоративный жанр марин («темпеста»).
Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. Он изображал сцены Вакханалий (1710-е, Москва, Государственный музей им. Франциска).
В «Вакханалии» среди стройных античных руин, написанных художником Клементе Спера, Маньяско изобразил традиционных языческих персонажей – сатиров, вакханок, нимф. «Сильный мазок» («tocco forte») восходит к северо-итальянской живописной традиции. Перечень итальянских живописцев XVIIIв открывает Джузеппе Мария Креспи, прозванный Spagnolo («Итальянец»). Художник успешно работал в этом жанре (однако портреты работы Маньяско не сохранились), но вскоре начинает писать небольшие исполненные в нервной манере сцены, которые и принесут ему славу.
В XVIIв Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн. Могилу только выкопали. Иногда он писал большие фигуры в религиозных картинах («Христос в Эммаусе», Генуя, ц. Сан-Франческо ин Альбаро). Эти сцены зачастую помещаются в морские и лесные пейзажи («Пейзаж с прачками», Неаполь, Каподимонте), в которых он превозносит красоту леса, почти как художники XIX в. Наконец, Маньяско освободил итальянский пейзаж от условностей, заимствованных у римских художников.
Он ввел живые детали в живопись руин, открывая путь Паннини. Католицизм не пал под натиском протестантизма, а, как всякая религия, адаптировался. Внешне смешная ситуация, когда обучение не идет успешно, подается неспокойно, тревожно.
Троица монахов влечет тело спустят в яму без гроба. Серия «Семь таинств» Креспи – одно из высших достижений живописи барокко XVIIIв, которая в то же время знаменует конец барочной традиции и появление нового искусства. В композиции Прием в саду виллы дАльбаро (Генуя, Палаццо Бьянко) возникающая на втором плане величественная панорама долины с виллами и виноградниками под защитой холмов, разительно отличаясь от обычных напряженных ландшафтов Маньяско, приоткрывает путь пейзажному видению 19 века. Карл Борромей», Милан, музей Польди-Пеццоли «Экстаз св.
Активному претворению действительности в воображении художника вторит темпераментная живописная манера. Творчество его проникнуто трагически-обнаженным ощущением ничтожества человека перед лицом слепых сил и социальной действительности. Но он близок Ж. Калло и С. Роза, у которых реальность становится фантастической.
Но особенно его привлекают религиозные сюжеты, которые напоминают работы болонца Креспи («Св. Карл Борромей», Милан, музей Польди-Пеццоли «Экстаз св. Неоднородность в стилевом отношении, несмотря на господство барокко, наблюдалась, например и во Франции, где представители французской школы (и прежде всего – Пуссен) опирались на античные художественные традиции классицизма. Новаторство Караваджо проявилось в удачном соединении поясного портрета и натюрморта. Вместе с тем он работал в соавторстве с другими мастерами изображавшими архитектурные сооружения и пейзажи (Тавелла и, возможно, Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи).
Маньяско Алессандро (16671749) Magnasco Alessandro. Грустит лишь один монах на коленях с горщиком. В той же манере живописует художник застенки инквизиции, привалы цыган и комедиантов (Обучение сороки, Флоренция, Уффици), солдатские караульни, кухни, сцены колдовства (Ведьма, частное собрание), персонажей народной комедии дель арте (Танец Коломбины, Венеция, собрание Италико Брасс). Его великим предшественником был Тинторетто. Работал в Генуе, Милане, Флоренции (17031711).
Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден в небольших по формату картинах Маньяско («Любовь Пульчинеллы», 1700-е годы, Музей искусств, Копенгаген «Дон Кихот», 1719-1725 годы, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках. В годы 1703 – 1711 Маньяско познакомился с итальянским театром делььарте. В 1703 Маньяско покидает Милан и отправляется в путешествие во Флоренцию, где он долгое время находится на службе у великого герцога Тосканского Джан-Гастона, по заказу которого он исполнил «Пейзажи» (Флоренция, Палаццо Питти).
Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и других цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка). Из генуэзской живописи Валерио Кастелло (работам которого близки его «Св. Обряд выполняют обыденно, один читает заупокойному молитву, второй нетерпением ждет окончания молитвы.
Антония Брешианского», прежде — собрание Гайгер, Венеция «Морской пейзаж», 1730-е, частное собрание, Италия). За это Ланци назвал его «Микеланджело битв генуэзской школы».
Не случайно пейзажи Маньяско часто населены бродягами, разбойниками, контрабандистами. Эти исторические реалии не могли не сказаться на развитии культуры. Эти сцены зачастую помещаются в морские и лесные пейзажи («Пейзаж с прачками», Неаполь, Каподимонте), в которых он превозносит красоту леса, почти как художники XIX в. Наконец, Маньяско освободил итальянский пейзаж от условностей, заимствованных у римских художников.
Алессандро Маньяско, как и другие мастера эпохи барокко, писал картины на библейские или мифологические сюжеты, однако, некоторые искусствоведы называют его «предтечей романтизма». Удлиненные фигуры кажутся ничтожно маленькими в громадных помещениях старого монастыря. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган.
Вместе с тем он работал в соавторстве с другими мастерами изображавшими архитектурные сооружения и пейзажи (Тавелла и, возможно, Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи). Пейзажи и марины Маньяско отмечены динамикой, природа пронизана ощущением внутреннего движения. Творчество его проникнуто трагически-обнаженным ощущением ничтожества человека перед лицом слепых сил и социальной действительности. Паяц учит ворону, сороку или обезьяну.
У Маньяско не было непосредственных учеников, но было несколько подражателей (таких, как Чиччо Наполетано или Коппа Миланезе, упомянутый Ратти). Но в Генуе его не ждал успех, подобный тому, который он узнал в Милане: его искусство многие считали «смешным». Уроженец Генуи, Маньяско много путешествовал по городам Италии, работал в Генуе, Милане (до 1703), во Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749), писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сцены архитектурные фоны в его полотнах исполняли другие мастера. Но самые блестящие произведения Маньяско создает в конце жизни, вернувшись в Геную в 1735, например, «Сцену в саду Альбаро» (Генуя, Палаццо Бьянко), слегка напоминающую Ватто.
Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены. В период между 1720 и 1725 годами Маньяско преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом. Приём резкого освещения придаёт определённую эмоциональную окраску повествованию о каждом таинстве («Исповедь», «Крещение», «Бракосочетание», «Причащение», «Священство», «Миропомазание, «Соборование»). Полотна исполнены в темно-коричневых и зеленовато-серых тонах немногие яркие пятна в гамме темных оттенков лишь подчеркивают мрачность монастырской действительности. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Это несмешные шутки Маньяско или попытки пошутить.
Достаточно примитивный, грубо-грубый репертуар театра обусловил появление в картинах мастера актеров и акробатов (арлекинов, коломбин, пульчинел, паяцев). Но какая индивидуальность, пусть и внешняя (Академия Каррара, Бергамо). Генуэзская школа. Картины художника, как, например, его «Вакханалия», полны беспокойного движения. Но самые блестящие произведения Маньяско создает в конце жизни, вернувшись в Геную в 1735, например, «Сцену в саду Альбаро» (Генуя, Палаццо Бьянко), слегка напоминающую Ват-то.
Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. Художник словно заранее знает, что все кончится пессимистично. Зритель видит, как стремительно волны накатывают на берег, как ветер гнет ветви деревьев, как быстро бегут по небу облака («Пейзаж с прачками», Каподимонте, Неаполь «Горный пейзаж», 1720-е., Эрмитаж, Санкт-Петербург «Проповедь св. Недаром за виртуозную манеру его называли Паганини кисти.
