Во Франции маньеризм был представлен школой Фонтенбло. Известная независимость от дворов определяет характер его портретов. Дворец в Фонтенбло напоминает огромную роскошную шкатулку. Его стиль отличается нервозностью, экспрессией композиции неуравновешенны, эксцентричны. Ангела, 1540-е гг. ). Одновременно увеличиваются точки соприкосновения между итальянским маньеризмом и придворным искусством других европейских стран: школой Фонтенбло во Франции, романистами в Нидерландах и т. п. (хотя так называемый «маньеризм» в других европейских странах существенно отличается от итальянского).
И не получил такого широкого размаха, как идеи гуманизма, воплощенные в полотнах. Выведенные на полотнах библейские образы призваны выразить человеческое горе и страдание. Например изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры. Техника исполнения отличалась замысловатостью и вычурностью, которая делала произведения сложными для восприятия. Линия горизонта при этом проходит на уровне талии женщин (а не на уровне глаз). В той же степени противоречивой является и алтарная композиция «Христос в Эммаусе», созданная в 1525 г. Образы поражают зрителя своей конкретностью и реальностью. Так, в надгробии Анджело Аретино (церковь Сан Пьетро в Ареццо) он изображает тело умершего со следами тления и разрушения в портретном бюсте Томмазо Кавальканти (Сант Спирито во Флоренции), выдающем некоторое воздействие живописи Россо искажает лицо гримасой ужаса и страдания.
Так, типичным образцом маньеризма в прикладном искусстве является знаменитая золотая солонка Франциска I (1540—1543 Вена, Музей), где дробность форм круглого постамента, несущего солонку в виде кораблика и перечницу в виде храмика иллюзорность покрытых яркими смальтами изображений животных моря и суши, рыб, цветов подчеркивают холодно-утонченную красоту и некоторую отвлеченность золотых статуэток Земли и Нептуна, преувеличенную легкость их пропорций изысканность силуэтов. Эта композиция является одним из самых трагических произведений итальянского Возрождения.
Но в то же время оно свидетельствует и о том, что маньеризм не является монолитным и цельным направлением, включает в себя, даже в пределах творчества одного художника, самые разнообразные тенденции. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризм, можно считать повышенную духовность (нередко совмещенную с не менее сублимированным эротизмом или, наоборот, подчеркнуто противопоставленный ему) напряженность и зламанисть линий (в частности использование так называемой змеевикового линии в композициях), вытянутостью или даже деформируемость фигур, напряженность поз (контрапостах), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование раздражающих хроматических цветовых гамм, перегрузки композиции фигурами и деталями т. д. Творческие поиски Челлини в 1540—1550-е гг. Придворное искусство, складывающееся в этих условиях в Италии 40—90-х гг.
в капелле Медичи в качестве помощника Микеланджело. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой цветовой палитры, перегруженность композиции ит. д. Наряду с Флоренцией декоративная живопись получает огромное распространение в Риме, где крупнейшими мастерами этого жанра являются братья Цуккари: Таддео (1529 —1566) и уже упоминавшийся как теоретик Федериго (1542/43 — 1609), бывший настоящим диктатором художественной жизни Рима второй половины 16 в. В отличие от Вазари и Сальвиати в своих декоративных росписях Цуккари больше ориентируются на традиции школы Рафаэля. В 1523 г. (по другим данным, в начале 1524 г. ) Пармиджанино покидает Парму и отправляется в Рим. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох. XVI в. Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556). Однако Россо принадлежит к числу мастеров, у которых кризис гуманистических идеалов и пессимистически субъективное восприятие трагичности жизненных коллизий перерастают в утрату больших идейных ценностей, приводят к внутренней опустошенности.
Благодаря этой «лягушачьей перспективе» Мадонна выглядит не только огромной как гора (как у Понтормо), но еще и величественной и при этом – изящной. И в то же время, помещая своих героев па отвлеченном темном фоне, вырывая их из мрака холодным мерцающим светом исходящим из символического «ока», Понтормо переносит действие в некую ирреальную среду. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др. ). Близость к Корреджо сказывается и в первом монументальном цикле Пармиджанино — фресках церкви Сан Джованни Эванджелиста (1519/22) и в замечательных росписях одной из комнат замка в Фонтанеллато близ Пармы, которые обычно датируют 1530-ми гг., хотя часть исследователей убедительно доказывают, что они написаны в 1523 г. В росписях в Фонтанеллато Пармиджанино используя мотивы фресок Корреджо в монастыре Сан Паоло, как бы раздвигает стены помещения, превращая зеркало плафона в покрытое облаками небо, распалубки свода — в зеленый шатер, а люнеты — в своеобразные лоджии, где на фоне неба, воды, деревьев изображены нимфы, охотники с собаками испуганные олени, развертываются эпизоды легенды о Диане и Актеоне.
К 1540-м годам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств (Джорджо Вазари, Анджело Бронзино, Франческо Сальвиати, Томмазо Манцуоли, Федерико Бароччи, Алессандро Аллори, Франческо Приматиччо, отчасти Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и другие). Церковь рьяно насаждает в нем аскетический дух, не останавливаясь перед актами настоящего варварства, — таков был приказ Павла IV «одеть» фигуры «Страшного суда» Микеланджело или распоряжение Пия V убрать из Ватикана все античные статуи. Но, по существу, они создают столь же риторическое, условное, лишенное жизни искусство, что и их флорентийские собратья (фрески Т. и Ф. Цуккари в Капрароле, 1559—1566, посвященные прославлению рода Фарнезе, росписи Ф. Цуккари в Ватикане и др. ). Кульминацией всех поисков Амманати этих лет является небольшая бронзовая статуя Венеры для Студиоло Франческо I (1571), которая в наиболее отточенной и абсолютной форме воплощает холодный и рафинированный идеал флорентийского маньеризма второй половины 16 в. Наряду с моделями Персея Челлини она принадлежит к самым замечательным памятникам итальянской скульптуры малых форм 16 столетия.
В скульптуре (Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати, Джамболонья, Бандршелли) и архитектуре (Бартоломео Амманати, Буонталенти, Джорджо Вазари, Лигорио, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам, к экстравагантности деталей. С их работами во французское искусство вошёл маньеризм.
К ведущим скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Образ Мадонны здесь, в сравнении с «Мадонной с розой», еще более отвлечен и субъективен. Еще большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 г. для того же монастыря в Галуццо. Маньеризм возник и получил основное развитие в Италии в шестнадцатом веке. По Европе путешествовали художники, произведения искусства (гравюры, рисунки, картоны гобеленов, ювелирные виробы), художественные идеи. — в Испании (Пеллегрино Тибальди, Помпео Леони, Федериго Цуккари).
1642). Первым положительно оценил роль Маньеризма в истории европейского искусства М. Дворжак. Подобные тенденции в поиске новых методов художественного изображения действительности продолжали развиваться и в поздних произведениях Пармиджанино, в т. н. второй (1531-1540) пармский период творчества. Нарочитая неестественность и манерность поз, слащавая красивость образов, отвлеченная орнаментальность композиции, налет рассудочности и холодной эротики отличают его «Аллегорию» (1540-е гг. Если последний стремится запечатлеть официальный, парадный облик аристократа, спрятать чувства и мысли модели за маской холодного равнодушия, то Сальвиати нередко делает своим героем рядового современника, полного ощущения неразрешимости жизненных противоречий, внутренней неуверенности.
