Карел ван Мандер (нидерл. Carel van Mander) (1548, Мёлебеке (англ. )русск. Я услышал и свой голос и Мартина и геолога Мандера и его жены и многих других, оставшихся далеко позади, тех, кого мы уже никогда не увидим и не услышим. В третьей части своей «Книги о художниках» Карел ван Мандер даёт подробный комментарий к важнейшему источнику мифологических сюжетов голландской живописи — «Метаморфозам» Овидия.
К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хеере. К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хеере. Заканчивая свой труд, Карел ван Мандер писал: «Пора снова взяться за кисти и посмотреть, не удастся ли и мне самому создать что-нибудь порядочное». Мария – тринадцатилетняя девочка из индианского племени ланкадонов, шесть лет прожила в семье профессора Мандера на правах няньки.
В 1577 г. Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и далее в Вену, где вместе с Хансом Монтом работал над триумфальной аркой по случаю прибытия в город императора Рудольфа II в июле 1577 г. Карелу ван Мандеру приписывается известная картина 1603 года «Бен Джонсон и Уильям Шекспир», на которой выдающиеся драматурги играют в шахматы. К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хере. Мандер (Mander) Карел ван (1548-1606) — нидерландский живописец, писатель, теоретик искусства. К 1568 г. Карел ван Мандер состоял в подмастерьях у гентского художника и поэта Лукаса де Хере.
Что такое Мандер. Мандер, КАРЕЛ ВАН (Mander, Carel van) (1548–1606), нидерландский художник, литератор и историк искусства известный прежде всего как автор Книги о художниках. Все это лишь свидетельство того, что книга Мандера – не бесстрастная летопись, а живой и увлекательный рассказ очевидца и участника событий, человека со своими симпатиями и антипатиями. Главным творением Мандера, в котором он соединил свой опыт художника и писателя, стала «Книга о художниках» («Het Schilder-boeck. », 1604 год), написанная по образцу «Жизнеописаний» Вазари. Тысячу лет назад дом Мандерли правил на берегу Мандера, но был изгнан Гарднерами и переселился на Север.
Дидактическая цель книги, адресованной ученикам Мандера, определила её 3-частную структуру. Книга Мандера послужила образцом для многих сочинений XVII-XVIII веков в разных странах Европы (И. Мандер Зума (англ. Мандер (Mander) Карел ван (1548-1606) нидерландский живописец, писатель, теоретик искусства.
Карел ван Мандер (нидерл. Carel van Mander) (1548, Мёлебеке (англ. )русск. Значение слова Мандер в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни. В 1577 г. Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и дальше в Вену, где вкупе с Хансом Монтом работал над триумфальной аркой по случаю прибытия в городок кайзера Рудольфа II в июле 1577 г. В третьей части своей Книги о художниках Карел ван Мандер даёт подробный комментарий к важнейшему источнику мифологических сюжетов голландской живописи Метаморфозам Овидия.
Еще мальчиком, посещая известную в Амстердаме школу математика Виллема Бартьенса, дружившего с музами, он начал сочинять стихи испытал воздействие поэта-художника Карела ван Мандера и филолога-эразмиста Хендрика Спигела. Родился Ван Мандер в деревне, расположенной между городами Куртре и Брюгге. Ах, если бы я был ван Мандер иль Вазарий, Нашел бы я ответ, Издав мой восхищенный комментарий На собственный портрет. В 1577 г. Мандер работал в Базеле, позднее переехал в Кремс и далее в Вену, где вместе с Хансом Монтом работал над триумфальной аркой по случаю прибытия в город кайзера Рудольфа II в июле 1577 г. Известный нидерландский живописец, создатель исторических и религиозных композиций, жанровых и декоративных картин в духе маньерuзма.
Карел ван Мандер (нидерл. А еще – воспитать достойную смену в лице своего выдающегося ученика Франса Халса, а также собственного сына Питера ван Мандера и внука Мандера III – художников, внесших довольно значительный вклад в искусство Дании, ставшей для них второй родиной.
