Картина Эдуарда Мане Казнь императора Максимилиана: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Мане тотчас же запирается в мастерской и пишет «Казнь Максимиллиана», предполагая включить ее в экспозицию своего павильона. Выбранное по примеру Джорджоне, Тициана и Гойи (В период увлечения испанской труппой Мане написал «Лежащую женщину в испанском костюме», прямо идущую от гойевской «Махи одетой», которую он мог знать по гравюрным воспроизведениям. ) явление лежащей обнаженной женщины заведомо очищалось от всего случайного, от прямой взаимосвязи с конкретным окружением, от каких бы то ни было сюжетно-ситуационных разночтений. Ведь оценили же «Битву «Кирсэджа» и «Алабамы». В общем, этот вопрос так и остался без ответа.
Взаимодействуя, оба эти импульса – «пустыня» города и всплеск иной, полнокровной жизни претворяются в картине 1862 года – «Викторина Меран в костюме эспада». Коварство Наполеона III было настолько отвратительно Мане, что он одел палачей во французскую форму. Чаще – хроникально-светскую, описательную (Гаварни), реже – сатирическую (Домье), еще реже – отстраненно-аналитическую (Гис). В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Максимилиан попытался организовать собственную армию, но без особого успеха.
Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Тогда, в 1867 году, писатели уже знали, что такой художник есть, но могли ли они предполагать, что он сумеет запечатлеть эту красоту с таким безусловным изяществом, безукоризненным вкусом, полнокровным артистизмом. Из-за забора за казнью наблюдают зеваки. Л., 1965.
После «Музыки в Тюильри» – это вторая многофигурная картина. Максимилиан отказался покинуть Мексику с французскими войсками, сказав что «Габсбурги не покидают места, доверенного им Провидением». Завороженный ими, он погружается в мечты, уносящие его далеко за пределы дома, где заканчивается сейчас ежеутренняя трапеза. М., «Искусство», 1975. ). Если допустить, что романтический пафос искусства Делакруа был вообще чужд Мане, то никак не объяснимы ни его интерес к «Ладье Данте» (картине излучающей такую кипучую страстность, такое трагическое мужество), ни бесспорная адекватность копии эмоциональной и живописной структуре подлинника.
Максимилиан I (Фердинанд-Иосиф) — эрцгерцог австрийский и император мексиканский, брат императора австрийского Франца Иосифа. Его герой снова один из тех «маленьких» людей, каких много мелькает в большом городе и кого художник искал, начиная с «Любителя абсента» вплоть до «Олимпии». Не столько живописные новации, куда более умеренные, чем, например, в «Музыке в Тюильри», сколько сюжетно-смысловая концепция озадачила и разъярила посетителей «Выставки отвергнутых». Сюжет всегда переплавлялся Мане в живописно-пластические и психологические ценности. Вокруг них нет свободного пространства – этим художник подчеркнул «загнанность в угол» своих героев, невозмутимо встречающих смерть.
Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. Важно, вероятно, не то, кого персонально видел Мане в тот момент, но его ощущение зрительного единства, нерасщепленной множественности людей в городском саду. Однако Максимилиану не удалось убедить республиканцев сложить оружие. А что представляет собой «Флейтист». Обратим внимание на то, что мастера потянуло на пленэр, к естественной, чистой жизни вскоре после создания «Бала-маскарада».
Там, он подружился с Антоненом Прустом. То были снова умозрительные иллюзии, не замедлившие обернуться против художника. Весь Париж стоял на голове.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Как известно, в дальнейшем пути Мане и Золя разойдутся. Живописи это тоже коснулось.
Группа отодвинута в глубину: чистые, цветом почувствованные силуэты визуально еще уменьшаются и мельчают, образуя игру плоскостных цветовых пятен. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Мане запечатлел следующее после выстрела мгновение, когда пули еще не попали в цель. М., «Искусство», 1971. Портрет Стефана Малларме 1876 года вдруг дезориентировал Перрюшо.
