Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» все — около 1630). Эти портреты проникнуты яркой жизненной энергией, весельем, жизнелюбием: «Шут с лютней» (1620-1625), «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак» (все – ок. Известно также, что в 1653 году Малле Баббе была помещена в исправительный дом.
Это прозвище она получила за демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече. в скульптуре (от греч. Честный труженик – будь то купец или ремесленник – любил нехитрую поучительность этих картинок. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. В сер. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано.
Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Искусство способно воссоздать посредством художественного образа даже то, что не существует в видимом пространстве, донести до зрителя мечты, фантазии, чаяния мастера, воплотить в зримых образах сказку (В. М. Васнецов, М. А. Врубель) и высшую реальность Божественного мира (древнерусские иконы, библейские эскизы А. А. Иванова). Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Лука» и «Св. Он мог, рисуя его, думать о своих будущих критиках". Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса.
С его именем связан расцвет национальной живописи. 19в. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Была написана в период 1630-33 гг.
Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Никто не знает, сколько произведений Хальса было утрачено за три с лишним столетия, прошедших с его смерти. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии.
1630-х – нач. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. Ее располневшее туловище намечено лишь несколькими закругляющимися штрихами и все же чувствуется, как выступают все округлости жира на бедрах и на животе и как они западают на верхних частях руки и у шеи.
Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Мы ощущаем и его любовь к ней и грусть. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Преступление действительно было заказным. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Так же сову воспринимали и в Италии: на одной из средневековых иллюстраций к «Божественной комедии» на воротах ада сидят аж три совы.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Эта тема была характерна для голландских караваджистов, но Халс дал ей свою интерпретацию. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета.
Веришь, что много говорить было не в его характере. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. В. Ван Гог насчитал у него 27 оттенков чёрного цвета. В «Портрете дамы с белкой» зверёк свидетельствует, что дама – хорошая, запасливая хозяйка дрозд «говорит» о её готовности всегда защищать семейное гнездо. характер портретов Халса изменился.
Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств.
С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Хогарт даёт своим героям говорящие имена: старый граф Скуотерфилд (Мот), адвокат Силвертанг (Серебряный язык) и т. д. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Наряду с заказными портретами художник часто писал людей из низов общества. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами. Главным же становится ощущение общего искреннего веселья, соединяющего героев в цельный, сильный образ. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью.
Мы называем их вечными спутниками. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами.
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг.
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами.
Не стремясь нравиться заказчикам, художник теряет популярность. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. Герой «Мужского портрета» (до 1660г. ) откровенно выказывает своё пренебрежение по отношению к окружающим. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. В групповом портрете «Банкет офицеров стрелковой роты св. Композиция стала спокойной и строгой. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Сразу, без поправок он словно лепил мазками фигуры и детали.
Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. В одном из них Эразм Роттердамский изображён среди книг, его рука лежит на томе «Подвиги Геракла» на греческом языке. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Их кропотливые изыскания бросились на громкую известность Рембрандта, как рой муравьев. Идеолог передвижничества, художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов называл Рембрандта "великим родоначальником нового европейского искусства", а идеолог враждебного передвижникам течения "Мир искусства", художник Александр Николаевич Бенуа считал творчество Рембрандта "чудом в истории человечества". «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее Дама с веером – типичный заказной портрет: тут нет никаких гадалок и выпивох, которых художник так любил изображать. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей.
Но для нас большой разницы в этом нет. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. При этом являющаяся основой образа доброта, буквально излучаемая Лукой, делает естественным восприятие этого неопрятного толстяка как святого. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза.
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины.
Его живопись поражает разнообразием приёмов. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
Одежду, волосы и различные детали исполняли из золота. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Все в этой женщине просто и все прекрасно. Но для нас большой разницы в этом нет. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей.
В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). 92, 2 x 80, 8. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). chryso s – золото и ele phas– слоновая кость), техника изготовления скульптуры из золота и слоновой кости на деревянной основе, применявшаяся в античности.
В Голландии работало множество живописцев. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Дети вчерашних пивоваров и ткачей покупали дворцы и титулы. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Вдумчивый и неравнодушный наблюдатель жизни, Хогарт стремился брать сюжеты, «которые не только развлекают, но и развивают ум». В храмовых зданиях находились сокровищницы, где хранились дары и пожертвования богам.
Утрехтские караваджисты любили писать «домашние концерты» с нарядными юношами и разрумянившимися девицами, мастера галантных сценок — «уроки музыки» с жеманными ученицами и молодых женщин, скучающих над клавишами, а Хальс — актёров-любителей из клуба «риторов» (в котором состоял и сам) и трактирных музыкантов. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.
Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Были забыты идеалы нидерландской революции.
Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Нищета брала за горло. Известно также, что в 1653 году Малле Баббе была помещена в исправительный дом.
О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Своё отношение к мыслителю художник выразил в двух портретах 1523г. В следующих картинах серии представлено, как молодые муж и жена, между которыми нет ничего общего, смертельно надоели друг другу («Вскоре после свадьбы»), что повлекло неизбежную трагическую развязку: дуэль молодого графа с любовником жены и его гибель, самоубийство супруги, недавно ставшей матерью. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".
Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах.
Луки. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
Скорее всего, художник обходился без них. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.
Особенно это утверждение относится к данному портрету. Сова на плече Малле Баббе, содержательницы матросского притона, придаёт зловещий вид «харлемской ведьме» извергающей на зрителя поток брани. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей.
Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Данное произведение является одним из знаковых во всём творчестве Франса Халса. Путешественник-француз, посетивший в 1681 году Амстердам, с удивлением заметил, что по числу подобных заведений этот город уступает разве только "всеевропейскому Вавилону" – Парижу. Еще при жизни Хальса, в 1640 году, в Голландии был издан указ, запрещающий женщинам "ношение платья, обнажающего тело". Пространство в портретах Халса словно выталкивает людей из картин. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Тот же В. ван Хейтхейзен в более позднем портрете (ок. 1638г. ) раскачивается на стуле, утратив интерес к жизни и безучастно глядя на зрителя. Перед ним открывалась ужасная действительность и каждый раз он в испуге отшатывался. Так, несмотря на ограниченность и скупость своих средств, графическое произведение и, в частности, офорт, может передать сложное жизненное содержание.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Крыло совы наряду с шерстью летучей мыши, ядом змеи и т. д. – непременная составляющая колдовских зелий, не случайно у Франса Халса на плече «харлемской ведьмы» Малле Баббе сидит сова. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль.
Зная, что Хальс был близок к стрелковым обществам города Харлема, а в 1624 году состоял мушкетером роты св. Щеголь-офицер с удовольствием выставляет напоказ свой экстравагантный костюм, даже несколько тщеславится им. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. Нам остается лишь гадать об этом.
Она сидит на полном ярком свету, так что видна каждая складка, каждый сдвиг кожи. Изображение четырех евангелистов не было типичным для харлемского мастера, но в то же время не было случайным. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
Помимо портретов, художник писал алтарные композиции, картины религиозного и аллегорического содержания, фрески, создавал книжные иллюстрации и гравюры (цикл «Пляски смерти», 1524—26), эскизы для витражей и ювелирных изделий. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. до н. э. ) мыслился жилищем божества (Зевса, Аполлона, Афины и др. ), которому он был посвящён. В нескольких вариантах существует рембрандтовский офорт "Блинщица", 1635-ый и 1640-ой годы (высота одиннадцать, ширина восемь сантиметров). Нам остается лишь делать предположения. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
Однако Халс умел передать индивидуальность модели (улыбку, мимолётное, но характерное движение головы и рук), находя для этого каждый раз неповторимые художественные средства. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.
Этот текст является основой серии озвученных монтажей (первый вариант был создан в 1969-ом году) изначально созданных для незрячих людей, слушателей "Говорящей книги", объединенных общей темой – Рембрандт. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Это – "Нищий с грелкой" (высота восемь, ширина пять сантиметров) – сидящий на корточках под деревом старик-оборванец с грелкой на коленях, старающийся собрать растопыренными пальцами лишнюю частицу тепла на коротком отдыхе между бесконечными скитаниями по дорогам в поисках корки хлеба.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Не шелохнется раскидистая листва темных крон далеких т-образных пиний, спит деревушка, прилепившаяся вдали на пригорке у правого края картины, неподвижна тоненькая горизонтальная полоска озера, сияющая над телом богини у линии горизонта, замерло в небе справа белое волокнистое облако, озаренное заходящим где-то слева солнцем. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж.
Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Не сохранилось никаких предварительных набросков к его картинам. В Норвегии обыкновенная неясыть была предвестником смерти, так как в издаваемых ею звуках слышались слова «оденься в белое» (то есть в саван). С 1536г. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей.
Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В настоящее время находится в Национальной галерее Берлина. Цветовая гамма картин Халса всегда разнообразна и построена на оттенках близких тонов.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Офицеры на них изображены в искусственных, неподвижных позах, лица их не похожи на лица живых людей. Первое предположение напрашивается само собой. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Античный храм (сложился в 8–6вв.
И это не удивительно. В кон. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Наполненность движением, живость, естественность ситуации — основополагающие черты лучших портретов Халса. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола.
