Mantegna) Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, близ Венеции – 1506, Мантуя) итальянский живописец и гравер эпохи РаннегоВозрождения. Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок. Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок. Л., 1961 В. Н. Лазарев, Мантенья, в его кн. : Старые итальянские мастера, М., 1972 Н. В. Николаева, А. Мантенья, М., 1980 Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955 Paccagnini G., A. Mantegna, Mil., 1961 Camesasca E., Mantegna, Mil., 1964.
Но главным произведением этого периода были росписи в «Камере дельи Спози» Палаццо Дукале в Мантуе, темой которой стало прославление семьи Гонзага. В 1460 является придворным живописцем династии Гонзага в Мантуе. С Филиппо Липпи и Донателло он даже был знаком и не раз встречался с ними в Падуе. В первый падуанский период творчества (1449–56) исполнил фрески в капелле Оветари церкви Эремитани (почти полностью разрушены во время Второй мировой войны), в которых определился его суровый и жесткий стиль, впечатляющий силой рисунка и резкостью ракурсов. Мантенья был также талантливым миниатюристом, скульптором и архитектором. Остается графика, в которой художник нередко смелее проявлял свои формальные поиски. С конца 1440-х Мантенья был связан с кругом падуанских гуманистов (Улисс дельи Алеотти, Джованни Марканова, Феличе Феличиано).
Он познакомился, например, с семейством Беллини— одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии— Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200произведений живописи и рисунка. Георгий» (1467, Вена, галерея Академии художеств), «Мадонна перед карьером» (конец 1460-х, Флоренция, Уффици), «Св. Алтарь был распилен и увезен во Францию Наполеоном (1797) ныне его части находятся в разных музеях. В «Святом Себастьяне», найденном в мастерской Мантеньи уже после его кончины, средства выражения продиктованы готической традицией: смятенность и ломкость форм ощущается в заостренных складках развевающейся драпировки. Иакова Мантенья выполнил целиком, как и, вероятно, большую часть декора входной арки. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).
Для этого, Мантенья также использовал возможности архитектуры, скульптуры и живописи. Зритель, стоящий под «окном в небо», находится как бы в идеальной, активно воздействующей на него среде. 1455, Берлин, Государственные собрания), «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), «Портрет Карло Медичи» (Флоренция, Уффици), «Св. К творческому закату Мантеньи также относятся «Поклонение волхвов» (Малибу) с мельчайшим воссозданием уважительно склоненных голов, а также претворённый в жизнь жестокий трагизм в «Се человек» (Париж), устройство личной погребальной капеллы (церковь СантАндреа, Мантуе). Он первым принялся за исследование характера движения, механизма сокращения мускулов.
Представитель падуанской школы. Одна из лучших композиций алтаря– «Голгофа» пронизана суровым драматизмом. Milano, 1964 Bellona M., Caravaglia N. Lopera completa del Mantegna. Эти нововведения оказали сильное влияние на его шуринов — Джентиле и Джованни Беллини. С двух других сторон, завесы изображены откинутыми.
Христофора» завершил Мантенья – двумя композициями («Мученичество св. В то же время мир Мантеньи наделен утонченной, драгоценной красотой. Влияние Мантеньи.
Родился в 1431 году в Изола-ди-Картуро недалеко от Венеции. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. гал.
/ Ed. 1976. Усыновление детей и их последующее ученичество было для него обычной практикой.
Георгий (ок. Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. Vol. Второй перерыв относится к 1452-1453. Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Возможно, Мантенья занимался и скульптурой. Париж, Лувр). В серию входят девять больших квадратных холстов.
New York, 1971 Brown C. M. New Documents of Mantegnas Camera degli Sposi // Buri. К числу самых возвышенных произведений Мантеньи принадлежит и рисунок «Юдифь» (1491, Флоренция, Уффици), принадлежавший Вазари. Этим временем часто датируют «Св. Андреа Мантенья – великий итальянский художник XV-XVI вв.
Vol. 2001. У Андрея Мантеньи была и собственная мастерская, где создавались картоны для гобеленов, свадебные сундуки («кассоне»), ювелирные изделия.
В центре плафона было изображено круглое окно (люнет), которое словно открывалось в небо. В триптихе из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов», «Обрезание Христа»), который не является целостным ансамблем, многие видят часть того произведения, которым восхищался Вазари в этой капелле во время своего пребывания в Мантуе в 1565. Драпировки, анатомические подробности, архитектурные составляющие прорисованы с особой чёткостью: воздух прозрачный как кристалл, а поверхности предметов представляются упругими и непроницаемыми. С 1460 М. живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага.