Уже в 20-е гг. Школа Фонтенбло – название группы мастеров (живописцев, архитекторов, ювелиров и пр. ), работавших во дворце Фонтенбло, который был центром Ренессанса в северной Европе при короле Франциске I и его преемниках. Широко использовались мифологические мотивы. Уже в 1520-е гг.
Отрешённая чопорность и отсутствие эмоций – также черта этой художественной школы. Итальянское путешествие художника Мартена ван Хемскерка (Голландия) еще больше усиливало влияние маньеризма в Северной Европе и Нидерландах. Джованни да Болонья с полным безразличием относится даже к сюжетам своих работ.
Этим прежде всего объясняется быстрый крах ренессансных художественных идеалов. Так, Боргини и Арменини говорят о необходимости соблюдать в произведениях искусства правила благочестия, Ломаццо разрабатывает целую систему условий, которым должен отвечать парадный портрет и т. д. Стремление к регламентации искусства сказывается и в деятельности различных академий, крупнейшей из которых была основанная в 1560 г. Вазари Академия рисунка во Флоренции. Особенно сильно сказывается кризис в самой грандиозной из работ Джулио Романо (1492/99 — 1546) — росписях построенного по его же проектам палаццо дель Те в Мантуе, выполненных в 1528 — 1535 гг.
Шпрангер, Ханс фон Аахен и др. ). Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Таков портрет неизвестной молодой женщины (так называемая «Антея», ок.
С одной стороны, Челлини, опираясь на идеи Леонардо и Микеланджело, стремится решить проблему создания скульптуры, развивающей движение фигуры в пространстве и требующей кругового обхода и ряд его работ является экспериментом на эту тему — например, «Нарцисс» (1540-е гг. ) и бюст Козимо I (1548 Флоренция, Национальный музей). Библиотека Лауренциана во Флоренции – лестница напоминает поток лавы (поток мысли). Общество стремительно меняется изменяются моральные устои, человек начинает протестовать. Земные образы вдруг оказываются перенесенными в мир ирреальным, потусторонний.
Зависимость от эстетических идеалов маньеризма сказывается и в первом из дошедших до нас произведений Челлини-скульптора — рельефном люнете—так называемой «Нимфе Фонтенбло» (ок. Черты маньеризма прослеживаются и в названном произведении. Формирование живописи зрелого маньеризма тесно граничит с Флоренцией, где ее крупнейшим представителем является Аньоло Бронзино (1503 —1572), ученик и близкий друг Понтормо, уже в конце 1530-х гг.
История стиля МаньеризмМаньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Пармиджанино показывает здесь истинное мастерство.
С таким трудом достигнутая на рубеже XV—XVIвв. К примеру, к Маньеризму иногда относят выдающихся живописцев Тинторетто и Эль Греко. С одной стороны, в живописи оживали средневековые готические традиции в искании «духа», а с другой – появился интерес к усложненным иносказательно-аллегорическим композициям. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг. ). Это отчетливо сказывается в знаменитом автопортрете (ок.
начинает преобладать не тектоническое, а живописное и узорно-декоративное (термин Б. Р. Виппера) начала. Иеронима», Лондон «Мадонна со святыми», Уффици), подчинен стремлению противопоставить действительности мир рафинированно-аристократичной, хрупкой, почти бесплотной красоты, он носит отвлеченный характер и очень скоро обнаруживает узость идейных позиций мастера. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему) взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана.
Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника. Основоположником подобной гравюры (т. Вытянутые фигуры, выразительные позы (контропост), затейливые и необычные эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, яркие и насыщенные цвета – наиболее характерные черты маньеризма. Елизаветы (1630-е годы) создана Пфистер в последний период его жизни.
— исчерпанностьренессансных идей. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Жившие в эпоху огромных социально-экономических потрясений, они, естественно, должны были решать в своем творчестве новые проблемы, не стоявшие с такой остротой перед мастерами 15—начала 16 в. : проблемы трагичности жизненных коллизий, взаимоотношений человека с окружающей средой, противоречивой сложности его внутреннего мира и т. д. Это вносит в их искусство элементы, не свойственные итальянскому искусству предшествующих периодов, например элементы психологизма в маньеристическом портрете, поиски связи с окружающей средой в архитектуре и скульптуре. Все эти качества оценивали положительно и обозначали латинским словом artificio (умелость искусность, хитрость, необычность). Влияние Шпрангера распространялось сначала в Харлеме.
Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Один из них – деятельность на Львовщине иностранных, прежде североевропейских мастеров. Это можно проследить в ранних композициях — «Истории Иосифа», «Поклонении волхвов» и в особенности в серии работ для монастыря в Галуццо (Чертоза Валь дЭма), относящихся к 1522—1525 гг. Отдельная деталь порой «перекрикивает» целостный образ. Лучшие из них — цикл «История Камилла» в Зале аудиенций Палаццо Веккьо (начатый в 1544 г. ), фрески в Сан Марчелло дель Корсо в Риме (конец 1540-х гг. ) —выгодно отличаются от других монументальных росписей маньеристов своей изысканной декоративностью.
Историки 17 в., начавшие широко пользоваться понятием «манера», чаще всего применяли его к творчеству эпигонов Рафаэля и Микеланджело и вкладывали в него отрицательный смысл. Господствующими жанрами в живописи становятся парадный портрет и «истории» — грандиозные многофигурные росписи, посвященные религиозно-мифологическим темам или восхвалению правящих династий в пластике преобладает тип декоративной парковой или фонтанной скульптуры. Принцип Маньеризма определил творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (А. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путем или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Эль Греко, Лоренцо Лотто, Питер Брейгель Старший и другие). Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец XIV и начало XV вв., эпохи Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма. Несомненно, росписи Зала гигантов, как и несколько более поздний «Страшный суд» Микеланджело, навеяны трагическими событиями итальянской действительности.
О маньеризме заговорили, начиная со времен Рафаэля, который начал применять более изысканную манеру работы, отказавшись от очень доступных, ясных и выдержанных средств выражения, характерных Высокому Возрождению. Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Именно вот таким образом художники все чаще искали новые методы и способы отображения жизни. Маньеризм (итал.
Не исключено, что в скульптуре передано портретные черты одного из Сенявских – Елизаветы. 16 в. во Франции (Россо, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Серлио, Челлини) и в 80-х гг. В его работах 20-х — начала 30-х гг.
Другие — зашифрованнуюаллегорию. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Другой известный итальянский художник и теоретик, Федериго Цуккаро (ок. Но в зарубежном искусствознании 20 в., в котором «проблема маньеризма» заняла одно из центральных мест, этот термин получил весьма произвольное толкование. Гвардейцы Ватикана были перебиты, Рим разграблен, Папа лишен былого влияния. Особое место среди этих росписей занимают фрески Зала гигантов (1532— 1535).