Креспи называют живописцем повседневности, его картины с изображением многолюдных народных сцен («Ярмарка» 1709г, «Ярмарка в Поджо-а-Кайано» 1708г) и жанровые картины («Блоха», «Посудомойка») стали высшим достижением бытовой живописи XVIIIв. Его особый стиль, несмотря на жанровое разнообразие полотен, угадывается всегда. В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725-1735 годы, Музей изящных искусств, Кливленд «Трапезная братьев оссервантов», 1736-1737 годы, Городской музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720-1730-е годы, Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий святого Петра», 1730-е годы, Национальная галерея искусств, Вашингтон «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-е годы, Музей искусств, Копенгаген). Трапеза монахинь (Москва, ГМИИ), Выбривание тонзуры (Вена, частное собрание), Греющиеся монахи (Венеция, собрание Италико Брасс), Похороны (Италия, частное собрание), Монахини за пряжей, В библиотеке и другие полотна воссоздают эпизоды жизни за монастырскими стенами.
Маньяско (Magnasco) Алессандро (1667, Генуя, — 19. 3. 1749, там же) итальянский художник. Дробный, текучий мазок выявляет и усиливает все смешное и нелепое в фигурах, придает ощущение зыбкости, фантастичности сцене в целом. Его первым известным произведением является «Пейзаж с руинами» (1697, Милан, частное собрание). Алессандро Маньяско жил и работал в Италии на рубеже 17 и 18 столетий. Франциска», Генуя, Палаццо Бьянко «Поклонение волхвов», Дюнкерк, музей).
Свои наблюдения над текущим бытом неизменно превращал в полуфантастические видения (Синагога, Художественный музей, Кливленд Свадебный банкет, Лувр, Париж обе картины – конец 1710–1720-е годы). Типическими, уже в ранний период, стали для него антично-мифологические (по сути ироничные, пародийно-мифологические) мотивы и «низкие» жанры с фигурами разбойников и бродяг (Вакханалия, Привал бандитов обе работы – 1710-е годы, Эрмитаж, Петербург) безликие человечки суетятся в этих картинах на фоне классических руин. За это Ланци назвал его «Микеланджело битв генуэзской школы». Дух авантюрности и социальной сатиры роднит произведения Маньяско с испанскими плутовскими романами 17 века. Но индивидуальность поражает, потерянное имя (чтобы установили его заново) ничего бы нового в характерный, надменный образ не добавил (музей Польди Пеццоли, Милан).
В 1682 после смерти отца генуэзский купец привозит мальчика в Милан, где он становится учеником Филиппе Аббьяти, научившим его техническим приемам венецианской живописи, очень важным для его образования и преподававшим ему искусство портрета. В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), Маньяско изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя «Капуцины в пути», частное собрание, Милан). Но быстро все закончится и на кладбище станет на одну могилу больше.
Очень часто он изображает темы, раскрывающие современные нравы («Концерты в мастерской художника», «Уроки музыки»). В этих совместных произведениях фигурки, написанные Маньяско, одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697 год, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св. Но религиозную тематику разрабатывал не так, как это было принято в Академии. Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. У Маньяско не было непосредственных учеников, но было несколько подражателей (таких, как Чиччо Наполетано или Коппа Миланезе, упомянутый Ратти).
Эта легко узнаваемая живописная манера мастера позволила передать трагизм происходящего в картине «Поднятие креста». Значительная часть картин Маньяско – это сцены с монахами («Трапезная», Бассано, музей), разбойниками (Бордо, Музей изящных искусств), цыганами («Свадебный цыганский банкет», Париж, Лувр «Свадебный цыганский кортеж», Берлин-Далем, музей). Для Караваджо и его последователей характерно своеобразие светотеневых приёмов и композиционные диагональные схемы развития движения.