Графические работы Маитеньи. Пространство между столбами на двух стенах закрыли искусно написанные портьеры. Milano, 1967 Verheyen E. The Paintings in the Studio of Isabella dEste at Mantua. Представитель падуанской школы.
В молодости он даже участвовал в археологических раскопках. Творчество Мантеньи отмечено отпечатком суровости, героического величия. Сохранившаяся студия его имеет вид какого-то храма, в котором он должен был чувствовать себя императором-богом, окруженным кумирами древних, созидающим одну задругой картины колоссального стиля, воскрешающим древнюю культуру, которая была ему ближе и понятнее, нежели культура его дней. Иакова и св. Т. 2 Знамеровская Т. П. Андреа Мантенья – художник североитальянского кватроченто.
Иоанном и св. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Padova, 1560 Thode H. Mantegna. Пейзаж в этой картине представляет вид на мост через Минчо, напротив замка Сан-Джорджо.
Известно, что Франческо владел мастерской и умело пользовался своим положением. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Себастьяна» (Вена, Музей истории искусств), подписанного по-гречески, с шахматным полом, напоминающим картины Пьеро делла Франчески. Сменивший в тридцатилетнем (т. е.
Именно Скварчоне и стал первым учителем живописи для Андреа Мантеньи. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с ангелами» (Милан, пинакотека Брера), «Принесение во храм» (Берлин-Далем, музей), в которых кристаллизовалась связь Мантеньи и Джованни Беллини, а также «Мертвый Христос» (Копенгаген, Гос. Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св.
Лишь достигнув старости, Мантенья как будто начал несколько смягчаться. 2000. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Кроме того, в 1480-е Мантенья исполнил такие работы, как «Св. 1952.
1459, Берлин, Гос. гал. Холм, на котором они стоят, —сквозной и открывает вид вдаль. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (1485-88, 1490-92, Хэмптон-корт, Лондон).
Помимо всего этого, статуи казались ему более законченными и более точными в передаче мускулов, вен, жил и других деталей, которые природа не так ясно обнаруживает» (Вазари) вместе с тем в раннем творчестве Мантенья ориентировался, помимо античной скульптуры, на фрески Андеа дель Кастаньо в Венеции, росписи Паоло Учелло и Филиппо Липпи и алтарь Донателло в Падуе. Андреа Мантенья —один из выдающихся художников раннего Ренессанса. Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, величием, героическим пафосом, даже в небольших его композициях всегда присутствует монументальное начало. Окончание работ намечалось на декабрь 1450, однако они затянулись до начала 1457 и исполнители их менялись.
Paris, 1975 Fiocco G. Paintings by Mantegna. В 1453году Андреа Мантенья вошел в эту семью, женившись на дочери Якопо Николозии Беллини. Свод, правую стену и входную арку должны были расписать венецианцы Джованни дАлеманья и Антонио Виварини. Его первые мантуанские работы мало известны. Мантенья оказал большое влияние на живопись Северной Италии 2-й пол.
Для студиоло (кабинета) Изабеллы дЭсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Миневра изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). Росписи на левой стене на сюжеты истории св. Андреем и Лонгином» (ок. Среди лучших поздних произведений художника можно назвать также «Святое собеседование» (Дрезден, Картинная гал. ) и «Мадонну с младенцем, св. МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА (Mantegna, Andrea) (ок.
Старший сын маркиза, Федериго I, скончался в 1484. Наряду с Мантеньей здесь работали Перуджино и Лоренцо Коста Мантенья создал две композиции: «Парнас», заказанный в 1496 и исполненный в 1497 и «Минерва изгоняющая Пороки из сада Добродетелей», в 1502 помещенная напротив «Парнаса», которые в 1630 были приобретены Ришелье и ныне хранятся в Лувре. Иллюзорное пространство фресок визуально «врастает» во внутреннее пространство Камеры. В 1454 женился на дочери главы венецианской школы Я. Беллини ок.
Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов — «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). Лодовико показан просвещенным государем, покровительствующим развитию наук и искусств, в окружении состоящих при его дворе гуманистов. Уже та выдержка, с какой он добивался возведения в дворянство, рисует его нам, как человека с упорным, неуступчивым честолюбием, полным сознания собственного достоинства, не признающего того мещанского, уютного прозябания, которым удовлетворялись его товарищи. В 1489 Андрей Мантенья приехал в Рим, где по заказу папы Иннокентия III расписал небольшую капеллу в Бельведере. Графические работы Мантеньи (7 гравюр на меди Битва морских божеств) сочетают чёткую пластичность с нежностью штриховой моделировки.
Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. С 1448 работал как самостоятельный мастер.
В 1459г. В этой технике исполнен его шедевр – «Юдифь» (Флоренция, Уффици).
В первом же достоверном труде Мантеньи, в росписи капеллы Эремитани (1448-1454), юный мастер обнаруживает себя римлянином. Название этого покоя — Камера дельи Спози (Комната новобрачных) — восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. Идея росписи (прославление семьи Гонзага) прослеживается во всех фрескахгдепоследовательно раскрываются многочисленные добродетели герцога. «История» на северной стене представляет, как Лодовико получает письмо с сообщением о прибытии сына. Правая сторона капеллы посвящалась истории св.
Никогда не встречаются у него лица, выведенные только как портреты, число которых можно было бы произвольно увеличить. 1457, Падуя, церковь Эремитани за исключением 2 композиций, погибли во время Второй мировой войны) Мантенья выступает как радикальный реформатор живописи Северной Италии, утверждающий ренессансные принципы с неизвестной его предшественникам творческой энергией, зрелостью и самобытностью. Послание вручается в присутствии членов семьи и придворных.
В 1449 Андреа Мантенья некоторое время жил в Ферраре, где получил престижный заказ на двусторонний портрет маркиза Лионелло дЭсте и Фолько да Виллафорте (не сохранился). Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости— холста, доски или стены— занимают Мантенью на протяжении всей жизни. В «Успении Марии» изображение апостолов напоминают образы ренессансной деревяннойскульптуры. Картины не вполне сочетаются по размерам и были составлены вместе только в 1827. Данный фресковый ансамбль – инновация для нового европейского искусства в области создания на плоскости иллюзорного пространства, а также как коллекция портретов семейства Гонзага.
Эуфемия» (1454, Неаполь, Каподимонте), «Принесение во храм» (ок. Стиль Мантеньи. 1480, Милан, галерея Брера).
Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. CXLIII. Столь же иллюзорно решены и росписи стен.
1 Hauser A. Andrea Mantegnas Parnass. Себастьян» (1490, Венеция, Ка дОро), алтарь Тривульцио (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мадонна с Младенцем» (1495-1505, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (Лондон, Национальная галерея), «Св. были написаны две аллегорико-мифологические композиции для Изабеллы дЭсте («Парнас» и «Минерва изгоняющая Пороки из сада Добродетелей»). XL Fiocco G. Larte di Andrea Mantegna.
Софии», Падуя, 1448, погиб в XVII в. ). Один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474. Другие божества наблюдают с облака за драматическим действием в саду добродетели.
В 1443 глава семьи, Антонио Оветари, завещал 700 дукатов на ее украшение. 1495 Триумф Сципиона, ок. «Триумф Цезаря». В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. 1975.
К поздним произведениям Мантеньи относятся аллегорико-мифические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр и др. ), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е гг., Национальная галерея, Лондон и др. ) исполненное композиционной остроты и драматизма полотно Мёртвый Христос (около 1500, Брера). В этом и последующих произведениях М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457 – 59, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В центре находится изображение круглого окна, зрительно «прорывающего» потолок и открывающего голубое небо с облаками.
В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. Умер Мантенья 13 сентября 1506. Особенно поражают его декорации, среди которых разыгрываются сцены. В 1497г. Изящные колоннады органично включаются в общую пластическую композицию. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий.
Особое место в творчестве Мантеньи занимает античность, которая не только напоминает о себе в его работах триумфальными арками, руинами, фигурами римских легионеров, но и является важнейшей самостоятельной темой. Voi. В этом цикле и в Мадонне делла Ветториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). Шедевром графического искусства считается знаменитая «Юдифь». Разрушенный во время Второй мировой войны, дом Мантеньи был впоследствии восстановлен.
В работе над фресками Эремитани было два перерыва. 1997. Самая ранняя из известных картин Мантеньи – «Святой Марк» (конец 1440-х) – написана под влиянием стиля Скварчоне: святой показан в проеме полукруглого окна, окруженного гирляндой фруктов. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Работал также во Флоренции (1466) и Риме (1489—1490). Картина, отражающая сюжет морально-поучительной аллегории, также относится к декорации рабочего кабинета Изабеллы дЭсте.