Чьей еще кисти было возможно так передать рафинированную одухотворенность творческой личности и тот пронизанный токами поэтических размышлений и внутренней отрешенности воздух, который сгущается вокруг. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Максимилиан родился 6 июля 1832 года в Вене. Статья «Импрессионисты» в книге «Мои художники». Скандалы, сопровождавшие произведения Мане на «Выставке отвергнутых» и в Салоне 1865 года, где они всякий раз становились гвоздем экспозиции, объяснялись теми же причинами, которые спровоцировали в свое время процесс против авторов «Мадам Бовари» и «Цветов зла», обвиненных в том, что они «наводняют печать нечистотами беспутства и реализма».
Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Удачливые авторы «махин» получали звания академиков, членов Института, за ними закреплялись государственные заказы, они преподавали в Школе изящных искусств, получали ордена, становились модными художниками. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
Он вынужден признать, что это полотно не только «великое по исполнению», но «еще более великое по бесконечности мыслей и ощущений, заложенных и сплетенных в нем». Меньше чем за десятилетний период творчества (если ограничить его «Любителем абсента» 1859 года и «Казнью Максимилиана», 1867) Мане успел испробовать почти все возможные в живописи жанры, включая бытовой исторический, «nu», пейзаж, марину, портрет, натюрморт. Не забудем, что Мане высоко ценил принцип искусства «интеллектуального уровня», означавшего в то же время правдивость и неприкрашенность в изображении действительности, о котором не уставал говорить его друг и наставник Бодлер. Всегда ли они необходимы в качестве смыслового подтекста и не превращаются ли порою в декоративные, дробные, тем отвлекающие внимание от главного в портрете.
В центре картины стоит Антуан Гийеме, ученик Коро, чья манера оказывала на творчество Мане устойчивое воздействие. Вот таким образом травлю Мане и «батиньольцев» объясняли как реакцию на эпатаж, хулиганство, оскорбление эстетических чувств зрителей нарочитым живописным оригинальничаньем, не имеющим ничего общего с высоким искусством. Затем она выставляла свои работы каждый год. Отчасти. Уже сам круг моделей красноречиво характеризует время и атмосферу их возникновения.
Слово это, первоначально означавшее помощника живописца, подмастерья, вскоре превратилось в определение заурядного художника, ремесленника, «мазилы». Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
Внимание и чуткость художника становятся еще тоньше, еще углубленнее и обостреннее живописные ощущения усложняются в скупых пределах черного, белого и зеленого регистров цвет становится еще богаче нюансами и тревожнее, как если бы он впитал чувства загадочной женщины, чем-то томимой. Это случилось в Керетаро, где с ним были расстреляны также генералы Мирамон и Мехиа. Военную службу проходил на флоте. Так возникает остродостоверная реалистическая «экспозиция» образа Олимпии.
Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. III. Из-за отрешенности и неоднозначности картину было запрещено показывать публично.
А. Г. Барская. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Здесь преломились его знание и осмысление заветов испанцев и Курбе, Луи Ленена и Ватто. Если Золя в опубликованной в 1871 году «Карьере Ругонов» вспоминал о торжестве бонапартистского переворота «над еще не остывшим трупом Республики», что так напоминало «версальский Париж», торжествующий над трупом Коммуны, то во французской живописи тех лет не было, помимо Эдуарда Мане, художника, так негодующе и точно показавшего дно «большого света». ищущий нечто такое, что позволено назвать эссенцией современности» (Опубликованная только в конце 1863 года эта статья прозвучала своеобразным напутствием Мане после скандалов, разразившихся на выставке у Мартине и в «Салоне отвергнутых». ). Не прав Перрюшо, когда говорит, что «эта живопись вытеснила человека».
Как правило, сталкиваясь с многолюдным объектом, художник испытывал чувство отчужденности. Но в интерпретации художника этот «люмпен» не вызывает ни жалости, ни презрения. Одновременно с «Любителем» Мане создает диаметрально противоположный образ: доверчиво-приближенного к зрителю «Мальчика с вишнями». 19 июня 1867 года они были расстреляны на холме Лас-Кампанас. Ставшее еще более тесным соприкосновение с реальной действительностью натолкнуло Мане на мысль создать единственную (если не считать батальной марины «Битва Кирсэджа и Алабамы, 1864 г. ) историческую картину – Казнь императора Максимилиана Мексиканского. Одновременно он работает над большим полотном, своего рода «махиной», задуманной не без тонкой полемики с «Мастерской художника» Курбе.