Источники подобных сцен искали в картинах художников «бамбоччанти» (братья ван Вал, Синибальдо Скорца). Его великим предшественником был Тинторетто. А. С. А. С. Пушкина) и вакханалии среди античных руин (Ленинград, Эрмитаж Москва, ГМИИ), но наиболее полным выражением его художественной индивидуальности можно считать пейзажи и сцены из современной жизни. И даже незначительные в Гисланди – индивидуальные. Маньяско работал в портретном жанре имел опыт фресковой росписи (Бриньяно, Кастелло Висконтео), писал религиозные композиции (Распятие, Москва, ГМИИ им. Особенно следует выделить необычную технику письма Алессандро Маньяско.
Его живопись разнофактурна — это и динамичные мазки и удары кистью. Амбруаз и Теодор», Чикаго, Художественный институт) и Кастильоне художник заимствовал свой характерный мазок и световые акценты, а из ломбардской (Черано и Мораццоне) еще и маньеристическое волнение. Образы Маньяско балансируют на грани, когда истовый экстаз готов обернуться лицемерием, плуты — оказаться праведниками, а праведники — плутами (из сочинения Франсиско Кеведо).
А молодой монах с удивлением следит за ходом событий, не откладывая лопаты. Этой печальной участи избежали Венеция, Генуя, Пьемонт и Папская область. Здесь художник остается до 1735, работая для аристократических семей города – Арези, Карнеди и графа Коллоредо, правителя Милана, для которого он в 1720-1725 пишет 9 картин («Урок катехизиса в соборе», «Монахи в трапезной», «Синагога» – монастырь Зайтенштеттен в Австрии). Его первым известным произведением является «Пейзаж с руинами» (1697, Милан, частное собрание).
В 1682 после смерти отца генуэзский купец привозит мальчика в Милан, где он становится учеником Филиппе Аббьяти, научившим его техническим приемам венецианской живописи, очень важным для его образования и преподававшим ему искусство портрета. Жил и работал в Милане (около 1677-1703 и 1709-1735 годов), Флоренции (1703-1709 годы) и Генуе (1735-1749 годы). Очень часто он изображает темы, раскрывающие современные нравы («Концерты в мастерской художника», «Уроки музыки»). Он ввел живые детали в живопись руин, открывая путь Паннини.
В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А. Ф. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены. Иногда он писал большие фигуры в религиозных картинах («Христос в Эммаусе», Генуя, ц. Сан-Франческо ин Альбаро). Сын генуэзского художника Стефано Маньяско в возрасте десяти лет переехал в Милан, где около 1681-1682 годов поступил в мастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-е годы, Пинакотека Брера, Милан) и ряд религиозных картин («Святой Франциск, утешаемый ангелами», 1680-е годы, галерея Палаццо Бьянко, Генуя). Именно таким художником был Маньяско и, возможно, в его творчестве с наибольшей силой проявился крайний индивидуализм художественного восприятия.
Картина Маньяско «Приём на вилле Альбаро» (1735 год, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. Сюжет Обучение пению сороки Маньяско изображал много раз (Милан, Амброзиана Лондон, Институт Курто). Выбирая традиционный сюжет, художник размещает на фоне тщательно прописанных античных пейзажей плутов, разбойников, цыган.
Но он близок Ж. Калло и С. Роза, у которых реальность становится фантастической. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. Не испытывают уважения к руинам и те, что не танцуют (античность для обездоленных вакхантив- маргиналов не стоит забот и хранения). Жизнь Креспи (1665г, Болонья – 1747г, там же) пришлась на рубеж двух столетий: в XVIIв он сформировался как рисовальщик, гравёр и художник, а в XVIIIв мастер создал свои главные произведения – картины на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты. Маньяско (Magnasco) Алессандро (1667, Генуя, 19. 3. 1749, там же) итальянский художник.
А. С. Для его родины это был сложный период истории. Но художника волновало не изображение античных богов, а скорее, передача стихийного начала. Мазки сплавляются в яркие пятна желтого, зеленого, синего цветов и, кажется, словно «прорываются» сквозь темный фон, неся в себе заряд цветовой энергии и рождая впечатление сильных контрастов света и тени.
