Успех пришел к Джакомо Манцу весьма рано – уже в 1930-х годах он создал свои знаменитые скульптуры Сусанна, Девочка на стуле, несколько вариантов Давида.
Скульптор с увлечением принялся уточнять композицию рельефов Врат смерти. Последняя композиция в этом ряду изображает смерть папы ГригорияVII. Петра в Риме. В верхней части левой и правой створок врат изображены в наиболее крупном масштабе «Снятие с креста» и «Успение Марии». Это памятник массе героев.
«Творчество Манцу граничит с жизнью тысячами нитей. 2013, 1, p Vitali, Lamberto. 4 Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ 20 (4-2015) декабрь относительно тела, руки относительно друг друга).
Художник одержал победу. В 20-е годы он очень внимательно изучал классическую скульптуру.
Одним из последних крупных произведений мастера стали врата Собора Св. В 1937 году практически все участники группы были арестованы. Манцу изобразил здесь Давида стройным, физически развитым юношей, готовящимся к встрече с врагом. Бойс сам себя называл зайцем. «Давид» 1938 года стал для Джакомо Манцу рубежным произведением, аккумулируя в себе аспекты всех предшествовавших ему версий в творчестве скульптора: поза является переработанной вариацией 11 Ibid, p Кремер, Фриц.
В «Распятии с генералом» Манцу при изображении казненного отстраняется от натуралистических подробностей, гримас смерти — его взгляд застилает чувство любви и нежности. Это переполняло тогда сердце каждого — редкая семья не знала в те годы утрат.
Давид здесь представлен победителем. Сам по себе образ Давида был крайне актуален в этот момент истории Италии. Она найдет свое полное воплощение в «Кардинале» 1960 года, следующем той же излюбленной Манцу линии бесконечности, о какой мы уже говорили в связи с «Бюстом Инге». Стефана» — эмоциональный камертон всей группы рельефов. Именно в этих рельефах Манцу впервые использовал прием, который стал очень популярен во второй половине XX века.
В круглой скульптуре Манцу работал большими сериями. В 1963 году работа была окончена. — Соответственно пластика для него органически формируется изнутри. Исследователям творчества скульптора известна следующая, бронзовая версия «Давида», судьба которой сложилась довольно необычно.
6 Cardulli M. S. Лаврентия в Роттердаме (1966–1969), рельеф Мать и дитя в нью-йоркском Рокфеллеровском центре (1965), памятник героям Сопротивления в Бергамо (1978). The years ofresearch (catalogo della mostra, Bergamo) / a cura di M. Cattaneo, M. Cristina Rodeschini. Будучи антифашистом, участвовал в подпольной деятельности в 1939 году вступил в объединение художников-антифашистов «Корренте». В 1939-1941 годы создал серию рельефов на тему «Распятия», где евангельский сюжет ассоциируется с мученической смертью жертв современного террора. Драматический накал усиливается тонкой лепкой формы, живым трепетом поверхности.
Манцу не раз был близок к отчаянию. Позднее Бойс получил ещё несколько тяжёлых ранений. В 1943 году его пикирующий бомбардировщик сбивают над Крымом. Там живет скульптор Джакомо Манцу, который был удостоен национальной премии Принца Умберто за своего «Давида» в бронзе, удачнейшего и весьма достойного произведения искусства.
Затем несколько ниже — ярус из четырёх рельефов. В 1965 году в дюссельдорфской галерее Шмела Бойс устроил необычную акцию под названием: «Как объясняют картины мёртвому зайцу». Л. : Искусство, Ленинградское отделение, 1985, с Giacomo Manz, Gli anni della ricerca. создал ряд пространственно-декорационных композиций (После танца, бронза, 1975).
В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Лаврентия в Роттердаме, посвящённые теме войны и мира, завершённые в 1969 году. Портреты балерины Инге Шабель (жены художника) отличает тонкость психологической характеристики, переданной в свободной, эскизной лепке формы (1957 год, собрание Майер, Нью-Йорк 1960 год, собрание И. Шабель, Мюнхен). Руки, ноги, лица влюблённых словно покрыты слоем лавы: можно подумать, что их извлекли на свет божий во время раскопок Помпеи и что это — наполненные, сотканные из плоти и крови сколки фигур.