Вместе с тем его никак не устраивала та незначительная роль, которую они подчас отводили человеку, рассматривая его или как цветовое пятно (Клод Моне) или, в оптимальном варианте, как часть однозначно ликующей природы (Ренуар). Если бы их увидел Делакруа, то он не смог бы больше утверждать, что в живописи Мане есть «терпкость зеленых фруктов» или что ее «пронзительный колорит режет глаза». Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
То, что Мане искал в спектаклях испанских гастролеров, раскрылось ему не в массовой сцене, но в явлении отдельного героя: такого, как «Лола из Валенсии». Двойственность формального решения холста – эскизность, относительная пленэрность второго плана и четкость живописно трактованного силуэта главной фигуры, построенного на сочетании очищенных от светотеневой проработки черных, белых, розовых и лимонно-желтых пятен, усугубляют это впечатление. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика. Существует несколько авторских версий картины, самая известная хранится в Мангейме. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
Император и на деле продолжил либеральный курс республиканцев, вопреки интересам консервативных сил, которые его «пригласили» занимать императорский трон. И «Студенты Саламанки» и картины «в манере Веласкеса», сделанные, по-видимому, по мотивам офортов с «Менин» и еще каких-то испанских полотен, были необходимы Мане. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже.
Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Да и так ли случайно возникли картины 1874 года. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Создана комиссия по изучению нужд коренного населения. Скорее всего замысел картины «Нана» возник там во время одной из бесед.
Он отваживается ввести в классическую галерею образов, воспевших этот идеал, свою «Олимпию», моделью для которой послужила его любимая натурщица тех лет Викторина Меран. В полотне 1873 года «Бал-маскарад в парижской Опере», написанном через некоторое время после разгрома Коммуны, глубоко потрясшего художника ирония эта перерастает в откровенный сарказм. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Они искали единомышленников, отчаявшись, замыкались в одиночестве.
«Порт в Бордо» – картина, написанная в 1871 году. Существует сюжет переднего плана, где персонажам довольно тесно (такой прием уже был отмечен ранее). Новое поколение вознамерилось обратиться к жизни сегодняшнего города, к бытию людей в той специфической, пока еще совсем не освоенной живописью городской среде, которой свойственна особая подвижность, калейдоскопичность, стремительность и уже с этой «городской точки зрения» оценить жизнь остальной природы в ее изменчивых, временных перетеканиях. Фуко сообщает слушателям, что в этом полотне художник ярчайшим образом передал геометрию холста в его материальности. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает.
Крепло, распространялось искусство «золотой середины» – эклектичное, неглубокое, развлекательное. И нет ли оттенка иронии в названии картины. Человек, воспринимаемый в такой проекции, оставался неразгаданным до конца, но приобретал благодаря этому особую многоплановость, впитывал множество ассоциаций, звучащих «под сурдинку» отголосков ощущений, воспоминаний, чувств инстинктов он оказывался незримыми, но очевидными нитями связанным с той средой из которой сформировался. Он не хочет контакта со зрителем и не ищет его.
Но Мишель Фуко не говорит об эмоциональной составляющей полотна. Отменялась оплата труда пряностями. Детей у супругов не было. Труды Гос.
Он не просто созерцает происходящее, но оставляет рисунок, запечатлевший результаты страшного, но великолепно выполненного преступления (слова одного из современников), фиксирует чудовищно продуманный прозаизм массового истребления республиканцев. Не слишком ли перегружен интерьер кабинета Золя деталями и атрибутами. Бодлер не случайно посвятил ему в 1859 году статью «Художник современной жизни», где имя Гиса, однако, не фигурировало и где силою предчувствия поэта возникал не столько Гис, сколько прообраз художника будущего: человек, одаренный живым воображением, одиночка, без устали странствующий по великой человеческой пустыне. Увидев свою мечту «глазами ясными, как влага ключевая» (Бодлер), художник вынужден будет впоследствии понять, что не здесь таится искомая им в современности ценность и неповторимость человека.
В 1854 году, в возрасте 22 лет, стал главнокомандующим австрийским флотом. Творческое сотрудничество мастера с молодым импрессионистом Клодом Моне (а также и другими его коллегами, в частности с Бертой Моризо) обоюдно воздействовало на художников. Он снова указывает на разбивку горизонталей и вертикалей.