Ein Programmbild orphischen Knstlertums // Pantheon. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно.
Voi. Именно оно стало связующим звеном между искусством Раннего и Высокого Возрождения. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей).
S. Bйguin. 1460-1506 / A cura di M. Lucco. 1943.
Если разбирать данные работы, то в первой из них стиль Мантеньи ещё различим, что не скажешь о «Крещении», где сложно уловить сквозь грузное письмо чей-то руки даже некий намёк на идею автора. Но, несмотря на это, картина представляет образ ренессансного человека. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи.
Ему приписывают рельеф с двумя путти и несколько статуй святых в Мантуанском дворце. cat. Мантенья Андреа (Mantegna) (1431-1506) итальянский художник и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Vol. На закате своей жизни Мантенья словно уходит в себя, не допуская в свое искусство открытий нового поколения – Леонардо, Джорджоне, Микеланджело, Рафаэля. Судя по документам, в 1449 художник некоторое время жил в Ферраре.
Луки» с его светлыми тонами является бесспорным доказательством встречи Мантеньи и Пьеро. 1897 Yriarte C. Mantegna. // Gaz.
Особенно поражают этим его картины небольшого иногда миниатюрного формата: т. н. Триптих Уффици (ок. Антоний» (Падуя, Городской музей), «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Во время своего пребывания в Тоскане он интересовался гравюрами Б. Гоццоли.
Пейзаж изображен тщательно и с фантазией. Venezia, 1959 Cipriani R. Tutta la pittura del Mantegna. Мантенья был также блестящим рисовальщиком, но рисунков его сохранилось очень мало. Чуть «жестковатый» натурализм образов волхвов в первой картине, вероятно, связан с влиянием живописной традиции Нидерландов.
Найденный Мантеньей иллюзионистический мотив предвосхищает барочные плафоны. На его творчество в значительной мере повлияли скульптуры Донателло (1386–1466), Андреа дель Кастаньи и Якопо Беллини. Умело применив приемы перспективного сокращения, Мантенья придал этому своду облик купола, украшенного рельефами с портретами римских императоров и прорезанного наподобие купола римского Пантеона большим круглым окном, в просвете которого сияет голубое небо. Художники из столицы Тосканы, Флоренции, часто работали в Северной Италии. Художник избежавший какой бы то ни было классификации, стоящий вне школ и направлений, Мантенья был создателем целого репертуара форм (античных медальонов, кортежей, чудовищ, декоративных мотивов) и часто торжественного, холодного и рассудочного мира, в котором постоянно чувствуются интеллектуальное напряжение и мощь, порой граничащие с трагизмом.
Изображение горы Муз является первой картиной из цикла, написанного по заказу мантуанской графини Изабеллы дЭсте (1474–1539) для ее рабочего кабинета. 1459—1460 переехал в Мантую и поступил на службу к маркизу Лодовико Гонзага.
XXIV Hartt E Mantegnas Madonna of thи Rockes // Ibid. Scardeone B. Historiae de urbis patavinae antiquitate et claries civibus patavini. О его даровании портретиста свидетельствуют и немногочисленные станковые портреты: Кардинал Медзарота (ок.
Milano, 2006. Литература: Вазари 2001. 1461, Неаполь, Нац.
Юстины в Падуе. Скалы напоминают причудливые кристаллы, фигуры подчеркнуто скульптурны, лица рыдающих женщин – Богоматери и Марии Магдалины – уподоблены античным трагическим маскам. Milano, 1962 Camesasca E. Mantegna. К 1461 относят «Успение Марии» (Мадрид, Прадо). В 1490, по возвращении в Мантую, он получает несколько заказов от молодой четы, герцога Джованни Франческо Гонзага и Изабеллы дЭсте: росписи в резиденции в Мармироло «Мадонна делла Виттория» (1496, Париж, Лувр), прославляющая победу герцога над французами при Форну «Мадонна Тривульцио» (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), гармоничная композиция которой отмечена некоторым академизмом.
Луки в церкви Св. В нем мантуанский правитель представляет понтифику своего живописца. Три гравюры («Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад») могут быть связаны с несохранившимися росписями дворцовой капеллы. Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455) и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Эта капелла принадлежала семье Оветари. музеи), Молодой прелат (ок.