Многомерное творчество Караваджо, не укладывающееся в рамки какого-либо определённого художественного течения, возникло, скорее, как оппозиция маньеризму и академизму и дало начало новому направлению в живописи – караваджизму. Но это не спокойное бытописательство под кистью Маньяско они преобразуются в мрачную и трагическую комедию бытия. Насколько радостные вакханалии Тициана, настолько неприятна, гротескная Вакханалия Маньяско (Москва). Маньяско ценит в реальности все необычное.
Тогда же появилось несколько картин с обучением, дрессурой животных. В 1703 Алессандро Маньяско покидает Милан и отправляется в путешествие во Флоренцию, где он долгое время находится на службе у великого герцога Тосканского Джан-Гастона, по заказу которого он исполнил «Пейзажи» (Флоренция, Палаццо Питти).
Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и другими. Начал работать самостоятельно около 1690 года. Герои картин художника захвачены эмоциональной энергией необычайной силы. К 1720-м гг. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами.
Итальянский художник, представитель романтического направления в искусстве барокко. Пушкина) Маньяско изображает с иронией. Генуэзский художник Алессандро Маньяско – личность сложная и трагическая. К раннему этапу развития барокко в Италии исследователи относят основание в Болонье в 1585г художниками братьями Карраччи мастерской, получившей название «Академии вступивших на правильный путь», эстетическое кредо которой заключалось в строгом следовании античному и ренессансному идеалу и скрупулёзной работе с натурой для её совершенствования в соответствии с канонами красоты. Тревога и беспокойство присутствуют в каждом пейзажи Маньяско. относится цикл его картин, рассказывающих о монастырском быте («Трапеза монахинь», ГМИИ, Москва «Похороны монаха», Музей западного и восточного искусства, Киев). Сюжеты с изображением бродяг, нищих, шутов, странствующих музыкантов, актеров связаны с народными празднествами, карнавалами, балаганными представлениями (Полишинель играющий на гитаре, Венеция, частное собрание).
Главное средство выражения в живописи Маньяско – драматический гротеск. Здесь художник остается до 1735, работая для аристократических семей города – Арези, Карнеди и графа Коллоредо, правителя Милана, для которого он в 1720 – 1725 пишет 9 картин («Урок катехизиса в соборе», «Монахи в трапезной», «Синагога» – монастырь Зайтенштеттен в Австрии). Странные, причудливые персонажи поражают безудержной динамикой. И ничего индивидуально-образного – не найти в Маньяско.
Из генуэзской живописи Валерио Кастелло (работам которого близки его «Св. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган. Франциска», Генуя, Палаццо Бьянко «Поклонение волхвов», Дюнкерк, музей).
Бушующая природа напоминает море, которое он любил больше всех других итальянских мастеров, облагораживая декоративный жанр марин («темпеста»). Художник утрирует фигуры, пишет их непомерно худыми и вытянутыми. Значительная часть картин Алессандро Маньяско – это сцены с монахами («Трапезная», Бассано, музей), разбойниками (Бордо, Музей изящных искусств), цыганами («Свадебный цыганский банкет», Париж, Лувр «Свадебный цыганский кортеж», Берлин-Далем, музей). Часто сотрудничал с другими живописцами, вписывая фигуры в чужие архитектурные и пейзажные антуражи (например, в пейзажи С. Риччи).
Художник успешно работал в этом жанре (однако портреты работы Маньяско не сохранились), но вскоре начинает писать небольшие исполненные в нервной манере сцены, которые и принесут ему славу. Маньяско (Magnasco) Алессандро (1667, Генуя, — 19. 3. 1749, там же) итальянский художник. Амбруаз и Теодор», Чикаго, Художественный институт) и Кастильоне художник заимствовал свой характерный мазок и световые акценты, а из ломбардской (Черано и Мораццоне) еще и маньеристическое волнение. XVIIIв дал европейской культуре немало прекрасных имён, хотя, широкой публике они известны меньше, чем имена великих художников Возрождения.