Никто в саду Тюильри не поддался очарованию музыки светская толпа холодна, равнодушна и это ведомо отчужденно наблюдающему ее художнику и у нас она тоже оставляет ощущение не слишком привлекательной, бездуховной и даже чуточку зловещей. Критика современников». Чистые, глубокие краски тоже освободились от всего случайного, второстепенного: их намеренно-резковатая гармония спаяна так крепко и точно, что мгновенно отпечатывается в памяти. В этом произведении впервые возникают реминисценции французской живописи XVIII века.
Одни верили в силу искусства, другие ограничивались лишь стремлением «эпатировать буржуа». Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал.
Может показаться, что Мане ставил перед собой и решал только чисто формальные задачи. Кто же обслуживал эту новую, год от года умножавшуюся клиентуру. «Любитель абсента» (1858-1859 гг. ) имеет, с одной стороны, прямое отношение к романтизму, воспринятому сквозь призму автопортретного цикла Курбе, который в 40-е годы толковал романтизм как вызывающую позу одинокого отщепенца, человека, знающего себе цену и сознающего, что мещанину его не понять.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Мане был опален «смерча и пламени круженьем» (Готье), вспыхнувшим на парижской сцене в дни гастролей испанцев. Опыт последнего был особенно интересен.
Армия творческих посредственностей, тех, кто, по выражению Бодлера, свято исповедовал принцип «следует нравиться тем, на чьи расходы хочешь жить». Оно было молодо, честно и непримиримо. Импрессионисты.
Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. О месте человека в природе Мане размышлял, помнится, еще в «Завтраке на траве». Его «Любитель» может быть поэтом, рапэном, артистом, ныне опустившимся, неопрятным ищущим забвения в алкоголе. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Буржуа называли их рапэнами. Сделав уже в 1860 году эпохальные открытия, Мане не торопится их немедленно продолжать. Легко сказать, что «все в этой картине служит лишь поводом для натюрморта», но ведь это явное упрощение.
Тогда же Бодлер пишет одноименное стихотворение, вошедшее в сборник «Цветы зла». Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Здесь же рушатся все преграды и художник будто остается один на один с горделиво взирающей на него народной плясуньей – отнюдь не прекрасной с точки зрения европейца, зато раскованной, пылкой, чувственной, дразнящей и вызывающей в своей естественности (что особенно задело зрителей).
Эрмитажа, т. VIII, вып. Но это не так. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине.
В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Д. Чегодаев. В поиске поддержки консервативных вооружённых сил Максимилиан согласился с многими их требованиями и одобрил расстрел на месте мятежных республиканцев, пойманных с оружием в руках (3 октября 1865 года).
В. Н. Прокофьев. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Так появляются портреты Астрюка, Дюре и Золя кисти Эдуарда Мане. В империи Наполеона III, погрязшей в финансовых спекуляциях, коррупции, продажном политиканстве, самом беззастенчивом разврате и низменных оргиях, реализм означал бунт против того самодовольства и показного процветания, которыми прикрывался «Вавилон, населенный бездельниками и тупицами» (Бодлер) и по которым через несколько лет нанесет удар Парижская коммуна. Иная ситуация складывается в эпоху Июльской монархии и особенно – Второй империи.
Мане не успел сделать живописного портрета Бодлера. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). По-видимому, обращение к Делакруа диктовалось не одними живописными поисками. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Этими либеральными увлечениями он возбудил к себе неприязненное чувство при дворе своего брата, но зато, как горячий поклонник Наполеоновской идеи, пользовался симпатиями Наполеона III. Еще во времена романтизма зародилась идея своеобразной корпоративности людей, присягнувших творчеству, – «артистов», как называли они себя, – богемы, как называл их обыватель.
Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет.
Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Не это ли была та «идея современности», связанная с блужданием «в человеческой пустыне», о которой писал в 1859 году Бодлер, но которая в 1860-м ускользнула от него, когда он судил картину друга. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Для автора книги перечисление их было удобным поворотом в ходе изложения. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству.