Уже в начатых в 18-летнем возрасте росписях капеллы Оветари (1448 — ок. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) Мантенья добился визуально- пространственного единства интерьера иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Иакова» и «Перенесение тела св.
Падуанский компаньон Мантеньи Никколо Пиццоло выполнил несколько фигур в конхе апсиды и начал сцену «Вознесение Богоматери» на ее стене. Учился у своего приёмного отца – Ф. Скварчоне в Падуе. 1431–1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. 10 июня 1488 помечено письмо маркиза Франческо II (сына Федериго) к папе Иннокентию VIII. Арган), а Вазари еще в XVI веке писал, что «не всегда находится человек, который сумел бы распознать, оценить и вознаградить чей-либо талант так, как признан был талант Андреа Мантеньи» (доподлинно неизвестно, кого именно имел в виду биограф, но, как мы увидим ниже, такой человек был не один). CLIII.
Евфимия» (Неаполь, Каподимонте), а вскоре появляется шедевр мастера – алтарь в ц. Сан-Дзено в Вероне (1457-1459), состоящий из шести створок, обрамленных роскошным резным украшением, сделанным по рисунку самого художника и вдохновленные работой Донателло в базилике Санто в Падуе. В XVIII в. ему приписывали около 50 гравюр, сегодня, однако, говорят о семи, шесть из которых упоминает Вазари: две «Вакханалии», две «Битвы морских божеств» (ок. В мастерской Скварчоне была коллекция античных памятников. 1992.
5 Виппер 1977. Другие произведения: «Поклонение пастухов» (1440-1450, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Св. В «Св. ст.
Поверхность каждой стены была разделена на три части. Североитальянский художник и гравер занимался также архитектурой и скульптурой.
Полотно «Мертвый Христос» (после 1474г. ) до сих пор поражает необычным смелым ракурсом и трагической неприкрашенностью. Изображенное на них пространство организовано колоннадами, триумфальными арками и руинами древних зданий. Андреа Мантенья рано проявил интерес и к античной культуре. Vol. Кроме того, он делает росписи в «Студиоло», небольшой комнате, расположенной в дворцовой башне, – Изабелла дЭсте желала собрать здесь работы лучших современных итальянских художников.
С 1460 Мантенья жил в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. Mag. собеседование» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Св. 1996. Когда в 1456 Лодовико Гонзага впервые пригласил Мантенью на службу, он в своем письме обращается к нему как к уже знаменитому и состоятельному человеку.
Дружеские отношения связывали Мантенью с Джованни Маркановой и Феличе Феличиано. Она выражается то –струящимися лентами рек и дорог, как в «Поклонении волхвов» из нью-йоркского музея Метрополитен, то – серебристой гаммой простирающейся водной глади в как в «Успении Марии». 1484 — нач. Имя и творчество Мантеньи не так известны русскому зрителю, как, например, Сандро Боттичелли или Леонардо да Винчи, однако современные историки искусства называют его одним из «гениев, свершивших внезапный и радикальный переворот» в европейском искусстве (Дж. Мантенья демонстрирует здесь полную гармонию с теориями Возрождения изображая сухие и тяжелые формы с ясными классическими пропорциями (1490-1500, Цинциннати, музей Дублин, Нац. Чтобы работать самостоятельно и стать независимым от Скварчоне, молодому художнику в возрасте 17 лет пришлось обращаться в суд.
Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х— началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). галерея) и ряда гравюр мифологического содержания.
Справа возвышается сооружение, похожее на крепость. London, 1901 Moschetti A. Documenti relativi alla pittura Padovana del secolo XV. 1489, Флоренция, галерея Уффици) и др. 1470), «Положение во гроб», «Мадонна с младенцем», напоминающая картину из музея Польди-Пеццоли в Милане (ок. Л., 1961 Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись XV века. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св.
1475), «Христос со св. 1500-х, Лондон, Хемптон-Корт, Королевский дворец), включающий 9 монументальных (2, 68. Покровителем художника был герцог Гонзага, который подарил ему дом. Ученик и приемный сын падуанского живописца Ф. Скварчоне.
Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Христофора и «Вознесение Богоматери», которые из-за очень плохого состояния еще в 1880-х были перенесены на холст. Мантенья родился ок. cat. В 1453 художник получает заказ на «Полиптих св. В ней размещены работы «Дни Святого Семейства», а также «Крещение Христа» мотив которых объяснены посвящением капеллы Иоанну Крестителю.