Последними идут глава с комментариями к Метаморфозам Овидия (как популярному источнику художественных сюжетов и символов) и обзор античной иконографии. Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств». Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма.
и аллегорич. Дидактич. В нём соединилось несколько дарований: живописца, поэта, ученого и переводчика. Более того, он решил соединить их в одном произведении. Также он носил синий меч своего ученика, как дополнение к собственному.
С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой — преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо — «первый художник нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Биографии же нидерландских и немецких мастеров давно существуют в качестве самостоятельной «Книги о художниках»: впервые вышедшая отдельным изданием в 1764 году, она затем неоднократно переиздавалась и переводилась на многие языки. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической или «ученой», поэзией некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики — этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию — все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. Карел – второй ребенок в семье – с детских лет выделялся среди сверстников умом, живостью характера. Книга М. послужила образцом для мн. Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером.
После победы над Микой, Зума освободился от эмоциональной подавленности. Свод биографий, который обычно переиздается в виде отдельной книги (как было и с русским его переводом), до сих пор служит бесценным источником сведений о Я. ван Эйке, П. Брейгеле Старшем и других мастерах. Три раздела «Книги живописцев» (второй, третий и четвертый) составляли жизнеописания художников: античных итальянских, наконец, нидерландских и немецких. Тем не менее, он был мощным в Силе.
В 1577 г. ван Мандер работал уже в Базеле, но скоро переехал в Кремс и далее в Австрию. В середине 1580-х годов Карел ван Мандер открыл студию, получившую название «Харлемская академия», где вместе с Хендриком Голциусом и Корнелисом Корнелиссеном писал обнаженную натуру. Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593). Увлекшись красивой 18-летней деревенской девушкой, женится на ней и уезжает в Куртре. сюжетов.
Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», — Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса». Луки. Жизнеописания нидерл. Но наибольший авторитет у современников он завоевал своей начитанносстью и эрудицией в области теории искусства и литературы, Анонимный биограф Мандера (предположительно, что им был его младший брат Адам) утверждал: " немного блыо среди голландских художников равных по разносторонности познаний и образования".
и нем. Предпринятая затем Мандером поездка через Базель в Вену, где он участвовал в выполнении одного из заказов габсбургского двора, еще более тесными узами связала молодого нидерландца с этим интернациональным течением. Во 2-й части представлены жизнеописания античных (на основе глав об иск-ве из «Естественной истории» Плиния Старшего) итал., нидерл. От него он унаследовал основы входившего в то время в моду маньеризма. Характеризуя творчество художников, Мандер старался избегать сравнений, считая, что «безрассудно выказывать кому-либо из них пренебрежение или же, наконец, возвышать одного в ущерб другому». Mander, Carel van) (15481606), Отдавая в этот период явное предпочтение живописи, Мандер все же не забывал и о литературе.
Биограф Карела ван Мандера сообщает, что, обучая своих учеников в Харлеме «итальянской манере», он в качестве примера приводил иллюстрации Голциуса к этой античной поэме, созданные в конце 1580-х годов в тесном сотрудничестве с Мандером. и нем. и аллегорич.
Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи. Блумарт, И. Эйтевал и других). От этого брака у него были три сына и дочь. Вторая половина XVI века — весьма своеобразный период в истории европейского искусства. В Голландии художник, получивший к тому времени большую известность, много работает гризайлью. Он пишет картины на религиозные исторические и бытовые сюжеты.
И все же избежать субъективной оценки, основанной на собственной эстетической позиции, ему не удалось. цель книги, адресованной ученикам М., определила её 3-частную структуру. Вторая половина XVI века — весьма своеобразный период в истории европейского искусства. Некоторые полотна выполнял гризайлью («Потоп», 1583, Музей Ф. Халса, Харлем). И в 1575 г. он отправился в Рим. Родился в городе Мёлебеке (ныне в Бельгии) в мае 1548 в аристократической семье.