М., «Искусство», 1965. Сюжет исторической картины «Казнь императора Максимилиана Мексиканского», созданной как отклик на очередную политическую авантюру Наполеона III (начатую в 1862 году и закончившуюся в 1867-м гибелью французского ставленника, эрцгерцога Максимилиана), Перрюшо вслед за многими рассматривает как «предлог для тональных вариаций». А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество и сегодня вызывающее вздохи восхищения. Уязвимость живописи «Завтрака», как и «Викторины Меран в костюме эспада», в отсутствии пленэрного единства, в разграничении на две световоздушные зоны: главной, где абрисы фигур ясны и замкнуты и второплановой с ее растворяемостью цветового мазка в солнечном сиянии, сверкающем во влажном отражении реки. Однако было бы неверно считать, что она не встречала противодействия.
В этой шутке есть большая доля правды и неменьшая похвала методы сходны: и тут и там краски наносятся плоскими мазками, только эпинальские мастера используют чистые тона, не обращая внимания на валёры, тогда как Мане усложняет свои цветовые тона и их соотношения. Этот город переставал быть только фоном человеческих поступков. Что касается лучших мастеров, вступивших в французское искусство в 30-40-е годы, таких, как Теодор Руссо, Домье, Милле, Курбе, то их нередко попросту не допускали в Салон, то есть лишали элементарного права художника показывать собственные произведения публике.
Перрюшо мог бы умножить ряд предшественников Мане, сопоставлявших европейские модели с чернокожими натурщицами. Не найдя в современнике героического волнения, Мане решает теперь испытать его в обстоятельствах идиллических, так сказать «руссоистских». Ведь именно Золя принадлежит хрестоматийная формула: «Мане не умеет ни петь, ни философствовать» Мане – раб «бессознательности творческого процесса». Персонажи «втиснуты в это маленькое пространство очень близко друг к другу, настолько близко, что ружейные дула упираются им в грудь».
Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Художник, многократно называемый аполитичным, общественно-равнодушным, в книге выступает как человек, остро реагирующий на важнейшие события современности.
У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. И все эти «маленькие» люди – бродяги избавленные от связей с цивилизованной жизнью, все несут бремя своей свободы с мудрой и печальной горделивостью. Только нарочитым жестом уступая лицемерию, она равнодушно смотрит перед собой глазами не ведающего стыдливости живого манекена. Зато мы следим за всеми событиями жизни Мане, получаем возможность, выражаясь неакадемическим языком, «влезть в его шкуру», видим его неравную битву с косностью и предрассудками глазами современников, хотя как раз они-то и выступали тогда носителями этой косности и этих предрассудков.
Нежный тон кожи, две, много – три краски, чтобы оттенить лицо. В нем есть какая-то затаенная горделивость, чувство собственного достоинства, пренебрежительное равнодушие к тому, что о нем подумают. Оно готовило и совершало революцию в складывающейся веками системе живописных методов. Перрюшо характеризует его фарисейское общество еще слишком мягко.
Мане разглядел это чудесное извлек его из потока реальной жизни. В холодной гамме с преобладанием зелено-синих и черно-белых сочетаний самым сочным, самым чувственно-осязаемым остается натюрморт с излюбленными Мане вишнями цвета горячей крови. Пеоны объявлены полноправными гражданами империи. Воспоминания. Несмотря на просьбы всех европейских монархов, президента США Эндрю Джонсона, Дж.
Умаляет ли это ценность его книги. Образ «Флейтиста» волшебно двойствен: впечатление от него, казалось бы, мимолетно, почти неуловимо и вместе с тем крайне отчетливо. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Так кристаллизуется идея группового портрета, реализованная Фантен-Латуром в «Апофеозе Делакруа» (1864 г. ) и «Мастерской в Батиньоле» (1870 г. ). Здесь он еще раз убедился, что современную палитру должен очистить пленэр.
Император и его сподвижники изображены в левой части. Он делал попытки примирить с собою либералов, но неудачно. С остатками своей армии он был окружён под Керетаро. Поощряя огромные полотна с фигурами в натуральную величину, представляя их как образцы высокого искусства, государство создало условия для производства того, что рапэны столичных ателье окрестили на профессиональном жаргоне словечком «махина».
Каждый из них и все вместе олицетворяют круг образов и тем живописца: прямо повторенный любитель абсента, музыкант, смысловым прообразом которого маячит «Гитарреро», трогательные, наивно-сосредоточенные дети, экзотический старец. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. После чего участь Максимилиана была предрешена. Более того, под кистью Мане жанры начинали взаимодействовать, переплетаться.