Скульптор шёл к воплощению этого замысла целеустремлённо, настойчиво, — пишет Ю. Бычков. — Первоначальная тема конкурса Триумф святых и мучеников церкви не давала выхода овладевшим сознанием и сердцем художника мыслям и чувствам. Затем несколько ниже— ярус из четырёх рельефов. Он почти одновременно в 1952 году создаёт глубоко задушевную и в то же время подчёркнуто-условную «Пиету» в виде пробитого рельефа и «Царицу пчёл», с её крайне новой формой пластической выразительности. Завершил Бойс войну в Голландии.
В верхней части дверей помещены крупные вертикальные композиции – «Успение Богоматери» и «Снятие с креста» в нижней части ряд из 8 рельефов меньшего масштаба открывается первым в библейской истории убийством («Смерть Авеля»), а завершается обыденной смертью женщины в домашнем интерьере («Смерть на земле»). В первую очередь, это открытое нежелание скульптора соответствовать принципам псевдомонументального искусства, призванного выражать «дух и величие итальянской расы». Тема была продолжена скульптором после войны в сериях бронзовых рельефов «Христос – человек среди людей» (1947-1957 годы) и «Вариации на ту же тему» (1955-1965 годы), где палачи вершат своё дело на глазах у потрясённых свидетелей, при молчаливом присутствии церковников. Прославился своими композициями для дверей римского собора св.
Слева — это первая смерть, первое убийство в истории человечества — «Каин, убивающий Авеля». Обращался также к своеобразному жанру скульптурного натюрморта (орнаменты церковных дверей Стул с виноградной лозой и грушей, 1966, Музей Манцу, Ардеа).
Испытал влияние М. Россо. Уже в ранних работах (Давид, 1938, частное собрание, Милан фигуры сидящих и стоящих натурщиц) тяготел к символической обобщенности форм, стремясь извлечь максимум экспрессивных возможностей из телесной натуры, подчеркнуто-угловатой, но в то же время полной внутреннего одухотворения. Ее покатость придает позе не только естественность, но и некоторую хрупкость. Стефана, — вечные знаки убийства и тупой нетерпимости к разуму, к добру». к образу Давида.
Почётный член АХ СССР (1967). Обращался к антивоенной теме (рельеф Распятие с генералом, 1939–1941, Музей Манцу, Ардеа). Тогда что-то приходит в движение.
В верхней части левой и правой створок врат изображены в наиболее крупном масштабе «Снятие с креста» и «Успение Марии». Действительно, при всей острохарактерности и реалистичности «Давида» Манцу, события, последовавшие за его созданием, придали ему еще большую актуальность, заставляя воспринимать этот образ как обобщение, как символ всего итальянского народа. Сюжет рельефов прост. Стефана»— эмоциональный камертон всей группы рельефов. Скульптор с увлечением принялся уточнять композицию рельефов Врат смерти.
Первым планом стал сам фон (раньше события чаще развивались перед фоном). И хотя фигуры, казалось бы, статичны, в них чувствуются скрытое напряжение и динамика. Всё лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского. С ноября 1961-го по март 1964-го шла работа над рельефами в их настоящем размере. Стефана, побиваемого камнями за свою веру. «Памятник героям Сталинградской битвы— это памятник величайшего исторического события. Сам Бойс любил повторять: всё, что он делал и что говорил, служило этой цели.
В 30-х гг. С 1938 создавал цикл величавых и скорбных «кардиналов» (Большой сидящий кардинал, 1955, Галерея современного искусства, Венеция и др. ), ставший одним из самых ярких образных суждений о роли Католической церкви в современном мире. «Скульптор шёл к воплощению этого замысла целеустремлённо, настойчиво, — пишет Ю. Бычков. Международная Ленинская премия За укрепление мира между народами (1966). Своим «Давидом» скульптор бросает вызов итальянскому «неоклассицизму» фашистской диктатуры Муссолини.
В бронзовых дверях для собора в Зальцбурге (1955-58) и церковь Синт-Лауренскерк в Роттердаме (1966-68), Вратах смерти собора св. Затем несколько ниже — ярус из четырёх рельефов. В конце сороковых — начале пятидесятых годов Бойс ищет возможности другой пластики. К сожалению, самый ранний вариант не сохранился Манцу безжалостно уничтожал работы, которые спустя несколько лет казались ему неудачными. Стефана, побиваемого камнями за свою веру. Манцу Джакомо (Manzщ) (р.
Тем большую роль играет для него интуиция — он называет её высшей формой рацио. Стефана, побиваемого камнями за свою веру. Пилот погиб, а Бойс, выпрыгнув из машины с парашютом, потерял сознание.