Субъективизм мироощущения в соединении снормативностью не способствовали появлению новых художественных идей. В Германии ярким представителем маньеризма стал Ханс фон Аахен.
В его искусстве нарастают бесстрастие и холодная отвлеченность (рельефы хора Флорентийского собора 1553 г., статуи Адама и Евы во флорентийском Национальном музее). Образы Понтормо становятся более утонченными. Стиль, воспринятый школами итальянского искусства, в первую очередь римскими, который возник в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг. ) стали называть маньеризмом.
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему) взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Новое течение решало несколько задач.
Стремясь подчинить себе духовную жизнь страны, подавить всякий проблеск протеста в народе и кругах прогрессивной интеллигенции, папство, не ограничиваясь террором, вводит целую систему контроля над всеми областями идеологии, разработанную Тридентским собором (1545—1563). Если разрыв с действительностью в раннем маньеризме часто был вызван ощущением неодолимости жизненных противоречий, то теперь призыв теоретиков руководствоваться отвлеченной «идеей» совершенства тесно связан с требованиями придворной культуры. Здесь жили обедневшие, но просвещенные и гордые аристократы. Под понятием маньеризм подразумевали определенные стилистические тенденции того периода.
Постепенно в итальянской архитектуре XVIв. Постепенно стала обнаруживаться нормативность и надуманность красоты Ренессанса. Учитывая это, понятие маньеризма толкуют более широко. В основном, маньеризм позиционируются как промежуточный стиль между монументальными классическими формами в декоре интерьеров эпохи Возрождения (Ренессанс) и новым величественным и торжественным стилем, который стремится к пафосу и роскоши – к стилю Барокко. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Именно вот таким образом этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные исторические эпохи. Маньеризм cтал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин Маньеризм относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. Впервые после Ренессанса с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Правда, начиная с XV века, большинство критиков воспринимали итальянское искусство второй половины XV века как упадочное по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, а термином «маньеризм» называли искусство с характерной метафорической насыщенностью, склонностью к гиперболе и гротеску.
Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо. В 1523г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503—1572), также ярким представителем флорентийского Маньеризма, поселился вЧертозе ди Валь дЭма, монастырекартезианского ордена, где создал фрески, проникнутые экзальтацией и мистикой. Однако, как мы видели, в течение всего 16 в. в итальянском обществе продолжает существовать сильнейшее противодействие реакции, ренессансные традиции продолжают развиваться и видоизменяются, питая наиболее прогрессивные устремления и философской мысли (Телезио, Кардано, Джордано Бруно), литературы (Тассо) и изобразительного искусства (поздний Микеланджело, художники Высокого и позднего Возрождения в Венеции). Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. На вилле дЭсте вТиволи существовалфонтан Рометта (итал. rometta — маленький Рим), он представлял собой вечный город вминиатюре.
Значительные коллективы художников-маньеристов годами работали во Франции (Школа Фонтенбло), Испании (Эскориал), Чехии (Прага). «Нам запрещено читать почти все», — пишет по этому поводу некий кардинал Латини. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художника, образа, рождавшегося в его душе. Новая волна увлечением орнаментами пришла в Италию в конце 15 века. Но в середине и второй половине 1520-х гг. Смятение, пессимистический надлом раннего маньеризма уступают место холодной официальности эстетические идеалы приобретают все более отвлеченный, безжизненный характер, всецело подчиняются нарочито произвольной формальной схеме — «манере», как ее называют теоретики того времени творчество художника оказывается скованным целой системой догм и канонов. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 века, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов.
1573 г. Ватикан) и в знаменитой «Мадонне дель Пополо» (1579 Уффици) грациозность женских образов граничит с манерной кокетливостью их улыбающиеся личики, окутанные дымкой светотени, становятся кукольными, высветленные, почти пастельные тона колорита приобретают слащавый характер. Но, с другой стороны, Пармиджанино сумел уловить в душе современника внутренний надлом, смятение, беспокойство и это сообщает ряду его портретов тревожную одухотворенность, нотки затаенной душевной боли (так называемый «Автопортрет», ок. Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы.
Спустя четыре года появляется первое значительное произведение молодого живописца — фреска «Встреча Марии и Елизаветы», работа над которой велась в период с 1514 по 1516 г. Эта работа является типичной для флорентийской школы Высокого Возрождения. и получившее название «Мадонна с розой». Но в более поздних его работах, особенно в посвященном папе Павлу III цикле в палаццо Фарнезе (1553 — 1554), ставшем образцом для всех римских маньеристов, появляется тяжеловесная пышность и риторичность.
Он развивался в замкнутых кругах придворной и дворцовой интеллигенции. Для итальянского маньеризма 1520-х годов (живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, Беккафуми) характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. Мастер разработал огромное количество вариантов этого фонтана — от торжественно-репрезентативных фонтанов Нептуна (1564—1567 Болонья) и Океана (1573 сады Боболи во Флоренции) до камерного шутливо-гротескного фонтана Венеры (1573 там же). В картинахвенецианского живописца Тинторетто (1518—1594) более ощутимы барочные, чем маньеристичные тенденции, но главная особенность заключается в дальнейшем развитии традиций венецианской школы. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Отсюда странности искусства Маньеризма: деформация, мелочность, суетливость, неуравновешенность, навязчивые повторы композиционных схем — пресловутое forzato (итал., принужденный, насильственный).
Такая же искусственность характеризует и его большую алтарную композицию «Сошествие Христа в чистилище» (1552 Флоренция, музей Санта Кроче) и ряд картин на тему «Святое семейство», в том числе картину музея изобразительных искусств им. Именно здесь развивается артистизм и изобразительная техника молодого мастера. Отмечая закат классического искусства, начавшийся, по его мнению, еще в IVв., Дворжак приводитлатинское изречение: «Si parva licet componere Magnis (Когда ничтожным бывает позволено создавать великое)и подчеркивает, что скудость идей не уменьшает количества художественных произведений. Сохранившиеся наброски к ним поражают не только вымученной переусложненностыо замысла, подчинением человеческой фигуры абстрактному узору, но и странной для такого блестящего рисовальщика вялостью линий, говорят о полном творческом упадке мастера.
На рубеже 10—20-х гг. Идеалы Ренессанса оказались попранными, культуру охватил озноб упадка. Так что некоторые выделяют современное направление – неоманьеризм. Прежде всего это касается выразительности композиции. Лишь немногие из них: так называемый «Поджо Браччолини» (вероятно, автопортрет Рим, галлерея Колонна), «Кардинал Червини-Спанокки», который ранее приписывался Понтормо (Рим, галлерея Боргезе), портрет скульптора (Вена) — выдают стремление к торжественности и репрезентативности. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре.
Героический пафос образа далек от ренессансного: в горделивой самоуверенности Персея, торжественной репрезентативности его позы есть нечто от сознания аристократического превосходства над окружающим.
Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Страшную, причудливую маску Микеланджело разместил и рядом с прославленной скульптурой Ночь в часовне Медичи. К ведущим маньеристам относятся Понтормо, Бронзино, Пармиджанино, Эль Греко и Тинторетто. 16 в. начинает формироваться новое направление, которое обычно определяют понятием «маньеризм». К литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество очень разных писателей: Шекспира, Сервантеса, Монтеня и др. В этом смысле маньеризм превзошел не только рококо, но и эклектику.
1543—1544 Лувр). То, что нынче кажется манерностью, бесполезной витиеватостью, апологеты стиля считали утонченностью истинным, возвышенным искусством. Маньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Абсолютно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо.
Все внимание автора акцентируется здесь на декоративном оформлении произведения. Многие исследователи попытались сузить понятие «Возрождение», противопоставив ему все итальянское искусство после 1520 г., поставить знак равенства между творчеством позднего Микеланджело, Тициана, мастеров террафермы, Тинторетго и кризисными, упадочными направлениями, объединив их понятием «антиклассический стиль» или «маньеризм». Большая статуя Персея — одно из самых выдающихся и пластически совершенных произведений итальянской монументальной скульптуры после Микеланджело. в Риме создавалиакадемизм. Гениальный Микеланжело в последние годы (1534—1564) открывал новый стиль Барокко. С 1512 г. Якопо Понтормо работает в мастерской Андреа дель Сарто.
Они несут явственный отпечаток кризисности мировосприятия мастера: образ человека в них лишен яркой характерности и полнокровности, репрезентативность создается обычно не героической значительностью образа, а великолепием и пышностью аксессуаров (портрет графа Джан Галеаццо Сан Витале, 1524 Неаполь, Музей). В работах Монторсоли с этого времени появляется повторение многих композиционных схем Микеланджело и даже прямое заимствование (например, «Пьета» в церкви Сан Маттео в Генуе). Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей. «Положение во гроб» — монументальная алтарная картина в церкви Санта-Феличита — законченное программное произведение маньеризма, в нем элементы объективного мировосприятия уступили место стихии субъективного, естественная норма — болезненному искажению. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Эти рецепты складываются на основе принципа «змеевидной фигуры» Пармиджанино и на внешнем заимствовании микеланджеловской системы сложнейших контрапостов, которые приобретают у некоторых маньеристов такой гипертрофированный характер, что граничат с карикатурностью (Баттиста Франко, Пеллегрино Тибальди).
Именно он и породил термин «эвфуизм», который обозначает чрезвычайно вычурный стиль использование фантастических образов искусственных выражений. Однако фигуры людей лишены здесь возвышенности и идеализации. В 1520-е гг. И в то же время фрески проникнуты не только трагизмом, но и настроением подавленности, обреченности («Христос перед Пилатом», «Оплакивание»). От нидерландского искусства он унаследовал жанровые мотивы (статуэтка «Птицелов», Флоренция, Национальный музей) и стремление к натуралистической иллюзорности, сказавшееся в его известных скульптурных изображениях птиц и декорации гротов виллы Кастелло.
Само название стиля произошло от итальянских слов manierismo, maniera, которые переводятся как «манера», «стиль». Синтезом этих исканий является роспись в вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно (1520—1521), которая принадлежит к числу самых значительных, эстетически совершенных и необычных произведений флорентийского Высокого Возрождения. В интерьере стиля маньеризм, в первую очередь, привлекает ваше внимание применение в декоре помещений (светских интерьеров, а не храмовых) росписи.
Такая музыка получила большое распространение в Италии и Франции. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). Его образы не обладают ренессансной Значительностью и яркостью, но им свойственны психологическая насыщенность и жизненная острота.
Уффици). Небольшие наброски становятся у художника самостоятельным жанром. один из ведущих, мастеров монументальной живописи. Именно к этому периоду относится знаменитое полотно мастера «Мадонна с длинной шеей», датированное 15341540 гг. Художники были вынуждены заниматься поисками иной выразительности — эстетизацией отдельных элементов формы: линии, силуэта, красочного пятна, текстуры, экспрессииштриха имазка. Красота отдельной детали становилась важнее целого.
Оба супруга — и Бартоломео изображенный на сложном, несколько ирреальном архитектурном фоне и представленная на фоне ниши Лукреция, неестественно выпрямившиеся, смотрящие прямо перед собой неподвижным, остановившимся взглядом, кажутся застывшими изваяниями. Жесткой регламентации подвергается и изобразительное искусство. Выдающимся живописцем и рисовальщиком раннего флорентийского Маньеризма был Якопо Понтормо (1494—1557). Произведения маньеристов Адриана де Врис сих пор сохраняются в Швеции.
Папа Навел III Фарнезе (понтификат 1534—1549 гг. ) вводит церковную цензуру, восстанавливает деятельность инквизиции в 1540 г. возникает орден иезуитов, который становится авангардом католической реакции. 1480—1532) в течение ряда лет работал в Венеции и получил в 1516 г. от венецианского сената патент на свое изобретение. Превращению маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Россо Фьорентино, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Челлини и др. ), Испании (В. В нем преобладает живописно-декоративное начало, прихотливая игра линий и пятен светотени («Купание Дианы»). Одни видят в ней просто манерность. Таковы, например, рисунки Луки Камбиазо, заменяющего головы человеческих фигур отвлеченными кубами или чудовищные «сюрреалистические» аллегории времен года, четырех стихий, пейзажи Арчимбольдо, составленные из фруктов и овощей. 16 в. антиренессансные устремления зарождаются и во флорентийской скульптуре, найдя свое выражение в творчестве Джованни Анджело Монторсоли (1507—1563).
Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507—1519) вместе со своими учениками-леонардесками во многом способствовал развитию интернационального Маньеризма. Еще одна новая тенденция (получившая позднее развитие в стиле Барокко) — стремление связать архитектуру с пейзажем, чтобы придать ей ощущение движения, природнойстихийной силы. Через некоторое время стиль обрел популярность во Франции и других странах Европы. Нарисованную лепнину сменили стены из написанного большими мазками разноцветного мрамора. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.
В Маньеризме отчетливо ощущается усталость исчерпанность внутренних источников. Это и непосредственно нарисованные и стилизованные под резьбу и лепные украшения. В то далекое время маньеризм был своего рода поп-артом. Отчасти Амманати удается решение этой задачи. В этих условиях в изобразительном искусстве уже в 20-е гг.
Это сказывается уже в гравюрах с рафаэлевских картонов для шпалер исполненных вскоре после переезда Уго да Карпи в Рим (ок. 1527 — 1528 Уффици) или глубокой меланхолической задумчивости («Малатеста Бальоне», 1530-е гг. 1539 г. Флоренция, Национальный музей). Таков портрет юноши в Лукке (Алессандро Медичи. ), написанный около 1525—1526 гг.
Недаром теоретики маньеризма нередко подменяют понятие «идеи» понятием «прекрасной манеры», то есть совокупности определенных формально-стилистических приемов. Немало работал Пфистер и в Бережанах на Тернопольщине, где выполнял заказы семьи Сенявских и в Тарнове (ПНР). В эволюции маньеризма можно проследить два основных этапа.
