Шпрангер, Ханс фон Аахен и др. ). Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло, Драйден4 (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции).
Абсолютно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма5. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой цветовой палитры, перегруженность композиции ит. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы— Тинторетто и Тициана.
С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких как трагикомедия и ироикомическая поэма. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании)23. Такая музыка получила большое распространение в Италии и Франции.
В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было разнонаправленным. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко— усложнённый синтаксис, аллегорическая образность игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре.
Наиболее известный пример— двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б.