Картина Эдуарда Мане «Казнь императора Максимилиана Мексиканского» в свете некоторых фактов и событий. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). «Флейтист» очищен от примет места и времени он оказывается наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна, это скорее эманация его ничем не выдающегося, но такого поэтического и всепоглощающего состояния. Однако на раннем этапе идеал этот имел отнюдь не первостепенную значимость. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году.
«Флейтист» 1866 года – безукоризненное по цельности произведение. Так, в картине «Балкон» (1868 г. ) в образе одной из женщин художник поведал о той скрытой драме отчужденности, тайном разладе с пошлостью и прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в томимую неудовлетворенностью, ранимую, восприимчивую героиню, живущую, оказывается, прямо у распахнутых дверей обычного дома. По его инициативе в 1857—1859 годах была организована научная экспедиция, в ходе которой фрегат «Новара» стал первым австрийским кораблём, совершившим кругосветное путешествие. Изобразительное же искусство пыталось познать его главным образом через графику. «Портрет родителей» раскрывает характеры французов, еще в чем-то бюргерские, добропорядочные, суховатые, кастово-сдержанные, хотя по-своему и привлекательные он согрет какой-то печальной добротой и вместе с тем явной нелицеприятностью отношения. Представив в первой версии картины расстреливающих Максимилиана солдат в мексиканской одежде, что соответствовало бы внешней достоверности случившегося, художник в окончательном варианте изображает их в униформах французских егерей.
Пребывающая не в идиллической обстановке «Завтрака на траве», а в банальном интерьере спальни, Олимпия поднята на пьедестал своего ложа. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Человек здесь – главный и сохраняющий свою неповторимо характерную ценность герой.
Натурализм, проповедуемый Золя и выросший на почве позитивистской философии Тэна, не мог иметь к Мане никакого отношения, как, впрочем, не имело отношения и утверждение писателя, что искусство его друга находится «вне всяких моральных претензий». За более чем десятилетний срок столкновений с проблемами пленэра (От «Музыки в Тюильри», «Завтрака на траве», жанра морского пейзажа, к которому художник периодически возвращался уже с 1864 года, сцен корриды, навеянных поездкой в Испанию, скачек, городского ландшафта до «Балкона». ) Эдуард Мане выработал собственную точку зрения, обусловившую своеобразное решение им тех задач, которые встали к началу 70-х годов уже перед всеми импрессионистами. М., «Советский художник», 1974. Оно не только хотело познать новое – оно хотело видеть по-новому. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Шарлотту поразил припадок острого помешательства, скоро перешедшего в тихое. Не говоря уже о Делакруа, чье положение не могли исправить ни официальные закупки некоторых его картин, ни заказы на циклы росписей.
Рядом с Максимилианом – два верных ему генерала. А. Д. Чeгодaeв. В сборнике «Западноевропейское искусство второй половины XIX века». В 1862 году Мане создает своих «Гитанос», впоследствии уничтоженных. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. о которой грезил его друг Бодлер. Он приближается к самому краю картины и становится ее монументальным стержнем.
А. Г. Барская. Мане не волнуют индивидуальные черты модели. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Но потом он поторопится вернуться в город и будет искать сюжеты в кафе, на подмостках сцены, на улицах или на катке, чтобы наконец кистью, омытой в процессе пленэрных экспериментов, написать свою «Нана» (1877 г. ) в абсолютно ином, лишенном натуралистической заземленности духе, чем это уже делал тогда в своем одноименном романе Золя.
В связи с тем, что он любил флот, в его лице австрийский флот получил мощного сторонника в австрийской императорской фамилии. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Но, несмотря на то что художник ориентировался на картину Франсиско де Гойи «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года», проникнутую страстным драматизмом, ему не удалось передать энергию психологического движения и трагедии. Самые известные импрессионистские работы Мане – «Аржантей» и «В лодке» (обе 1874 года) написаны художником, придерживающимся принципиально иных позиций.
В области портрета Мане особенно активно работал со второй половины 60-х годов. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Он провёл много реформ на флоте и организовал военно-морские базы в Триесте и Поле.
