Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Картины же этих художников, на первый взгляд, казались еще более враждебными традиции. Понять Кутюра – значит понять возможности официального искусства. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа».
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Их образы символизируют муз. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. Именно вот таким образом импрессионизм не начинается с 1874 года. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Надо было, что бы кто-нибудь подтолкнул его.
Стоит Мане где-нибудь появиться, как его тут же начинают в упор разглядывать. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Для него не было большего удовольствия, чем сводить А. Пруста и своего племянника по воскресеньям в Лувр. Мане Эдуард (Manet), французский художник. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства.
Конечно, сам Мане был очень далек от Коммуны, цели которой он попросту не знал. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56).
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из его современников. Если бы эти копии увидел Кутюр, он бы их ни в коем случае не одобрил. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Томы Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады».
Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. В это время Мане был мускулистым человеком среднего роста. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Единственным интересующим его опытом был опыт, который ему давала работа. Его кисть увековечила музыканта быстро, но плотно, обобщенно.
Но это принесло ему одни оскорбления.
Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Корни деревьев опутаны лианами, с веток спускаются орхидеи. Чтобы наблюдать за дядей, Эдуард тут же оставляет свои игры. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении.
Тень фигуры не соответствует её положению. Она была подписана новым именем – Мане. Такова была его художественная программа.
Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Это живопись Ватто и Шардена. В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов. Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.
А осенью он держал экзамены в мореходную школу, но, видимо, не очень усердствовал: экзамен закончился полным провалом. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Уже ранние работы Мане утверждают новые принципы выражения мира. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина.
Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. В начале 1860-х гг.
Несмотря на это, ему было разрешено отправиться в учебно-подготовительное плавание на паруснике Гавр и Гваделупа в качестве юнги. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло.
И лишь в 1879 годщу Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Порой слышатся насмешки. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Публика с утра до вечера валит в дверь, вытягивает шеи кверху, к Олимпии и ее коту. Но и сейчас, когда детали полотна Мане почти неразличимы, страсти не улеглись. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). В молодости он носил длинные волосы, часто откидывая их назад. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями.
Ренуар, подобно Моне, не любил возвышать голос в общих шумных дебатах. Драматические события могли волновать Мане-человека, но не Мане-художника. Он хотел соразмерить с ними свою индивидуальность.
перешёл к пленэрной живописи. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Возможно, здесь сказалось желание как можно скорее расстаться коллежем. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Несмотря на высокое качество живописи, картина несколько лишена подлинной выразительности, в ней нет такой энергии психологического движения, ощущения конфликтности происходящего. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. В начале июня ее переносят в самый последний зал и помещают над огромной дверью так высоко, как никогда не вешали даже самые бездарные картины. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Мане в растерянности. Если в ранних работах художник был склонен несколько романтизировать действительность, то теперь он открывал подлинную красоту повседневного течения жизни. Однако высшего напряжения скандал вокруг Мане достиг в Салоне 1865 года. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.
В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника.
Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. У него было три сына: Эдуард, Гюстав и Эжен и он ожидал, что все трое последуют семейной традиции и будут готовиться к гражданской (юридической) карьере.
Глаз Мане, – писал Пруст, – был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу, Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин за туалетом, замечательные портреты и натюрморты. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Друг Сезанна Золя, напротив играл важную роль в группе. Организуя композицию своей работы как систему колышущихся пятен, то расплывающихся, то резко обозначающихся цветовых силуэтов, Мане отказался от графичности и светотеневой моделировки формы, прибегая к свободной, создающей эффект быстроты исполнения, манеры alla prima.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Образованный, с тонким вкусом, Фурнье по-настоящему любит искусство. В очередной раз Мане меняет мастерскую — теперь она находится в западной части квартала Батиньоль.
Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства.
В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Первым этапом развития его живописного таланта была картина Любитель абсента. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
Там он подружился с Антоненом Прустом. Чередование этих картин, следующих друг за другом, порождает незабываемое чувство бесконечной способности человеческого существа менять свои облики. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсаро.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).
Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Не так уж и мало.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Его привлекали такие картины Энгра, как Купальщицы Вальпинсона и особенно – портреты. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Но Мане хотел осмотреться, понять основные тенденции в искусстве. Мечтают о встрече. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862).
Правда, он использовал вынужденную неподвижность, ставя перед собой мольберт и наблюдая ту волшебную игру солнца в зелени деревьев, что так привлекала Моне и Ренуара. Особенно совершенна работа В лодке. Сюжеты драматические мало соответствовали его творческому темпераменту. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Что обрел Мане в этом диалоге с великими мастерами.
Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Однако опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Томы Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». По мнению автора, суть этой картины можно выразить буквально одной фразой: Мане впервые в истории живописи создал произведение, посвященное профессиональной натурщице, ее облику, манерам, внутреннему миру. Среди них были: писатель Золя, художники Фантен-Латур, Ренуар, Сезанн, Моне, Сислей, Гис, некоторые критики. Ничто не бросалось в глаза. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть.
В этой картине, где большую роль играет светлый фон: с одной стороны, он мешает распространению объемности в глубину, с другой – подчеркивает силуэт. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
В конце своего путешествия Эдуард больше всего на свете хочет вернуться во Францию. А затем, 18 февраля, устраивается трехдневный карнавал. Не в меньшей степени интересовал его и Энгр. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
В 1871 году тронулся лед и на художественном рынке. Он не поддавался никаким влияниям, его индивидуальность четко обозначилась.
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Однако вскоре многие из его иллюзий рассеялись.
В конце концов, его уговоры подействовали и Мане посылает свой шедевр в Салон 1865 года. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Я сам не знаю, зачем я здесь. Образ одной из женщин в полотне Балкон пронизан скрытой драмой отчужденности, тайным разладом с прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в ранимую восприимчивую героиню.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Еще одна картина на эту же тему – Испанский балет. Поразительно дикая, нетронутая природа.
В траве медленно ползают насекомые, сверкающие, как драгоценные камни. Он смотрел на мир с такой непосредственностью и свободой, какую вряд ли знал кто-либо из художников старшего поколения. Посетители хотят видеть только Венеру с котом. 1873 год принес Мане впервые за последние 12 лет шумный успех: публика и критика единодушно одобрили картину За кружкой пива изображавшую гравера Белло за столиком в кафе Гербуа.
Явился Кутюр, посмотрел, сделал невообразимую гримасу. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Кроме того, количество его защитников увеличивалось.
Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье. Вместе с семьей в первых числах марта Мане перебрался в Аркашон. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. Тем не менее, Курбе, более чем кто-либо из современников, помог Мане утвердиться в его стремлении писать то, что он видел вокруг себя, говорить о будничном, с такой же серьезностью, с какой прежде говорили о героическом. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Учитывая то, что в картине не изображены музыканты, музыку он пытался запечатлеть, передав настроение слушателей, собравшихся на концерт под деревьями парка.
Его привлекали также Рафаэль, Джорджоне – художники чистой и светлой гармонии. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Мане воздействовал своим авторитетом на многих молодых художников. В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества. Чему еще может научить его автор Римлян.
Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В нем преломилась и преобразилась доверчивая трогательность детства, очарование женственности (ему вновь позировала Викторина Меран), вера в великую силу искусства, пусть даже такого незатейливого, как мелодия военной флейты. Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане.
Но его тянуло к большим полотнам и он все-таки взялся, превозмогая болезнь, за свою последнюю композицию. Огюст Мане женился 18 февраля 1831 года на Эжен-Дезире Фурнье.
В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. После учёбы и небольшого плавания, Эдуард поступает в школу Изящных Искусств в Париже, вместе с А. Прустом, который потом написал воспоминания о Мане. Но никто не станет возмущаться в Лувре. Кроме того, во времена Мане имя Олимпия было нарицательным, так обычно называли куртизанок. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи.