Новый папа заказал Манцу свой портрет. В 1957 году Вучетич в бронзе создаёт станковую композицию «Перекуём мечи на орала». ИоаннXXIII дал согласие.
В верхней части левой и правой створок врат изображены в наиболее крупном масштабе «Снятие с креста» и «Успение Марии». Татары смазывали тяжёлые раны животным жиром, а затем заворачивали в войлок, чтобы согреть. Джакомо Манцу. Но Бойс вместе с отвергнутыми претендентами на обучение занял секретариат академии, требуя отменить правило «Nunnerus clausus», после чего министр по делам науки досрочно уволил его за нарушение установленного порядка. Он готов был прекратить работу. Здесь «Смерть св.
Казалось, будто он говорит с мёртвым зайцем. В мертвом он видит живое, дорогое и прекрасное. Ему отвратительна мрачная, пустопорожняя гигантомания. Лишь в крайнем случае стоит прибегать к такому средству, как интерпретация. Именно под впечатлением от этого портала в веронском соборе родились его рельефы Художник и модель, Христос – человек среди людей.
l Opera del Mese. Затем он проносил животное над лежавшей среди галереи засохшей ёлкой, вновь садился с мёртвым зайцем в руках на стул и начинал стучать ногой с железной пластиной на подошве по полу. Примером того, как образ 1 Cardulli, Maria Sole.
Это были два больших верхних рельефа и восемь малых нижней половины Врат. Здесь «Смерть св. Камень же для него, напротив идентичен скульптуре, то есть ваянию. К пластической разработке образа Давида Манцу приступает в 1935 году.
Слева— это первая смерть, первое убийство в истории человечества— «Каин, убивающий Авеля». Джакомо Манцу не был единственным, кто обратился в 1930-е гг. Его спасли кочевавшие там татары. С ноября 1961-го по март 1964-го шла работа над рельефами в их настоящем размере. Врата смерти, 1950–1964) живописный импрессионизм пластики, включающий целый ряд жанрово-исторических мотивов (в том числе портрет папы Иоанна XXIII на предсмертной молитве), сочетается здесь с иллюзией бесконечности, открывающейся в пустотах фона, нарочито «шершавого», хранящего живые следы творческого процесса. В «Кардинале» 1954 года, еще фрагментарном и в следующем, созданном в 1955 году, где строгие линии ризы даны более четко, уже содержится смелая идея гладкого эллипса. Как и его ровесники М. Марини и А. Мартини, Манцу был увлечен творчеством Мадардо Россо, который при передаче движения масс решающее значение придавал свету (он предпочитал такие мягкие материалы, как воск и глина).
Драматические противоречия современной действительности, грозные испытания мировой войны находят отзвук у Манцу в его серии рельефов «Распятие». Третий рельеф посвящён смерти св. Milano.
1908) итальянский скульптор, художник иллюстратор, театральный художник. Они занесли его в свою палатку, где боролись за его жизнь восемь суток. Третий рельеф посвящён смерти св.
Однако сохранились и иные замечания об этом произведении: «Давид Манцу немного непропорционален в общей массе, но в деталях удался пластично ярко и выразительно» 3, писал Виченцо Костантини, обозреватель журнала Emporium. Манцу выполнил также серию пластически обобщённых скульптур Кардиналы (50-е гг. ), остроиндивидуальные женские портреты, памятник – В. И. Ленину на острове Капри (мрамор, 1969-70), Сопротивлению в Бергамо (1978). Христос в «Распятии с генералом» перестает быть «воплощением всех, кто когда-либо мучился, страдал» и приближается к реальности начала сороковых годов — становится повешенным партизаном, погибшим на войне братом, отцом, возлюбленным. Слева — это первая смерть, первое убийство в истории человечества — «Каин, убивающий Авеля». Из расплавленного подобия короны царя Ивана Грозного Бойс на выставке «Документа 7» сформовал зайца. И лишь имя этого худощавого мальчишки предрекает его победу над великаном- Голиафом.
«Давид» у Манцу – худенький мальчик, присевший на корточки, чтобы поднять с земли камень для пращи. 5 Ibid. Общее ощущение остроты смягчено лишь в трактовке спины. Высшее достижение Манцу в области рельефа – «Врата смерти» (выполнены по заказу Ватикана для собора Святого Петра, бронза, 1964-1967 годы) представляют моменты встречи со смертью персонажей Священного Писания, церковной истории и безымянных людей. Вот таким образом скульптор вступает в дискуссии об экономике, праве, капитале, демократии.
Последняя композиция в этом ряду изображает смерть папы Григория VII. 2 Научный электронный журнал АРТИКУЛЬТ 20 (4-2015) декабрь зарисовок, выполненных с натуры. Умереть за дело свободы прекрасно и свято». Впечатление вызова официальному «Арте ди реджиме», которое производил «Давид» Манцу, было продиктовано многими факторами.
Но именно о версии 1938 года искусствовед Марио де Микелли писал как о ключевой точке развития Манцу, в которой «середина упразднена и каждый посыл достигокончательного ответа» 14. Иконографически все они традиционны и изображают героя-победителя с мечом в руках. 2013, 1, p. 47. Он готов был прекратить работу.
В целом в этой скульптуре чувствуется кропотливое изучение античной пластики. В 1938 году он создает «Давида». И, заметим, это тот же «Давид», который сегодня ночью был выкраден ворами из студии скульптора, расположенной на нижнем этаже его дома, куда злоумышленники пробрались с помощью фальшивого ключа» 4. Таким образом, приобщаешься к тому, что имеет в виду художник.
Он готов был прекратить работу. Стефана, — вечные знаки убийства и тупой нетерпимости к разуму, к добру». Манцу избежал той же участи практически случайно. Это были два больших верхних рельефа и восемь малых нижней половины Врат». Он же участвует в движении «зелёных», «Организации за прямую демократию путём народного голосования», в «Свободном интернациональном университете».
Lo scultore Giacomo Manz // Emporium, LXXVII n. 521, 1938, p Costantini, Vicenzo. С ноября 1961-го по март 1964-го шла работа над рельефами в их настоящем размере. «Аспект натуралистичности не умаляет напряжения формы игры изогнутых линий, будто скручивающих модель, которая сосредотачивает силы и сможет выпрямиться в воинственном движении» 11. Но в то же время, в некоторой сутуловатости фигуры и безыскусности поз в рисунках Манцу уловима и идея Барджеллини о том, что Давид «юноша некрасивый, даже неуклюжий, тщедушный, но возможно из-за этого победоносный и избранный Богом» 1, которая впоследствии найдет прямое воплощение в скульптуре.
В 70-х гг. ИоаннXXIII дал согласие. После лечения он опять отправился на фронт.
Стефана, — вечные знаки убийства и тупой нетерпимости к разуму, к добру». Впоследствии Джакомо Манцу еще несколько раз обращался к теме Давида, но лишь в этюдах. В цикле рельефов Вариации на ту же тему, созданном в период Второй мировой войны 1939-45, запечатлен гневный протест против зверств фашизма (Распятие с генералом, 1942, собственность автора). Таким образом, нельзя не видеть антропософского значения «социальной пластики». И именно в этом и заключается принципиальное новаторство и дерзость Джакомо Манцу. Манцу, как и Гуттузо, был связан с антифашистским объединением Корренте.
Эта небольшая стоящая обнажённая мужская фигура «археологическая интерпретация темы, в которой персонаж представлен лишенным кисти и руки, почти как артефакт из раскопок» 6 свидетельствует о продолжающихся поисках Джакомо Манцу. Петра в Риме (1947-64) религиозная символика смело сочетается с современным жизненных содержанием, выражены социальная и художественная программа Манцу – борьба против насилия, за свободу человека. В руках он держал мёртвого зайца. Композиция лаконична. Манцу не раз был близок к отчаянию.
Последняя композиция в этом ряду изображает смерть папы ГригорияVII. Манцу напомнил папе, что раньше эти двери назывались Вратами смерти и служили для погребальных церемоний. Иоанн XXIII дал согласие. «Давид 1938 года это мальчик из народа, который, согласно притче, держит наготове пращу против великана-фашизма» 12, такое прочтение работе Манцу дает его современник, выдающийся немецкий скульптор Фриц Кремер.
Новый папа заказал Манцу свой портрет. Хорошо бывает описать то, что видишь, — сказал однажды Бойс. В пятидесятые и шестидесятые годы творчество Бойса оставалось известно лишь кругу приближённых. Подоспевшая немецкая поисковая группа доставила его в военный госпиталь. примыкал в Милане к группе художников- антифашистов. Связь с традицией, особенно с античным и ренессансным наследием, ярко прослеживается в итальянской скульптуре этого времени: официальное искусство шло по пути формальной стилизации в духе римской империи, неофициальное наследовало традиции тематически. Пластика для него — кость, образованная прохождением жидкости и затвердевшая.
Это крайне трудная работа, то и дело ставящая в тупик. А в 1938 году, после участия Манцу в XXI Бьенна-ле, критика признала его лучшим скульптором Италии. В серии «Кардиналы» (бронза, с 1938 года Национальная галерея современного искусства, Рим и другие собрания) тяжёлая мантия и высокая шапка замыкают фигуру в конический объём, порождая впечатление неприступного величия, которое скрывает подлинную суть личности. l Opera del Mese. Это были два больших верхних рельефа и восемь малых нижней половины Врат». В следующем рельефе — «Смерть Иосифа». «Свобода постановки фигуры юноши демонстрирует то, как далеко это от примитивизма ранней религиозной скульптуры» 2, отмечал критик Ламбрто Витали.
Для него это животное отмечено сильным отношением к женскому полу, к родам. От кривой, составлявшей идею «Кардинала» 1960 года, от световой клетки, в которой предстают прелаты Вселенского собора, собравшиеся возле Врат собора Святого Петра, он приходит к вертикальности «Кардинала» 1964 года». Хорошо также догадываться о вещах. В 1940 году его пригласили преподавать в крупнейшей итальянской академии Брера. В них рассказ о том, как страдал Христос, ведется от имени современного человека.
В следующем рельефе — «Смерть Иосифа». Скульптор с увлечением принялся уточнять композицию рельефов Врат смерти. Действие развивается не в глубь пространства, а как бы вовне и зритель помимо воли включается в действие. Невольно возникает мысль, это те же самые гвозди, которые Манцу поместил на шлемах воинов, совершающих распятие, те же самые камни, которые Манцу вложил в руки убийц св. «Их неровная многослойная поверхность, утверждение вечности, — пишет Квазимодо, — эксцентрическое парение в воздухе, словно земное притяжение для них не существует, — самое удачное из всех пространственных решений Манцу.
Новый папа заказал Манцу свой портрет. К 1937 году относится небольшой этюд Давида из собрания Манцу в Ардеа. Успех пришел к нему еще в ранней молодости. Одно из них 31 октября 1926 года в Болонье предпринял пятнадцатилетний Антео Дзамбони, схваченный на месте и сразу же подвергнутый линчеванию.
В середине 30-х годов Джакомо Манцу сблизился с художниками группы «Корренте» Ренато Гуттузо и Алиджи Сассу, разделяя их антифашистские идеи. Нынешнее местонахождение этого произведения, «высотой около 70 см и шириной 50 см, весом 50 кг» 5, неизвестно. Вот таким образом такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. В той же манере выполнены рельефы дверей Зальцбургского собора (1957 год) и «Врата мира и войны» для церкви Гроте-керк в Роттердаме (1965-1968 годы). В самом деле, многое из того, что делал Бойс, не поддаётся рациональному пониманию.
Среди других монументальных работ мастера – двери собора в Зальцбурге (1955–1958) и церкви св. Бронзовый «Давид» был высоко оценен современниками и отмечен национальной премией «Принца Умберто», в жюри которой входили столь авторитетные фигуры, как Карло Карра, Артуро Мартини, Марино Марини и Лучио Фонтана. Третий рельеф посвящён смерти св.
Как верно указывала Н. М. Изучал скульптуру итальянского Возрождения. David // Raccolta Manz: allestimenti e ricerche. Milano, 2008, p. 76. Петра (т. н. Внешне она вовсе не очевидна.
Манцу не раз был близок к отчаянию. David // Raccolta Manz: allestimenti e ricerche. Мотив неустойчивого балансирования фигуры разрабатывается в сериях «Танцовщиц» (с 1954 года) и девушек на коньках.
Манцу). // Творчество, 1967, 2, с Леняшина Н. М. Джакомо Манцу. Непосредственно к работе Манцу приступил только в 1960 году. Но, тем не менее, утраченный «Давид» 1936 года оставит след в дальнейших творческих поисках скульптора.
В следующем рельефе— «Смерть Иосифа». Последний он создал в 1971 году в качестве «Центрального органа расширенного понимания искусства». В 1978 году в Бергамо по его проекту был воздвигнут памятник героям Сопротивления.
Существует, например, «Могила зайца» и включение мёртвого зайца в различные постановки, такие как «Шеф» (1964), «Евразия» (1966). Mostra del Sindicato // Emporium, LXXXIII n. 498, 1936, p L Italia, 1936 (архив Дж.