сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Его родители надеялись, что сын получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Сегодня ученые-искусствоведы могут назвать картину и даже дату ее создания, с которых Мане практически инстинктивно вступил на путь кардинального обновления основ живописного искусства через приобщение его к проблемам времени. Рисовать он начал еще в коллеже.
К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Шардена,, П. -П.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет.
Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). Но Мане попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в Рио-де-Жанейро). Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению.
В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В конце концов победила его страсть к искусству. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Портреты Мане (С. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг.
Мане создал также свежие по цвету натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль.
Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно "Бар в Фоли-Бержер". Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне.
стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж). Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане.
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Его родители надеялись, что сын получит респектабельное юридическое образование. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу.
Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Мане. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Так, одно из самых ранних его произведений – "Любитель абсента" (1859)-кажется прямой иллюстрацией к "Цветам зла" Бодлера. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов.
Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии.
Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Он пытается копировать их полотна иногда даже очень произвольно, так сказать — на свой лад. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард Мане приобщился к классическому наследию. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ).
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе).
Тень фигуры не соответствует её положению. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Учитывая то, что в картине не изображены музыканты, музыку он пытался запечатлеть, передав настроение слушателей, собравшихся на концерт под деревьями парка. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался.
В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу.
1868-1869). В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). И вместе с тем чисто импрессионистическим остается ощущение движения, мимолетности и совершенного единства фигур со средой. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
К числу наиболее характерных импрессионистических полотен художника относятся картины, написанные в 1874 г. в Аржантее: Клод Моне в лодке, Аржантей, В лодке. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж). Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Родился в семье крупных чиновников. Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа.
Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Композиция картины была навеяна рисунком Рафа-эля и образами "Концерта" Джорджоне. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Тем не менее в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Мане приобщился к классическому наследию. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).
В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой "Олимпии".
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей.
Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Копировал их и Мане и не только в Лувре.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
Тень фигуры не соответствует её положению. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Родители Мане хотели сделать из своего сына юриста, но тот наотрез отказался от этой карьеры и ушёл в морскую школу.
Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Мане добивается известности, хотя и скандальной. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). В начале 1860-х гг. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет.
Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее со своей любимой натурщицы Викторины Меран) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро. Их образы символизируют муз. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Но не тут-то было.
Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания.
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены.
В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Малларме, 1876, Музей импрессионизма, Париж) – своего рода исследования внутреннего мира современника, расширяющие возможности этого жанра. И тем не менее, ничто не прошло даром. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров.
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри.
Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. он учился в коллеже Роллэн. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств.
Сверкающую наготу Олимпии художник подчеркнул цветом розоватого банта в волосах, черной бархоткой на шее и золотым браслетом на изящной руке. Особенно совершенна работа В лодке.
Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Рисовать начал еще в коллеже. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Тень фигуры не соответствует её положению. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему.
Да, теперь было слишком поздно. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника.
Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Их признание имело значение. Теперь художник решительно отвёрг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию.
Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». В ней сочетание абриса кормы парусника, сдержанной энергии движений рулевого, мечтательной грации сидящей дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежести ветерка и скользящего движения лодки создает особенную картину, полную радости и свежести. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое.
Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула.
Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и замечательный натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Негритянка и черная кошка, сидящие около ног молодой женщины, вносят в атмосферу картины оттенок некоторой необычности и в то же время становятся ее необходимыми композиционными и цветовыми элементами.
Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного "окна в мир" в поэтический "образ мира". Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет").
Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Художника не случайно называли живописцем современной жизни.
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона.
Этим двум картинам сильно досталось от критиков. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. В течение шести лет (1850-1856) Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника скоро сложились весьма напряженные отношения. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов.
В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). «Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами).
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа».
Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы испанских мастеров, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет").
Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. В произведениях 60-х гг.
Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. В конце концов победила его приверженность к искусству.
В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне). В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар.
На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращаясь в искрящуюся мириадами огней и цветовых бликов поэтическую среду, в которой предметы и фигуры обретают новую жизнь. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже.
И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Самостоятельные совместные выставки ничего, кроме порицания публики и издевательств критики не принесли. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила та же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады». Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке».
В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Такова была его художественная программа. В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). У многих картин этого периода трудно даже определить жанр.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом.
В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Серьёзные потрясения и невзгоды заставили живописца сделать перерыв в своём творчестве почти на год. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине.
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной мазок – широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура.
«Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. В начале столетия, новые идеи и средства в изобразительном искусстве страны связывались с деятельностью Делакруа, Энгра, Коро, представителей барбизонской школы, Домье, Милле и Курбе. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Желая получить в лице учителя художественного революционера, Эдуард был сильно разочарован скучными уроками откровенно не любившего Мане живописца. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.
В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть».
Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека).
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. В этом произведении художник создал образ не богини или нимфы, а реальной женщины с неповторимым очарованием. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. При этом композиционным и живописным строением произведения, а также его размерами художник утверждает поэтическую значительность образа. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. Ему было необходимо осмотреться, перенять опыт, понять основные тенденции в искусстве, хоть само отношение к Кутюру не было однозначным.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В оранжерее» и «В лодке» были встречены очень тепло. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсарро.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Гойи.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.