Как во всех ателье, каждый делал ежемесячный взнос на мужскую или женскую натуру. Рабство его возмущает. Приподнятые уголки рта придавали ему насмешливое выражение.
Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Но энтузиазм Мане вскоре утихает. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать.
Вот Гитареро, какого не увидишь ни в Опере-Комик, ни на виньетке в нотах испанских романсов. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Эта группа включала: Моне, Ренуарa, Писсаро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо.
Практически ничему новому, что интересовало Мане. Необычайное зрелище.
Моне тоже был охвачен пылом, подобно Золя, но, видимо, не хотел выделяться. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов.
Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Напротив, они становятся еще ожесточеннее. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Так подготавливался новый этап творческого развития Мане. Это море, написанное в такой широкой манере, не имеет ничего общего с условными маринами.
Завтрак на траве не был принят в официальный Салон 1863 года. Вскоре он начал ссориться с Кутюром. Стычки эти становились все более резкими. В светлых частях картины Мане, в противоположность академическому принципу использует тон светлее натуры.
Он даже уничтожил все свои академические работы, выполненные в 1855-1859 годах. Его восхищали Похороны в Орнане, где Курбе решился представить ничем не замечательных людей, своих современников и сограждан, в натуральную величину, в масштабах исторических картин или парадного группового портрета, где он осмелился частный случай их будничной жизни трактовать в столь величественном и серьезном духе, какой прежде считали достойным только при изображении событий исключительного, общечеловеческого исторического значения. Все это представлялось Мане занятием праздным и абсолютно бесполезным.
Его фигурка кажется взвешенной в неопределенном пространстве картины. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.
И все его прежние опыты были опрокинуты. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Казалось, вернулись времена скандалов 1863 – 1870 годов. Эти работы трудно назвать психологическими – скорее это портреты настроения.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
В конце концов победила его приверженность к искусству. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Он предлагает Мане разделить с ним мастерскую, которую он снимает неподалеку от церкви Мадлен, на улице Лавуазье. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Юные воспитанники с Гавра и Гваделупы едва верят своим глазам.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Даже цвет в скупых пределах черного, белого и зеленого регистров становится тревожным. Этим двум картинам сильно досталось от критиков. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. И натура и освещение – все одинаково фальшиво.
Лишь к 1872 году Мане оправится от пережитых потрясений. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). В данном случае сравнение с ранними его шедеврами, прежде всего – с Олимпией, дает представление о том пути, который художник прошел за 18 лет, разделяющих эти произведения.
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. После окончания колледжа он пытался поступить в мореходную школу, но, видимо, не очень усердствовал: экзамены были провалены.
Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Первые его работы одобрил Делакруа.
Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Он понял, что такое полный свет, глядя на эти полотна, где даже черное светится. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Да, теперь было слишком поздно. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов.
Там, кроме гимнастики и рисования, он интересовался только историей, курс которой читал молодой профессор М. Валон – будущий творец Конституции 1885 года. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
Он угадал в портретах Энгра скепсис и иронию, скрытые под маской ледяного беспристрастия. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков.
В нем уже не чувствовалось чужестранного налета – он становился новатором. У него была ритмичная исключительно элегантная походка. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. В прессе благосклонно отозвался о Гитареро Т. Готье: Карамба. В результате этого рапорта Эдуард был на месяц исключен из класса. Это подтверждают его исторические композиции, в частности картина Расстрел императора Максимилиана (1867). Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
В 18 лет волосы уже поредели надо лбом, но появилась борода. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Постепенно вокруг него образуется группировка. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Новаторские приемы искусства Мане, вызывающие сопротивление публики, притягивали к нему молодых художников ищущих новые выразительные средства в живописи.
Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Женщина, без малейшего намека на одежду – среди двух одетых мужчин. Впрочем, связанный со всем этим вынужденный перерыв творчества был даже необходим: в это время в душе Мане незаметно формировались те внутренние силы, которые затем (к 1872 – 1873 годам) сразу изменят характер его искусства.