Особенно сильно это воздействие проявляется в таких работах художника, как «История Иосифа», «Поклонение волхвов» и во фресках, выполненным по заказу монахов из монастыря в Галуццо (Чертоза Валь дЭма) в период с 1522 по 1525 г. Однако в эпоху все более обостряющегося кризиса в искусстве Возрождения произведения Понтормо все чаще приобретают драматический характер. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Кроме картин (фресок), написанных непосредственно на стенах помещений используются также и орнаменты. Знаменитая картина Пармиджанино Мадонна с длинной шеей толкуется по-разному.
Вместе с тем, этот стиль был понятен и доступен только ограниченным лицам. По словам современного итальянского учёного-философа У. Эко, для маньеризма свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Она достигает своего апогея в 50—70-е гг. Бенвенуто Челлини (1500—1571), скульптор и ювелир, теоретик искусства и талантливейший писатель, является одной из самых ярких и необычных личностей этой эпохи.
Даже трагические. темы трактуются им теперь с полным безразличием (например, «Пьета» в Санта Аннунциата, 1559 г., где все происходящее приобретает отпечаток условного ритуала). За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании)23. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции).
На первый план выходит изысканность и красота отдельных элементов, а не целой композиции. Мир разделяется на цветовые пятна, мазки, штрихи, которые потом воссоединяются в новые формы. Направление в итальянском искусстве, которое датируется приблизительно с 1520 до 1600 гг.
Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Этот принцип «змеевидной фигуры» стал одной из главных изобразительных формул маньеризма и полвека спустя был разработан в теоретических трудах Ломаццо. В маньеристическом портрете (Бронзино и др. ), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Внутри помещений повсюду можно встретить различные орнаменты. В архитектуре маньеризм проявился в игривом преувеличении ренессансных форм (в основном в масштабе и пропорциях) и более широком использовании причудливых украшений.
Незавершеннаяколоннада на дальнем плане (выглядит как одна надломленная колонна) —символ преждевременно оборванной жизни. В идиллическом «Отдыхе на пути в Египет» (ок. Пармиджанино стремится как можно более точно изобразить внешние линии, создающие фигуру, мало заботясь о передаче внутреннего мира модели.
Абсолютно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. Наиболее ярко это проявляется в цикле фресок для монастыря в Галуццо «Страсти Христа». Очень реалистично изображен в картине и натюрморт. Именно такими чертами отмечен портрет молодого человека (предположительно Алессандро Медичи), созданный в период с 1525 по 1526 г. Изображение построено на контрасте тяжелым одежд, в которые облачен юноша, бледного лица и тонкой фигуры молодого человека. («Видение св. Работой, ознаменовавшей кризисный этап в творчестве Понтормо, стало полотно, получившее название «Положение во гроб» (1525-1528).
16 в. и включает в себя творчество ряда живописцев (в меньшей степени — скульпторов и архитекторов) римско-тосканского и эмилианского круга. Однако он принимает в Риме специфический характер, выражается не в отказе ряда мастеров от принципов Высокого Возрождения, а в их творческом оскудении, формальном и эпигонском следовании Микеланджело и особенно Рафаэлю.
Но если судить по архитектуре и фигурам дальнего плана (там есть две маленькие мужские фигурки), то высота горизонта составит метров 6-7 и, следовательно, рост Марии, Елизаветы и их спутниц – метров 10-12. Романо, Б. Челлини и других. Чтобы показать своё «особое видение». В Италии к маньеристам относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми и др.
Лондон, Национальная галлерея). Мадонна с длинной шеей, согласно второму толкованию, представляет собой аллегориюПьеты (оплакивания Христа). Также маньеристических элементы присутствуют в костеле Св. Так, портрет Андреа Бандини (Филадельфия, собрание Джонсон), в котором внутренняя утонченность, лихорадочное беспокойство сочетаются с бюргерской обыденностью облика, вызывает в памяти портреты Морони. Так, Ломаццо пишет: «Благоразумный художник изображая властителя, должен придать ему благородство и достоинство, если даже на самом деле он не таков». В целом маньеризм характеризуется главенством формы над содержанием.
Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). Сходным образом одним из главных достоинств произведения искусства считается теперь invenzione, то есть умение «сочинять» сложную и эффектную композицию. В немногочисленных офортах Пармиджанино («Положение во гроб», «Поклонение волхвов», «Таис» и др. ) специфика офорта, его неровный, прерывистый штрих подчинены стремлению передать причудливую, таинственную игру света и тени, сообщить всему изображенному зыбкость и невесомость. Маньеризм (Mannerism итал.
Свободой скульптурной лепки, внутренней динамичностью отличаются его небольшие модели для фонтанной скульптуры (например, для скульптур фонтана Океана начала 1570-х гг. ).
На дальнейшее развитие искусства кьяроскуро огромное влияние оказал Пармиджанино, рисунки которого вплоть до конца 16 в. служили мастерам кьяроскуро основным материалом для воспроизведения. господствуют настроения смятения, пессимистической подавленности. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Вот таким образом и изобразительная форма выхолащивалась вдекорум.
Кардучо), Чехии (Джузеппе Арчимбольди) и других странах, а также широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. Но он идет и по пути более органического усвоения некоторых черт творчества своего учителя, хотя в его искусстве сохраняются и нарастают настроения подавленности и глубокого отчаяния, которые, видимо и заставили двадцатитрехлетнего художника уйти в монастырь.
maniera – стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Главное, что обращает на себя внимание в таком интерьере – это использование росписи. Собственно, такое сильное впечатление она произвела и на меня в Уффици. Золотому дому повезло больше. В скульптуре (Б. Стремясь подчеркнуть холодную идеальность образов, он приходит к нарочитой суммарности трактовки объемов, предельной заглаженности поверхности мрамора (излюбленного материала Бандинелли) идеальной плавности контуров, что придает скульптурной форме отвлеченность, лишает ее пластической наполненности. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась – человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения.
За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Художественная деятельность, в основу которой легли эти принципы, воспринималась современниками как «манерничанье» и вот таким образом данный стиль искусства был назван ими маньеризм (от слова манера). в портретах Бартоломео и Лукреции Панчатики.
Вена, Художественно-исторический музей). Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Б. Р. Виппер отмечал, что тело здания остается как будто неизменным.
Особое место в творчестве Пармиджанино занимают и его рисунки. Второй значительной фигурой флорентийского искусства является ученик Андреа дель Сарто Франческо Сальвиати (1510—1563), который наряду с Бронзино выступает как крупнейший портретист Флоренции этого времени и одновременно как. Такое неустойчивое равновесие характерно для эстетики Маньеризма.
Очень близка статуе Сциллы терракотовая статуэтка (Берлин), вероятно, эскиз для неосуществленного фонтана изображающая упавшую на землю охваченную страхом и отчаянием женщину, содрогающееся от рыданий тело которой передано скульптором с трепетной жизненностью. Наиболее известный пример – двухтомный роман "Эвфуэс" (1578-1580 гг. ) Джона Лили, породивший термин "эвфуизм", означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль.
Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 в. фрески в церкви Сан Лоренцо, которым мастер посвятил последние десять лет жизни (1546—1556). Для чего всё это. Они становятся светлыми, одухотворенными и наполняются религиозным смыслом. Он приехал во Львов с Вроцлава уже зрелым мастером и осел здесь навсегда. Маньеристы в особом азарте оформления умудрялись выписывать на стенах и потолках псевдолепнину, которая визуально ничем не отличалась от настоящей, псевдобарельефы и даже псевдостатуи.
Собственный изысканно-утонченный стиль, но также с пристрастием ко всему необычному, странному, создал художник из Пармы Франческо Маццола по прозванию Пармиджанино (1503—1540). В дело вступала интуиция, внося свои коррективы в методы искусства. Небольшой портрет, написанный на выпуклой деревянной дощечке круглой формы с использованием густых красок, является своеобразным доказательством того, что художника больше интересует не внешний облик человека и не его внутренний мир (что характерно для искусства мастеров Возрождения), а техника изображения. 1542—1609), автор трактата Идея живописцев, скульпторов и архитекторов (1607), выдвинул понятие внутренней формы или внутреннего рисунка, возникающее в воображении художника не под воздействием впечатлений от природы, а таинственным образом из состояния души.
Этот термин происходит от итальянского слова «maniera» (манера). Показательно также, что эстетическая теория Цуккаро, сформировавшаяся в русле искусства Маньеризма, стала затемпрограммой стиля Барокко. Наиболее типичным мастером монументальной живописи Флоренции является упоминавшийся как архитектор и автор известных «Жизнеописаний» Джордже Вазари (1511 —1574), цикл росписей которого в Палаццо Веккьо, посвященный Медичи (1554—1572), концентрирует в себе все отрицательные черты декоративной живописи маньеризма.
Таково творчество выдающегося мастера Бенвенуто Челлини (1500—1571) — скульптора, медальера, гравера, ювелира и писателя. Тридентский собор предписывает служителям церкви строгий контроль над соответствием произведений на религиозные темы католическим догматам в близких церкви кругах возникают трактаты Джильо (1564) и Габриэле Палеотти (1582), посвященные ошибкам художников с точки зрения теологии. Пармиджанино не стремится передать внутреннее состояние героя или какую-либо идею. 1518 г. ) и в еще большей мере характеризует его поздние листы, сделанные по рисункам Пармиджанино («Диоген»).
Так, в его ранних композициях «Мадонна с четырьмя святыми» (1518 Уффици), «Мадонна со святыми» (Вольтерра), в ряде рисунков появляются причудливые образы аскетов с преувеличенно вытянутыми пропорциями тела, неправдоподобно маленькими, словно иссохшими головами, подчеркнуто экспрессивными жестами выразительность строится на взбудораженности и переусложненности ритмов как бы ломающихся складок, резкости красочных сочетаний. Известно, что Пармиджанино увлекался каббалистикой и алхимией (это тоже характерная черта эпохи). Существует и расширительное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «прециозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности. В 1510-1520-е гг. Неудивительно, что значительные центры маньеризма объединялись при дворе папы римского, герцогского двора во Флоренции, при королевских дворцах в Фонтенбло (Франция), Эскориале (Испания), Праге (Чехия), Кракове (Польша). Это накладывает отпечаток и на его творчество. Это впечатление усиливается еще и за счет того, что в воздухе их ноги лишь слегка касаются земли.
Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. ). варианты во флорентийском Национальном музее и Лувре).
далеко выходят за пределы проблематики флорентийского маньеризма. Пространственно-смысловые связи рвутся, композиция читается с трудом. С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма. А. С. Пушкина 1550-х гг., а также фрески в капелле Элеоноры в Палаццо Веккьо (1545 —1564) и в церкви Сан Лоренцо (1567—1569). 1534-1535 Неаполь, Музей). Принципы маньеризма определили творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (Ж. В еще большей мере человеческая фигура подчиняется условному маньеристическому канону в скульптурах фонтана Нептуна на площади Синьории (окончен в 1575 г. ). В офортах, среди которых особое место занимают «Положение во гроб», «Поклонение волхвов», «Таис», мастер также стремится как можно больше отдалить образ от реальной действительности.
Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. Кардучо), Чехии (Дж. В поздний период Челлини, потерявший популярность в придворных кругах и почти целиком посвятивший себя литературным и теоретическим трудам испытывает острое разочарование в своих идеалах, пессимистическую подавленность, что находит отражение в его последней работе — «Распятии» (1562 церковь Эскориала).
н. «кьяроскуро») принято считать Уго да Карпи (1480-1532), получившего в 1516 г. патент на изобретение. Однако комбинации традиционных элементов свидетельствуют о абсолютно новом содержании. Самый известный роман – «Эвфуес» (1578—1580 г. ), автором которого является Джон Лили.
В Риме хищнически вели раскопки. Маньеризм отразился в чрезмерно вытянутых пропорциях тела изящества, аристократической постановке головы, движению рук, капризному ракурсе фигуры. О, Сад, Сад. Синтезом исканий этих лет является знаменитая «Мадонна с длинной шеей» (1534—1540 Уффици), в которой все нарочито причудливо и нереально: и неправдоподобно вытянутые пропорции тела мадонны, его странный волнообразный изгиб и сверхъестественный пространственный разрыв между недописанным архитектурным фоном и фигурами мадонны и ангелов на первом плане и переливчатый холодный колорит.
Художественный направление – маньеризм, охватывающий в настоящее время страны Европы (особенно его северный вариант) имел большое влияние на львовскую скульптуру. Но сознательная деформация человеческой фигуры искажение лиц странными гримасами (например, в «Мадонне с ангелами», ок. Вилла дЭсте является прообразом Версальского парка и Петровского Петергофа.
Мастера орнамента суток маньеризма дали преимущество орнаментам таратологичним. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Но основа поисков Бароччи является глубоко реакционной. Она отражает умонастроения той части итальянского общества, которая пытается уйти от трагических противоречии действительности в узкий мирок субъективных, утонченных, оторванных от жизни идеалов. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. Первый из них охватывает 20—30-е гг.
Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др. ). Но одновременно, как реакция на чрезмерную условность, появляется и тяготение к жанровым мотивам (например, панно Страдано «Лаборатория алхимика» и Алессандро дель Барбьере «Мастерская ювелира» в Студиодо Франческо I или фрески Б. Почетти).
Кризис гуманистических и реалистических традиций Возрождения в 20—30-х гг. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких как трагикомедия и ироикомическая поэма. Но в ряде портретов Сальвиати — «Неизвестный с письмом» (Уффици), «Неизвестный» (Рим, галлерея Корсини), «Мужской портрет» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. В скульптуре первым маньеристом считается Джамболонья. Причудливые маски поразили уже Микеланджело. 1528 —1530 Дрезден), которая является одним из наиболее ярких и характерных произведений маньеризма.
Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох. В произведениях, относящихся к римскому (до 1527) и болонскому (с 1527 по 1531) периодам творчества художника, ощущается еще больший отход живописца от традиций Возрождения.