Чтобы достичь большего сходства с истинными событиями, Карел пустил на сцену сверху потоки воды имитировавшие сильный дождь. В Харлеме Мандер основал вместе с Х. Голциусом и Корнелисом ван Харлемом первую в Нидерландах художественную академию (1583 год) для штудий обнажённой модели, среди его учеников был Ф. Халс. Подчеркивая важность этой работы, в предисловии к книге художник писал о том, что «положил немало трудов и времени в честь и к удовольствию искусства живописи и всех его благородных представителей, а также в поучение и увеселение молодежи живописцев». живописцах к заимствованиям из «Жизнеописаний» Вазари М. добавил биографии совр. Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он — форма идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи».
Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов издавна питавший классическое искусство. 1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck»)— первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. В данный момент происходит активное расширение бизнеса. в разных странах Европы (И. фон Зандрарта, А. Хоубракена и др. ). Если в «Жизнеописаниях древних художников» Мандер опирался на XXXV главу «Естественной истории» Плиния Старшего известную ему по комментированным изданиям того времени, а следующий за ним раздел, посвященный итальянцам, представлял собой перевод избранных биографий из знаменитых «Vite» Вазари, дополненных новыми сведениями, добытыми Мандером, то «Жизнеописания нидерландских и немецких живописцев» являлись полностью оригинальным сочинением.
Мандер был быстро разоружен неопытным хаттомпо имениМика. Первым его наставником в искусстве был (в 1560-е годы) художник и писатель Л. де Хере в Генте. Так возник замысел «Книги О художниках», над которой Мандер работал с 1583 по 1603 г. Свой труд он адресовал художественной молодежи, которую хотел познакомить с творчеством вьщаающихся мастеров прошлого и современников. Гл.
Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов. Перевод Овидиевых «Метаморфоз» открывал для нидерландских художников богатейший источник мифологических сюжетов издавна питавший классическое искусство. Он пишет обнаженные фигуры Адама и Евы, картину «Потоп», создает надгробную композицию для Франсуа ван Мандера. Это самая большая и, бесспорно, наиболее ценная часть книги Карела ван Мандера. Однако, как нам представляется, вкус к теоретизированию, а также к историографии искусства развился у него в годы пребывания в Италии, когда он тесно общался с художниками круга братьев Цуккаро и познакомился с «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которые к тому времени уже вышли вторым изданием (1568). картины («Сад любви», 1602 все– Эрмитаж, С. -Петербург).
Представление оказало сильное впечатление на зрителей – многие из них плакали. С одной стороны, закат грандиозной эпохи, отмеченный явными чертами кризиса ренессансной картины мира и ренессансной эстетической системы, с другой — преддверие новой, не менее значительной по своим достижениям эпохи барокко, с многочисленными ростками будущего (напомним, что младшим современником Карела ван Мандера был Микеланджело да Караваджо — «первый художник нового времени», как назвал его впоследствии Роджер Фрай). Там он прожил 20 лет и основал вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом Академию искусства. академию (1583) для штудий обнажённой модели, среди его учеников был Ф. Халс. Является поставщиком английских декоративных материалов: краски, обои, ткани, плинтус, плитка, гипсовый декор, мебель и пр. Писал маньеристические пейзажи, жанры и аллегорико-мифологические картины (Сад любви, 1602, Эрмитаж, Петербург). Во 2-й части представлены жизнеописания античных (на основе глав об искусстве из «Естественной истории» Плиния Старшего) итальянских, нидерландских и немецких живописцев.
ему мастеров: Я. Бассано, Ф. Цуккари, Караваджо (о котором М. написал первым) и др. Как литератор он снискал в это время широкую известность на родине благодаря написанным на нидерландском языке духовным песнопениям и переводам из античных авторов, а также пьесам и всевозможным сочинениям, созданным для риторических обществ (он сам состоял членом одного из них — харлемской камеры «Белая гвоздика»). За пространным введением («Основы благородного свободного искусства живописи») здесь следует обширный свод жизнеописаний известных античных итальянских, нидерландских и немецких художников – беспрецедентный (в том что касается Нидерландов и Германии) по своей обстоятельности и широте охвата. Последними идут глава с комментариями к Метаморфозам Овидия (как популярному источнику художественных сюжетов и символов) и обзор античной иконографии. Впоследствии он использовал эти материалы в своей «Книге живописцев».