Способствовал тому и Падуанский университет, один из старейших в Италии. No. 412 Fletcher S. A re-evalution of two Mantegna prints // Print quarterly. Тончайшая миниатюрная живопись капеллы была высоко оценена Вазари (не сохранилась). «Камера дельи Спози». Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. des B. -A.
Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. Себастьяне» (ок. / Ed. 1460-ми датируется также триптих из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов» и «Обрезание»). Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (1486—1495, Лондон, Хемптон Корт).
СПб., 1997. Но, скорее, он имел в виду работу, данные о которой относятся к 1464. No.
Все фигуры участвуют в действии, все подчинены твердо сплоченному целому. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Верхняя часть свода занята изображением круглого окна, сквозь которое виднеется небо.
Venezia, 1908 Tietze-Conrat E. Was Mantegna an Engraver. В 1454 Мантенья пишет «Св. Считается, что первыми здесь, около 1449 года (следовательно, когда Мантенье было восемнадцать лет), написаны фрески с житием апостола, таковы Крещение Гермогена, Святой Иаков, приговоренный к казни, Святой Иаков, шествующий к месту казни и Мученическая смерть святого Иакова. художественный музей) и «Мадонна делла Каве» (Флоренция, Уффици), тщательно написанные произведения, полные тончайших световых эффектов. Помимо уроков Франческо Скварчоне, в 1445 году он записался в цех живописцев Падуи.
В 1453г. 1470, Вена, Музей истории искусства), Мадонна в скалах (ок. Мантенья (Mantegna) Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, Венето, – 13. 9. 1506, Мантуя) итальянский художник и гравёр Раннего Возрождения.
музей и галереи Каподимонте) и др. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Paris, 1901 Kristeller P. Andrea Mantegna. М., 1980 Габричевский А. Г. Мантенья // Творчество.
В одном из документов за 1494 указано, что недостает еще двух композиций. В Падуе и Венеции выполняли фрески фра Филиппо Липпи, Паоло Уччелло, Андреа Кастаньо. Его гравюры по меди также обрели широкую известность севернее Альп.
гал. ). Темой знаменитых росписей в «Камере дельи Спози» замка Сан-Джорджо в Мантуе (1474) стало прославление семьи Гонзага. Луки» для ц. Санта-Джустина в Падуе (Милан, пинакотека Брера) исполненный в традиции поздней готики. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление а чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе.
Несомненно, у него было собственное восприятие античности, которое не изменилось и после поездки художника в Рим (об этом свидетельствует стилистическая однородность картонов цикла «Триумф Цезаря», созданных до и после этой поездки). Bd. Немаловажное значение для него имели также тесные контакты с Я. Беллини, знакомство с работами нидерландских мастеров и связь с североитальянскими традициями., Андреа (Mantegna, Andrea) Ок.
Феличиано был антикваром, поэтом, алхимиком. Эта серия из девяти больших картонов одинакового формата, хранящихся во дворце Хэмптон Корт близ Лондона, является произведением позднего Мантеньи.
Мантенья наглядно проиллюстрировал этот принцип в композиции «Св. Иаков изгоняет демонов», построенной на контрасте спокойной фигуры святого с подчеркнуто экспрессивной жестикуляцией и мимикой остальных персонажей. Он посвятил Мантеньи, сборник скопированных им античных надписей. Христофора. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем.
1430, Падуя — 1506, Мантуя. Через нее просматривается окружающий пейзаж. London, 1978 Lightbown R. Mantegna. Bielefeld Leipzig.
С 1448 Мантенья работает самостоятельно и скоро становится признанным мастером. Его отцом был дровосек, однако позже – в 1441 году его усыновил Франческо Скварчоне (1397-1468), который являлся известным итальянским художником и коллекционером произведений искусства. Через балюстраду «окна» в комнату заглядывают дамы и крылатые пухлые путти, двое из которых перелезли через ограду и стоят прямо над головой зрителей. В трактате «О живописи» он писал: «История будет волновать душу лишь тогда, когда изображенные в ней люди будут всячески проявлять движения собственной души». Справа рядом друг с другом — Меркурий и Пегас.
No. Признание известность, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью в круг самых известных художников своего времени. Сохранились лишь две упомянутые выше композиции истории св. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем.
В 1463-1464 Андрей Мантенья работал в герцогских резиденциях Кавриана и Гоито. Если истоки искусства Мантенья, вероятно, следует искать в антикизирующем вкусе его падуанского учителя Скварчоне, то определяющую роль в становлении стиля мастера сыграло присутствие в Падуе тосканских художников (1430- 1460, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Донателло) и Пьеро делла Франческа в Ферраре (1449). Начавший её Пиццоло, в 1453 художник был убит и «Историю св. Параллельно Мантенья работал над серией картин на тему «Триумф Цезаря» (Лондон, Хэмптон-Корт).
14. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449 – 55 в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность М. к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. Христофора в церкви Эремитани. В это время Мантенья исполнял другие заказы – фреску «Святые Антоний и Бернардин» в люнете Санто и полиптих «Оплакивание» для капеллы Св. Христофора» и «Перенесение тела св.
М., 1999. Т. 2 Николаева Н. В. Андреа Мантенья. Спустя десять лет (1505) M. продал дом Гонзага, поскольку уже не имел средств на его содержание. Христофора». Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (1485 – 88, 1490 – 92, Хэмптон-корт, Лондон). Створки алтаря церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне (1457–59) были обрамлены роскошной резьбой по рисункам самого художника. Считается, что они выполнены после поездки Мантеньи в Тоскану (1466 – Флоренция, 1467 – Пиза).
В Ферраре Мантенья познакомился также с произведениями фламандских художников (Рогира ван дер Вейдена). Вена, Музей истории искусств Лондон, Нац. К несчастью, этот ансамбль был почти полностью разрушен во время второй мировой войны: частично сохранились лишь «Ассунта», «Мученическая смерть св. Мантенья сыграл большую роль в развитии резцовой гравюры, его немногочисленные (не более 8—10) гравюры на мифологические и религиозные темы, выполненные, как и у Поллайло, в т. н. широкой манере, с проработкой формы сгущением и разрежением параллельных штрихов, отличают богатство тональных переходов и легкость графического рисунка. Марией Магдалиной» (Лондон, Нац. «Полиптих св.
Предполагают, что здесь он встречался с Пьеро делла Франческа. Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи — «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Вып. 1488).
2, 78 м) панно. Живописная манера Мантеньи отличается чеканностью форм и рисунка, металлическим отблеском красок, уподобленных драгоценным эмалям, строгостью и правдивостью обобщенных образов, героическим восприятием сурового каменистого пейзажа (алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-59, хранится там же, отдельные части – в Лувре и Музее изящных искусств, Тур). LVIII Karpinski C. Mantegnas Triumphs in Andreanis form // Apollo. Oxford, 1986 Норе C. The Triumphs of Caesar // Andrea Mantegna: Exh. Milano, 2006 Mantegna a Mantova. 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны).
Здесь же была написана и удивительная картина «Мертвый Христос» (Милан, пинакотека Брера), которая, по мнению Фелибьена, хранилась в собрании Мазарини в Риме. В росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449-55 в 1944 во время Второй мировой войны почти полностью погибли) проявилась приверженность Мантеньи к чёткой архитектоничной композиции, смелым ракурсам. Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета.
К поздним произведениям М. принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. Он обогатил новыми законами и композицию картин. Он работал как скульптор и архитектор, построивший и свой дом по собственному проекту.
1460—1464, Флоренция, галерея Уффици), Св. J. Martineau. CXIV Lo Studiolo dIsabella dEste: Exh. Потолки украшены медальонами, символами дома Гонзага, гирляндами из цветов и фруктов. Христофора»). Мантенья оказал неоспоримое влияние на искусство Северной Италии – от Падуи (Мороне) до Венеции («мантеньевский» период в творчестве Виварини или Джанбеллино), Феррары и области Марке (Кривелли). Нетрадиционным для подобных произведений выглядит изображение Марса и Венеры.
Датировка этого произведения остается спорной. Сила его духа превозмогает физические страдания. 1500, обе — Лондон, Нац.
Героическим римским духом овеяны монохромные картоны из цикла «Триумф Цезаря» (1485–88, 1490–92). Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Фрески одного из залов дворца мантуанского герцога стали одной из самых значительных работМантеньи. Замкнутый и плохо освещенный интерьер художник представил в виде открывающегося в пейзажное пространство павильона. Любители древностей собирался в доме жившего в Падуе флорентийца Палла Строцци. Переговоры шли в течение трех лет.
Составленные в ряд, они представляют торжественное шествие римского войска (возможно имелся в виду триумф Цезаря после победы над галлами), видимое как будто через колоннаду.