Необходимо заметить также, что наброски последнего были основным материалом при изготовлении гравюр для многих мастеров XVI в. В более поздней работе того же Понтормо – «Встреча Марии и Елизаветы» ближний и дальний планы как будто бы существуют сами по себе. Лувр), «Двойной портрет» (Флоренция, собрание Гвиччардини), для которых характерна особая внутренняя яркость, эмоциональная приподнятость образов, еще близки портретам Андреа дель Сарто. Формирование Понтормо-художника граничит с лучшими традициями флорентийского искусства. Маньеризм настоянный на противоречиях, в числе которых – страстное изучение произведений гениев Высокого Возрождения и огромное желание работать в их же манере (отсюда название маньеризм), отказ от наблюдения за природой и поклонение авторитетам, виртуозность исполнения художественных работ, доминанта индивидуализма, высокая образованность мастеров и безудержная фантазийность, теоретические заявления о наследственности своего искусства и при этом чрезвычайная искусственность, капризность художественных манер, почти полный отказ от классических канонов в архитектуре, в композициях картин, потеря гармонии ради диссонансов, тревожности, асимметрии, чрезвычайного воздействия на чувства и сознание заказчика и зрителя. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др. ) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы.
Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой. В орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Еще менее удачен памятник отцу Козимо I, кондотьеру Джованни делле Банде Нере (1540-е гг., площадь Сан Лоренцо). в Олесском Замка на Львовщине) статуя св. Так, особое место в творчестве Пармиджанино занимает портрет — единственный жанр, в котором искусство маньеризма сохраняло известный контакт с действительностью. Отказ от ренессансного реализма, стремление противопоставить действительности мир субъективной фантАзии художника (который один из теоретиков маньеризма, Федериго Цуккари, позднее назвал disegno interno — внутренним рисунком), приводит к характерному для живописи раннего маньеризма подчеркнутому субъективизму, нарочитому искажению пропорций человеческой фигуры и подчинению ее произвольной линейной схеме иррациональности построения пространства, отвлеченности цвета, одностороннему культу рисунка.
Искусство маньеризма тесно граничит с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков. Наиболее известный пример— двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. Дж. Смитом. Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки.
Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Таковы росписи и панно потайного рабочего кабинета, так называемого Студиоло, Франческо I (1570—1573) в Палаццо Веккьо, выполненные Аллори, Нальдини и другими учениками Вазари и Бронзино. Все это делалось не в целях экономии. Ярким примером такой техники могут служить гравюры, сделанные с рисунков Пармиджанино («Диоген»). В большинстве своем они навеяны фресками Фарнезина, но гармоническую легкость и естественность декоративных работ Рафаэля сменяют нарочитая переусложненность композиций, тяготение к внешней эффектности и грубоватой пышности (Зал Психеи). В 1527 году могучий папский престол сильно пошатнулся.
В этом жанре, само возникновение которого в эпоху Возрождения граничит с представлением о титанической личности идейная ограниченность, бесплодность маньеризма сказываются с наибольшей разрушительной силой.
Плащ Мадонны напоминает погребальный саван, один изАнгелов несетурну —атрибут умащивания тела благовониями. В крупной станковой композиции «Христос в Эмма- усе» Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов. Сальвиати-портретист является антиподом Бронзино. В противоположность парадным портретам Бронзино портреты Сальвиати (созданные в основном в 1530—1540-е гг. ) носят более частный интимный характер.
Особенности стиля Маньеризм Стиль маньеризм сложно определить в архитектуре, также как и в живописи и скульптуре. Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Этот художник стремился совместить несоединимое: достижения Микеланжело и Корреджьо. Ф. Цуккаро для обоснования этого маньеристского тезиса придумалэтимологию: «Disegno — segno Di Dio in noi (итал., Рисунок — знак Бога в нас).
Первые портретные работы мастера— «Резчик драгоценных камней» (конец 1510-х гг. За счет того, что произведения оказываются размещенными между частями архитектурного сооружения (распалубки свода, арка), у зрителя создается впечатление визуального увеличения пространства помещения. Так, колоссальная скульптурная группа Бандинелли «Геракл и Какус», поставленная в 1534 г. на площади Синьории и претендовавшая на соперничество с «Давидом» Микеланджело, лишена и героики и подлинной монументальности: статуи отличаются натуралистической грубостью, неестественная и неоправданная напряженность мускулов делает фигуру Геракла скованной и одеревенелой, лица уподобляются гротескным маскаронам, общий силуэт группы крайне невыразителен.
Вот таким образом он в противоположность своим современникам стремится к свободе живописной манеры, утонченности колористических решений (недаром биографы Бароччи рассказывают, что он сравнивал колорит с музыкой и создание новой картины начинал с эскизов в красках). Существуют версии, в которых начало маньеризма ассоциируют с разбоями в Риме в 1527 года. Мастера второй школы Фонтенбло были, в основном, выходцами из Франции и Фландрии. Важную роль в становлении стиля отыграл художник и биограф XV века Вазари.
Творческий облик второго основоположника флорентийского маньеризма Россо Фьорентино (Джованни Баттиста ди Якопо ди Гаспарре, 1495—1540) внешне обнаруживает много точек соприкосновения с Понтормо: уже в ранний период (ок. Это особенно полно раскрывается в скульптурах фонтана Нептуна в Мессине (1547 —1557). В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. Это накладывает отпечаток и на его портретное творчество середины 1520-х гг.
жанр портрета у Понтормо претерпевает качественные изменения. После возвращения в 1545 г. во Флоренцию Челлини окончательно посвящает себя скульптуре. У мастеров имитации основная цель была, чтобы все выглядело красиво, пышно и радостно. Маньеризм уступил своё место барокко. Иногда начальную фазу маньеризма связывают с грабежом и разрушением Рима в 1527 году немецкими солдатами императора Карла V. Самое главное, что маньеризм в заметной форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков до Новой истории.
С остротой и лаконизмом, достойными реализма 17 в., написан и натюрморт на столе. Это был период распадацелостности мировоззрения ихудожественного мышления. Отсюда, в частности, термин манерный маньеризм (maniere Manierismo), предложенный в 1963г. Позже появились стены из разноцветного мрамора, выписанного крупными мазками. Особенно отвлеченный и субъективный характер приобретает эстетический идеал Пармиджанино в произведениях его второго пармского периода (1531 —1540).
Притом, это не только картины и фрески на стенах, а и орнаменты. Необычайно выразительные фигуры героев отличаются здесь светскостью и чрезмерной изысканностью, тем самым создавая образы-«пустышки», лишенные высоких чувств: душевной теплоты, доброты, благорасположения к людям. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко— усложнённый синтаксис, аллегорическая образность игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Вся культура маньеризма – это эстетический протест.
Принципы изобразительного языка Пармиджанино, приобретающего в «Мадонне с розой» особую утонченность, призваны подчеркнуть идеальность этих образов их непричастность реальному миру. В стиле маньеризм присутствует усталость стиля исчерпанность его жизненных источников. 16 в. сказывается и в искусстве Рима.
В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др. ) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения. В маньеристической живописи они выражены главным образом через серьезные искажения перспективы и масштаба сложные и переполненные композиции тёмные иногда резкие или диссонирующие цвета и удлиненные фигуры в преувеличенных позах.
