Картина Меризи да Караваджо «Маленький больной Вакх» относится к раннему периоду творчества художника. В это время были написаны такие картины Караваджо, как Маленький больной Вакх и Мальчик с корзиной фруктов.
Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь.
«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Все это позволяет сосредотачивать внимание не на действии (и его здесь нет), а на самых тонких чувствах персонажей. 1593, там же), «Вакх» (ок. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё.
Войско отступает и народ спасен. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio) (1573–1610). Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Франциск Ассизский. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо.
Живые краски играющие на лице Вакха, его дразнящая улыбка, мнимая серьезность его «божественного достоинства» — художник всеми доступными средствами пытается принизить возвышенные идеалы и художественные традиции искусства Возрождения. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. (маньеризм и академизм). Будучи старшим по возрасту и самым опытным в мастерской, Просперино умел сглаживать острые углы и улаживать любые конфликты. Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Лучии, 1608 г. ). Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Но пока тему бренности бытия молодой Караваджо обыграл с юмором: себя, еще не оправившегося от тяжелого недуга, что видно по бледной коже, зеленоватому оттенку лица, слабости руки, держащей гроздь винограда, он представил в образе Вакха.
Суровый реализм творчества Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». У него грубая ряса, дыра на плече. И это самое ценное в картине.
1605-1606 гг. ). Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Вакх, написанный с известной долей иронии и натюрморт со следами увядания освещены мягким осенним светом, словно автор прощается с мифологией, в плену которой итальянская живопись пребывала долгие годы и в последний раз вглядывается в фигуру юноши и лежащие перед ним плоды, чья судьба предрешена и скоро они канут в Лету. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Так у художника появился сильный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте. Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Аннучча была признательна ему за заступничество. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. «Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно.
Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Как было принято, маэстро заставлял писать натюрморты и копировать Рафаэля. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти.
Он отучился в художественной школе в Милане. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Но художнику удавалось лёгкой шуткой снять напряжение и тогда лицо миловидной Лючии расплывалось в улыбке. Джулио Манчини — один из первых биографов Караваджо — замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава». Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. Его внешность примечательна, но он далеко не красавец. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете.
Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Узнав о случившемся, тут же объявился обладавший редким чутьём синьор Валентино, предложивший на время перебраться к нему. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной.
У левого глаза припухлость от ушиба. Караваджо родился в семье архитектора. Тому нет документальных подтверждений. В Дублине в 1990 году монастырь Св.
После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи.
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Но поскольку писались они в монастырском госпитале, можно предположить, что темой их была борьба со смертью, желание во что бы то ни стало выжить. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Учился у Симоне Петерцано в Милане.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов Удивительная конкретность и материальность форм отличают заказные религиозные произведения художника, принесшие ему скандальную известность необычной жизненностью и демократизмом. А было ли ему свойственно такое чувство. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Первой такой работой была «Ваза с цветами».
«Экстаз св. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
Папским постановлением художник был осужден. История такова. Лучии", 1608 г. ). Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован.
Вот таким образом Марио у него совсем не похож на себя в обличье женоподобного и пышнотелого Бахуса с густой копной волос, скорее смахивающей на парик, с небрежно нацепленным на голову нелепым венком из пёстрых виноградных листьев. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.
1605-1606 гг. ). Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо.
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом».
Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. Уделом слабых были задворки жизни, где неудачники топили горе в вине и теряли надежду на спасение, всё ниже опускаясь на дно и пополняя ряды римских borboni — бродяг. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Поначалу он бедствовал, работал по найму. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. А это накладывало на него ответственность за юношу, который покинул мастерскую Чезари и последовал за старшим товарищем, дабы не оставлять его одного в трудную минуту, за что Караваджо был ему бесконечно благодарен — вдвоём всегда легче сносить невзгоды. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Можно с уверенностью утверждать, что это одно из самых светлых по настроению, самых поэтичных полотен Караваджо, в котором рассказывается о простых людях, живущих на этой земле, о природе и красоте окружающего мира, хотя в нём немало тревог и лишений. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. По свидетельствам современников, художник настолько обнищал, что ходил в обносках с чужого плеча, предложенных из сострадания кем-то из товарищей по цеху. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Третья картина — «Св. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения.
К ним приковано всё внимание — надо признать, в ущерб дальним планам из-за нарушения представления о единстве и непрерывности пространства. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Наградой ему служит божественное откровение.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.
Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). "Смерть Марии", ок.
Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Картина не была принята единодушно.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников.
На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Он выступает посредником между Небом и Землёй. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет». Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели – «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива – «Мальчик с корзиной фруктов».
И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами». В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта.
Настоящая драма развернулась тогда на его полотнах. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Караваджо имел весьма необузданный темперамент, который доводил го до сложных, а иногда даже и опасных ситуаций.
Итальянский художник. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
При этом явно проявлялись существенно новые черты. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне.
Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь.
Картина принадлежит к небольшому циклу ранних работ, считающихся автопортретами. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Смерть Марии, ок. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок.
Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Фигура Вакха воспринимается столь осязательно-конкретно благодаря новому композиционному приему «фрагментирования» натуры. То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где абсолютно точно художник написал самого себя (1606).
Время было за полночь и так как поступивший больной был в критическом состоянии и не приходил в сознание, ночные сторожа поместили его в подвальном помещении рядом с мертвецкой. Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596).
Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Окружающей фигуру обстановки (кроме переднего плана) нет вообще: она заменена контрастом света и тени («тенебросо»).
Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, вот таким образом он держит в руках череп. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. На всех изображённых на картине дарах земли, как и на самом Вакхе, лежит печать хвори источаемой изнутри червём.
Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Он ценил эти тихие вечера. Забрав ее собой, она возвращается за стены города и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения.
Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. Успех не заставил себя долго ждать. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. В алтарных картинах «Мученичество св.
После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет").
Живой пронизывающий взгляд с искоркой иронии вызывал расположение, но после хваткого рукопожатия тут же возникало желание пересчитать пальцы на руке. Черноокий молодой парень с копной тёмных вьющихся волос и слегка откинутой назад головой, равно как и прижатая к его груди корзина с фруктами в обрамлении подёрнутых желтизной виноградных листьев — всё это написано настолько живо и правдоподобно, что заставляет забыть о частностях, сосредоточивая внимание на образе типичного римского рассыльного из зеленной лавки, самоуверенного и знающего себе цену. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно.
Образ «Св. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть.
О судьбе портрета ничего не известно. Его охватило волнение. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Когда Филлида представляла Джустиньяни своих друзей, его взгляд украдкой скользил по картине, поставленной на каминную плиту. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Натюрморт – книга, перо – показывает, что святой стал проводником божественного слова. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Художника подняли в палаты, обеспечили уход и он выжил. Один их вид вызывает во рту оскомину. В 1592—1594 гг.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время.
Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Не отступая от традиций изображает чудище в предсмертных муках Караваджо.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения.
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы.
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Но любил ли он её, трудно сказать. Однако, заказчик эту картину отверг. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Караваджизм). И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им.
Иеронима» (1606) – пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
В данном случае — меланхолии. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Таковы картины Караваджо изображающие устрашающие моменты смертей.
Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов.
Девушка пробралась в палатку полководца. Об этом старается напомнить художник своему зрителю.
Жизнь завертелась — только поспевай. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку.
Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет. Так молодой художник из окружения кардинала получил заказ на две картины. На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». Сюжет основывается на евангельском тексте.
1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Пришлось завести кошку.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Поза у Вакха неудобная. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Пожалуй, «Лютнист» позволяет констатировать не один, а три приема, что станут отличительными свойствами творчества Караваджо Все видимое прописано досконально, осязательно (фотографически). «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Вряд ли Караваджо знал о существовании того стихотворения, опубликованного в Венеции в 1590 году.
Он мог так сидеть часами. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Несмотря на нищенское полуголодное существование, Караваджо действительно чувствовал себя счастливым, особенно когда ему удавалось выхватить из разноликой уличной толпы нужный типаж. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Тут было над чем призадуматься. Родился 28 сентября 1573 года. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.
На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Франциску.
Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок.
Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. У Караваджо изображено откровенное насилие. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. (маньеризм и академизм).
Франциска, как бедного странника, как паломника. В дальнейшем художник не раз обращался за содействием к обходительному и всегда готовому прийти на помощь Валентино. Ответить трудно. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Итальянский художник. «Усекновение» – это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. А пока его глубоко тронула несчастная участь полюбившейся ему неунывающей Аннуччи, как и многих её подруг, которых он хорошо знал.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг.