Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена).
Радищева, Картинной галерее им. В жизни этой семьи важное место занимала литература искусство, театр, музыка. Конечно, он мог и просто ссудить денег. Процесс длился несколько дней. Это вызвало недоумение у многих: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь.
Он был одним из организаторов литературно-художественного футуристического объединения «Червонная тройка». Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо». Придумывал, например, мериться лысинами (как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. Проходит у него школу классического рисунка.
Вместе с двумя братьями он строил церкви и больницы, школы и приюты. Кризисные и переломные. Друзья приходили и приезжали без приглашения. Театр Мамонтова состоялся.
О знаменитых репинских «Запорожцах» скажет, что они «зачаты под небом Абрамцева». Друзья-художники нередко выступали в роли актёров – один только Виктор Васнецов отыграл роли от Мороза в «Снегурочке» до Мефистофеля. Николай Андреевич Мамонтов родился в Омске в 1898 году. Предпринимателя обвинили в хищении средств. Благодаря Савве был открыт талант Шаляпина. Это и легло в основу «феномена Мамонтова» в русской истории.
Его похоронили в поселке Абрамцево. Савва называл их кружок «русским землячеством». Преемнику помогали родительские помощники. Дело двигалось к концу. В 1900 году Серов пишет портрет Николая II. Он был сломлен и так не смог, несмотря на предпринимаемые несколько раз попытки, вернуться в дело.
Разве в делах не требуется воображение, умение «увидеть статую в глыбе мрамора». Его картины не отвечали требованиям официальной советской идеологии. Ирина Григорьевна выехала в Саратов.
Недоумение и шум снова были огромные. Создается такое ощущение, что он хочет встать. Коровина в Частной опере заменил Врубель. Он был Художник и Предприниматель в одном лице, вот таким образом, наверное, его и не понимали до конца ни те, ни другие. Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «заняться настоящим делом». Но Савва Иванович искренне удивлялся: разве одно другому помеха. И опять-таки с помощью самых талантливых его учеников: В. Серова, К. Коровина, А. Головина, удостоенных еще в 1900 году золотых медалей на Всемирной выставке в Париже.
При нем усадьба была обустроена и с тех пор дошла до нас практически в том же облике. Розги исправно действовали. Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать.
У него обнаружилось нерядовое дарование. Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину. Он выступал в роли Кудряша в «Грозе», где роль Дикого исполнял сам автор – А. Н. Островский.
Николай Мамонтов не был членом Союза художников, не писал картин на злобу дня. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Затем они же работали над другими спектаклями («Фаустом» и «Виндзорскими проказницами»). Вернулся в Омск, стал сотрудником музея.
И сам писал водевили, комедии, мистерии. Изображенные на холсте предметы могут о многом рассказать. Декорации для Новой оперы Мамонтова писали Поленов, Васнецов, Врубель. Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция. Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. Это же мы можем видеть на многих работах Александра Павловича.
Двери Мамонтовых никогда не запирались. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова. Поселился Савва Иванович в своем небольшом доме в Петропавловском переулке на Новой Басманной, строго опекаемом полицией. Знаменитый дом на Садовой со всеми книгами, картинами, скульптурами, мебелью простоял опечатанным более двух с половиной лет.
На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы». На суде его защищал выдающийся представитель отечественной адвокатуры Федор Плевако. В музее было несколько работ Николая Мамонтова. По его словам, Савва Иванович влюбился в певицу Любатович, "разрушившую его семейную жизнь". Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. Недосказанностью. В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере.
Действительно, уже с середины 1890-х годов Савва Иванович и Елизавета Григорьевна живут раздельно. Над Новой оперой насмехались, её критиковали. "Зал дрогнул от рукоплесканий. Ирина Девятьярова восстановила и биографию художника. первый в России частный оперный театр. Или грантами.
Васнецова, «неугасавший художественный очаг». Через восемь лет Савва Иванович продал их государству за целое состояние. Многие считали: блажь, захотел барин свой «балет» завести. Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе.
В этом и заключается своеобразная художественная игра – передать историю через предметы. Специально для панно Врубеля (1, 2), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон. Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи. В основном Александр Павлович работал в области пейзажной живописи и натюрморта. Для этого магнат приобрел несколько устаревших и требовавших модернизации заводов.
А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. Не забыл Мамонтов и о театре. И только две дороги – Северная и Донецкая – стали для России буквально дорогами жизни. К этому уместно добавить следующее. Зато теперь он с гордостью говорил: «У меня в театре – художники».
Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл. На что император ответил, что распоряжение им уже сделано. Николай Мамонтов умер в 1964 году, а когда в конце 60-х ушли из жизни его сестра, а следом ее муж, наследие художника перенесли в сарай. Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог.
Обратите внимание не его левую руку, которая упирается в подлокотник. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. В 1932 году вернулся в Россию, жил в Ленинграде и Москве.
Среди художественных экспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля – «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (вариант которого украшает ныне фасад московской гостиницы «Метрополь»). После недолгих занятий с местными преподавателями он уже получил приглашение одного из миланских театров дебютировать в двух басовых партиях в операх «Норма» Беллини и «Лукреция Борджиа». Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца". В результате в музей забрали только одну картину «Коррида», а остальные взяли себе два реставратора. Все начиналось с домашних постановок в доме Мамонтовых. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя.
запел. Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. Врубеля. «Московскому дворику» дебютирующего в пейзаже Поленова Савва предречёт, что он станет любимейшей картиной москвичей. Отец Саввы, Иван Федорович, был потомственный купец.
Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. Одним из них считался министр финансов Сергей Витте. Когда мальчику было 8 лет, он вместе с родителями переехал в Москву. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин.
Ломать себя художник не захотел и избрал «внутреннюю эмиграцию», зарабатывая редкими заказами и оформительской работой. Княгиня Мария Тенишева вела активную просветительскую деятельность.
Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм. Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова не было. Чем. Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием.
Нужен другой, независимый от иностранных держав, выход в открытое море. Да и умница Антокольский воспринимал Мамонтова-скульптора вполне серьёзно. И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин почувствовал, «будто цепи спали с души моей».
После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства. Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены. Но Мамонтов смотрел дальше. Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского «окна в Европу» : в случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы. Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию.
Нет, Савва вовсе не «загулял», как делали многие его сверстники. Был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата. При этом никогда не жалел денег для искусства.
Вот вам и новый скульптор. Гибнет крейсер «Варяг». Во времена благостные и драматические. Мамонтову. – «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва.
Именно увлечение театром стало делом всей его жизни. Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»). И счет картин, о которых справедливо сказанное идет не на десятки – на сотни. На ней изображен сидящий в глубоком кресле Савва Мамонтов, подогнувший под себя одну ногу. Иван Федорович получил записку от анонимного доброжелателя. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор.
Так в Абрамцево появилась гончарная мастерская по производству майолики, где Мамонтов с В. Васнецовым и М. Врубелем лепил, обжигал и укреплял изразцы, посуду. Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги. Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводы были, наконец, услышаны.
Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев. Многие полагали: блажь барина. Ему вменялась растрата казённых средств, хотя многие понимали, что обвинения отчасти сфабрикованы. Васнецов подарил лицо Андрея Алёше Поповичу из «Богатырей» (а его конь – это гордость мамонтовских конюшен, любимый жеребец Саввы, по имени Лис). Пресса называла выставлявшиеся работы Мамонтова виртуозными. Однако никаких капиталов у него уже не осталось.
вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. Антокольский писал Савве Ивановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар. Не говоря, разумеется, о деньгах. После освобождения поселился в Подмосковье, затем в Саратове, где и скончался в 1964 году. А декораторами и актерами – художники.
В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево.
Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. Он не искал чинов и наград, не заводил связей с власть предержащими. В Италии Мамонтовы поначалу проводили не намного меньше времени, чем в России. Контраст ощутимый. Как вспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований». Кто знает, если бы не было этой вдохновляющей атмосферы Абрамцево, возможно и не появились бы картины, составляющие сейчас золотой фонд русской живописи. Купеческие гены брали своё: торговля быстро начала приносить барыши. Несмотря на деловую активность, купец продолжал интересоваться искусством. Она имела колоссальное значение как для самого северного региона, так и для всей страны.
О судьбе местности в смутное время не известно. Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей – художников Коровина и Серова и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен – картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке.
Коммуникации были построены в 1882 году. Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. Мамонтов хотел, чтобы талантливые художники могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске, частных коллекциях Омска, Саратова, Петербурга, Москвы. Дорога в Архангельск была достроена в 1897 году.
На причину указал в своих воспоминаниях художник князь Щербатов. И так – изо дня в день», – пишет биограф Мамонтова Владислав Бахревский. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас».
Целыми днями он объезжал римские древности, разглядывал часовни и соборы. В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены – «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов – Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. И дать безвозмездно. Жена отговорила. Начинается оборона крепости «Порт-Артур».
А где Илья Ефимович. Хорош аристократ. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы. С женой Марией у него было семь детей, в том числе две рано умершие дочери. Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. Никак не могло понять, зачем это богачу, председателю Московско-Ярославско-Архангельской дороги богемные нахлебники. Реформируя оперный театр, он ни на минуту не оставлял своих железнодорожных забот.
Он и стал, что называется, пробой пера. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию. Остаток жизни Савва Иванович провел вне общественной жизни. Абрамцево было не только убежищем для художников. Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника. Простые люди их судьбы, деревенский быт, проблемы и переживания. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля.
Иван Федорович выбор сына, попросившего благословения, одобрил: репутация у Сапожниковых в купеческой среде была доброкачественной, чего еще требовать. Прошло десять лет. И речь не идёт только о портретах. Мамонтов не занимался слепой благотворительностью. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания.
Присяжные вынесли вердикт: "Невиновен". В первый же визит Ирины Девятьяровой в Саратов он подарил омскому музею несколько работ. Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе и в стихах, Мамонтов имел, по словам В. Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Когда Савва попадёт в беду, Шаляпина переманит к себе императорский театр и этого предательства Савва не сможет ему простить.
Отец сушил голову, как быть с непутёвым сыном, но тут вмешался случай. Серьёзно изучал греческую драму, римскую комедию. Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Витте промолчал.
Рабочие и служащие Северной дороги, среди которых Савва Иванович пользовался авторитетом и уважением, собирали деньги для "выкупа". Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр». Один из них – Владимир Солянов – почти 30 лет хранил их.
Живопись была не единственным интересом купца. Савва заработает миллионы. В Париже.
У продолжателя торгового дома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос. Мамонтов С. И. Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойным продолжателем его дела. Его актеры стали творцами своих художественных образов.
И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона. Тем не менее у магната были высокопоставленные доброжелатели и покровители. Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем». Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба». Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью.
И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага – захвата Порт-Артура и. не дошли бы мы и до Цусимы». Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Их ремонт стоил значительных трат. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил.
Девочка выглядит очень серьезной и немного испуганной. Сейчас «худрук», художественный руководитель – штатная должность, но в конце XIXвека Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам. Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить. Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно».
Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла – после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то абсолютно естественным и единственно возможным для человека. Он был знаком со всеми главными лицами отечественной интеллигенции своего времени. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб.
Савву Ивановича на несколько месяцев посадили в тюрьму, он лишился имущества. Сотрудники музея осмотрели картины и не сумели их должным образом оценить. Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях – играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты не заботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придавать сценическому образу правдоподобие. Отец дотянул Северную дорогу от Москвы до Ярославля. Отец Иван Федорович промышлял винным откупом.
Патентовать свою театральную эстетику как «метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно и не думал, да и некогда было. Труппа «железнодорожного короля» изменила этот устоявшийся порядок. Словом, все это сплошное любительство», – клеймил рецензент мамонтовскую затею. Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду.
Художников Товарищества передвижных выставок (передвижников) называют первыми русскими живописцами-реалистами. Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой. Он был настоящим крестным отцом многих молодых талантов. Художники месяцами жили прямо у него в доме.
Император хотел заложить порт на Мурмане, но смерть помешала ему исполнить задуманное. Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Не видел в этом смысла.
Постепенно семья Саввы Мамонтова теряла все больше денег. ". Он родился 2 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Там живет, там работает. Таким же природным и непреложным, как воздух Абрамцева.
К юго-западу от двора были построены конюшня и каретный сарай. Мне нужен не фигляр, а помощник. » «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям – музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Одной из любимейших книг в юности у Саввы были «Детские годы Багрова внука» Сергея Тимофеевича Аксакова.
Савве на тот момент было 23. Но помешала болезнь: понадобилась операция на пояснице.
А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. Биография купца была связана с самыми разными областями предпринимательства. Хотя многие, как когда-то Саввин покойный отец, считали, что он стремится только «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы и были вынесены за ее пределы. Да и стыдно было оставить начатое отцом дело.
Приехавши в Рим, он начал лепить – успех оказался необыкновенный. Общему хору вторила и театральная критика. Он увлекался театром, пропадал в опере и даже сам в частной постановке «Грозы» с успехом играл роль Кудряша.
Вход был свободный и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам. В Абрамцево даже сформировался кружок из деятелей культуры, организатором которого был сам Савва Мамонтов. Ничем подобным отечественные постановки еще не отличались. Но для русской культуры эта купеческая блажь имела грандиозные последствия. Пора, пора уходить. Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике.
Оформил советский павильон для Всемирной выставки прикладного искусства в Милане. Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги. В 1869-м году Иван Федорович внезапно скончался от воспаления брюшины.
Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». Однако Серов властно держал «за душу».
Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству. Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова. Савва Великолепный работал буквально как «человек-оркестр». Это была абсолютно неоправданная жестокость. Тарабукин Н. М.
В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. В 1882 году в России законодательно были разрешены частные труппы. Мамонтова оправдали, он вышел на свободу под несмолкающие аплодисменты публики. Но он был упрям. Не меня одну – многих. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога. В результате продажи ценных бумаг Мамонтов окончательно обанкротился.
Ведь и железная дорога и Невский завод находились в руках мамонтовской семьи. Станиславский ясно представлял, кто его учитель и очень уважал его. В 1890 годы Савва Морозов принялся за свой самый крупный предпринимательский проект. Он заключался в создании объединения транспортных и промышленных предприятий.
Обустраивая и обновляя имение, он старался максимально сохранить Аксаковский дух. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. Серов увековечил Веру в «Девочке с персиками».
Дела у торговца шли в гору, вот таким образом семья жила на широкую ногу. Он позже вспоминал, что именно тогда, у Саввы, понял: математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К. С. Манеры Ивана Федоровича больше напоминали манеры английского лорда, чем купца.
В год дебюта театра – в 1885 году – газета «Театр и жизнь» возмущалась, что за дело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие столь тонкое дело, как оперная постановка. Случилось другое, никогда не бывалое, абсолютно непонятное для купеческой среды. Эта "рыба" стала темой особого разбирательства. В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею. В своем имении в Талашкино княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Увещевания отца до Саввы доходили плохо.
И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»». А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. (бюст работы Репина, первый справа, 1880)Однако, в Италии случилось то, чего не ожидали ни семья Мамонтовых, ни московский деловой мир. Еще бы: всегда элегантен, чисто выбрит, подчёркнуто вежлив и в цилиндре.
Савва переживёт многих из тех, кого любил. 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге. Вернувшись из Персии, чтобы возглавить Московское бюро Закаспийского Товарищества, Савва строил грандиозные торговые планы. Бомонд попался на наживку: валом валил. Их по-братски поделили два музея – изобразительных искусств и историко-краеведческий.
Также у него ставились домашние спектакли. Обещал показать Вере Владимировне, вдове купца первой гильдии Сапожникова, коринфскую колоннаду в Риме и тут же влюбился в её 17-летнюю дочку Лизаньку, девицу строгую, но приветливую, большую ценительницу музыки и литературы. Сочинял. Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам. А еще Савва Иванович Мамонтов подарил миру Шаляпина.
В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. Попали они в фонды почти детективным образом. Но, зная щепетильность друзей, находил для них заказы, подавал идеи, предлагал проекты. Жена не разделяла Саввиного увлечения. В своем поместье он прожил, никуда не выезжая, более полувека.
Нет сомнения, что «творческие дети» Саввы Мамонтова стали первыми театральными художниками России. В музее старейший искусствовед рассказал такую историю.
Дело дошло до суда. Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. В Италии Савва. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное».
Он проживёт после ареста еще долгих 18 лет. В его завещании будет особый пункт: на похоронах не должно быть Шаляпина. Эти, дескать, не обманут: Господь не велит. Одним из тех, кто сразу же воспользовался новыми возможностями, стал Савва Мамонтов. Никто не мог объяснить: за что.
Вообще-то вся эта история была лишь формальным нарушением закона. То, что делал для русских художников Савва, сейчас, вероятно, назвали бы адресными субсидиями. Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Иван Федорович прошел путь от провинциального купца к верхушке московского предпринимательства и в 1853 был возведен в потомственное почетное гражданство. Отец Саввы всегда тяготел к самым смелым проектам, вот таким образом одним из первых обратился к железнодорожному строительству. Постепенно Мамонтов привыкал вести и активную общественную жизнь.
А отец любил и умел доискиваться. Не забросивший вокальных занятий Мамонтов иногда сам выступал перед гостями.
Требовали удовлетворения иски. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником. Все время между встречами он коротал за гончарным кругом, делал вазы или что-нибудь лепил. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Что мы видим на данной картине. И еще увлёкся пением – знаменитый итальянец давал ему уроки. Он сравнительно редко теперь появлялся на людях, жил замкнуто и общался с ограниченным кругом людей.
Но дело жизни отца – железные дороги – стали главным делом сына.
Судьба художника на Родине сложилась трагично. В отличие от своей двоюродной сестры, Прасковья глядит исподлобья. Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике».
Дело прибыльное, да малознакомое. В 1923 году вместе с художником Виктором Уфимцевым уехал в Узбекистан. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован. Чуть позже в его доме появятся браться Васнецовы (1, 2). Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы. Иван Федорович рассчитывал, что Савва получит хорошее образование, но сыну и здесь было не до учебы. Врубель рисовал «Демона» с сына Мамонтова Всеволода.
Дирижером Савва пригласил Рахманинова. Каждый человек имеющий отношение к изобразительному искусству, точно знает, что эти жанры, на первый взгляд бесхитростные, на самом деле обладают своей философией. Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор. С ними молодой предприниматель не только сохранил, но и преумножил родительское наследие. Умрёт дочь Верочка.
Так, не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь. Только из документов XVIII века становится известно, что Абрамково (первая буква в названии претерпела изменения), являлось владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. После двадцати лет службы во флоте, в 1727 году Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове, на высоком берегу речки Вори. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины». Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова – статью «Русский человек» : «Интересно, что и Донецкой и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку – «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, – С. И. Мамонтов «болел» театром страстно. Их дом стоял рядом с заставой, которая вела из Москвы в Сергиевский Посад и старший Мамонтов посадил сыновей у окна – считать потенциальный «пассажиропоток» – пеших паломников и седоков на возах. Живя в Ялуторовске (в этом северном городке в 1841-м родится Савва), Иван Мамонтов знался со ссыльными декабристами.
Врубеля, забракованная жюри императорской Академии художеств». «Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». Савва продолжит её до Вологды, Архангельска, Мурманска. Но это будут тёмные, «слепые» годы.
Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное». Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. Здесь же она открыла мастерские, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем».
И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда (по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва. Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Однако в следственном деле нет никаких следов царского вмешательства в судьбу Мамонтова. Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову. Говорили, что это слишком похоже на «любительский спектакль в очень богатом доме».
Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Россия тогда экспортировала туда ткани, стекло, а также серпы, косы, грабли. А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол.
Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. И строить ее будет Савва Мамонтов. Абсолютно иначе повела себя Елизавета Григорьевна. К 1882-му году она соединит Мариуполь и Юзовку (теперешний Донецк) с российскими промышленными центрами. У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел – внезапная охота жениться помешала.
В начале 1885 года в принадлежавшем Лианозовскому театру здании прошел первый спектакль мамонтовской труппы «Русалка», поставленный по произведению композитора Александра Даргомыжского. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире. «Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам. Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Значит, надо ехать к нему. «Петь нужно играя» – таков был принцип этого театра. Считая, что театр – это «коллективный художник», Мамонтов окружил себя талантливыми людьми, которые помогали ему в задуманном прекрасном деле.
После суда он переехал в небольшой домик рядом с Бутырской заставой. Когда в 1918-м году в возрасте 77-ми лет Великолепного Саввы не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи». Может, не зря театром увлекался.
В письмах домой он советовал всем обязательно побывать здесь: «. В провокациях немедленно обвинили студентов. Его тонкая живописная палитра, психологически точные портреты, полные свежести натюрморты, равно как и выразительные произведения театрально-декорационного искусства выдают в нем разнопланового художника, мастера кисти, любящего жизнь в ее лучших проявлениях», – отмечает искусствовед, член Союза художников России, директор белгородского выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.
Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком». Декорации для него создавались Исааком Левитаном и Аполлинарием Васнецовым. Такой парадокс. Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918) — один из богатейших людей в Российской империи, крупный железнодорожный магнат и благотворитель. От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. Выставлялся в Риме.
Музыка – вот еще одно искусство, которым болел Савва Мамонтов.