На основании тщательного стилистического анализа и изучения сведений из архивов Эрмитажа, аукционных каталогов XVIII века исследователь доказала, что изображения евангелистов являются работами не анонимного русского художника XIX века, как было записано в музейной документации, а творениями великого голландского живописца XVII столетия. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».
Работа Халса «Св. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Жизненную и творческую судьбу Хольбейна во многом определило знакомство с Эразмом Роттердамским иллюстрации к книге которого «Похвала глупости» (издана в 1515г. ) стали одним из первых произведений художника.
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Вероятно их было гораздо больше. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Хейтхейзен изображен в рост на фоне тяжелого занавеса, слева открывается вид на принадлежащий ему сад, взята точка зрения снизу, резко монументализирующая фигуру и дающая возможность герою поглядывать на нас сверху, он стоит, гордо подбоче-нясь, а другой рукой опираясь на длинную шпагу, одетый в парадные одежды. Народные массы ответили героическим сопротивлением.
Национальная галерея. Была ли она ведьмой. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена.
Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. В портретной живописи Халса предстаёт образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из низов, сумевшие добиться высокого положения в обществе и благосостояния собственными усилиями. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Хольбейн – один из крупнейших европейских портретистов, его творчество во многом определило особенности этого жанра в искусстве Северного Возрождения.
Сразу было казнено более восьми тысяч человек. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Халс писал быстрыми мазками по непросохшему нижнему слою картины. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии.
«Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Malle Babbe содержала одну из городских харчевен или портовых таверн.
Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Герои этого и других групповых портретов полны бодрости и энергии, ведут себя раскованно и свободно, в отличие от аристократов, скованных этикетом. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Это передает отношение Рембрандта к своей матери. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. В Англии заказчиками художника были члены королевской семьи («Портрет королевы Джейн Сеймур», 1536) и представители английской аристократии. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Была написана в период 1630-33 гг. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера.
Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. мастеров переводил в гравюры на меди, беспощадно обличающие социальные язвы («Карьера шлюхи», 6 картин, 1730—31, не сохранилась «Карьера мота», 8 картин, 1732—35 «Модный брак», 6 картин, 1743—45).
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники.
Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Герои портретов Хольбейна безупречно элегантны. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум).
Нам остается лишь гадать об этом. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. С двух последних жутковатых групповых портретов изображающих регентов и регентш – попечителей приюта для престарелых (в одном из таких приютов Халс вскоре окончил свою жизнь), смотрят бессмысленные и недобрые лица.
Георгия» (1616) ощутим дух героизма, боевого товарищества, нет главных и второстепенных персонажей. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Холст, масло. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. 306. ). Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников.
Рембрандт противится и отказывается сидеть за книгами. Вероятнее всего, это – офицер. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс. Сам Хольбейн использовал её ещё раз в «Портрете Томаса Мора» (1527).
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Отсюда пошел термин «малые голландцы». Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей.
Не стоит отбрасывать это предположение. Размер: 73х58, 5 (масло). В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов».
ХУДOЖЕСТВЕННЫЙ OБРАЗ в изобразительном искусстве, форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путём создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т. д. ). Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. «Малле Баббе», 1629). Иногда это целый зашифрованный текст, сообщающий информацию о персонажах, как в «Двойном портрете французских послов Ж. де Динтевиля и Ж. де Сельва» (1533). У них было одиннадцать детей. Но бывали и исключения.
Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Другие художники воссоздают события прошлого (историческая живопись). Острой жизненной характерностью образов, свежестью живописной манеры отличаются портреты Хогарта («Капитан Т. Корем», 1740 «Автопортрет», 1745 «Девушка с креветками», 1760-е гг. ). Он дерзко смотрит на зрителя, словно желая затеять с ним ссору.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Источником создания художественных образов для многих мастеров становится непосредственное обращение к окружающему миру (пейзаж, натюрморт, бытовая живопись). В четырёх полотнах цикла изображены «Предвыборный банкет», на котором спаивают до бесчувствия будущих избирателей подкупы, совершаемые средь бела дня при стечении народа, сами выборы с подлогом и обманом и, наконец, «Триумф избранных в парламент», где и победители и чествующие их горожане предстают сборищем опасных безумцев. Первое предположение напрашивается само собой. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М.
Умер художник в 1666 году. Malle Babbe содержала одну из городских харчевен или портовых таверн. По рекомендации Эразма Роттердамского Хольбейн был приглашён во Францию, где работал при дворе Франциска I (1524) и затем в Англию (с 1526г. ). Вначале Халс с юмором изображал притязания своих современников казаться похожими на аристократов («Портрет Виллема ван Хейтхейзена», ок. 1626г. ).
Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Адриана. В грозном пророке, который, увидев отступничество своего народа от закона, готов разбить скрижали "Завета", скульптор показал человека вулканической силы страстей.
В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. У этих маленьких мастеров были все достоинства и недостатки их сограждан. Дальше нам остается лишь строить предположения. Картина поражает своей застывшей атмосферой.
Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Дела мельника Гарменца Герритсзоона ван Рейна идут хорошо. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение.
Особая политическая острота отличает серию «Выборы в парламент» (1753—54), в которой выборы предстают бессовестной дракой за власть. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине.
Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Художник провел за мольбертом более полувека. Луки» состоялось в очень короткие сроки. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
Позднее он испытал горькое разочарование в жизни, отмечая сходные переживания и у своих моделей. В «Банкете офицеров роты Св. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки).
Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Лондон. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
Франс Халс (1582/1583 – 1666) – знаменитый голландский художник. Халс поднял групповой портрет до уровня исторической картины. стр. ) – выразительный тому пример. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Праздник отличался размахом и длительностью.
На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Прославился прежде всего как портретист. В числе работ этого великого живописца много потрясающих полотен, но одной из самых заметных является картина «Малле Баббе» («Malle Babbe»). Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Впоследствии такая композиция стала классической формулой изображения человека науки, которой воспользовался в числе других мастеров Рембрандт («Портрет учёного»). Халс много работает в жанре группового портрета. А. С. Потрясает своей беспощадной правдивостью алтарная картина «Мёртвый Христос» (1521).
Известно также, что в 1653 году Малле Баббе была помещена в исправительный дом. В первой картине серии «Брачный контракт» представлены все персонажи живописной пьесы, между которыми нет ни одного положительного. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. 1640-х гг.
Среди корифеев мирового искусства есть особенно любимые, священные имена. Комедия в живописных и графических циклах художника перерастает в трагедию. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Адриана.
до н. э. ). Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». В настоящее время находится в Национальной галерее Берлина. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
Нос большой, утолщающийся книзу и к тому же маленькие сощуренные глаза. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову).
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). В этом, как и во всех портретах, замечательно мастерство владения цветом, особенно в вариациях черного на костюме. Один из рембрандтовских нищих в современных художественных каталогов так и называется – «В стиле Калло». Они сами умеют за себя постоять. Была ли она ведьмой. Возможно, что "Цыганку" заказала Хальсу какая-нибудь содержательница публичного дома, дабы подогревать чувственность клиентов.
Так, его портрет Исаака Массы, написанный в 1626 году, стал первым в истории западноевропейской живописи, на котором человек сидит практически спиной к зрителю и смотрит на него, повернув голову через плечо.
Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Изменяется колорит, построенный на оттенках чёрных и серых тонов. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. 1650).
Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
В отличие от Брейгеля, создавшего незабываемые образы обреченных судьбой страшных калек, тупых, плотоядных, алчных и злобных, Калло сочувственно показывал униженных изуродованных жизнью людей.
Его обнажили – не без почтения, правда, но с беспощадным любопытством. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Однако его манера абсолютно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта. Ещё при жизни художника с неё была создана гравюра., её пытались повторять его ученики, но «хальсовский» смех плохо поддаётся копированию. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. Размер: 73х58, 5 (масло). В теоретическом трактате «Анализ красоты» (1753) художник выдвинул принцип использования в качестве основы композиции змеевидной «линии красоты и грации», позволяющей воспроизвести жизнь во всём многообразии.
В свете разгоравшегося дня он различал все так необходимые ему подробности: впалые щеки, припухлые животы, особенно заметные на фоне изможденных худобой тел, локти, высовывавшиеся из продранных рукавов.
1620-х он был одним из самых почитаемых мастеров, к нему поступали многочисленные заказы. 1626 послужила одна из его дочерей. Выразительный рот Рембрандта всегда плотно закрыт. Луки. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Дальше нам остается лишь строить предположения. В 1625 году Хальс написал своего друга, торговца полотном Хетхейсена, в полный рост, в аристократической позе. Репутация Хальса тоже была небезупречной.
Он создавал портреты-типы, нечто среднее между портретом и жанровой композицией. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений. Портреты 1650—60-х гг. А. С. Данное произведение является одним из знаковых во всём творчестве Франса Халса. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.
Серия «Модный брак» посвящена браку-сделке между сыном обедневшего дворянина и дочерью богатого купца. Сверх того, рассказывается о более чем двадцати картинах других великих художников, в том числе Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
Некоторые из них имеют аллегорический смысл изображая человеческие слабости и пороки, но независимо от этого отличаются полнокровной жизненностью («Цыганка», ок. 1630г. Мрачные раздумья переполняли сознание художника. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур.