В работах Маньяско заметны эмоциональность генуэзской живописи, романтизм искусства Сальватора Розы, гротескность образов Жака Калло, драматизм Аббиати. Учился у отца, художника Стефано Маньяско, затем в Милане, у Ф. Аббьяти. Произведения Маньяско отличаются бравурной живописной манерой с нервной динамикой света и теней и обязательным элементом фантастики. Благодаря контрастам и яркой гротескности, делающим произведения Маньяско ироничными, герои его работ вызывают у зрителя чувство жалости.
В некоторых произведениях Маньяско прослеживается совершенно иная тенденция: пейзаж в них играет второстепенную роль и выступает в качестве декоративного панно («Светская компания в саду», Палаццо Бьянко, Генуя). Такой подход кажется ещё более странным, если учитывать, что Маньяско как раз работал по заказу монастыря. Благодаря необычной для Барокко направленности сюжетов, мастер Маньяско был особо любим публикой.
Учился у отца, художника Стефано Маньяско, затем в Милане, у Ф. Аббьяти. Маньяско, АЛЕССАНДРО (Magnasco, Alessandro) (1667–1749) итальянский художник, представитель «проторомантического» направления в искусстве барокко. Алессандро Маньяско (1667, Генуя— 19 марта 1749, Генуя)— итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы. В сборнике «Западноевропейская художественная культура XVIII изданном в Москве в 1980 году есть интересная статья О. И. Лавровой «О проблеме творческого метода Алессандро Маньяско». Взгляните на картины Маньяско на евангельские сюжеты, на изображения святых, служителей церкви, монахов.
Каждая из картин Алессандро Маньяско заставляет как бы проснуться от счастливого бездумного сна и задуматься о грозном и вечном. Родился Алессандро Маньяско 4 февраля 1667 года в Генуе в семье художника Стефано Маньяско. Изображаемые сцены трибуналов инквизиции, пыток, мучений Маньяско мог наблюдать в находящемся под властью Испании Милане. 4 февраля 1667 года в Генуе родился выдающийся живописец, яркий представитель барокко и один из наиболее известных мастеров генуэзской школы Алессандро Маньяско.
Алессандро Маньяско (итал. Произведения Маньяско есть в коллекциях ведущих художественных музеев мира, в том числе, в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Высокое значение тревожного прекрасного искусства Маньяско состоит в создании правдивого психологического портрета времени, в которое он жил.
Алессандро Маньяско (Лиссандрино) – великий итальянский художник, который писал картины в стиле барокко. Последователями Маньяско были венецианские живописцы Антонио и Франческо Гварди и Тьеполо, которые подражали его мазку. Алессандро Маньяско (итал. Alessandro Magnasco 4 февраля 1667, Генуя— 19 марта 1749, Генуя)— итальянский художник, живописец, видный представитель барокко, мастер генуэзской школы.
Маньяско (Magnasco) Алессандро (1667-1749) — итальянский живописец. Маньяско Алессандро (1667-1749) — итальянский живописец, жанрист и пейзажист. Учился у своего отца, художника С. Маньяско, затем у миланского живописца Ф. Аббиати.
Но он близок Ж. Калло и С. Роза, у которых реальность становится фантастической. Около 1677 г. переехал в Милан, где стал учеником венецианского художника Филиппо Аббиати. Часто сотрудничал с другими живописцами, вписывая фигуры в чужие архитектурные и пейзажные антуражи (например, в пейзажи С. Риччи). Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами. Это было время, когда главными заказчиками вместо князей, живших во дворцах, стали купцы и банкиры, предпочитавшие украшать картинами свои конторы. В Нидерландах господствовал натуралистический стиль.
музей), Монахи, греющиеся у огня (Венеция, частное собрание), Монахи в комнате для занятий (Вена, Музей истории искусства), Трапеза монахов (Будапешт, Музей изобразительных искусств). выполнял заказы австрийского губернатора в Милане Иеронима Коллоредо Мансфельда. Работал в Генуе, Милане, Флоренции (17031711). Уроженец Генуи, Маньяско много путешествовал по городам Италии, работал в Генуе, Милане (до 1703), во Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749), писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сцены архитектурные фоны в его полотнах исполняли другие мастера.
На протяжении своего творчества художник претерпевает длительную эволюцию, постепенно изгоняя из своих полотен цвет, все более погружая сцены в светотень в духе Тициана или Тинторетто. Они изображены на фоне мрачных руин, бушующего моря, дикого леса, суровых ущелий. В 1703 Маньяско покидает Милан и отправляется в путешествие во Флоренцию, где он долгое время находится на службе у великого герцога Тосканского Джан-Гастона, по заказу которого он исполнил «Пейзажи» (Флоренция, Палаццо Питти).
Но самые блестящие произведения Маньяско создает в конце жизни, вернувшись в Геную в 1735, например, «Сцену в саду Альбаро» (Генуя, Палаццо Бьянко), слегка напоминающую Ватто. В 1695-1698 гг. Здесь художник остается до 1735, работая для аристократических семей города – Арези, Карнеди и графа Коллоредо, правителя Милана, для которого он в 1720-1725 пишет 9 картин («Урок катехизиса в соборе», «Монахи в трапезной», «Синагога» – монастырь Зайтенштеттен в Австрии). А. С. Пушкина), Трапезная монахов (Бассано, Гор. В 1735 г. переехал в Геную, где и умер в 1749 г.
В силу того, что искусство попало в список инструментов власти, церковный заказ в художественной жизни Рима имел огромное значение. Франциска», Генуя, Палаццо Бьянко «Поклонение волхвов», Дюнкерк, музей). Франциска», Генуя, Палаццо Бьянко «Поклонение волхвов», Дюнкерк, музей). Начал как портретист (портреты не сохранились). Карл Борромей», Милан, музей Польди-Пеццоли «Экстаз св. В поздний период Маньяско все больше уделяет внимание пейзажу.
К 1720-м гг. В период между 1720 и 1725 М. преодолевает узкие рамки жанра «фигурок» и становится пейзажистом. Его особый стиль, несмотря на жанровое разнообразие полотен, угадывается всегда. галерея искусств, Вашингтон «Молящиеся монахи и рыбаки, тянущие сеть у моря», 1730-егг., Музей искусств, Копенгаген). Успешно работал в разных жанрах, но более всего его привлекали пейзажи и бытовые сцены.
Произведения флорентийского периода отмечены влиянием пейзажей С. Розы, гравюр Ж. Калло. Алессандро Маньяско жил и работал в Италии на рубеже 17 и 18 столетий. Это создает впечатление нервной динамики света и тени, расплывчатых в своих очертаниях предметных форм, особой цветовой энергии как бы прорывающихся сквозь коричнево-черные тона фона светлых пятен желтого, зеленого, голубого, синего цветов. Художник успешно работал в этом жанре (однако портреты работы Маньяско не сохранились), но вскоре начинает писать небольшие исполненные в нервной манере сцены, которые и принесут ему славу. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Родился в 1667 г. в Генуе.
Его великим предшественником был Тинторетто. 1677–1703 и 1709–35), Флоренции (1703–09) и Генуе (1735–49)., Алессандро (Magnasco, Alessandro), прозв. Но он близок Ж. Калло и С. Роза, у которых реальность становится фантастической. А. С. Пушкина) и вакханалии среди античных руин (Ленинград, Эрмитаж Москва, ГМИИ), но наиболее полным выражением его художественной индивидуальности можно считать пейзажи и сцены из современной жизни. Писал типичные жанровые сцены из жизни солдат, монахов, цыган.
Писал религиозные и мифологические сцены, жанровые картины. Маньяско работал в портретном жанре имел опыт фресковой росписи (Бриньяно, Кастелло Висконтео), писал религиозные композиции (Распятие, Москва, ГМИИ им. 1690.
Серия «Семь таинств» Креспи – одно из высших достижений живописи барокко XVIIIв, которая в то же время знаменует конец барочной традиции и появление нового искусства. Признанный при жизни и забытый в XVIII в., он обрел популярность лишь в начале XX в., когда в нем увидели предтечу импрессионизма и даже экспрессионизма.
Франциск, утешаемый ангелами», 1680-егг., галерея Палаццо Бьянко, Генуя). В той же манере живописует художник застенки инквизиции, привалы цыган и комедиантов (Обучение сороки, Флоренция, Уффици), солдатские караульни, кухни, сцены колдовства (Ведьма, частное собрание), персонажей народной комедии дель арте (Танец Коломбины, Венеция, собрание Италико Брасс). Особенно следует выделить необычную технику письма Алессандро Маньяско. Положение же Италии было плачевным: ей не повезло с врагами.
музей и галереи Каподимонте эпизоды из жизни св. В 1703 Алессандро Маньяско покидает Милан и отправляется в путешествие во Флоренцию, где он долгое время находится на службе у великого герцога Тосканского Джан-Гастона, по заказу которого он исполнил «Пейзажи» (Флоренция, Палаццо Питти). Неоднородность в стилевом отношении, несмотря на господство барокко, наблюдалась, например и во Франции, где представители французской школы (и прежде всего – Пуссен) опирались на античные художественные традиции классицизма.
Итальянский художник, представитель романтического направления в искусстве барокко. Очень часто он изображает темы, раскрывающие современные нравы («Концерты в мастерской художника», «Уроки музыки»). Маньяско (Magnasco) Алессандро (1667, Генуя, 19. 3. 1749, там же) итальянский художник. Его великим предшественником был Тинторетто. Бушующая природа напоминает море, которое он любил больше всех других итальянских мастеров, облагораживая декоративный жанр марин («темпеста»).
Перечень итальянских живописцев XVIIIв открывает Джузеппе Мария Креспи, прозванный Spagnolo («Итальянец»). Значительная часть картин Маньяско – это сцены с монахами («Трапезная», Бассано, музей), разбойниками (Бордо, Музей изящных искусств), цыганами («Свадебный цыганский банкет», Париж, Лувр «Свадебный цыганский кортеж», Берлин-Далем, музей). Внешне смешная ситуация, когда обучение не идет успешно, подается неспокойно, тревожно. Недаром за виртуозную манеру его называли Паганини кисти.
Очень часто он изображает темы, раскрывающие современные нравы («Концерты в мастерской художника», «Уроки музыки»). Эта легко узнаваемая живописная манера мастера позволила передать трагизм происходящего в картине «Поднятие креста». Творчество его проникнуто трагически-обнаженным ощущением ничтожества человека перед лицом слепых сил и социальной действительности. относится цикл его картин, рассказывающих о монастырском быте («Трапеза монахинь», ГМИИ, Москва «Похороны монаха», Музей западного и восточного искусства, Киев). Образы Маньяско балансируют на грани, когда истовый экстаз готов обернуться лицемерием, плуты — оказаться праведниками, а праведники — плутами (из сочинения Франсиско Кеведо).
Паяц учит ворону, сороку или обезьяну. Но в Генуе его не ждал успех, подобный тому, который он узнал в Милане: его искусство многие считали «смешным». Зритель видит, как стремительно волны накатывают на берег, как ветер гнет ветви деревьев, как быстро бегут по небу облака («Пейзаж с прачками», Каподимонте, Неаполь «Горный пейзаж», 1720-е., Эрмитаж, Санкт-Петербург «Проповедь св. В «Вакханалии» среди стройных античных руин, написанных художником Клементе Спера, Маньяско изобразил традиционных языческих персонажей – сатиров, вакханок, нимф.
Перуццини и А. Тавеллой, художником архитектурных фонов К. Сперой и др. Но религиозную тематику разрабатывал не так, как это было принято в Академии. Креспи называют живописцем повседневности, его картины с изображением многолюдных народных сцен («Ярмарка» 1709г, «Ярмарка в Поджо-а-Кайано» 1708г) и жанровые картины («Блоха», «Посудомойка») стали высшим достижением бытовой живописи XVIIIв. За это Ланци назвал его «Микеланджело битв генуэзской школы». Испытал влияние живописи В. Кастелло, П. Ф. Мораццоне, С. Розы, Ж. Калло.
Картины художника, как, например, его «Вакханалия», полны беспокойного движения. Сюжеты с изображением бродяг, нищих, шутов, странствующих музыкантов, актеров связаны с народными празднествами, карнавалами, балаганными представлениями (Полишинель играющий на гитаре, Венеция, частное собрание). Пушкина) Маньяско изображает с иронией. Католицизм не пал под натиском протестантизма, а, как всякая религия, адаптировался.
Он ввел живые детали в живопись руин, открывая путь Паннини. художник. общался с Себастьяно Риччи. Маньяско ценит в реальности все необычное. Этот принцип абстрактного живописного восприятия мотива хорошо виден внебольших по формату картинах М. («Любовь Пульчинеллы», 1700-егг., Музей искусств, Копенгаген «Дон Кихот», 1719–25, Институт искусств, Детройт) и в его рисунках.
Креспи жил и работал в Болонье, в 1680-е годы во время путешествий в Парму, Венецию и Урбино познакомился с произведениями Корреджо и Тициана. Мир фантастических образов Маньяско в полотнах Пейзаж с отшельниками (Милан, галерея Польди-Пеццоли), Пейзаж с прачками (Неаполь, Нац. Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. музей и галереи Каподимонте) тесно сопряжен с наблюдениями действительности.
Художник утрирует фигуры, пишет их непомерно худыми и вытянутыми. Генуэзская школа. Приём резкого освещения придаёт определённую эмоциональную окраску повествованию о каждом таинстве («Исповедь», «Крещение», «Бракосочетание», «Причащение», «Священство», «Миропомазание, «Соборование»).
Его первым известным произведением является «Пейзаж с руинами» (1697, Милан, частное собрание). Его первым известным произведением является «Пейзаж с руинами» (1697, Милан, частное собрание). В графических работах, опираясь одновременно на традиции Ж. Калло (превращение жанрового мотива в импровизационную композицию вертикалей, горизонталей и диагоналей на плоскости листа) и венецианского рисунка (тонированная бумага, техника «три карандаша»), М. изучает возможности графических и цветовых средств преобразования пространства («Человек с бревном», галерея Палаццо Россо, Генуя «Капуцины в пути», частное собрание, Милан). картин («Св.
Не случайно пейзажи Маньяско часто населены бродягами, разбойниками, контрабандистами. Не испытывают уважения к руинам и те, что не танцуют (античность для обездоленных вакхантив- маргиналов не стоит забот и хранения). Свои наблюдения над текущим бытом неизменно превращал в полуфантастические видения (Синагога, Художественный музей, Кливленд Свадебный банкет, Лувр, Париж обе картины – конец 1710–1720-е годы).
Однако уже сцены вакханалий (Вакханалия, 1710-е, Москва, Гос. 1681– 1682 поступил вмастерскую Ф. Аббьяти, под чьим руководством выполнил серию портретов («Мужской портрет», 1680-егг., Пинакотека Брера, Милан) и ряд религ. Сотрудничал, в частности, с Марко Риччи. Иногда он писал большие фигуры в религиозных картинах («Христос в Эммаусе», Генуя, ц. Сан-Франческо ин Альбаро). У Маньяско не было непосредственных учеников, но было несколько подражателей (таких, как Чиччо Наполетано или Коппа Миланезе, упомянутый Ратти). Тогда же появилось несколько картин с обучением, дрессурой животных.
Амбруаз и Теодор», Чикаго, Художественный институт) и Кастильоне художник заимствовал свой характерный мазок и световые акценты, а из ломбардской (Черано и Мораццоне) еще и маньеристическое волнение. Духовная жизнь общества была окрашена в серые тона скептицизма. Картина М. «Приём на вилле Альбаро» (1735, галерея Палаццо Бьянко) производит впечатление написанной на пленэре, хотя и была создана в мастерской: сложные переходы тёплых коричневых и холодных голубых тонов с включением красного оттенка грунта создают изменчивый общий тон картины.
Его живопись разнофактурна — это и динамичные мазки и удары кистью. Но в Генуе его не ждал успех, подобный тому, который он узнал в Милане: его искусство многие считали «смешным». Но какая индивидуальность, пусть и внешняя (Академия Каррара, Бергамо). «Сильный мазок» («tocco forte») восходит к северо-итальянской живописной традиции.
Жизнь Креспи (1665г, Болонья – 1747г, там же) пришлась на рубеж двух столетий: в XVIIв он сформировался как рисовальщик, гравёр и художник, а в XVIIIв мастер создал свои главные произведения – картины на религиозные, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты. Начал работать самостоятельно ок. Могилу только выкопали. В 1703 г. жил в Генуе, а с 1705 г. – во Флоренции.
В духе каприччо С. Розы трактует художник и тему античной вакханалии. Сын генуэзского художника Стефано Маньяско в возрасте десяти лет переехал в Милан, где ок. Это однако не помешало ему создать динамичные произведения, населенные страстными персонажами.
Это несмешные шутки Маньяско или попытки пошутить. А. С. Динамичность выразилась и в живописной технике: художник использовал особый метод нанесения мазков поверх окончательного слоя.
Из генуэзской живописи Валерио Кастелло (работам которого близки его «Св. Разорительные войны (часто на итальянской территории), в которые Испания вовлекала итальянские государства, содействовали распространению и укреплению феодальной реакции в экономике и культурной жизни Италии. Эти сцены зачастую помещаются в морские и лесные пейзажи («Пейзаж с прачками», Неаполь, Каподимонте), в которых он превозносит красоту леса, почти как художники XIX в. Наконец, Маньяско освободил итальянский пейзаж от условностей, заимствованных у римских художников.
Антония Брешианского», прежде — собрание Гайгер, Венеция «Морской пейзаж», 1730-е, частное собрание, Италия). музей, Бассано-дель-Граппа), руины («Вакханалия», 1720–30-егг., Музей искусств Ринглинг, Сарасота) и картины, в которых преобладает собственно пейзаж (парные работы «Крещение Христа» и «Христос, спасающий св. Именно таким художником был Маньяско и, возможно, в его творчестве с наибольшей силой проявился крайний индивидуализм художественного восприятия. Новаторство Караваджо проявилось в удачном соединении поясного портрета и натюрморта.
1704, галерея Уффици, Флоренция). цветов, за что его импровизационная манера получила название pittura di tocco (живопись мазка). Внимание Маньяско привлекают сцены трибуналов, пыток, мучений, которые он мог видеть в реальной жизни, в находящемся под властью Испании Милане, где была сильна власть инквизиции (Камера пыток, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Алессандро Маньяско, как и другие мастера эпохи барокко, писал картины на библейские или мифологические сюжеты, однако, некоторые искусствоведы называют его «предтечей романтизма».
Здесь художник остается до 1735, работая для аристократических семей города – Арези, Карнеди и графа Коллоредо, правителя Милана, для которого он в 1720 – 1725 пишет 9 картин («Урок катехизиса в соборе», «Монахи в трапезной», «Синагога» – монастырь Зайтенштеттен в Австрии). Размеренность и рутина монастырских обычаев превращается у Маньяско в мрачную комедию. музей изобразительных искусств им. Но быстро все закончится и на кладбище станет на одну могилу больше. Достаточно примитивный, грубо-грубый репертуар театра обусловил появление в картинах мастера актеров и акробатов (арлекинов, коломбин, пульчинел, паяцев). Маньяско Алессандро (16671749) Magnasco Alessandro.
Но самые блестящие произведения Маньяско создает в конце жизни, вернувшись в Геную в 1735, например, «Сцену в саду Альбаро» (Генуя, Палаццо Бьянко), слегка напоминающую Ват-то. В качестве мастера небольших жанровых композиций и стаффажных сцен (pittore delle figure) сотрудничал с пейзажистами А. Ф. А. С. Пушкина Привал бандитов, Вакханалия, 1710-е, обе — Санкт-Петербург, Гос.
Художник пишет открытыми мазками зелёного, синего, жёлтого и др. Вместе с тем он работал в соавторстве с другими мастерами изображавшими архитектурные сооружения и пейзажи (Тавелла и, возможно, Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи). Источники подобных сцен искали в картинах художников «бамбоччанти» (братья ван Вал, Синибальдо Скорца). И даже незначительные в Гисланди – индивидуальные. Лиссандрино (Lissandrino) 1667, Генуя — 1749, Генуя.
