Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей прошел в пятницу в посольстве Италии в Москве. В посольстве Италии журналистам представили картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей". Картина Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства. Предварительный показ знаменитой картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» прошел в пятницу в Посольстве Италии в Москве.
Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Пришлось завести кошку. И это самое ценное в картине. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего.
Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Но однажды под влиянием одной вспомнившейся мелодии в памяти ожили безмятежные дни юности, проведённые в Венеции, встречи с одержимым музыкой Монтеверди, который раскрывал перед ними сокровища сказочного города и заставлял вслушиваться в плеск волн, неожиданно пришло долгожданное озарение. Он отучился в художественной школе в Милане. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».
Ведь по слухам, на картине изображен другКараваджо Миннити, с которым, как считается художникасвязывала близость. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
У левого глаза припухлость от ушиба. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров.
Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Его душил жгучий гнев при мысли о судьбе юной грешницы, торгующей своим телом, к которой, однако, не приставала никакая грязь и душа её оставалась ангельски чиста.
Ответить трудно. Караваджо мог в качестве натуры использовать настоящий труп Творческая судьба Караваджо была непростой. Его охватило волнение. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой.
Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Сама ящерица остается в тени и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен.
С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которойКараваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой.
Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее.
Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи.
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Каменная столешница, отполированная временем, перед съёжившимся от озноба Вакхом скорее напоминает стол для покойников в холодной мертвецкой, да и от самой картины исходит сумрачный таинственный свет, создавая безрадостную атмосферу. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Когда Филлида представляла Джустиньяни своих друзей, его взгляд украдкой скользил по картине, поставленной на каминную плиту.
Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. В творчестве Караваджо есть множество картинс библейскими сюжетами.
Мягкие и едва уловимые переходы от света к тени создают атмосферу умиротворённости, способствующей неспешному созерцанию самой картины. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Стоит отметить, что у художника много работ с изображениями юношей. Исповедовался он крайне редко, да и то чтобы сделать приятное добрейшему монсиньору Петриньяни. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. А было ли ему свойственно такое чувство.
Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. О судьбе портрета ничего не известно. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей».
Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.
Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Но любил ли он её, трудно сказать. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Одной из самых известных картинКараваджоявляется картина«Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица. Он любил с ней поболтать, угощая её вином, как это принято с девицами, подсаживающимися за столик к мужчине.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Молчание явно затянулось для начинающих терять терпение молодых людей, а Караваджо в душе уже корил себя, что ввязался в глупую затею. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Фигуры в его картинах наполнены контрастом.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», котораяопределенносоздает атмосферу созидания, покоя и умиротворения. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Бог виноделия вальяжно развалился на диване, обитом полосатой тканью, словно на триклинии, на котором обычно возлежали древние римляне известные своим чревоугодием и склонностью к обильным возлияниям за застольными беседами. Почти полгода молодой организм боролся со смертью и благодаря уходу врача и сиделок дело постепенно пошло на поправку. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Караваджо.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. На всех изображённых на картине дарах земли, как и на самом Вакхе, лежит печать хвори источаемой изнутри червём. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала.
Они-то и ввели её в свой порочный круг. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Наняв пролётку, они отвезли друга в госпиталь при церкви Санта-Мария делла Консолационе, возведённой их отцом.
На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Эти картины неизвестного художника не заинтересовали ценителей живописи и перекупщиков, так как не соответствовали господствующим тогда вкусам, когда эталонными считались картины маньеристов.
Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Его выразительная фигура делит картину на две уравновешенные половины по правилу золотого сечения, разработанному Леонардо да Винчи. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Он мог так сидеть часами.
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха».
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Он ценил эти тихие вечера. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания.
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Первой такой работой была «Ваза с цветами». Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. Жизнь завертелась — только поспевай. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
«Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Судьба Караваджо была поистине непростой. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай.
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Между ними завязалась потасовка, на которую присутствующие не обратили никакого внимания — дело привычное. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения.
Один их вид вызывает во рту оскомину. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла.
Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера».
В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. В дальнейшем они оказали сильное воздействие на развитие жанровой живописи вплоть до начала XIX века. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3).
Её мягкую поступь, лёгкое дыхание и нежное прикосновение рук он постоянно ощущал, когда его лихорадило и мучила жажда, не дававшая заснуть. «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) Холст, масло. Наверное, такая драматическая жизнь немало поспособствовала его ярко выраженной, экспрессивной живописи.
Тонкий запах этих деликатесов ещё не выветрился, вызывая урчание в животе у вечно голодных молодых постояльцев монсиньора Петриньяни, но и привлекая в подвал стаи крыс, от которых не было житья.
На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно».
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Тут было над чем призадуматься. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья.
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Например, такие работы, как«Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции или картина«Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычныйуличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Работа продвигалась медленно, поскольку Караваджо постоянно исправлял написанное, нервничал и быстро утомлялся. Вполне правомерно предположить, что в нём содержатся отнюдь не благовония, а целебное снадобье для заживления рубцов на спине, полученных несчастной Аннуччей, когда ее поймали в неурочное время за пределами Ортаччо и с позором провезли по центральным улицам города на осле, причем каждый прохожий мог хлестнуть несчастную бичом.
Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке.
Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Поза у Вакха неудобная. В отличие от работавших в Италии фламандцев, которые прославились своими натюрмортами, Караваджо отказался от богемского хрусталя, ваз из муранского стекла, перламутровых раковин, златотканых материй и прочих атрибутов роскоши избрав самые обыденные предметы, сопровождающие человека в его повседневной жизни, что полностью отвечало его эстетическим взглядам. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.
Успех не заставил себя долго ждать. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Некоторые исследователи склонны рассматривать эту работу в качестве иллюстрации стихотворения полузабытого поэта XVI века Грегорио Команини, в котором повторяется избитый мотив скоротечности жизни и необходимости дорожить каждым её мигом.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Аннучча была признательна ему за заступничество. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия.
Муцио был одной из первых моделей Караваджо, запечатлевшихся в его памяти и для него не составило особого труда вспомнить и воспроизвести черты друга. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Позднее оказалось, что неудача ненавистного соперника, вынужденного в конце концов отказаться от заказа и вернуть полученный аванс, обернулась для Караваджо тем долгожданным счастливым случаем, о чём он мог только мечтать и позволила ему заявить о себе в полный голос, доказав всем, на что он способен. Оплачивала все это мать, которая его боготворила.
Характер у юноши был вздорный. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке. Он выступает посредником между Небом и Землёй.
Столь приземлённый и противоречащий традиции показ грешницы в образе обычной римской проститутки заставляет по-иному взглянуть на композицию картины и на составляющий часть натюрморта стеклянный сосуд.
Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя.
Картина не была принята единодушно. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.