Именно «Жизнеописания знаменитых нидерландских и немецких живописцев» надолго пережили их автора, принеся ему славу «северного Вазари». Мандер писал фрески, алтарные композиции исторические («Великодушие Сципиона», 1600 год, Рейксмюсеум, Амстердам), бытовые («Деревенский праздник», 1600 год), религиозные («Избиение младенцев», 1600 год), мифологические и аллегорические картины («Сад любви», 1602 год все – Эрмитаж, Санкт-Петербург). По образцу итальянского историографа Джорджо Вазари им была создана Книга о художниках (1604) – шеститомный труд, писавшийся в течение 20-ти лет и ставший главным делом его жизни. Некоторые полотна выполнял гризайлью («Потоп», 1583 год, Музей Ф. Халса, Харлем). Затем работал в Вене при дворе императора Рудольфа II испытав как художник большое влияние Б. Спрангера. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение.
В 1583 обосновался в Харлеме, основав там (вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом) Академию искусства. В разделе об итал. сопровождались веселыми куплетами. В 1604 переехал в Амстердам, где через два года закончил свой жизненный путь. Несколько лет, проведенные в Италии (около 1575–1577), дали возможность Карелу ван Мандеру не только непосредственно познакомиться с классическим наследием, но и погрузиться в художественную среду современного ему Рима, тон которой задавали представители позднего маньеризма.
Последний раздел книги представлял собой своего рода руководство по иконографии по образцу популярной в то время «Иконологии» Чезаре Рипы (1593). М. рассказывает о художниках 15–16вв., от Я. ван Эйка, которого он сравнивает с Мазаччо, до Луки Лейденского (сопоставляемого с А. Дюрером), П. Брейгеля Старшего (жизнеописание М. – единственный текстовый источник о художнике) и своих младших современников (А. Блумарт, И. Эйтевал и др. ). Затем он написал и поставил большие исторические пьесы «Навуходоносор» и «Посещение царицей Савской премудрого царя Соломона». Свод биографий, который обычно переиздается в виде отдельной книги (как было и с русским его переводом), до сих пор служит бесценным источником сведений о Я. ван Эйке, П. Брейгеле Старшем и других мастерах.
Карел ван Мандер был как раз из тех, кто охотно чередовал кисть живописца с пером писателя, причем его литературный дар был, пожалуй, значительнее и оригинальнее художнического. живописцев. Родился будущий художник в мае 1548 г. в деревне Мёлеебеке, расположенной между городами Куртре и Брюгге. Однажды, когда служанки выбелили дом, он нарисовал на едва просохших стенах углем и разноцветной охрой карикатурные портреты их возлюбленных, да еще и подписал имеена.
его увлечениями были рисование и и сочинение стихов. живописцев– наиболее ценная часть книги. В 1-й части, написанной в стихах изложены теория живописи и практические советы молодым художникам. Девушки пожаловались хозяину – так Корнелис узнал о живописном таланте сына. Небывалое прежде увлечение эмблематикой и сложными аллегориями, в чем живопись успешно конкурировала с популярной в то время риторической или «ученой», поэзией некий «отблеск кунсткамер», лежащий на искусстве развитие иллюзионистического рисунка, с научной точностью фиксирующего всевозможных представителей флоры и фауны и одновременно яркий расцвет орнаментики — этой «чистой математики» искусства склонность художников к теоретизированию — все это тоже проявления указанной выше особенности маньеризма. Одной из основных ее особенностей была высокая степень интеллектуализации, часто даже приводившая художников к отрыву от действительности и погружению в своего рода «игру в бисер», — Александр Бенуа не без основания называл маньеризм «схоластикой Ренессанса».
В 1604 переехал в Амстердам. Сочинение открывалось «назидательной поэмой» («het leerdicht») из четырнадцати глав, которая называлась «Основы благородного истинного искусства живописи» и предварялась авторским посвящением художественной молодежи. Окончательно идея книги оформилась, по-видимому, в середине 1580-х годов, когда Карел ван Мандер, после возвращения на родину и нескольких лет скитаний по Нидерландам в поисках безопасного пристанища (он принадлежал к семье протестантов-меннонитов), обосновался в Харлеме: в 1584 году его имя было занесено в регистр местной гильдии св. Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда — Карел ван Мандер (1548–1606) — был человеком типичным для своего времени.
В разделе об итальянских живописцах к заимствованиям из «Жизнеописаний» Вазари Мандер добавил биографии современных ему мастеров: Я. Бассано, Ф. Цуккари, Караваджо (о котором Мандер написал первым) и других. Вошел в историю как «северный Вазари», подготовив капитальную Книгу о художника или, по иному варианту перевода, «для художников» (Het schilder-boeck впервые издана в 1604 в Алкмаре). Как все молодые нидерландские художники итальянизирующего направления, он мечтал побывать на «родине искусств».
Жизнеописания нидерландских и немецких живописцев – наиболее ценная часть книги. Пятый и шестой разделы книги также имели в первую очередь служебное назначение. иск-ве мифологич.
Наиболее ценной частью является свод жизнеописаний нидерландских и немецких мастеров, всемирно признанный важнейший источник для изучения европейского искусства XV-XVI вв. Во введении, написанном в «форме поучительного стихотворения для юношества», наиболее интересны практические рецепты. В 1573-1577 жил в Риме, где увлекся историографией искусства. Особый успех имела его пьеса «Потоп».
Опираясь на средневековую традицию дидактической поэзии и французскую poesie scientifique, Мандер излагал в стихотворной форме важнейшие понятия и правила искусства он вводил читателя в профессиональную «кухню», рассказывая о технике живописи, о природе красок их правильном выборе и сочетании, о композиции и т. д., давая попутно массу практических советов. творением М., в котором он соединил свой опыт художника и писателя, стала «Книга о художниках» («Het Schilder-boeck. », 1604), написанная по образцу «Жизнеописаний» Вазари. Любопытно, что у Федерико Цуккаро, одного из главных теоретиков маньеризма, рисунок (disegno) выступает в качестве основной эстетической категории: «Он — форма идея, порядок, правило или предмет интеллекта, в котором выражены понятные вещи». Компания "Мандерс" более 18 лет на рынке. Автор внушительного по объему (около восьмисот страниц) труда — Карел ван Мандер (1548–1606)— был человеком типичным для своего времени. За пространным введением («Основы благородного свободного искусства живописи») здесь следует обширный свод жизнеописаний известных античных итальянских, нидерландских и немецких художников – беспрецедентный (в том что касается Нидерландов и Германии) по своей обстоятельности и широте охвата.
сочинений 17–18вв. Сын скульптора и художницы, человек одаренный и широко образованный, знаток древностей, он, несомненно, оказал большое влияние на своего ученика. Во введении, написанном в «форме поучительного стихотворения для юношества», наиболее интересны практические рецепты. В последней части книги даны пересказ «Метаморфоз» Овидия и очерк символики и мифологии по образцу «Иконологии» Ч. Рипы (1593), содействовавшие распространению в нидерл. А вскоре у Карела появилось еще одно увлечение – сочинение стихов. Особый успех имела его пьеса «Потоп».
1604 год был отмечен важным для нидерландской культуры событием: выходом в свет «Книги живописцев» («Het Schilderboeck») — первого сочинения о художниках, созданного за пределами Италии. Мандер рассказывает о художниках XV-XVI веков, от Я. ван Эйка, которого он сравнивает с Мазаччо, до Луки Лейденского (сопоставляемого с А. Дюрером), П. Брейгеля Старшего (жизнеописание Мандера – единственный текстовый источник о художнике) и своих младших современников (А. Вот таким образом он нередко восхищался чисто внешней виртуозностью, «методами» живописи, не имеющими ничего общего с подлинным искусством.