Он изображал сцены Вакханалий (1710-е, Москва, Государственный музей им. Эти сцены зачастую помещаются в морские и лесные пейзажи («Пейзаж с прачками», Неаполь, Каподимонте), в которых он превозносит красоту леса, почти как художники XIX в. Наконец, Маньяско освободил итальянский пейзаж от условностей, заимствованных у римских художников. Из генуэзской живописи Валерио Кастелло (работам которого близки его «Св. В 1719-1725 гг.
К раннему этапу развития барокко в Италии исследователи относят основание в Болонье в 1585г художниками братьями Карраччи мастерской, получившей название «Академии вступивших на правильный путь», эстетическое кредо которой заключалось в строгом следовании античному и ренессансному идеалу и скрупулёзной работе с натурой для её совершенствования в соответствии с канонами красоты. Франциска). Используя идущий от североитальянской школы XVII в. прием живописи пятном (pittura di macchia) и привнося в свою живописную манеру мироощущение человека XVIII в., Маньяско, как и многие современные ему художники ищет приемы передачи единства света, цвета и воздушной атмосферы.
С 1711 г. жил снова в Милане, который в 1713 г. перешел во владение Австрии. Первые датированные картины относятся к 1690-м годам. Тревога и беспокойство присутствуют в каждом пейзажи Маньяско.
В этих совместных произведениях фигурки, написанные М., одухотворяют стандартные схемы пейзажей и руин: выстраивают в них планы, создавая пространственный ритм («Процессия капуцинов в пейзаже», 1697, частное собрание, Милан), выполняют роль композиционной связки («Мученичество св. Для его родины это был сложный период истории. И ничего индивидуально-образного – не найти в Маньяско.
Этой печальной участи избежали Венеция, Генуя, Пьемонт и Папская область. В годы 1703 – 1711 Маньяско познакомился с итальянским театром делььарте. Характерны приемы гротеска, неожиданные контрасты. А молодой монах с удивлением следит за ходом событий, не откладывая лопаты. Странные, причудливые персонажи поражают безудержной динамикой.
Художник успешно работал в этом жанре (однако портреты работы Маньяско не сохранились), но вскоре начинает писать небольшие исполненные в нервной манере сцены, которые и принесут ему славу. Был придворным художником великого герцога. Дьявольская кисть Маньяско, заслужившая ему сравнение с виртуозом музыки — Паганини, несколько утихает в самых последних работах художника, проникнутых духом умиротворенности (Христос в Эммаусе, Генуя, монастырь св.
Герои картин художника захвачены эмоциональной энергией необычайной силы. В XVIIв Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн. Главное средство выражения в живописи Маньяско – драматический гротеск.
Амбруаз и Теодор», Чикаго, Художественный институт) и Кастильоне художник заимствовал свой характерный мазок и световые акценты, а из ломбардской (Черано и Мораццоне) еще и маньеристическое волнение. Жил и работал в Милане (ок. Но особенно его привлекают религиозные сюжеты, которые напоминают работы болонца Креспи («Св. Карл Борромей», Милан, музей Польди-Пеццоли «Экстаз св. Насколько радостные вакханалии Тициана, настолько неприятна, гротескная Вакханалия Маньяско (Москва).
За это Ланци назвал его «Микеланджело битв генуэзской школы». МАНЬЯСКО (Magnasco) Алессандро (прозвище Лиссандрино) (4. 2. 1667, Генуя– 12. 3. 1749, там же) итал. Вместе с тем он работал в соавторстве с другими мастерами изображавшими архитектурные сооружения и пейзажи (Тавелла и, возможно, Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи).
Бушующая природа напоминает море, которое он любил больше всех других итальянских мастеров, облагораживая декоративный жанр марин («темпеста»). Троица монахов влечет тело спустят в яму без гроба. Мазки сплавляются в яркие пятна желтого, зеленого, синего цветов и, кажется, словно «прорываются» сквозь темный фон, неся в себе заряд цветовой энергии и рождая впечатление сильных контрастов света и тени. У Маньяско не было непосредственных учеников, но было несколько подражателей (таких, как Чиччо Наполетано или Коппа Миланезе, упомянутый Ратти).