То, что Перрюшо называет «топтаньем на одном месте», предшествующим возникновению «Музыки в Тюильри», представляется не совсем верным. Собранное по его приказу в столице Мексики собрание нотаблей выбрало Максимилиана в императоры Мексики (1863). Господство буржуазии резко изменило отношение к искусству. Но тем более потому Мане не хочет лишать свою маленькую, «среднюю» героиню права на соприкосновение с иной, не столь холодной и эгоистичной жизнью. Много ли в живописи прошлого века найдется аналогий, достойных портрета Малларме.
Структуpa произведения создается в диаметральном отличии от прежде решенных задач. Гарибальди и Виктора Гюго, Хуарес, в соответствии с законным порядком, оставил судьбу Максимилиана в руках военного суда, который приговорил к смерти «Максимилиана Габсбурга, называющего себя императором Мексики», вместе с оставшимися до конца ему верными генералами Мигелем Мирамоном и Томасом Мехиа (англ. ). Это работы А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, А. Г. Барской (А. Как можно классифицировать, например, «Завтрак в мастерской» 1868 года. Осмысление ее осложнялось, повторяем, тем, что художник фактически вступал в живопись первооткрывателем столичного города. Пусть рассудочность стимула, породившего замысел «Олимпии», снова, как и в «Завтраке на траве», не освободила композицию от налета подчеркнутой рационалистичности.
Однако признать свою беспомощность общество это категорически отказалось. Бльшую часть холста (справа и в центре) занимают солдаты Хуареса. До этого времени Испания еще не сыграла во французской живописи предопределенной ей роли.
И это тогда, когда Мане, предпочитающий, по словам Перрюшо, «сюжеты спокойные», мог копировать в том же люксембургском музее «Алжирских женщин» – самое умиротворенное произведение великого романтика. Картина «Бал-маскарад» еще раз развенчивает легенду о Мане как о бездумном и легкомысленном живописце, поверхностно относящемся к современности. В 1857 году Максимилиан стал вице-королём Ломбардии-Венеции. А вскоре Мане уехал в Париж, часто, однако, приезжая и подолгу гостя в Голландии, в доме отца.
Но наряду с этим возникает система специальных государственных заказов на монументальные росписи с целью пропаганды официальных идей – политических, философских, религиозных, равно как и на станковые исторические картины, рассчитанные уже не на частный интерьер, но на экспозицию в залах Салона, на восприятие толпы и, следовательно, крупноформатные.
«Старый музыкант» – это тоже своего рода «реальная аллегория» и, как всякая аллегория, – а особенно в условиях второй половины позитивистского XIX столетия, – она предполагает условность. Гонкуровский художник Кориолис из романа «Манетт Саломон» мечтал «на лету уловить красоту парижанки, которая не поддается определению». Вступительная статья к сборнику «Эдуард Мане.
Но это ничуть не лишает его конечную оценку иронического подтекста. Судя по некоторым впоследствии опубликованным письмам, он рассчитывал, основываясь на непопулярности Франца Иосифа после войны с Пруссией, восстановить свои права на австрийский престол. И это не случайность, а точка зрения. Но когда в 60-70-е годы начинаются выступления Мане и «батиньольцев» (импрессионистов), французская публика почувствовала, что время компромиссов миновало. Таким образом, Мане не просто перерабатывает уроки Курбе, но создает принципиально новый образ «маленького», одинокого, безымянного человека, коротающего затянувшийся «досуг» в компании с бутылкой вина, образ, который надолго вошел во французскую поэзию и живопись.
«Парижский свет», собравшийся в летнем парке, видится художнику единой, нерасчлененной и достаточно безликой массой. В 1852 году Мериме переводит пушкинских «Цыган». Когда Курбе писал «Похороны в Орнани», где включил французских провинциалов в заведомо драматическую ситуацию, он в конечном счете пришел к отрицанию драматизма, обнаружив зато в своих моделях иные глубины. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Эти, по определению Флобера, «маленькие статуэтки, маленькая музыка, маленькая литература» маячили прообразом поп-культуры XX века. Кисть художника увековечила маленького музыканта быстро, но плотно, обобщенно, но определенно. Она стала его студенткой, моделью и другом. Если предыдущие полотна характеризовались как поверхности с двумя измерениями, то «Порт в Бордо» – воплощение доминанты вертикали и горизонтали, подчеркивающей рамку картины и чередующейся с вертикалями и горизонталями волокон холста.