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Рисовать он начал еще в коллеже. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). К старым друзьям присоединяются новые.
Мане тщательно изучает живопись итальянского Возрождения. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Не случайно впоследствии (в 1857 году) Мане копировал Ладью Данте и в связи с этим посетил мастерскую Делакруа.
Прерванные войной встречи живописцев – новаторов в кафе Гербуа постепенно возобновились. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Однажды воскресным вечером он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда.
Кроваво-красный ковер под ногами этой толпы воспринимается многозначительным намеком. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой.
С ним хотят сблизиться. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Мсье Мане весьма плохо встретил этот совет. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Этот толчок, которому Мане не смог противостоять исходил от Бодлера. Золя стал глашатаем группы в прессе и ее ревностным защитником. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Более благоприятно были встречены написанные в 1860 году Гитареро, портрет родителей. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Летом 1870 года Мане впервые пишет одну из своих картин на открытом воздухе (Сад) и в дальнейшем нередко работает на пленэре.
И тем не менее, ничто не прошло даром. Обеспокоенная администрация решает перевесить Олимпию. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Обратный путь во Францию был долгим— Мане много ездил по Центральной Европе, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене. Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна.
Особое внимание деталям обстановки художник уделил в портрете Золя (1868, Лувр). Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. он копирует в Лувре некоторые его работы. которое привело его в Венецию и Флоренцию.
В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. Бразильская милиция кажется комичной. Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.
Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Но увидеть то, что полезно и пойти своей дорогой удалось далеко не сразу. 12 февраля 1871 года Мане покинул Париж. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Через несколько дней воспитанникам разрешили сойти на берег и они начинают осмотр города. Портрет мадам Мане за роялем, картина Чтение, портрет мадам Мане на голубой софе. В ней сочетание абриса кормы парусника, сдержанной энергии движений рулевого, мечтательной грации сидящей дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежести ветерка и скользящего движения лодки создает особенную картину, полную радости и свежести.
У него были светлые глаза. Пренебрежение к иллюзорной перспективе выражается и в отсутствии на картине теней. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. В сопоставлении этих белых тонов заключается преодоление огромных трудностей. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане.
Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. В письме к брату Эжену он бросает вскользь: Я не рассчитываю поступить в этом году на борту корабля куда беспокойнее, чем на земле. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В ней своеобразно совмещены изображение быта, портрет, натюрморт, приобретающий абсолютно исключительное, хотя и не первостепенное значение. Его интересовал мир людей их отношений и чувств.
В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). В произведении Музыка в Тюильри Мане разрушил замкнутую, самодовлеющую законченность живописи и ее бытийность для того, чтобы передать течение самой жизни. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882).
За Дюраном-Рюэлем последовали банкир Г. Гехт, Издатель Флобер, Золя Шарпанте и т. д. Позднее ему предстояло перейти в качестве судьи в Парижский апелляционный суд. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Вот уже 6 лет, как он трудится в его ателье.
Фокус картины находится не в глубине, на горизонте, в точке сосредоточия перспективных линий, как на подобных многофигурных картинах старых мастеров, а вне картины, в точке, где перекрещиваются взгляды фигур, – на зрителе. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Лишь один Делакруа подал тогда свой голос в защиту Мане.
В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря.
он учился в коллеже Роллэн. Работа также интересна тщательностью найденных отношений больших колористических пятен и убедительностью деталей.
Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Ренуар выказывал решительное отсутствие интереса к серьезным теориям и глубоким размышлениям, они, казалось, раздражали его. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
В 1872 году он показал 11 из них на выставке в Лондоне. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Эдуард Мане настолько любил свой дом, насколько терпеть не мог коллеж.
Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Среди цветов порхают яркие колибри. И она разразилась.
Весной 1848 года Эдуард Мане покинул коллеж. Под широким лбом выступал прямой, правильный нос. На обратном пути во Францию Мане много ездил по Центральной Европе, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане.
Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Он пытается копировать их полотна иногда даже очень произвольно, так сказать — на свой лад. Этот этюд отличался большой свежестью фактуры и сильным рисунком, от которого не отрекся бы сам Энгр (Мане питал к Энгру чувство живого восхищения). На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Полотно поставили к свету на мольберт, украшенный цветами.
Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. В конечном счете, какое могло иметь значение то, что он выиграл спор или поразил присутствующих каким-нибудь остроумным замечанием. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Эдуард потрясен. Он приобрел здесь мастерство, ремесленную основу живописного искусства. Художник закономерно приходит к большей дифференциации цвета, улавливаемого в разнообразии тончайших оттенков, которые фиксируют эффекты света, его воздействие на видимый мир.
1868-1869). Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий. Но жюри отвергло его картину Любитель Абсента.
Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Шардена,, П. -П. Где это видано.
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Художник в своих работах этого периода редко повышает звучание цвета до предельной степени интенсивности. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Еще в 1861 году он написал Музыку в Тюильри – свою первую сцену парижской жизни. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Теперь он будет работать самостоятельно.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке». Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. В этом произведении художник создал образ не богини или нимфы, а реальной женщины с неповторимым очарованием. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое.
Художник пересоздавал и анализировал образцы, словно размышляя с кистью в руках над характером старой живописи. В это время у Мане были теплые отношения с графом Альбером де Баллеруа. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Мане извлек это чудесное из потока реальной жизни.
Копировал их и Мане и не только в Лувре. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Однако успех был мимолетным. Гроза становилась реальной угрозой.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Его отец, Огюст Мане, был шефом отделения в Министерстве юстиции. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Весной 1859 года Мане впервые попытался выставиться в Салоне. Мане был признан главой этой группы.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. На ней изображены испанские танцоры в момент выступления.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. за стенами мастерских есть столько живых вещей.
(Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Все, что мы здесь делаем и видим – просто смешно. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Куда бы он ни пришел, люди мгновенно начинают подталкивать друг друга локтями. Она помещалась в нижнем этаже дома на улице Ласаль.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Здесь преобладают белые, желтые, синие и красные пятна как организующие мотивы между ними повторяются черные цилиндры и сюртуки мужчин.
Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Но для европейца и немного художника город этот отмечен печатью неповторимого своеобразия. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Сияние светлых тонов подчеркнуто ударами звучного цвета в букете и узоре шали, усиленно смелым введением черного и контрастом с глубоким темным фоном. Оно побуждает его, в частности использовать для них в качестве натуры своих близких и друзей, черты которых, хотя и преображенные художником, всегда можно узнать и в Завтраке в мастерской (Леон Ленхоф и Руссен) и еще в большей мере – в Балконе, где сидящяя женщина – это Берта Моризо, стоящяя рядом с ней – скрипачка Дженни Клаус, а франт позади – художник Антуан Гийеме.
Он и сам осмеливается сделать несколько штрихов на бумаге. Покинув Кутюра, Мане упорно начал преодолевать в себе его влияние. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Сперва Марине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
Но он должен двигаться дальше. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Продавщица, обращенная к посетителю, отраженному в зеркале, стоит за рядом бутылок и графинов. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Но все же в мастерской Кутюра Мане проведет 6 лет. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Кто еще столь негодующе и четко увековечил в живописи светское дно версальского Парижа. По масштабу трагического ощущения ее нельзя соотнести с изображенными событиями. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Если в Завтраке на траве Мане еще не совсем последователен в этой тенденции, то в Олимпии и другом его раннем шедевре Флейтисте (1866, Лувр) окончательно торжествует плоскость понимания форм, а живописное единство достигается в них не подчинением всех элементов картины условному общему тону, а гармонизацией обобщенных цветовых пятен. Теперь художник решительно отвёрг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Тень фигуры не соответствует её положению. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Кажется, что стойка бара одновременно приковывает ее к вульгарному миру обыденности и одновременно ограждает от него ибо кисть Мане преображает самые банальные предметы в изысканные красочные созвучия. Они были невелики, но отличались блеском и живостью. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме N5 по улице Малых Августинцев. Какая тоска – длинные, бесконечно длинные дни, а теперь еще и дожди начались. Эта картина стала гвоздем выставки. Но Мане отталкивало высокомерное презрение Энгра к своему веку.
Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. На улице ему смотрят вслед. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
«Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. Местом, где собирались художники нового направления, стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, откуда произошло первое название группы – батиньольская. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Публика угрожала ей зонтиками. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Он многократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Обнаженное тело, легко моделированное тончайшими градациями желтоватых оттенков, включено в гармонию изысканных тонов – серебристых простыней, золотистой шали, розового платья негритянки. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Теперь же он открывает подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни. Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Художник решительно ломает привычные жанровые и стилистические представления. Эдуард рисует.
Наряду с мастерами раннего и высокого Возрождения он начал все более увлекаться творчеством Веласкеса, причем не раннего Веласкеса, а благородной и непринужденной живописью зрелых лет великого испанского художника. Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. И, разумеется, он необыкновенно живописен.
Ежедневно молодой художник посещал Лувр, делал копии известных полотен и всегда пытался получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». В ранних произведениях художник верен программе жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, однако он был склонен также выбирать для своих работ темы, несущие в себе черты романтической необычности. Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере».
Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Однако теперь Мане еще тверже стоял на ногах, еще больше был уверен в себе. Эдуард был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру признательностью. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр.
В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Их признание имело значение. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Вначале художник был склонен романтизировать действительность, (Олимпия, Флейтист).
Строго говоря, уже в некоторых ранних своих работах (Музыка в Тюильри), хотя они были написаны в мастерской, Мане утверждает многие принципы импрессионизма. Две недели он не покидал корабля. Предложение принято. Так в 1856 году Мане покидает ателье. Человек, пол на переднем плане и замыкающий картину низкий, широкий стол превращаются в плоскости, уничтожающие иллюзию пространства. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Картины раннего Мане образуют настоящую галерею поэтических явлений человека на подмостках жизни: то печальных в своем одиночестве и заброшенности (Любитель абсента), то безоблачно радостных (Мальчик с собакой, Мыльные пузыри), то торжествующих и дерзких (Лола из Валенсии), то исполненных мягкой задумчивости и тихой просветленности (Флейтист). пошло на капитуляцию столицы. Он выставляет Поругание Христа стражей и свой шедевр – Олимпию.
В феврале 1871 года он покидает Париж и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. В этой картине поражает и игра красок.
В мастерской Кутюра было 25 – 30 человек. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.
Нам кажется, что мы слышим и видим этого бравого испанца в марсельской куртке и брюках. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Этот город чаровал и отталкивал Эдуарда. Боже, какое неприличие.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. Это уже не был прежний Мане с его Гитарером или Уроком музыки. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.
Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. Эта картина, заставила многих художников широко раскрыть глаза и разинуть рты. Чистые, глубокие краски тоже освободились от всего случайного, второстепенного.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Сияние светлых тонов подчеркнуто цветовыми контрастами, звучащими в букете и узоре шали, а также достаточно смелым введением оттенков черного цвета. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В июле 1849 года, после возвращения в Париж, Мане ещё раз безрезультатно пытался сдать экзамен в Морскую школу.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». Флейтист будто выплывает из нежного, полного тихой вибрации серебристо-желтоватого фона. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Флейтист пребывает наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна.
Как он бренчит на своей гитаре, не жалея струн и распевая во все горло. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии.
Так, лишены жанровой определенности картины Завтрак в мастерской и Балкон. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины.
Это было сразу отмечено, когда в 1872 году в Салоне появился Бой Кирседжа и Алабамы. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Одной из его любимых книг была Салоны Дидро. Это не устраивало Мане. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Он, как и последовавшие по его стопам импрессионисты, в самых первых своих работах ставил перед собой задачу остановить на холсте состояние действительности, позу модели в одну конкретную минуту.