Разрыв между их запросами и возможностями, между культурой и экономикой весьма способствовал расцвету маньеризма с его ложной, напыщенной роскошью. Но если в своих портретах Бронзино выступает как значительный художник, то его многофигурные композиции особенно очевидно обнаруживают усиливающуюся деградацию маньеризма. Андрея), Королевский арсенал и частично монастырь бенедиктинок. Но уже в ранний период Пармиджанино отходит от ренессансных традиций. Например искусствоведы отмечают, что спиритуализм данного течения лег в основу сакрального барокко. Предварительные модели статуи (Флоренция, Национальный музей), которые являются выдающимися памятниками мелкой пластики 16 в., позволяют проследить постепенную кристаллизацию замысла Челлини.
С решением ее граничит самое замечательное произведение Челлини —бронзовая статуя Персея (1545 —1554 Лоджия деи Ланци, Флоренция). Недаром, посылая герцогу Пармы бронзовую реплику «Похищения сабинянки», он писал, что группа может считаться и изображением похищения Прозерпины или Елены, так как, создавая ее, он стремился показать лишь «ученость и знание искусства». В интерьере маньеризма отсутствуют определенные правила или принципы организации формы. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени. Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг. ). Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести.
Экспонированная (прим. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло, Драйден4 (в Англии) Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании) Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). Такова его «Мадонна с розой» (ок.
В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Все это приводит к господству в его монументальной скульптуре такого обилия штампов и шаблонов, какого мы не найдем ни у одного другого скульптора 16 в. Особенной шаблонностью отличаются его конные статуи: памятник Козимо I (1587—1594) и Фердинандо I Медичи во Флоренции (1608). Искусство Эль Греко (1541—1614) заключено в глубоко индивидуальном претворении наследиявизантийской иитало-критской школы иконописи на испанской земле.
Во второй, бронзовой модели Челлини стремится преодолеть некоторую плоскостность первоначальной композиции, но становится на путь маньеристического решения проблемы, подчиняя фигуру Персея абстрактной схеме спиралевидного движения, что придает жестам, позе, силуэту чрезмерную вычурность образ лишается эмоциональной непосредственности, становится изысканным и холодным. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»).
Даже когда художественные центры расположены вне известных центров маньеризма, они все равно выполняют заказы аристократов (оружейники Милан (Италия) десятилетиями работали на заказ королей Франции из маньеристических вкусами). Самым известным среди них был немец, сын художника, Иоанн Пфистер (1573 – ок. Они идут двумя путями.
Также элементы маньеристических декора встречаются на многих домах на Площади Рынок. Особый круг проблем разрешает в своем творчестве наиболее значительный из поздних маньеристов — урбинский художник Федериго Бароччи (1535 — 1612). Герои Понтормо расположились в непринужденных, естественных, полных счастливой беззаботности позах у каменного парапета, над которым на фоне светлого неба склоняются лавровые деревца. Понтормо, Бронзино и многие другие близкие им художники были увлечены искусством Микеланжело и искренне полагали, что развивают и улучшают его манеру. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). Маньеризм (итал.
Впрочем, утратив рычаги политики и экономики, Италия осталась средоточием искусства. Маньеризм распространялся различными путями. Однако в противоположность Бронзино, который был придворным по призванию, Садьвиати, видимо, тяготился атмосферой, царившей при дворах: недаром его близкий друг Вазари рассказывает о резкости и неуживчивости его характера, бесконечных переездах из Флоренции в Рим и обратно (кроме того, около 1540 г. он побывал в Венеции, а в 1554 г. — во Франции), конфликтах с заказчиками. Вазари, Дж. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период конца XIV и начала XV в., для которого характерна экстравагантная тематика (например, несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (например, партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма.
Сороковые годы 16 в., знаменующие начало следующего этапа феодально-католической реакции в Италии, отмечены стабилизацией в итальянских государствах феодально-монархического режима и активизацией деятельности папского Рима, который возглавляет организованное наступление правящих кругов на все ренессансное наследие в политической и духовной жизни страны. Таким образом, первую школу Фонтенбло возглавляли итальянцы, творчество которых представляет «галльский маньеризм», отличный от раннего итальянского. В следующем своем значительном произведении—«Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом. Острый социальный и политический кризис, охвативший Италию в 20—30-х годах 16 в., определил глубокий перелом в судьбах итальянской культуры эпохи Возрождения. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой и яркие цвета. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Кроме удлиненности фигур в картинах Рафаэля вы сможете обозначить некоторую напряженность поз, достаточно яркие цвета и необычные эффекты, которые связаны с нестандартными причудливыми формами, с особым освещением, перспективой и нехарактерными размерами. С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких, как трагикомедия и ироикомическая поэма. Бесспорно, этот этап, полностью, отражал существующий кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Фигура сосвитком — напоминание опророчествах Ветхого Завета.
В цикле фресок в Галуццо «Страсти Христа» светлую жизнерадостность ранних произведений сменяет глубокий драматизм. С 40-х гг. В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516 церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения. Изобретатель цветной гравюры на дереве (так называемой «кьяроскуро») Уго да Карпи (ок. Рафаэль и его рафаэлески в 1508—1520гг.
Вот таким образом главная причина возникновения итальянского Маньеризма в XVIв. Даже напротив их объем и разнообразие увеличиваются.
Фантазийность даже становилась главной целью художника-виртуоза. Гротеск не выступает в роли своеобразного, комичного и устрашающего смешения и предельного сочетания фантастического и реального, а соблюдение примеров настенной росписи, найденных при раскопках античного Рима (гротесков или иными словами произведений искусства, найденных в гротах). Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка) исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма5.
Формирование маньеристического направления в скульптуре также тесно граничит с Флоренцией. Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо таково великолепное парчовое платье в уже упомянутом портрете Элеоноры с сыном или виртуозно написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина (1550-е гг. ). Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка (1532-1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и Северной Европе. и X. Вредеман де Врис, И. Эйтевала, К. ван Мандера, Корнелиса ван Харлема. Но, с другой стороны, Понтормо не принимает и те образы, которые приобретают академический, лишенный какой-либо эмоциональности характер (произведения Фра Бартоломео, Альбертинелли, Андреа дель Сарто).
В данном случае, все это соответствовало требованиям времени и моде. С маньеризмом связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, например, трагикомедии. Как мы уже говорили, признаки маньеризма можно найти в искусстве любого времени – от античности до современности. Например, манере поэта В. Хлебникова явно присущи эти черты. По утверждению маньериста Дж. П. Ломаццо идея рисовать фигуры кубиками принадлежитломбардскому живописцу раннего Возрождения Винченцо Фоппе, затем этой идеей воспользовались А. Дюрер, А. Альтдорфер, Х. Хольбайн Младший.
В это время маньеризм уже выходит за пределы флорентийско-римского круга и к концу века становится господствующим направлением в придворном искусстве как на севере страны — в Милане, так и на юге — в Неаполе, проявляясь не только в живописи, но и в скульптуре, отчасти в архитектуре (Амманати, Вазари).