Сюжет Обучение пению сороки Маньяско изображал много раз (Милан, Амброзиана Лондон, Институт Курто). Генуэзский художник Алессандро Маньяско – личность сложная и трагическая. Значительная часть картин Алессандро Маньяско – это сцены с монахами («Трапезная», Бассано, музей), разбойниками (Бордо, Музей изящных искусств), цыганами («Свадебный цыганский банкет», Париж, Лувр «Свадебный цыганский кортеж», Берлин-Далем, музей). Он ввел живые детали в живопись руин, открывая путь Паннини. Но индивидуальность поражает, потерянное имя (чтобы установили его заново) ничего бы нового в характерный, надменный образ не добавил (музей Польди Пеццоли, Милан). Типическими, уже в ранний период, стали для него антично-мифологические (по сути ироничные, пародийно-мифологические) мотивы и «низкие» жанры с фигурами разбойников и бродяг (Вакханалия, Привал бандитов обе работы – 1710-е годы, Эрмитаж, Петербург) безликие человечки суетятся в этих картинах на фоне классических руин. В его творчестве появляются самостоятельно выполненные интерьеры, написанные как пейзаж («Синагога», 1725–35, Музей изящных искусств, Кливленд «Трапезная братьев оссервантов», 1736–37, Гор.
Работал в Генуе, Милане (до 1703), Флоренции (1703—1711), снова в Милане (1711—1735), снова в Генуе (1735—1749). Петра», 1730-егг., Нац. Грустит лишь один монах на коленях с горщиком.
В исполненных во время второго пребывания в Милане полотнах Триумф Вакха и Триумф Венеры (оба — Канада, частное собрание) эта тема, столь любимая итальянскими мастерами рококо, поклонниками аркадийской идиллии, приобретает оттенок загадочности, а бравурная живописная манера Маньяско усиливает впечатление искусственности и призрачности атмосферы веселья античных персонажей. Художник словно заранее знает, что все кончится пессимистично.
Итальянский художник. Источники подобных сцен искали в картинах художников «бамбоччанти» (братья ван Вал, Синибальдо Скорца). Эти исторические реалии не могли не сказаться на развитии культуры.
В композиции Прием в саду виллы дАльбаро (Генуя, Палаццо Бьянко) возникающая на втором плане величественная панорама долины с виллами и виноградниками под защитой холмов, разительно отличаясь от обычных напряженных ландшафтов Маньяско, приоткрывает путь пейзажному видению 19 века. В полотнах Вход в лазарет и Разрушение города (оба — Сибиу, Музей Бруккеталь), Свадебный банкет (Париж, Лувр) сцены действительности преобразуются фантазией художника в мрачные видения с калеками, бандитами, солдатами, удлиненные изогнутые фигуры которых подчинены нервному ритму мазка. А. С.
Вовлечённый в сферу идеологической борьбы итальянский вариант искусства барокко, с его декоративностью игрой контрастов и экспрессией, отличается риторическим пафосом и торжественной репрезентативностью. Трапеза монахинь (Москва, ГМИИ), Выбривание тонзуры (Вена, частное собрание), Греющиеся монахи (Венеция, собрание Италико Брасс), Похороны (Италия, частное собрание), Монахини за пряжей, В библиотеке и другие полотна воссоздают эпизоды жизни за монастырскими стенами. Иногда он писал большие фигуры в религиозных картинах («Христос в Эммаусе», Генуя, ц. Сан-Франческо ин Альбаро). музей изобразительных искусств им. Антония Падуанского — в музеях Пизы, Модены, европейских частных собраниях).
и театральных персонажей (Дон Кихот, Пульчинелла), а также популярные в то время «низкие» образы пастухов, рыбаков, прачек, цыган, солдат, бандитов и пр. Удлиненные фигуры кажутся ничтожно маленькими в громадных помещениях старого монастыря.