В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Очевидная демонстративность сцены, вызывающе независимый взгляд и поза нагой женщины рядом с одетыми мужчинами, отсутствие контакта в поведении всех их, вместе взятых их психологическая разобщенность теперь где-то уже иронически дезавуировали попытку Мане соразмерить современника с вечными идеалами. «Старый музыкант» не только образно-эстетическое, но и живописное кредо Мане.
К вопросу об источниках ранних произведений Мане. Так ли уж «радует его взор зрелище светского гулянья», как утверждает Перрюшо. При этом манера «Любителя абсента» сохраняет пока зависимость от пластических ощущений не столько Кутюра, как пишет Перрюшо, сколько опять-таки Курбе, усвоившего опыт Риберы и Сурбарана. Жизнь.
Мы помним, как «Олимпия» вывела из себя Париж Второй империи. Хотел ли он разоблачать Рошфора. В том же году он создает любопытнейшую работу, свидетельствующую о его интересе к абсолютно иному миру – не нынешнему, городскому, светскому, пронизанному пульсацией физических, но отсутствием духовных движений. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Государство призывало искусство быть «украшением и развлечением духа» (Эта вполне потребительская формулировка взята из обвинительного приговора другу Мане Шарлю Бодлеру, вынесенному в 1857 году на процессе против «Цветов зла». ). «Обнажить жестокую реальность» – такова была задача и гонкуровской «Девки Элоизы» (1877 г. ) и «Западни» (1877 г. ) Золя.
При этом Мане строит композицию холста «В лодке» так, что кадровость не разрушает глубины пространства в этом «пейзаже света и воды» и одновременно воссоздает отчетливо-преходящий эффект движения скользящего по реке ялика. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Скандал был полным. Несколькими годами раньше Бодлер писал: «Чудесное окружает нас, питает как воздух, но мы не видим его». Каким поразительным мужеством обладал этот погибающий и совсем еще нестарый человек.
В конце 70-х годов тема куртизанки, памятная французским читателям по «Даме с камелиями» Дюма-сына, вновь проникает на страницы романов. Быстрый, уверенный, лаконичный рисунок пастельными карандашами, легкие растушевки, едва тронутые ускользающими прозрачными тенями, сочные штрихи там, где надо наметить очертания платья, прически. Не довольствуясь опытами Константена Гиса, равно как и графическим наследием предшествующего столетия (в частности, возможно, офортом Габриэля де Сент Обена «Стулья в Тюильри») (Заметим, что именно с 1859 года братья Гонкуры начинают публикацию своего «Искусства XVIII века», реабилитируя его в глазах современников. ), Мане уверенно идет к самостоятельному овладению проблемой и решает ее, перешагнув через всех своих предшественников. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта. С годами характерная для Мане ирония приобретает очевидную социальную направленность. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Характеристики к картине «Расстрел императора Максимилиана» для Фуко во многом схожи с описанием предыдущей картины: очередное проявление замкнутости пространства в качестве изображенной высокой стены.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Вовсе нет. Такую игру плетений холста он обещает нам увидеть и в следующей картине Мане – «Аржантей». В том же году он вступил в брак с бельгийской принцессой Шарлоттой (1840—1927), дочерью бельгийского короля Леопольда I. В качестве австрийских наместников они поселились в Милане. То, что в Париже конца 30-х годов называли «франко-испанской» школой, представляло собой или эклектические перепевы формальных открытий испанского искусства XVII века или спекуляцию на занимательном этнографизме (Сиглер, Адольф Брюн, Деоденк).
Письма. И подростку, облик которого портретен (это Леон Коэлла), дано услышать их таинственные, то здешние, а то и нездешние (шлем, ятаган на кресле. ) голоса. Достаточно вспомнить поведение юноши во время июньских событий 1848 года или эпизод в дни декабрьского переворота, когда девятнадцатилетний Мане вместе с Антоненом Прустом, рискуя жизнью, не побоялся стать свидетелем разыгрывающейся на улицах Истории одного преступления (Гюго) – расстрелов в упор среди бела дня, актов варварской жестокости, совершенных в цивилизованной Франции.
Десятки ясных, гармоничных, просветленных образов. Именно она и гипнотизировала Мане. Бонапартизм, уповавший на то, что с деньгами в одной руке и железом в другой «можно повести страну далеко», привел Францию к катастрофе, во время которой художник находился среди настоящих, а не казенных патриотов.